Цель: повышение психологической грамотности педагогов при работе с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми.
Задачи:
- Познакомить с понятиями «агрессия», «гиперактивность», «тревожность», причинами возникновения и признаками проявления
- Обучить методическим приемам работы с «трудными» детьми.
- Проанализировать полученную методическую информацию и результаты работы.
Форма работы: групповая, подгрупповая.
Методы работы: семинар-практикум.
Сроки проведения: 3 семинара по 35-40 минут.
Участники: педагоги возрастных групп 5-7 лет.
В последнее время все чаще и чаще психологу детского сада приходится отвечать на вопросы родителей и педагогов: что делать, если ребенок постоянно дерется? Не идет на контакт со сверстниками? Не слышит ни сверстников, ни взрослых? Не может усидеть на месте? Количество таких вопросов неуклонно растет. Наверное, потому, что в наше трудное время родители не всегда имеют возможность и время заниматься ребенком, плохая экология, увеличение числа общих и хронических заболеваний у детей. Таким образом, перед родителями и педагогами встает вопрос: как научиться взаимодействовать с подобными детьми, чтобы они полноценно прожили период дошкольного детства. Данный цикл лекций, прежде всего, предназначен для педагогов ДОУ, так как они первые в образовательной системе встречаются с «трудными» детьми. И на их плечи ложится основная задача по социализации детей в общество. На наших встречах под «трудными» детьми будут пониматься агрессивные, гиперактивные и тревожные дети, так как на практике педагоги чаще всего встречаются с подобными детьми. Для закрепления полученной информации необходимо продемонстрировать или проиграть предложенные игры вместе с педагогами.
Семинар-практикум 1. «Методы взаимодействия с агрессивными детьми»
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам поведения в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический вред людям (Психологический словарь, 1997 г). В свою очередь, агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Выделяют 5 видов агрессии (А.Басс, А.Дарки):
- Физическая – физические действия против кого-либо
- Косвенная – бывает направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топание)
- Раздражение – вспыльчивость, грубость
- Негативизм – оппозиционная манера поведения
- Вербальная – угрозы, крики, ругань.
Признаки агрессивности:
- по темпераменту агрессивный ребенок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем
- по характеру агрессивный ребенок: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам других, дерзок, проявляет негативизм.
Причины возникновения агрессии:
- Нарушения эмоционально-волевой сферы – проявляются в неумении ребенком управлять своим поведением, а также в недостаточном усвоении им общественных норм поведения и общения.
- Неблагополучная семейная обстановка – в семье нет единых требований к воспитанию ребенка, асоциальное поведение родителей, физические и жестокие наказания, плохие жилищно-бытовые и материальные условия жизни.
- Трудности в обучении
- Неблагоприятный психологический климат в дошкольном учреждении.
В приведенной ниже таблице даны направления и методы работы педагогов с агрессивными детьми, а также указаны компоненты предметно-развивающей среды, которые помогут в выстраивании взаимодействия с данными детьми.
Взаимодействие с агрессивными детьми.
направление | методы | предметно-развивающая среда |
1. Выражение гнева в приемлемой форме |
|
Резиновые игрушки, каучуковые шарики, подушки, поролоновые мячи, мишень с магнитными дротиками, стаканчик для крика. Игры: Добрые-злые кошки, Каратист, Боксер, Упрямая подушка, Клоуны ругаются. |
2. Обучение приемам саморегуляции |
|
Картотека релаксационных игр: «Загораем на солнышке», «Море», «Тропический остров», «Водопад», «Волшебный сон», «Пылесос и пылинки» и т. д. |
3. Отработка навыков общения |
|
Настольный театр, разнообразие игровой атрибутики. |
4. Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты) |
|
Дидактические игры «Эмоциональные состояния», «Азбука эмоций», «Лица бывают разные», «Хорошо или плохо». |
Предложенные в таблице игры и упражнения можно найти в Приложении 1 .
Семинар-практикум 2. «Методы взаимодействия с тревожными детьми»
О работе с тревожными детьми следует говорить обязательно, хотя эти дети не доставляют хлопот взрослым. Именно поэтому на них редко обращают внимание, и они могут остаться в тени, даже обладая недюжинными способностями. В современной литературе часто смешиваются понятия «тревожность» и «тревога». Однако это совсем неидентичные термины, и не следует их подменять друг другом. Под «тревогой» понимается эпизодическое проявление беспокойства и волнения. И она не всегда носит отрицательный характер: иногда тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей человека. А вот термин «тревожность» трактуется как индивидуально-психологическая особенность человека, проявляющаяся в склонности к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги. Часто эта особенность является препятствием для гармоничного развития личности ребенка, его социализации и адаптации в коллективе сверстников.
Исследования Захарова А.И (1997) , что в дошкольном возрасте более тревожны мальчики, а Раншбург Й. (1983), что чем выше интеллект ребенка, тем больше он испытывает страхов и тревоги.
Причины тревожности следующие:
- Негативные требования, предъявляемые к ребенку, которые могут унизить и поставить зависимое положение
- Неадекватные, чаще всего, завышенные требования к ребенку
- Противоречивые требования, которые предъявляют ребенку родители или дошкольное учреждение.
- Высокая тревожность у родителей.
Критерии выявления тревожного ребенка
- Испытывает постоянное беспокойство
- испытывает трудности (иногда невозможность) при концентрации внимания на чем-либо
- Испытывает мускульное напряжение (например, в области лица, шеи)
- Раздражителен
- Имеет нарушение сна
Для того, чтобы было основание предположить, что ребенок, за которым вы наблюдаете, тревожен, необходимо, чтобы хотя бы два из перечисленных критериев постоянно проявлялись в его поведении.
Основные направления работы представлены в таблице.
