В современном мире есть масса профессий, которые направлены на оказание помощи людям: спасатели, медики, работники социальных служб. Сегодня мы поговорим о профессии дефектолог, представители которой занимаются с детьми, имеющими отклонения от нормального физического и психологического развития.
Именно эти специалисты дают шанс аномальным детям социализироваться в обществе и изменить судьбу в лучшую сторону.
Чем занимается дефектолог
Чем занимается и что делает дефектолог? Специалистов принято разделять на две категории: тех, кто обучает и воспитывает детей с психологическими отклонениями и тех, кто работает в области коррекционной педагогики.
Дефектология как наука появилась относительно недавно. В этом нет ничего удивительного, ведь раньше аномальных детей никто не лечил, от них попросту избавлялись. В компетенцию современного специалиста входит не только непосредственная работа с детишками, но и изучение особенностей и закономерностей тех или иных отклонений.
За последние 20 лет дефектология получила дополнительный импульс к развитию. Начав свое развитие в качестве теоретической дисциплины, она превратилась в практическую концепцию, направленную на внедрение эффективных методов лечения врожденных и приобретенных дефектов.
Работа с детьми требует от специалиста определенных качеств. Среди них:
- терпение;
- стрессоустойчивость;
- отличная память;
- дружелюбие;
- развитая способность к сопереживанию.
Простому обывателю кажется, что дефектолог работает только с детьми, у которых наблюдаются физически и психоэмоциональные отклонения. Это не совсем так. В обязанности специалиста входит подбор методик для детей с проблемами успеваемости, понимания предметов в школе.
Занятия со специалистом длятся согласно разработанного плана в течении определенного времени. Когда пробелы в знаниях заполнены, занятия прекращаются.
Плюсы и минусы профессии дефектолог
Преимущества:
- социально важная профессия. Специалисты дарят детям шанс на счастливую жизнь;
- востребованность профессии на рынке труда;
- возможность совмещать работу и частную практику.
Недостатки:
- психологически сложная работа. Специалист подвержен риску переутомления, проявлений депрессии;
- скромная оплата труда в госучреждениях.
Зарплата дефектолога
Зарплата дефектолога колеблется в диапазоне 25-35 тыс. рублей. Исследования рынка труда показали, что самые высокие зарплаты готовы предложить работодатели Камчатского края и Московской области:
Где учиться на дефектолога? Как мы отмечали выше, данная профессия – это симбиоз наук, где педагогика является основополагающей. Если Вы решили стать дефектологом, присмотритесь к педагогическим ВУЗам, на базе которых есть факультет дефектологии.
Среди простых обывателей бытует мнение, что освоить профессию можно на специализированных курсах. Это заблуждение, что бы стать специалистом, необходимо поступать в университет.
Чем отличается логопед от дефектолога?
В чем разница дефектолога и логопеда? Основное отличие – это сфера компетенции специалиста. предполагает работу с детишками, у которых наблюдается нарушение произношения звуков, сложных слов. Логопед корректирует невнятную речь ребенка, показывает правильное произношение сложных звуков. Зачастую специалист работает с детьми от трех до шести лет.
Дефектолог занимается общим развитием ребенка, борется с психофизическими проблемами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, развивает эмоционально-волевую составляющую.
Профессия логопеда — актуальная во все времена. В нынешнее время, к сожалению, все чаще рождаются дети с различными нарушениями развития. Соответственно, их в ближайшем будущем ждут проблемы с речью. Однако нарушения речи свойственны и здоровым детям, с сохранным интеллектом, нормальным зрением и слухом. С такими детьми работают, как правило, логопеды, а с более «тяжелыми» — логопеды-дефектологи.
Хороший логопед-дефектолог всегда был на вес золота. Дело в том, что в основной своей массе высшие учебные заведения выпускают специалистов-дефектологов с ориентацией на работу в школе. В детских садах же и дошкольных центрах их работу выполняют логопеды, что обуславливает не всегда чисто индивидуальный подход к каждому «проблемному» ребенку. Кроме того, далеко не всякий детский логопед, работающий в дошкольном образовательном учреждении, в достаточной мере образован для того, чтобы работать с детьми, у которых присутствуют задержки психического, физического развития. Настоящие дефектологи «водятся» преимущественно в специализированных коррекционных центрах, где лечат детей с теми или иными отставаниями в развитии.
В детских коррекционных центрах работают логопеды-дефектологи с различной узкой специализацией — сурдопедагоги, чья деятельность направлена на работу с плохо слышащими или глухими детьми; олигофренопедагоги, занимающиеся с теми ребятами, у которых присутствует задержка умственного развития; учителя-тифлопедагоги, в компетенции которых коррекция задержки речи у детей с нарушением зрения. Дефектологи ведут работу с детьми, имеющими диагноз «детский церебральный паралич», страдающими выраженным гидроцефальным синдромом, повышенным внутричерепным давлением, неврологическими, психическими заболеваниями и т. д.