Взаимодействие с тревожными детьми
Направление | Методы | предметно-развивающая среда |
1. повышение самооценки |
|
Картотека игр на повышение самооценки: « Похвалики», «За что меня любит мама» |
2. обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения |
|
Картотека релаксационных игр: «Нарисуй губами», «Скульптура», «Ласковый мелок», «Покатай куклу», «Добрый – злой, веселый – грустный», психогимнастика М.И. Чистяковой. |
3. отработка уверенного поведения в конкретных ситуациях |
|
Проигрывание сценок с использованием кукольного театра или масок |
Семинар-практикум 3. «Методы взаимодействия с гиперактивными детьми»
Если ребенок отличается неусидчивостью, то причиной этого, скорее всего, являются расстройства, которые называются «гиперактивностью, вследствии дефицита внимания».Гиперактивностью называют несвойственные для нормального развития ребенка невнимательность, отвлекаемость и импульсивность, двигательная расторможенность. Пики проявления: 1-2 года, 3 года, 6-7 лет.
Гиперактивные дети вызывают у взрослых наибольший протест, т.к. эти дети приносят много неудобств.
До сих пор точно не выявлено, почему возникают эти расстройства. Некоторые ученые полагают, что это нарушение функций головного мозга в лобной части. Вместе с другими отделами мозга эта область отвечает за контроль движений и внимания. Долгосрочный прогноз в отношении гиперактивных детей с расстройствами внимания является благоприятным, если они получают комплексную помощь: психолого-педагогическое сопровождение и медикаментозное лечение.
Основные причины возникновения гиперактивности:
- Пренатальная патология (токсикоз, обострение хронического заболевания, резус-конфликт)
- Осложнения при родах (преждевременные роды, роды со стимуляцией, асфиксия, внутреннее кровоизлияние)
- Психосоциальные факторы (попустительский стиль воспитания)
Признаки гиперактивных детей:
- плохой сон
- чувствительность к раздражителям
- повышенный мышечный тонус
- у ребенка не наблюдается попыток проникнуть в суть явления
- действия спонтанные, беспорядочные
- не задумываются о последствии своих поступков
- эгоистичны, демонстративны, требовательны, конфликтны
- чрезмерно болтливы
Если не проводить работу с гиперактивным ребенком в дошкольном детстве, то в подростковом возрасте у него будет наблюдаться асоциальное, деструктивное поведение.
Необходимо также отметить, что у детей с гиперактивностью порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они невосприимчивы к выговорам и наказанию. Но легко отвечают на малейшую похвалу.
Основные направления работы с данными детьми приведены в таблице.
Взаимодействие с гиперактивным ребенком
Направление работы | Рекомендации | Предметно-развивающая среда |
Развитие внимания, контроля поведения, двигательного контроля |
|
|
Отработка навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками |
|
|
Предложенные в таблице игры и упражнения можно найти в Приложении 1.
Список литературы:
- Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М., 2000.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми -- М., 2000.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Часть 1. М., 1998.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Часть 2. М., 1998.
- Чиркова Т.В. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
- Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. (3-е изд.) / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Шитова Е.В. Работа с детьми – источник удовольствия: методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. – Волгоград: «Панорама», 2006.
Цель:
Ознакомление педагогов с правами ребенка;
Предупреждение насилия над детьми;
- обучение педагогов положительным стратегиям воспитания детей дошкольного возраста.
План проведения семинара-практикума
1. Приветствие
2. Ознакомление педагогов с темой и актуальностью проблемы
3. Игра «Волшебный сундучок»
4. Упражнение: «Какие условия необходимы для защиты прав ребенка»
5. Информационное сообщение «Насилие и его виды»
6. Упражнение: «Последствия насилия»
7. Показ видеоролика «Дети видят, дети делают»
8. Информационное сообщение «Насилие в детском саду»
9. Упражнение: «Реши ситуацию»
10. Притча о гвоздях
11. Прощание
Материал: оборудование для показа видео, мяч.
Ход семинара-практикума психолога детского сада
1. Приветствие (2 мин.)
Предлагает педагогам предлагается продолжить предложение «Ребенок это - ...»
2. Ознакомление педагогов с темой и актуальностью проблемы. (5 мин.)
Тема нашего семинара - «Защита прав ребенка-дошкольника ». Актуальность проблемы прав ребенка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на честь, на достоинство, на неприкосновенность личности, свободу совести, взглядов - необходимые условия гармоничного существования человека.
3. Игра «Волшебный сундучок» (5 мин)
Упражнение 4: «Какие условия необходимы для защиты прав ребенка?» (20-25 мин)
5. Информационное сообщение «Виды насилия» (5 мин.)
Известный польский специалист по предупреждению насилия Лес Алларкон дает такое определение насилия - это действия, совершаемые одним (или несколькими) лицами, характеризующиеся следующими признаками:
Осуществляются сознательно;
Направлены на достижение определенной цели;
Наносят вред (физический, моральный, материальный) другому лицу, нарушающие права и свободы человека;
Тот, кто осуществляет насилие, обычно имеет преимущества (административные, физические, психологические) что делает невозможным эффективную защиту жертвы от насилия.
Виды насилия:
Психологическое: применение брани, крика, унижения, оскорбления, ущемляющих достоинство и самооценку человека;
проявление грубости по отношению к родным или друзьям человека;
причинение ущерба домашним животным, к которым эмоционально привязан человек;
уничтожение, повреждение, сокрытие личных вещей;
грубая критика поступков, мыслей, чувств;
отношение как к прислуге;
ограничение свободы действий и передвижения;
контроль и ограничение возможности общения с родными или друзьями, преследование;
угрозы;
игнорирование, пренебрежение ребенка, отсутствие доброжелательной атмосферы;
недостаточное удовлетворение потребностей в пище, образовании, медицинской помощи;
недостаточное обеспечение ребенка необходимым вниманием, поддержкой, благосклонностью.
Психологическое насилие осуществляется тогда, когда упрекают за каждый поступок, критикуют личность или унижают грубой бранью.
Экономическое насилие: лишение или ограничение возможности пользоваться собственными денежными сбережениями, собственным или общим имуществом, нанесение ущерба или уничтожение имущества человека.
Физическое насилие: любое насильственное поведение может проявляться в виде шлепков, нанесения ссадин, укусов, сотрясений, царапин, ударов, ожогов, удушья, грубых хватаний, отбрасывания в сторону или на пол, бросание предметов в жертву, лишение пищи или питья.
Сексуальное насилие: посягательство на половую неприкосновенность жертвы.
6. Упражнение: «Последствия насилия» (10 мин.)
Педагоги объединяются в 2 группы. Задача для первой группы - написать последствия насилия над ребенком, задания для 2 группы - написать причины проявлений насилия в семье.
Последствия насилия над ребенком :
беспокойство, тревожность, нарушения сна и аппетита;
длительное подавленное состояние;
агрессивность;
стремление как можно больше времени провести на улице (страх возвращаться домой);
низкая самооценка;
конфликтность и недостаток навыков самоконтроля;
использование насилия как способа решения конфликтов в игре с друзьями, в семье;
чувство беспомощности;
слабое развитие социальных навыков;
психосоматические жалобы (нарушение работы сердца, пищеварения, снижение иммунитета и, как следствие, склонность к различным заболеваниям);
бунтарство, ложь;
побег из дома;
приступы истерии, кошмары, суицидальное поведение
Почему родители совершают насилие?
Некоторые родители сами подвергались в детстве насилию или имели недостаточно стабильные, теплые отношения в своей семье.
Часто одного ребенка выбирают в семье объектом для насилия, он может считаться умственно отсталым; также ребенок может стать жертвой из-за сходства с нелюбимым мужем или потому, что он был нежеланен, родился случайно.
Ребенок, который является жертвой в семье, психологически «разрушается», ребенок выступает в роли «мальчика для битья».
Некоторые родители склонны к жесткой дисциплине и считают любое поведение своих детей «неправильным», чрезмерно требовательны к своим детям.
Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми:
неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, в которых есть отчим или мачеха.
наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, бывшего заключенного.
безработица, постоянные финансовые трудности, постоянные супружеские конфликты.
статус беженцев, вынужденных переселенцев.
низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции; нежеланный ребенок.
умственные или физические недостатки ребенка.
негативные последствия насилия над детьми заключается также в том, что насилие порождает новое насилие.
7.Показ видеоролика «Дети видят, дети делают» (5 мин.)
8.Информационное сообщение «Насилие в детском саду » (5 мин.)
Не секрет, что истоки так всем известной «дедовщины» или издевательства над другими людьми, ведут к дошкольному детству. Примерно до 5 лет, дети, посещающие дошкольные учреждения, иногда проходят настоящую школу выживания, которая включает в себя агрессивное поведение некоторых детей, драки, ненормативную лексику, оскорбления и прозвища, вред и насильственное отбирание игрушек и личных вещей, провокации, угрозы и т. д. Это может привести к тому, что на смену достаточно доброжелательным отношениям между детьми приходит напряженный интерес к ровесникам, сосредоточенное и ревнивое наблюдение за ними. При этом успехи ровесника иногда огорчают, оскорбляют, а его ошибки, наоборот, радуют. Именно в 5-летнем возрасте дети могут интенсивно завидовать сверстникам, задевать их, бороться с ними и демонстративно подчеркивать свое преимущество. Острота эмоций может приобретать формы плача, ярко выраженной агрессивности, обидчивости или застенчивости. Нужно отметить, что подобное встречается, к счастью, не массово и характерно только для некоторых детей, которые иногда могут объединяться в группки. Сначала ситуации нападений могут принимать форму провокаций, а затем трансформироваться в физическое или психологическое насилие. Физическое насилие включает в себя драки, отбор личных вещей, психологическое (моральное) придумывание прозвищ, насмешки, запугивание, ненормативная лексика, угрозы, сплетни, а также социальное пренебрежение: бойкот, отчуждение. Девочки более склонны к вербальной агрессии и социальному пренебрежению, мальчики к физическому насилию.
Причинами детской агрессии могут быть:
1. Желание самоутвердиться (демонстрация своего лидерства).
2. Недопустимое поведение (ребенок проявляет агрессию, которую вовремя не останавливают, и это впоследствии становится разрешенным средством решения проблем в группе детей).
3. Гиперопека ребенка, повышенные требования, недружественная семейная атмосфера.
4. Девиантное поведение окружающих людей, влияние средств массовой информации, которые пропагандируют культ насилия, переполненность групп детского учреждения, сложные отношения ребенка с воспитателями или сверстниками.
Ситуация насилия по своей природе и своим последствиям является травматической, поскольку истощает всех: и активных участников (агрессоры) и пассивных (жертвы, наблюдатели). В группе, где издевательства и унижения случаются часто, практически все дети отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, заниженной самооценкой, проблемами в общении, игровой и учебной деятельности. К сожалению, достаточно типичными для жизни ДОУ стали педагогическое равнодушие, игнорирование, невмешательство взрослых. Часто детское насилие вообще не рассматривается как проблема. Многие педагоги ограничиваются устными замечаниями или силой своего авторитета просто подавляют насилие. Вмешательство взрослых в данном случае необходимо, ведь «агрессор» начнет воспринимать подобные ситуации как свою победу, а другие дети получают негативный опыт отношений в коллективе. Часто взрослые наказывают всех участников ситуации без тщательного разбора ситуации. В таком случае ребенок-жертва не понимает, почему его наказывают наравне с ребенком, который его обидел, чувствует несправедливость, обиду, зато дети-агрессоры празднуют победу и, чувствуя свою безнаказанность, как бы получают своеобразное разрешение и в дальнейшем так действовать. Иногда сами воспитатели могут стать причиной детской агрессии, поскольку насмехаются над детьми, оскорбляя их словесно в присутствии других детей, унижая их достоинство, грубо критикуя их поведение, чувства, мысли, обвиняют во всех проблемах. Все это формы психологического и словесного насилия. Нужно помнить, что в коллективе должны доминировать ценности толерантности и ненасилия.
Работать над проблемой насилия необходимо от самых первых его проявлений в детском коллективе. Во-первых, нужно объяснить всем детям правила дозволенного поведения, также было бы хорошо обсудить их с детьми, объяснить последствия запрещенного поведения. Педагог должен быть посредником между конфликтующими сторонами, явно отдавая предпочтение детям, которые выбрали ненасильственные способы решения конфликтов. Нужно обратить внимание на работу с различными участниками конфликта по «горячим следам» - объяснение, анализ поведения, рефлективное осмысление поведения с детьми, выбор общей стратегии, направленной на примирение, согласование действий. После этого воспитатель определенное время осуществляют контроль за участниками конфликта. Все педагоги, персонал детского учреждения должны быть образцом поведения. Таким образом, вмешательство педагогического направления будет эффективно в случае согласованной деятельности всех и на всех уровнях: учебного заведения в целом, детской группы и на личном уровне. Создано: 15 Февраль 2015
Цель:
— Развитие, формирование и коррекция профессиональных качеств направленных на
сотрудничество.