Деятельность дефектологов в целом направлена на развитие познавательной деятельности ребенка. Они работают над развитием памяти малыша, его внимания, мышления, восприятия. Их задача — скорректировать те проблемы, которые имеются у ребенка, максимально приблизить его развитие к уровню нормального. Учитель-дефектолог всегда работает в тандеме с логопедом. Оптимально, если специалист совмещает и ту, и другую профессию в одном лице. Ведь тогда при разработке общей коррекционной программы он сможет гармонично учитывать и возможности параллельного развития речи ребенка.
Человек, чувствующий, что хочет и может приобрести специальность, связанную с работой над развитием правильных речевых навыков как у детей, так и у взрослых, может подумать о поступлении в высшее учебное заведение. Это может быть университет или педагогический институт, а в них — кафедра логопедии или дефектологический факультет. Важно, чтобы у самого поступающего в вуз не было никаких дефектов речи и слуха, что понятно. Что касается востребованности данной специальности в нынешнее время, то, например, самый высокий конкурс присутствует при поступлении на факультет «логопедия». На факультет «дошкольная дефектология» конкурс ощутимо меньше, хотя нередко люди, выпустившиеся по специальности «логопедия», приобретают второе высшее образование именно в дошкольной дефектологии, поскольку, начиная работать с детьми до семи лет, ощущают недостаток знаний.
Выпускник логопедического или дефектологического факультета никогда не останется без работы. Ему останется только выбирать — будет ли это работа в детском саду, средней общеобразовательной школе (государственной или частной), коррекционном центре, детском доме или школе-интернате для детей с различными нарушениями в развитии, логопедических центрах, пунктах.
Кроме того, всегда требуется логопед на дом. Ведь если ребенок еще мал, или у него имеется тяжелое заболевание, или его родителям некогда или неудобно возить своего ребенка несколько раз в неделю на занятия с логопедом, всегда можно найти специалиста, который будет приезжать домой и заниматься в спокойной и хорошо знакомой для ребенка обстановке. И это создает только положительный эффект от занятий, так как логопед для ребенка будет заниматься с ним индивидуально, в присутствии родителей (или хотя бы одного из них), чтобы они учились тем упражнениям, которые им предстоит отрабатывать с малышом в отсутствие педагога.
Частные занятия на дому с ребенком также удобны и выгодны самому логопеду. Во-первых, он будет уверен в регулярности и четкости их проведения, поскольку будет являться на них сам, а пунктуальность занятий — основа основ успешного лечения. Во-вторых, подобные уроки неплохо оплачиваются. И, наконец, в-третьих: позанимавшись определенное время с одним ребенком и добившись желаемых результатов, тем самым логопед начинает делать себе «имя», нарабатывать известность как профессиональный, высококлассный специалист, которому можно доверить своего малыша и не бояться, что драгоценное время будет упущено, потрачено впустую.
В России нет специальности логопед-дефектолог! Дорогие мамы! Хочется пояснить, кто такой дефектолог и кто такой логопед.
Я являюсь учителем-логопедом ДОУ комбинированного вида, в 2002 году окончила МПГУ, дефектологический факультет, отделении логопедии, имею высшую квалификационную категорию.
Во-первых, в нашей стране ВУЗы никогда не готовили и не готовят логопедов-дефектологов, такой специальности нет (сайт профессорско-педагогического состава кафедры логопедии МПГУ ). В узком смысле есть логопеды (учителя-логопеды) и есть дефектологи (учителя-дефектологи), специализация их отличается. В широком смысле, ВСЕ выпускники дефектологических факультетов дефектологи: и логопеды, и сурдопедагоги, и олигофренопедагоги, и тифлопедагоги.
Еще раз, есть такие специалисты:
Логопед (дефектолог),
Дефектолог (олигофренопедагог),
Сурдопедагог (дефектолог)
Тифлопедагог (дефектолог).
Все выпускники деффаков имеют помимо основной специальности еще и дополнительную. Обычно в дипломе сурдо-, олиго-, тифлопедагога вписана Логопедия, как дополнительная специальность, что дает право дефектологу работать учителем-логопедом. В дипломах логопедов тоже есть такая запись, например, специальный психолог (еще одно универсальное название дефектолога). Что дает право любому дефектологу работать логопедом или дефектологом в дошкольном учреждении (но не в здравоохранении). Например, логопедом-афазиологом (восстановление речи после инсульта), фонопедом (нарушения голоса) имеет право работать только логопед, закончивший отделение логопедии. Думаю, пояснять не надо, что первоначальный уровень подготовки логопеда по основной специальности логопедия, отличается от уровня знаний по логопедии олигофренопедагога. Если олигофренопедагог или сурдопедагог после ВУЗа (или позже) поступает в образовательное учреждение на должность учителя-логопеда, накапливает опыт работы, повышает свою квалификацию в этой специальности, то перед нами логопед. И такой специалист не будет представлятся логопедом-дефектологом, дабы не путать никого, а представится логопедом. Формулировка логопед-дефектолог абсурдна и совершенно не характеризует специалиста, в кругу специалистов она не звучит, это формулировка для мам. Хочется спросить, так логопед или все-таки дефектолог? Либо просто можно не понять в чем суть такой формулировки, т.к. любой логопед дефектолог. Одно дело иметь право работать по диплому логопедом, другое дело быть, являться, т.е. работать логопедом. Если дефектолог работает учителем-дефектологом, перед нами дефектолог, но никак не логопед. Логопед-дефектолог – это продукт частной практики, но не специального образования. Чаще всего так себя называют выпускники дефектологических факультетов по специальностям: сурдопедагогика, олигофренопедагогика, дошкольная дефектология и подрабатывающие логопедами (ставят звуки).
Немного остановлюсь на работе специалистов. Дефектолог в узком значении – это чаще всего олигофренопедагог, который работает с детьми, имеющими задержку психического развития, олигофрению (умственную отсталость), ДЦП, аутизм, а также сложную структуру дефекта (наличие нескольких дефектов в развитии одновременно). Дефектолог оказывает помощь детям и с нормальным интеллектом, имеющим нарушения в физической и психо-эмоциональной сфере, трудности обучения в школе, проводит занятия по ФЭМП, ознакомлению с окружающим и развитию речи, обучению грамоте, игре, конструированию. В последние годы учителя-дефектологи (олигофренопедагоги) занимаются практически всеми видами нарушений интеллекта – от минимальных мозговых дисфункций до глубоких форм умственной отсталости. Если у ребенка ЗПР, ЗПРР рекомендованы занятия с учителем-дефектологом. Уровень подготовки учителя-дефектолога предполагает наличие у него навыков логопедической коррекции, он владеет приемами работы по развитию речи, а также приемами коррекции звукопроизношения. Но если у ребенка с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна и др. нарушениями есть еще и тяжелое нарушение речи (алалия, дизартрия, заикание), коррекцией этих нарушений должен заниматься логопед.
Ошибочно представление о логопеде, как о специалисте по постановке звуков. Ошибочно представление о логопеде, как о специалисте, работающем с «нормальными» детьми, в отличие от дефектолога («логопеда-дефектолога»), который работает с детьми со сложной структурой дефекта. Все нарушения речи, кроме дислалии (косноязычие), – это нарушения развития разной степени тяжести, и эти дети «не норма». Скорее всего, дефектолог обладает навыками звукопостановки, но не владеет методикой работы с алаликами и дизартриками. Логопед занимается любыми речевыми проблемами в любом возрасте (от нуля и до старости). Как при нарушениях слуха у ребенка вторично идет нарушение всех других психических функций, в том числе речи (сурдопедагог знает специфику работы по развитию речи слабослышащих детей); а при нарушениях интеллекта, идет вторичное нарушение речи, так и при тяжелых нарушениях речи, у ребенка идет вторичное нарушение психического развития. Поэтому логопед тоже работает над развитием у ребенка памяти, внимания, мышления, восприятия, произвольности, моторики и т.д, он владеет всеми необходимыми для этого приемами работы и методиками.
Отдельно хочу затронуть работу с детьми раннего возраста. Если у ребенка (из-за возраста) стоит универсальное заключение невролога ЗПРР и ЗРР, ребенок пока неречевой, то с ним успешно может работать и квалифицированный логопед и квалифицированный дефектолог. О безграмотных, непрофессиональных специалистов (из числа логопедов, которые говорят, что логопед с малышами не работает, приходите в 4года, там посмотрим) я здесь не говорю. Главное здесь опыт работы специалиста с подобными детьми, с такими нарушениями. Поэтому у специалиста нужно спрашивать, не «Вы логопед или логопед-дефектолог?, а имеете ли вы успешный опыт в работе с безречевыми детьми, с детьми с задержкой развития, с АЧ и и.д.?» Грамотный логопед, начиная заниматься с 2-хлетним неговорящим ребенком, не будет сразу бросаться вызывать у него звуки, речь, и биться и биться над этим. Работа начинается всегда с установления контакта (эмоциональности, контактности), стимулируется мотивация общения, имитация (начиная с имитации движений самых разных), развития внимания, усидчивости, мышления, понимания речи и много играть на ковре. Параллельно с этим применяет приемы по «вызыванию» речи. Грамотный дефектолог делает примерно то же самое. В данном случае, не принципиально, кто занимается – логопед или дефектолог, главное, чтобы это был хороший специалист. В более старшем возрасте, когда диагноз уточнится, по ведущему нарушению определиться и специалист, при ЗПР, УО – дефектолог, при ОНР (алалии) – логопед, РДА – много разных специалистов, помощь нужна разносторонняя и профессиональная.