— Способствовать развитию рефлексии.
— Ознакомить воспитателей с идеей сотрудничества.
— Предложить педагогам практические материалы, способствующие развитию определенных качеств для налаживания сотрудничества между дошкольниками.
Сценарный план
- Организационный этап
По середине зала лежит веревка. Педагоги стоят шеренгой, предлагается перейти на другую сторону тем:
— кто в семье первый ребенок;
— у кого в детстве был велосипед;
— кто любит петь;
— у кого карие глаза;
— у кого есть дочь (сын);
— кто любит кофе;
Мы все разные, но рядом с нами всегда есть люди, с которыми мы можем найти общие интересы.
А сейчас мы разделимся на две группы необычным способом. Встаньте в круг, закройте глаза. Теперь, с закрытыми глазами, двигайтесь по залу и прижимайтесь друг к другу спинами. Если Вы почувствуете, что Вам комфортно, уютно стоять с человеком спина к спине, то прекратите поиски партнера. Откройте глаза и посмотрите кто этот человек, возможно, что этот выбор Вас удивит.
Один педагог из пары войдет в состав одной группы, другой педагог в состав другой группы.
2 Игровой этап
Задание 1 «Рисование»
Цель: Дать педагогам почувствовать, как сложно достичь своей цели, действуя в паре без договоренности. Оценить себя в сложившейся ситуации.
Педагоги делятся на две группы, каждой группе дается задание так, чтобы об этом не знала другая группа. Задание первой группе – нарисовать мышку. Задание второй группе – нарисовать домик. При этом оговаривается, что «на столе будет лежать один карандаш и один лист бумаги, но, не смотря на это, Вы должны выполнить свое задание, даже если вам будет мешать партнер». Затем педагоги садятся за столы парами — один с команды «Мышка», другой с команды «Домик». Ведущий дает команду начать выполнять задание.
Резюме
Как часто в жизни мы, идя к своей цели, пренебрегаем желаниями и стремлениями другого человека? Когда у нас что то не получается или возникает конфликт, мы виним других и оправдываем себя. А может надо просто поговорить и договориться о совместных действиях. Тогда и результат наших действий будет положительным, появится удовлетворенность и взаимоуважение.
Мы, педагоги, должны быть особенно осторожными и чуткими, потому что соприкасаемся с нежными детскими душами.
Задание 2 «Пройди над пропастью»
Цель: Показать, как важно уметь просит, принимать и оказывать помощь и поддержку. Оценить себя в сложившейся ситуации.
Участники выстраиваются в плотную шеренгу – они имитируют скалы. Перед ними, предельно близко от носков ног кладется лента или веревка – это узкая тропа над пропастью. Каждый из участников, начиная с первого, должен пройти по тропе над пропастью и не упасть в нее, встать в конце шеренги. (При этом, каждый передвигается, как считает удобным – хватается за «скалы», вытесняет ноги участников, ища место опоры, кто то движется спиной к «скале». Имитирующие скалы тоже ведут себя по разному – кто то старается помочь, поддерживает идущего, кто то отпихивает и оказывает сопротивление).
Резюме
Что вы почувствовали, коллеги? Поддержку или сопротивление, испытали ли вы желание помочь или были равнодушны к путнику? Все мы разные, но каждый из нас когда то нуждается в помощи, а она не всегда приходит сама. Ее надо уметь найти – прямо за ней обратиться. Если человек замечает, что вы нуждаетесь в помощи, и предлагает ее сам, ее надо уметь принять. Этому нужно учиться самим и формировать чувство взаимопомощи у детей.
Задание 3 «Сила слова»
Цель: Показать влияние слова на человека. Расширить понимание того, что речь, будучи средством выражения, является и средством воздействия. Предложить участникам переосмыслить значение собственных мыслей, оформляющихся словами.
Участникам раздаются записки со словами «сила», «слабость» и предлагают прочитать их про себя, представить то, что связано с этим словом, «погрузится» в смысл слова в течение 1-2 минут. Затем участники закрывают глаза, продолжая «погружение» и вытягивают одну руку перед собой. Участников предупреждают о том, что чтобы не происходило, они должны оставаться в состоянии «погружения» в смысл написанного слова. Ведущий пытается опустить руку участника и по сопротивлению руки узнает с каким словом записка ему досталась. («сила» – рука сопротивляется, «слабость» — рука свободно или с наименьшим сопротивлением опускается).
Резюме
Слово это великая сила. Будучи средством выражения, речь является вместе с тем средством воздействия. Функция воздействия в человеческой речи одна из первичных, наиболее основных ее функций. Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысли или чувства, на сознание других людей. То, что говорит человек, действует и на его сознание. Если из нашей речи исчезнут слова «не могу», «не буду», «не умею», многое изменится к лучшему. На самом деле мы всемогущи. Это всегда необходимо учитывать при общении с детьми – педагог должен уметь убедить неуверенных, робких ребят в их превосходных возможностях.
- Содержательный этап
В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения, которые повысили требования к личностному и профессиональному развитию педагога.
Дошкольные организации вступают в период глубоких качественных изменений. В новом ФГОС ДО изменены содержание и структура образования в целом. Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальной учебной деятельности и на их основе усвоения базовых знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями быстро меняющего мира.
Таким образом, современный дошкольник не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое.
И сегодня мы с вами еще раз обратимся к вопросам педагогики сотрудничества, реализация которой в образовательном процессе ДОО становиться еще более актуальным психолого-педагогическим условием в связи с введением ФГОС ДО.
Давайте определим, какая тема сегодня у нас была доминирующей. В первом задании каждый из вас старался достичь своей цели, не договариваясь с партнером, это оказалось сделать сложно. Во втором задании Вам необходимо было помогать коллегам и просить их о помощи – не у всех это получилось. В третьем задании вы на себе испытали силу слова, а значит и мыслей.
Умение договариваться, оказывать и просить помощи, речевое общение и коммуникативная компетентность – все это является компонентами понятия «сотрудничество».