Обязательно интересуйтесь образованием и опытом работы специалиста, его квалификацией и специализацией, не стесняйтесь спрашивать диплом и сертификаты о повышении квалификации, задавайте вопросы, и после этого делайте выводы подходит вам этот человек или нет, но, пожалуйста, не основывайтесь на ложной классификации – Логопед-Логопед-дефектолог-Дефектолог, так можно и хорошего специалиста «просмотреть», который просто может быть не в курсе «форумских шифров».
Целью написания данного поста не являлось желание возвысить одного специалиста и поставить на место другого. Есть востребованные и нужные специальности, это и логопеды и дефектологи. Какому-то ребенку необходим логопед, кому-то дефектолог, а кому-то и логопед и дефектолог. Отталкивайтесь в выборе педагога от потребностей ребенка, какой нужен специалист всегда можно уточнить у профессионала (невролога, психолога, дефектолога и др.). А к логопедам-дефектологам загляните в диплом и потом расскажите, пожалуйста, где они учились и работали по такой специальности.
Р
одители привели ребенка
к логопеду с жалобой, что ребенок еще ничего не
говорит (а возраст уже такой, что надо не просто
говорить отдельные слова, но исторгать потоки
слов). Логопед посмотрел малыша и говорит: «Я пока
еще не нужен, сначала пусть поработает психолог,
а потом, если что-то по моей линии появится, тогда
уж и ко мне».
Согласитесь, ситуация почти абсурдная. Какой это
логопед вот так своими руками отдаст
неговорящего ребенка психологу? Хотя уже
развивается так называемая оротерапия -
растормаживание речи средствами
психологической работы. А если это нарушения
чтения и письма, объединяемые логопедами в
«нарушения письменной речи»? Здесь такая
ситуация может произойти? К сожалению, тоже пока
еще нет.
А бывает ли так, что после логопедической работы,
дабы, если можно так выразиться, придать блеск
работе логопеда, призывают на помощь психолога?
Тоже ситуация маловероятная, за исключением
одного случая, когда необходима дополнительная
психотерапевтическая поддержка родителям либо
самому ребенку.
Когда речь идет о личностных или, по крайней мере,
эмоциональных особенностях, логопед почти
безоговорочно отдаст приоритет психологу. Во
всех остальных случаях, которые не касаются
«души», вряд ли «поделится». Почему это
происходит? Где проходит в умах специалистов
водораздел между логопедией (более строго,
коррекционной педагогикой, которая раньше
называлась дефектологией) и психологией?
НА ДВУХ СТУЛЬЯХ
Для начала определимся с дефинициями. Как
известно, логопедия входит в общий блок
педагогических дисциплин вместе с
олигофренопедагогикой, тифло- и
сурдопедагогикой. Все они объединены в общее
понятие «коррекционная педагогика». Раньше, как
уже отмечалось, эта область педагогической науки
называлась «дефектология», что и закрепилось в
названии подобного специалиста - «дефектолог».
Таким образом, если разграничивать логопедию и
психологию, то надо говорить в целом о
дефектологии (это определение мне ближе, да и
исторические корни надо уважать) и психологии.
Но здесь есть одна немаловажная поправка. В этот
же блок входит и специальная психология, которая
еще относится к разделу специальных
педагогических дисциплин. Правда, в последнее
время даже ведущие специалисты Института
коррекционной педагогики (раньше -
дефектологии) справедливо поставили вопрос о
выделении специальной психологии в отдельную
дисциплину - скорее психологическую, чем
дефектологическую (педагогическую). И это
правильно.
Таким образом, как бы в промежуток между той
психологией, которой занимаются школьные
психологи, и дефектологией вклинилась еще и
специальная психология. Получается, что
существует отдельная отрасль психологии (со
своими объектом и предметом, методологией и
методами с методиками), которая пока еще «сидит
на двух стульях»: на педагогическом (немножко) и
психологическом (все увереннее, даже в чисто
юридическом плане).
Хотя суть дела это не меняет. И дефектологи, и
«чистые» педагоги относят специальных
психологов к «чистым» психологам. Для нас это
разграничение очень важно. На мой взгляд, отличие
психологии от специальной психологии достаточно
условно и проходит по линии: общетеоретические
вопросы психологии развития, сопровождение
образования (экспертиза образовательных
программ, образовательной среды, учебников и
т.п.), нормативы развития ребенка, с одной стороны,
и практическая работа с детьми, родителями и
педагогами - с другой.
Как только речь заходит о конкретной,
непосредственной работе с детьми и другими
субъектами образовательного пространства, я
считаю более правильным говорить именно о
специальной, а не о практической психологии,
поскольку на практике психологу приходится
иметь дело исключительно с проблемами - детей,
их родителей, а следовательно и педагогов,
обучающих этих детей и «вправляющих мозги» их
родителям.
И проблемы в обучении (то есть «включение»
ребенка в образование и стандартная динамика
усвоения знаний и развития) - тоже область
специальной психологии как науки об оказании
специализированной помощи всем, кто в ней
нуждается. Как только возникают проблемы с
присутствием ребенка в образовательной среде -
милости просим к специальному психологу.
Вот мы и разобрались, по крайней мере, со
специальной психологией.
ЧТО МЫ ИМЕЕМ?
А что же логопедия (то есть дефектология)? Что
отделяет ее от специальной психологии? Сказать
просто, что логопедия занимается речью и всем
«речевым», а специальная психология -
психическими феноменами и психологией детей в
образовательном пространстве, значит ничего не
сказать. Действительно, разве не является наша
речемыслительная деятельность (и логопеды с этим
согласны) единой и неделимой? Значит, нужна
совместная работа? Пока нет разграничения, это не
вполне понятно.
Юридически и в плане профессиональной
подготовки - это дисциплины «одного поля».
Логопедия идет под кодом 031800 - педагогические
науки (03), собственный код (18). Специальная
психология - соответственно 031900. Совсем рядом.
Чтобы сделать еще один шаг в понимании общего и
различного, необходимо вернуться в прошлое и
рассмотреть, откуда вышла специальная
психология и что мы имеем на настоящий момент.
Очевидно, что специальная психология одной ногой
стоит в патопсихологии, основателями которой
были отечественные психиатры и такие великие
психологи, как Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия и их
последователи. Именно в их работах (если не
считать Л.С. Выготского, с которого все началось)
речь идет о «проблемных» детях с точки зрения
«клиники». Следует отметить, что о выраженных
проблемах, как тогда говорилось, аномальных
детей в рамках образования, в различных
образовательных системах заговорили еще в 80-е
годы XIX века, когда появились специализированные
учреждения.
Список отечественных дефектологов и психиатров
огромен, начиная с Г.Я. Трошина, Н.И. Озерецкого и
других ученых. Конечно, необходимо сказать о М.П.
Кононовой и С.Я. Рубинштейн, которые, с одной
стороны, были клиницистами, а с другой - в своих
работах тяготели к специальному образованию. Это
как бы третий источник специальной психологии.
Как видно, и дефектология, и специальная
психология имели огромный уклон в психиатрию и
остаются «уклонистами» до настоящего времени. Но
дефектология (в том числе и логопедия) имеет
значительно более длительную историю развития
по сравнению со специальной психологией. Мы
помним еще мнение С.Я. Рубинштейн, фактически
отрицающее какую-либо коррекционную работу
психолога с детьми, признающее только лишь
диагностическую - в помощь врачу. И такая
ситуация длилась почти до середины 80-х годов XX
века!
Здесь следует оценить тот поистине
революционный шаг, который сделала К.С.
Лебединская: она включила психологов в
коррекционную работу с детьми с ранним детским
аутизмом - одной из наиболее сложных категорий
проблемных детей. Именно с Лебединской, пожалуй,
надо начинать отсчет начала коррекционной
деятельности психолога. Таким образом, работа
психолога на поле специализированной помощи
детям (не только коррекционной, но и, наверное,
диагностической тоже) в условиях образования
насчитывает немногим более тридцати лет.
НА ОДНОМ ПОЛЕ
Психологи ворвались в образовательную среду -
туда, где все давно было «расфасовано»,
распределено между другими специальностями - в
первую очередь, педагогическими. Ну о медицине и
речи нет. Не секрет, что здравоохранение до сих
пор «держит» психологов за «золушку», не давая ни
охнуть, ни вздохнуть.
Но, как и любой другой области науки, психологии в
образовательной среде, да еще в среде проблемных
детей необходимы все атрибуты научной
дисциплины: объект, предмет, методология и т.п.
Иначе это не наука, а прислужница других областей
знания, все это имеющих и правомерно считающих
себя науками.
Чем же объединяются все эти атрибуты, что
является «связующей субстанцией», своего рода
«цементом»? На наш взгляд - это собственная
терминология. Именно она и отграничивает смежные
и даже отчасти взаимопроникающие дисциплины.