Сотрудничество – стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми, психологическое равноправие, открытость, уважительное отношение к различиям во мнениях и подходах в решении проблем совместной деятельности.
Проблемы педагогики сотрудничества затрагивались в работах таких педагогов и психологов как Ш.А Амонашвили, В.В.Давыдов, А.В.Петровский, Л.С. Выгодский.
Педагогика сотрудничества рассматривалась ими как перспективное направление развития дошкольного и школьного образования и нашла отражение в современной Концепции дошкольного воспитания, разработанной лабораторией ВНИК «Школа» и НИИ дошкольного воспитания. Основные идеи педагогики сотрудничества:
— Сделать ребенка добровольным и заинтересованным соратником, единомышленником учителей, воспитателей, родителей в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за результаты этого процесса.
— Изменение условий и сущности усвоения знаний – переход от репродуктивных методов обучения на поисковые, творческие, осуществляющиеся в совместной деятельности педагога и ребенка.
— Применение эффективных форм взаимодействия педагога и ребенка в учебном процессе.
Сотрудничество не отменяет управления со стороны педагога, но оно делает его иным: одностороннее управление как взаимодействие учителя на ученика (субъекта на объект управления) сменяется взаимным воздействием, при котором в качестве субъекта управления выступает не только учитель, но и ученик, более того, в роли объекта воздействия со стороны ученика оказывается учитель. Переход на личностно – ориентированную педагогику.
— Педагогика сотрудничества предполагает создание атмосферы радости и оптимизма как необходимого элемента процесса обучения, развития и воспитания.
Конкуренция и сотрудничество – это два полюса, между которыми протекает жизнь, как дошкольника, так и взрослого. Между тем, результаты международного сравнения школьников показали, что «учащиеся, склонные работать в условиях конкуренции, добиваются больших результатов, чем те, кто ее избегает. Аналогичным образом обстоит дело с теми, кто склонен к сотрудничеству». Поэтому эти две стратегии (конкуренция и сотрудничество) следует рассматривать как взаимодополняющие и необходимые для воспитания гармоничной, успешной личности.
Дети, воспитанные на сотрудничестве, благожелательности и успехе, имеют гораздо больше шансов приобрести сильное самосознание, точно так, как дети, выращенные на сбалансированном питании, имеют больше шансов стать сильными и здоровыми. Общение и совместная деятельность – та основа, на которой строится вся жизнь детей. Культивирование общения в группах детского сада является одной из важнейших целей и в то же время основным средством воспитания и обучения. Постоянное взаимодействие детей друг с другом является самым ценным в дошкольной жизни.
Важной задачей педагога следует признать организацию сотрудничества между детьми. Этому может способствовать:
— отказ от постоянной и жесткой иерархии отношений, сотрудничество как существенный элемент отношений;
— выход воспитателя из роли наставника и освоение роли организатора групповой деятельности;
— переход к «непедагогическим» формам образовательного общения:
а) Развитие общего и взаимного интереса участников общения (воспитанников);
б) Отсутствие дидактичности (поучения);
в) Творческий характер общения (как задача воспитателя);
— признание особой роли групповых и парных занятий как форм самостоятельной деятельности.
Чтобы воспитатель мог на практике реализовать принципы равенства – диалогизма, соразвития, свободы, сосуществования, сотрудничества, единства и принятия, он сам должен иметь такой опыт переживания, проживания.
Литература:
Ильин Г.Л. Проблемы педагогики сотрудничества. Управление ДОУ № 3, 2006 г.
Сваталова Т.А. Педагогика общения. Воспитатель ДОУ № 6, 2007 г.
Утенков Л. Н. Игры сотрудничества. Воспитатель ДОУ №1, 2008 г.
Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. Дошкольное воспитание № 10, 2005
Приложение 1
Тренинг для детей 4-7 лет
Игры сотрудничества
Игры сотрудничества – это с одной стороны, веселая, методически простая, занимательная форма работы с детьми, с другой – калейдоскоп игр, которая очерчивает вполне определенную педагогическую позицию.
Вот ее ключевые принципы:
- Радость и удовольствие – факторы, наилучшим образом формирующие физические органы.
- Развитие ребенка совершается в процессе его активного взаимодействия с окружающими, в момент напряжения его физических и духовных сил в процессе сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
- Воспитание, развитие, становление ребенка идет только с помощью деятельности, которую он принимает душой и сердцем.
В играх сотрудничества все побеждают и никто не проигрывает. Дети играют друг с другом, а не соперничают. Эти игры уничтожают боязнь неудачи и поражения, утверждают уверенность ребенка в самом себе.
Игры без соперничества предназначены как для работы с детьми, которые не имеют проблем, так и для тех детей, в силу своих личностных особенностей испытывающих сложности при общении со сверстниками и взрослыми. Участвуя в таких играх ребенок замечает, что его «Я» в союзе с другими «Я» получает высокое удовлетворение.
При помощи игр сотрудничества дети учатся участию и помощи другим, заботе о чувствах других. Игроки в таких играх должны помогать друг другу. Сотрудничая как одно целое, — каждый игрок является частью этого целого со своей долей участия. Такое чувство причастности прямо связанно с повышением самооценки, превращает отрицательные эмоции в положительные.
Игровой тренинг
Цель : Формировать у дошкольников качества необходимые для сотрудничества со сверстниками и взрослыми посредством подвижных игр.
Организационный момент. Массаж «Черепаха»
Дети стоят друг за другом и делают впереди стоящему массаж.
Шла купаться черепаха, Поглаживание с поворотом.
Выпучив глаза от страха.
Шла купаться черепаха,
И кусала всех от страха.
Кусь! Кусь! Кусь! Куь! Пощипывание.
Нигого я не боюсь!
Кусь! Кусь! Кусь! Куь!
Я со страхом поборюсь!
Черепаха Рура Круговое растирание ладонями
В озеро нырнула!
С вечера нырнула Постукивание
И пропала…э-эй, э-эй, э-эй!
Черепаха Рура, Постукивание кулачками
Выгляни скорей!
Только тишина в ответ, Поглаживание
Больше Руры с нами нет.
Черепаха уплыла,
Вода прекрасная была.