А что мы видим здесь? Психологи, по сути дела,
пользуются терминами логопедов и педагогов:
«задержка психоречевого развития»,
«дисграфия-дислексия» (последнее вообще
медицинский термин). Не говоря уже о «нарушении
речевого развития», «общем недоразвитии речи» -
на все это логопеды справедливо обижаются. Да и
работают психологи «с заиканием», «с мышлением»
- фактически с той же речью, поскольку и речь и
мышление теснейшим образом связаны, и в тех
несложных в речевом плане случаях, к которым
психологов «допускают» логопеды, - это одно и то
же поле деятельности.
Таким образом, по крайней мере в этой ситуации
психологи напрямую заимствуют и терминологию, и
содержание деятельности логопедии. С другими
смежными дисциплинами (медицина, педагогика)
отношения те же самые - почти полное
заимствование.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ
Все это можно понять - слишком мало времени
было у психологии, чтобы развернуть собственные
знамена. Отсюда возникает настоятельная
необходимость определить «богу - богово, кесарю
- кесарево». И первое, что необходимо сделать на
этом пути, - развести терминологию смежных
дисциплин. Создать отдельную психологическую
терминологию, может быть за исключением общих
для всех слов, таких как «диагноз», «анамнез»,
«синдром» и некоторых других, прочно вошедших в
специальную психологию.
Именно тогда появятся четкие «межевые» столбы. И
не только в терминологии. Сразу же выделятся: и
собственное содержание, и методология, и
методики работы. Это касается и диагностики (еще
один болевой момент). Ведь большинство методик
специальной психологии впрямую заимствованы из
дефектологии (большой поклон ей за это),
используются логопедами и другими
дефектологами. Что, в свою очередь, обижает
психологов и точно так же требует определенных
разграничений, по крайней мере стимульных
материалов.
И только тогда можно будет говорить о реальном
разграничении содержания дефектологии и
специальной психологии.
Но в любом случае (как бы это ни принижало
значения и не ущемляло психологической гордости)
необходимо рассматривать психолога как
вспомогательный субъект образования. Он, на мой
взгляд, лишь помощник педагога, в том числе и
логопеда. Подобную ситуацию следует
распространить не только на специальное
образование, где вообще дефектолог и логопед
главные из главных, но и на общее образование.
В психологических центрах ситуация несколько
иная, здесь уже психолог и логопед в равных
позициях, хотя и не совсем (исключительно из-за
недостаточной профессиональной подготовки
психолога). Можно сказать, что психолог
подготавливает базу, создает необходимые
психологические предпосылки для эффективной и
более успешной деятельности логопеда,
дефектолога, педагога.
Опираясь на этот, не побоюсь сказать,
методологический подход, можно понять и роль
психолога в совместной работе с логопедом. Она
должна быть не столько вспомогательной, сколько
создающей основу (естественно, психологическую)
для логопедической работы. Именно здесь, на мой
взгляд, и проходит основное разграничение
логопедической и психологической деятельности.
И не зря в названии статьи возникает метафора
айсберга. Действительно, логопед работает, в
первую очередь, с видимой частью айсберга под
названием «ребенок» - оттачивает, шлифует до
блеска вершину, то бишь феноменологию. В то же
время психолог должен создать ту гигантскую
«подводную» базовую часть, за счет которой
айсберг не перевернется и будет дальше гордо
плыть в безбрежном образовательном
пространстве.
Дефектология (коррекционная педагогика, специальная педагогика) – наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими и физическими недостатками, о закономерностях их воспитания и обучения.
Дефектолог (коррекционный педагог, специальный педагог) – понятие достаточно широкое. Дефектологами являются педагоги, специализирующиеся на работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. Дефектологи занимаются обучением и воспитанием людей имеющих особенности в развитии. В своей работе они используют различные средства, направленные на коррекцию и компенсацию недостатков.Коррекция - исправление некоторых недостатков, не требующее коренных изменений корректируемого процесса или явления. Компенсация - уравновешивание или возмещение имеющегося недостатка. Компенсация нарушенного или утраченного анализатора, функции, происходит за счет сохранного.
Все дефектологи имеют высшее педагогическое образование, которое они получили на дефектологических факультетах высших учебных заведений (институт, университет). Будущие дефектологи, помимо педагогических дисциплин, раскрывающих методику работы с разными категориями лиц с особенностями в развитии, изучают ряд медицинских предметов, психологию и патопсихологию, общую и специальную педагогику. Все эти специалисты не являются врачами, хотя дефектология находится на стыке медицины и педагогики. Дефектологи работают в разных учебных, медицинских и реабилитационных заведениях. Это могут быть учреждения системы образования, здравоохранения или социальной защиты населения: школы, детские сады, поликлиники, больницы, центры психологической помощи и реабилитации, поселения для взрослых инвалидов и т.п.