При проведении игр воспитатель поясняет детям что они должны чувствовать друг друга, быть внимательными к сверстникам, действовать сообща, оказывать другому поддержку и помощь.
«Музыкальные обручи сотрудничества»
Это отличное занятие для детей для ознакомления с идеей сотрудничества. Обручи являются структурой, в которой могут играть двое и более детей, поэтому обручи – очень эффективное средство развития начал сотрудничества у трех и четырехлеток. Для начала группа разделяется на пары, стоящие каждая внутри своего круга (обруча). Каждый ребенок держит свою часть обруча (обычно у пояса или у плеч). Под музыку дети бегают по залу, не выходя из обруча. Чтобы это уметь сделать, оба ребенка должны двигаться в одном направлении и с одной скоростью. При каждой остановке музыки дети из двух обручей объединяются, складывая свои обручи вместе и встав внутрь них. Это продолжается до тех пор, пока как можно большее количество детей не оберется вместе и не соединит свои обручи в одном круге.
«Большая черепаха»
Группа из 7 – 8 человек встает на четвереньки под большим «черепашьим панцирем»
и пытается заставить черепаху двигаться в одном направлении. В качестве панциря используется гимнастический мат, хотя им может быть большой лист картона или одеяло, брезент или матрас – все, что угодно, из подручного материала. Это игра на коллективное ползание в одном направлении. Детям доставляет радость заставлять черепаху переползать через гору или полосу препятствий, не теряя при этом панциря.
«Баланс с надувными мячами»
В этой игре двое детей пытаются удержать между собой один надувной мячик или шарик, не используя рук. Они могут попытаться удержать мяч разными способами (голова к голове, бок к боку, животик к животику, спина к спине и т.д.) и попробовать передвигаться по залу, удерживая мяч. Дети, которые удерживают мяч лбами могут попробовать нагнуться и дотронуться руками до пальцев ног, присесть на корточки и т.д. Они так же могут попытаться пройти сквозь висящий обруч или по полосе препятствий. Для разнообразия можно удерживать два — три мяча.
Приложение 2
Тренинг для детей старшего дошкольного возраста
Сотрудничество
Цель: Учить сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией, действовать в паре. Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.
«Я не должен»
Воспитатель заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системе взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир), и шаблон «Я не должен» (например, изображение знака « — ») Три пара детей отбирают те картинки, которые изображают ситуации неприемлемыми во взаимоотношениях между людьми (первая пара), между человеком и природой (вторая пара), человеком и предметным миром (третья пара), объясняют свой выбор.
«Поводырь»
В группе разложены и расставлены предметы – препятствия (стулья, кубики, обручи и т.д.). Дети распределяются по парам: ведущий – ведомый. Ведомый повязывает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая как двигаться, например:
«Переступи через кубик», «Здесь стул, обойдем его». Затем дети меняются ролями.
«Связующая нить»
Дети сидят в кругу и передают друг другу клубок ниток, так чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети чувствуют, что они хотят для себя и могут пожелать другим.
Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
«Сделай открытку»
Воспитатель заранее готовит элементы аппликации, например: рыбки в аквариуме, фрукты в корзинке, грибы на полянке. Пара детей должны вместе разложить элементы аппликации на листе бумаги и распределив обязанности приклеить каждый элемент. Когда аппликации будут готовы, каждая пара дарит другой паре свою открытку.
Название: Активные формы работы с педагогами по освоению ФГОС ДО Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Педагогика общения и сотрудничества»
Должность: старший воспитатель
Место работы: МДОБУ детский сад общеразвивающего вида № 32 «Росинка» п. Новошахтинский
Месторасположение: Приморский край, Михайловский район, п.Новошахтинский, ул. Ленинская 14а
Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.
Ведущими идеями образования сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения родителей воспитанников к партнерским отношениям.
Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья сама нуждается в поддержке, которую призван оказывать ей детский сад.
Система сопровождения и консультирования семьи должна осуществляться через взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом образовательной среды. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.
В нашем ДОУ выстроена и адаптирована система сопровождения и консультирования участников образовательного процесса. Хотим предложить вашему вниманию конспект семинара-практикума с педагогами по теме: «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения» .
Педагог-психолог МБДОУ детский сад №51 «Золотой орешек» - Брысина О.Ю.
Соизмеримость мышления – залог взаимопонимания
И предпосылка взаимосогласия.
Илья Шевелев.
Цель: способствовать преодолению трудностей решению проблемных ситуаций в общении и взаимодействии педагогов с родителями.
Задачи:
- Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;
- Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
- Поддерживать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Оборудование:
Памятки для педагогов по вопросу общения с родителями воспитанников.
Ход семинара:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня, я предлагаю обсудить очень важную тему-общение педагогов с родителями воспитанников. Тема: нашего семинара-практикума: «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения» .
Участники семинара-практикума сидят в общем кругу.
Педагог-психолог передает по кругу коробочку со звездочками разных цветов (красный, желтый, зеленый, синий) .
После того, как все участники взяли звездочки, просит обратить внимание на цвет, каждая из звездочек имеет определенное значение:
- зеленый- ожидаю успех на сегодняшнем семинаре.
- красный – желаю общаться
- Желтый – проявлю активность.
- Синий – буду настойчива.
Одной из активных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные взаимоотношения родителей с ДОУ. Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями:
«Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» - ФЗ «Об образовании в РФ» ст. 44, п.1.
«На основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС ДОО, п.3. 2. 1) .
Важно, что бы педагог не только владел внедряемыми технологиями воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС, но и был открыт в общении.
Все родители разные, это взрослые люди и к каждому нужно найти определенный подход.
Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. Я предлагаю оценить Ваш уровень коммуникабельности с родителями.
Диагностика профессиональных умений и навыков. (На основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому) .
Цель: оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями
Инструкция: «Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да» , «нет» , «иногда» .
- Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
- Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
- Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
- Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
- Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
- Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
- Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
- Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
- Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках» ?
- Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
- Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
- Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
- Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
- У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
- Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
- Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Оценка ответов: «да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - О очков.
Полученные очки суммируются, и определяется, к какой категории относится испытуемый.
30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислу-шиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания» . Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык» . Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспи-тывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. 11остарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения» .
Цель: познакомить педагогов с правилами эффективного общения с родителями.
Сейчас я предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения.
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «барьер» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса) .
Самые универсальные – это:
- Улыбка,
- имя собеседника
- комплимент.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!» , а «Здравствуйте, Анна Игоревна!» .
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее) . Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:
- Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз) . Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
- Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м) . Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе» . Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
- Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках) .
- Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
- Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе) .
- Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я» : «Я сам такой же, у меня то же самое!» . Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!» ) Чаще говорить; «Мы» : «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!» , «Нас всех беспокоит, что дети…» , «Наши дети…» , «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Упражнение «Тренировка интонации» .
Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.
Произнести фразы:
Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.
Я благодарна Вам за оказанную помощь.
Произнести эти фразы с оттенками упрёка, безразличия, злости, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках) .
А мы, с коллегами, попробуем догадаться с какой, интонацией Вы произнесли фразу.
Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.
Упражнение «Самый трудный родитель» .
Цель: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.
Наверное, у каждого в группе есть родители, встреча и общение с которыми всегда приятны, но есть и такие, с которыми хотелось бы как можно реже встречаться и общаться. Я предлагаю Вам перечислить основные качества, которые присуще трудному родителю, общение с которым вызывает у Вас отрицательные чувства.
Участники пишут на заранее приготовленных листах качества, которые, по их мнению, наиболее характерны для трудных родителей. Потом каждый из участников зачитывает то, что написано и крепит свой лист на магнитную доску.
Анализ упражнения.
- Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?
- Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?
- Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?
В конце упражнения педагог-психолог раздает памятки «Рекомендации педагогам по взаимодействию с трудными родителями»
Упражнение "Точка зрения"
Цель: Совершенствовать умение воспринимать ситуации межличностного общения, ориентироваться в способах диалогического общения;
Участники разбиваются по парам. Им задается тема общения, но один из них отстаивает одну точку зрения ("за") , другой - противоположную ("против") .
Задача - склонить оппонента к своей точке зрения по определенной проблеме. Возможные темы:
"Мама учит давать сдачу, педагог учит конструктивным способам взаимодействия";
"Педагоги настроены против нашей семьи и нашего ребенка, вы постоянно посылаете нас то к логопеду, то к психологу, наш ребенок что, самый плохой?" - педагог дает рекомендации как можно скорректировать пробелы в развитии поведения и когнитивных процессов;
"Вы никогда не даете роли в утренниках и праздниках моему ребенку, он что, самый не способный?" - ребенок на самом деле не справится.
Анализ: фактически идет работа с возражениями.
Кто с удовлетворением принимает изменение своей точки зрения? Никто.
Какие приемы позволяют сделать этот процесс более "гладким".
Основной принцип - не бороться (борьба позиций приводит в тупик) .
Упражнение «Резервуар» .
Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации.
Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение) .
Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями. С целью приобретения навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации, мы с Вами проделаем упражнение «Резервуар» .
Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы» , резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает» , «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара» . Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.
Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара» , вступайте в диалог с собеседником.
Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов, потому, что у них есть единые задачи: сделать все, что бы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, что бы они стали гармонически развитыми личностями.
Я надеюсь, что сегодня Вы узнали что-то интересное для себя и это Вам поможет достичь взаимопонимания с родителями воспитанников. Успехов Вам в профессиональной деятельности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 38 города Кузнецка
Семинар практикум для педагогов ДОУ
«Знаю правила дорожного движения сам – научу другого»
Воспитатель: Фадеева Т.А.
Цель: повысить уровень подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых при формировании у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах; развивать сплоченность, умение работать в команде.
Участниками семинара-практикума : педагоги ДОУ, старший воспитатель, заведующая, инспектор ГИБДД.
План проведения:
1. Слово-приветствие старшего воспитателя - Кизерева Т.П.
2. Доклад инспектора ГИБДД «Анализ и статистические данные о дорожно- транспортном травматизме с участием детей»
Чтобы научить детей азбуке безопасности и Правилам дорожного движения, в первую очередь педагог должен сам быть хорошо осведомлен в этом вопросе и заинтересован в решении такой проблемы, как детский дорожно-транспортный травматизм. Именно поэтому работа в данном направлении ведется не только с детьми, но и с педагогами. Сегодня пройдет семинар-практикум «Знаю ПДД сам – научу другого».
Доклад инспектора ГИБДД «Анализ и статистические данные о дорожно - транспортном травматизме с участием детей»
КВН - ведущая Фадеева Т.А.
Дорогие друзья, сейчас мы собрались для проведения конкурса: внимательных, находчивых, где Вам, знатокам дорожного движения, нужно пройти испытания, мы желаем командам - успеха. Пусть победит сильнейший. А кто окажется сильнее определит наше жюри. Жюри оценивает все конкурсы по пятибалльной системе.
Первый конкурс "Защита эмблемы команды"
Конкурс «Разминка»
Вопросы первой команде
1) Какая часть улицы предназначена для пешеходов?
2) С какой стороны при выходе обходят автобус?
3) С какой стороны нужно выходить из легкового автомобиля?
4) Куда нужно смотреть при переходе дороги
5) Назовите лучший способ сохранения жизни на дороге
Вопросы второй команде
1) Где можно переходить улицу?
2) Какие цвета у светофора и что они обозначают?
3) Какие виды переходов вы знаете?
4) На какой дороге машины лучше тормозят?
5) Какие машины имеют право ехать на красный свет?
3. Игра-конкурс
«Молчанка» (каждому раздадут по 3 карточки с цифрами 1,2,3)
Я буду задавать вопросы и 3 варианта ответов. На нужный вариант вы поднимаете соответствующую карточку. Справитесь? На каждый вопрос на обдумывание даётся 10 секунд.
1 команде
1 . Какая часть улицы предназначается для пешехода?
1. мостовая
2. тротуар
3. велосипедная дорожка
2. Где должен ходить пешеход при отсутствии тротуара?
1. По правой стороне обочины
2. по левому краю дороги
3. По левой обочине, навстречу движущемуся транспорту.
3. Как должен ходить пешеход?
1. придерживаясь левой стороны
2. придерживаясь правой стороны
3. придерживаясь середины
2 команде
1. На каком расстоянии от правого края проезжей части разрешена езда
на велосипеде?