Работа дефектолога начинается с тщательного изучения степени выраженности дефекта. Дефектолог проводит диагностику высших психических функций (мышление, внимание, память, речь, восприятие, воображение), исследует особенности эмоционально-волевой сферы. В зависимости от своей специализации, педагог акцентирует внимание на слухе, зрении, речи или интеллектуальном развитии. После диагностики дефектологу необходимо определиться с направлениями коррекционной работы, выбрать нужные методы, приёмы, разработать перспективный план коррекционного воздействия. Для ребёнка (взрослого) создаются специальные условия обучения, воспитания, подбираются лечебно-оздоровительные мероприятия, при необходимости рекомендуются консультации у других специалистов (невролог, психиатр, отоларинголог, ортопед, окулист, ортодонт). Свою работу дефектолог строит исходя из индивидуальных возможностей каждого, ориентируясь на проблемы и возможности каждого. Длительность работы специалиста с ребенком (взрослым) определяется степенью выраженности дефекта и динамикой в процессе коррекции. Даже после нескольких занятий иногда бывает сложно сказать, сколько их потребуется всего и уж тем более дать 100% гарантию устранения дефекта. Каждый случай индивидуален, и подчас можно говорить лишь о частичной компенсации дефекта.
Последние годы термин «дефектолог» стали заменять термином «коррекционный педагог» или «специальный педагог», т.к. он прямо указывает на недостатки ребёнка и является не совсем этичным. Но, пока эти термины не очень приживаются в лексиконе специалистов, работающих в данной области.
Дефектолог-сурдопедагог работает с глухими, слабослышащими, позднооглохшими и глухонемыми детьми. Основными задачами работы сурдопедагога является изучение закономерностей развития лиц с нарушениями слуха, их образование и воспитание в зависимости от индивидуальных особенностей нарушения слуха и речи. Сурдопедагог разрабатывает и практически реализует программы образования и воспитания для разных категорий лиц с нарушенным слухом. Сурдопедагог владеет специальными методиками, методами, приёмами и технологиями развития остаточного слуха; обучения жестовому и дактильному языку; русскому (родному) языку; устной речи. Сурдопедагог занимается педагогической реабилитации в послеоперационный период, например при кохлеарной имплантации. Также сурдопедагог должен иметь представление о современных технических средствах коррекции и компенсации нарушений слухового анализатора. Одна из основных задач в работе сурдопедагога это социальная адаптация и социально-профессиональная реабилитация лиц с нарушенным слухом, их интеграция в современное общество.
Дефектолог-тифлопедагог работает со слепыми, слабовидящими, поздноослепшими людьми. Задачами тифлопедагога является психолого-педагогическое и клиническое изучение зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения. Тифлопедагог разрабатывает программы, методы, приёмы, направления работы со слепыми и слабовидящими. Также тифлопедагог организует процесс обучения и воспитания, трудовой и профессиональной подготовки слепых и слабовидящих. Для тифлопедагога являются необходимыми знания и умения, касающиеся работы со специальными техническими средствами, способствующими коррекции зрения.
Дефектолог-логопед работает с людьми, имеющими проблемы с речевым развитием. Логопед корригирует и устраняет недостатки речевого развития, а при отсутствии речи стимулирует ее развитие. Логопеды работают с дошкольниками и школьниками, имеющими как нормальное развитие, так и интеллектуальную недостаточность, а также со слабослышащими детьми, детьми с ДЦП, аутизмом и т.д. Также логопед помогает восстановить речь взрослым людям перенёсшим инсульт или травму. В компетенцию логопеда входит работа с такими речевыми нарушениями как: задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН), нарушение звукопроизношения, заикание, дизартрия, дисграфия, дислексия, алалия, афазия и др. Своей профессиональной деятельностью логопеды занимаются в различных дошкольных и школьных учреждениях, поликлиниках, а также в клиниках, где больным требуется восстановление речи. Логопеды, как правило, не занимаются с неговорящими детьми до 3 лет, т.к. нет речи – нечего исправлять. Хотя на данный момент специалисты говорят о целесообразности занятий с такими малышами и существуют методики направленные на стимуляцию речевого развития детей. После трёх лет используются специальные методики по вызыванию речи. Приступая к работе логопед, прежде всего, проводит обследование ребёнка, выясняя наличие дефекта и его причину. Затем разрабатывается план коррекционной работы, подбираются соответствующие методики для коррекции и устранения дефекта. На занятиях педагог будет работать не только над постановкой звука, но и над правильным дыханием, тонкой и крупной моторикой, высшими психическими функциями (внимание, память, мышление, восприятие). Работа логопеда намного шире, чем просто постановка звуков. Логопед работает над лексикой, грамматикой, фонетикой, синтаксисом, интонацией. Большая работа проводится по активизации и пополнению словарного запаса ребенка, умению составлять словосочетания, предложения. Огромное внимание уделяется развитию связной устной речи, диалогической и монологической речи, умению отвечать на вопросы, составлять связное высказывание. С детьми школьного возраста логопед работает не только над правильностью устной речи, но и над правильность письменной речи. Работая с ребёнком, логопед обязательно будет давать домашнее задание, которое необходимо выполнять. Пройденный материал надо закреплять дома. Успех зависит от совместных действий логопеда и родителей.