1. не более 0,5 м.
2. не более 1м.
3. не более 2 м.
2. Как должен поступать пешеход, если во время перехода перекрёстка зелёный сигнал светофора изменился на жёлтый, а вы не успели перейти дорогу?
1. быстро перебежать улицу
2. вернуться на тротуар
3. остановиться на осевой линии
3. Разрешено ли перевозить пассажира на велосипеде?
2. разрешено, ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сидении.
3. разрешено, на раме.
4. Конкурс «Собери знак»
Каждой команде из отдельных вырезанных и перемешанных карточек нужно собрать дорожный знак.Побеждает команда, которая первая выполнила задание.
5. конкурс - литературный .
Вам необходимо ответить на предложенные вопросы. Каждый правильный ответ – 2 балла
1 команда
Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой веселый звонкий мяч?» (ЗЕЛЕНОГО)
Из какой книги эти строчки:
«Рассуждать Степан не стал,
Светофор рукой достал,
В середину заглянул,
Что-то где-то повернул…?» («ДЯДЯ СТЕПА»)
В какой сказке, у какого героя имеется шапка такого же цвета, как сигнал светофора? («КРАСНАЯ ШАПОЧКА»)
Назовите произведение, в котором медведи ехали на велосипеде («ТАРАКАНИЩЕ»)
2 команда
В каком произведении и кому трамвайчиком перерезало ножки? («ДОКТОР АЙБОЛИТ», ЗАЙЧИКУ)
Какое насекомое одного цвета с сигналом светофора живет в траве? (КУЗНЕЧИК)
Назовите город, в котором Незнайка учился ездить на автомобиле? (СОЛНЕЧНЫЙ)
На каком виде транспорта добиралась Золушка на бал к королю? (ГУЖЕВОМ)
6 конкурс «Сказочная ситуация». Вы прослушаете загадки о дорожном порядке и ответите на вопрос. Оценка – 3 балла.
1 команда
1. День рождения Вини-Пуха.
Сегодня у Вини-Пуха день рождения. Ему исполнилось 6 лет. В этот день ему купили большой велосипед. И он, чтобы весь город видел его подарок, сел на него и выехал на улицу.
Какие ошибки допустил Вини-Пух? (ДЕТЯМ ДО 14 ЕТ ВЫЕЗЖАТЬ НА ДОРОГУ ЗАПРЕЩЕНО. ДЕТВОРЕ ЕЗДИТЬ МОЖНО ВО ДВОРЕ)
2. Колобок на дороге.
По проселочной дороге катился Колобок, а ему навстречу Волк: «Колобок, Колобок, я тебя съем, если не отгадаешь загадку! Еду я сегодня к Лисе на автомобиле, как положено, по левой стороне, слышу, милиционер свистит. Как ты думаешь, почему он меня остановил?» (ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ РАЗРЕШЕНО ЕХАТЬ ПО ДОРОГЕ, ПРИДЕРЖИВАЯСЬ ПРАВОЙ СТОРОНЫ)
2 команда
3. Мальчик и Красная Шапочка.
Мальчик едет на велосипеде, на автобусной остановке видит Красную Шапочку и незнайку.
Довези меня до аптеки, - просит его Красная Шапочка, - у меня бабушка болеет.
Нет, нет меня, - просит Незнайка.
Кто поедет с мальчиком?
(НИКТО, НА ВЕЛОСИПЕДЕ РАЗРЕШЕНО ЕЗДИТЬ ТОЛЬКО ОДНОМУ. БАГАЖНИК – ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ БАГАЖА, А РАМА - ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ)
4. Чип и Дейл.
Чип и Дейл отправились в путешествие, они шли целый день и очень устали. На обочине дороги Дейл увидел дорожный знак, которому очень обрадовался. Вскоре они подошли к маленькому уютному домику, где и остались на ночлег.
Что за дорожный знак увидели бурундучки? (КЕМПИНГ)
7.Конкурс «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ»
Я хочу спросить про знак,
Нарисован знак вот так.
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
(«Осторожно, дети!»)
Шли из сада мы домой,
Видим, знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет!
(«Велосипедная дорожка»)
Вот кружок с каемкой красной,
А внутри рисунка нет.
Может, девушки прекрасной
Должен быть внутри портрет?
Круг пустой зимой и летом,
Как же знак зовется этот?
(«Движение запрещено»)
В треугольнике - два братца
Все куда-то мчатся, мчатся.
Самый важный знак на свете -
Это просто рядом …
В синем круге пешеход
Не торопится, идет.
Дорожка безопасна,
Здесь ему не страшно.
Что за знак такой висит?
Стоп - машинам он велит…
Пешеход! Идите смело
По дорожкам черно-белым.
(«Пешеходный переход»)
Ходят смело млад и стар,
Даже кошки и собаки…
Только здесь не тротуар -
Дело все в дорожном знаке.
(«Пешеходная дорожка»)
Заболел живот у Ромы,
Не дойти ему до дома.
В ситуации такой
Нужно знак найти.
(«Пункт первой медицинской помощи»)
8. конкурс «Рисунок».
«Дорожный вернисаж» - нарисовать несуществующий дорожный знак.
- «жидкий асфальт»;
- «дикие школьники»:
- «глухие старушки»;
- «пешебеги».
Подведение итогов. Награждение
Физминутка «По сигналу светофора»
Ведущий предлагает воспитателем встать, немного размяться. На полу размещены кружки красного, желтого и зеленого цвета. Ведущий загадывает загадки про сигналы светофора. Нужно быстро сориентироваться и встать к кружку нужного цвета.
- Какой цвет нам говорит : «Проходите, путь открыт!» ?
Но смотри-ка, кто такой
Нам велит : «Шагать постой!» ?
И сигнал : «Путь опасный!»
Стой и жди, пока я?
Будь, малыш, всегда смышленый и шагай на свет?
Не спеши скорей бежать, предлагаю подождать…
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваши воспитанники владели навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе : «Будьте осторожны на дороге» . Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте доступные игровые и практические ситуации. И учите не только детей, но и родителей. Надеюсь, что данный материал будет вам полезен. И в ваших группах появятся новые интересные игры и игровые ситуации по обучению детей правилам дорожного движения.