Дефектолог-олигофренопедагог работает с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими задержку психического развития, олигофрению (умственную отсталость), ДЦП, аутизм, а также сложную структуру дефекта (наличие нескольких дефектов в развитии одновременно). Данный специалист работает не только с детьми, но и со взрослыми, имеющими интеллектуальные и психические нарушения. Основное направление работы – это обучение и воспитание лиц с интеллектуальной недостаточностью. Олигофренопедагог владеет коррекционными методиками для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, а также для детей школьного возраста, с возможность преподавания учебных дисциплин в коррекционных классах и школах. Дефектолог-олигофренопедагог оказывает помощь и детям с нормальным интеллектом, имеющим нарушения в физической и психо-эмоциональной сфере, трудности обучения в школе. Нередки случаи, когда дети дошкольного возраста с нормальным интеллектом имеют задержку речевого развития, моторную неловкость, особенности поведения, неусидчивость, невнимательность, плохую память и т.п. Олигофренопедагог может помочь в решении этих проблем. Педагог поможет развить интеллектуальные способности ребёнка, расширит словарный запас, улучшит произношение, научит владеть собственной речью и выражать свои мысли. Олигофренопедагог может провести диагностику готовности ребенка к школе, диагностику усвоения программного материала. Крайне необходима помощь педагога-дефектолога учащимся младших классов школы, страдающих дисграфией и дислексией, испытывающих трудности с математическими вычислениями, проблемы с устной и письменной речью. Чаще всего олигофренопедагога «в народе» называют просто дефектологом, т.к. слово «олигофренопедагог» очень пугает родителей.
Еще одно направление специальной помощи детям с особенностями в развитии – это нейропсихология. Нейропсихология – раздел психологии, изучающий связь психических процессов с определенными системами головного мозга. Нейропсихолог – это специалист, который строит свою работу на основе изучения связи психических процессов с определенными системами головного мозга. На профессиональном языке этого специалиста называют клиническим психологом. К сожалению, в настоящее время примерно у 70 % детей наблюдается функциональная незрелость структур головного мозга. В первую очередь базальнолобных отделов. Они питают мозг, и если их тонус снижен, то «полуспят» и отделы мозговой коры, обеспечивающие хранение и переработку информации (слуховой, зрительной, речедвигательной и двигательной). Существуют приёмы в нейропсихологии, которые способны ускорить созревание отделов мозга. Нейропсихолог проводит нейродиагностику и подбирает коррекционные упражнения, позволяющие развивать отстающую сферу головного мозга. В результате обследования нейропсихолог делает заключение о состоянии высших психических функций ребёнка: внимания, памяти, мышления, речи, восприятия. Именно эти процессы являются базовыми и определяющими для успешного обучения ребёнка в школе. Подобранные коррекционные мероприятия позволяют развивать те функции, которые еще не сформировались. Работа нейропсихолога заключается в подборе двигательных и познавательных упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребёнка. Нейропсихолог диагностирует и корригирует физиологические предпосылки неуспеваемости ребёнка еще в дошкольном возрасте. В период школьного обучения нейропсихолог может оказать помощь в преодолении школьной неуспеваемости, если она не связана с пробелами в школьной программе, а зависит от рассеянности, отвлекаемости, неусидчивости, невнимательности ребенка. Следует понимать, что нейропсихолог - это не врач. Также следует понимать разницу между нейропсихологом и психологом. Психолог работает с эмоционально-волевой сферой, эмоционально-личностными проблемами: отсутствие взаимопонимания со сверстниками и взрослыми, страхи, проблемы с поведением и т.п. Нейропсихолог изучает мозговую анатомию и физиологию, заболевания центральной нервной системы и нейропсихологическую диагностику. Он выявляет трудности ребёнка и причины этих трудностей, определяет комплекс глубинных мозговых механизмов тех или иных проблем в развитии, разрабатывает направления нейропсихологической коррекции.