Конспект занятия по лепке в средней группе
Тема: «Медвежонок»
Цель:
Учить детей лепить животное из 3-х разных по форме частей, соблюдая пропорции между ними.
Задачи.
. Закреплять знакомые приемы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приемом примазывания. Закреплять умение делить пластилин на две неравные части. Развивать самостоятельность, воспитывать интерес к лепке животных, умение довести работу до конца.
Материалы: пластилин коричневого, черного цвета, стеки, дощечки, бусинки, салфетки, игрушечный медвежонок.
Предварительная работа:
Накануне занятия рассмотреть медвежонка, выделяя его части, определить, на какую форму похожа каждая часть.
Вспомнить, в каких сказках присутствует медведь, какой он по характеру.Ход занятия:
Ребята! Сегодня к нам в гости пришел необычный гость, а кто он вы узнаете если отгадаете загадку.
Загадывание загадки.
- Летом ходит без дороги
Между сосен и берез
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
-Ребята, медвежонок сказал мне по секрету, что он живет в лесу совсем один. Пришла весна, медвежонок проснулся после зимней спячки, а его друзья еще спят. А ему так хочется иметь друзей. Давайте поможем нашему гостю и слепим таких же маленьких игрушечных медвежат.
Показ и рассматривание образца.
-Посмотрите, какого медвежонка я слепила сегодня утром. Давайте рассмотрим его. Из каких частей состоит игрушка?
Голова, туловище, лапки, ушки.
- Как вы думаете, с какой части надо начинать работу? (с туловища).
- На какую форму похоже туловище? (столбик, овал).
- Как мы получим овал? (сначала скатаем шар, а затем раскатаем его немного, чтобы получилась вытянутая фигура).
Покажите движение рук во время лепки шара и овала.
Какую часть мы будем лепить дальше? (голову).
Какой она формы? Как получим шар?
Затем соединим голову и туловище с помощью приема примазывания.
Как вы думаете, ребята, зачем нужно примазать одну часть к другой?
(чтобы соединение было прочное).
- Что мы будем делать дальше? (лепить лапы).
Какой формы лапы? (овальной).
Сколько лап у медвежонка? (четыре)
Ушки медвежонку мы сделаем с помощью приема прищипывания. Обратите внимание, где находятся ушки: на верху головы, а не сбоку.
Как мы сделаем глазки? (из бусинок).
Вот такого игрушечного мишку вы сегодня будете лепить самостоятельно.
Показ деления пластилина на части.
- Давайте, разделим пластилин на части. Сначала делим брусок пластилина пополам.
Из одной части будем лепить туловище, а другую половину нужно разделить на две неравные части; из меньшей лепим голову медвежонка,а оставшуюся часть делим пополам, а затем каждую половинку еще раз пополам-получится четыре одинаковых кусочка,четыре лапки.
Физкультминутка
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
То на стенку посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись.
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
А теперь приступаем к работе.
Во время самостоятельной деятельности воспитатель дает детям советы, если необходимо, оказывает детям помощь.
Анализ занятия.
Посмотрите, ребята, какие симпатичные медвежата у вас получились.
(Спросить 3-4 детей, какая работа им понравилась и почему, тактично обратить внимание на недостатки в некоторых работах, предложить в следующий раз постараться их не допускать).
Ребята, давайте предложим нашему гостю выбрать себе новых друзей. (Медвежонок с радостью выбирает все детские работы и благодарит детей за такой бесценный подарок). Дети предлагают ему прийти в гости снова.
Лепка поделок из различных пластичных материалов - очень популярный вид рукоделия и хобби. Малыши и взрослые создают самые разные вещи из глины, пластилина, теста, гипса, пластики и даже из кулинарной мастики.
Для детей такое приятное времяпрепровождение выполняет еще и развивающую функцию. В лепке задействованы все пальчики и ладошки малыша. Это благотворно влияет на мелкую моторику крохи, что в свою очередь способствует развитию памяти, словарного запаса, речи, фантазии и творческого мышления, а также умению концентрироваться.
У малышей в пятилетнем возрасте уже немного увеличилось понимание формы предмета, однако они еще не умеют правильно передавать все пропорции, также очень часто отдельные детали поделки не бывают хорошо закреплены. При этом, крохи в возрасте четырех - пяти лет уже лучше воспринимают словесный инструктаж.
Педагог продолжает уроки по задействованию всей кисти и пальчиков, развитию интереса к лепке. Также преподаватель уточняет понимание форм предметов, строения и пропорции отдельных элементов и обучает передаче их в лепке. В средней группе делается больший упор на эстетику изображения различных форм и их симметричности. Повышаются требования в выборе самостоятельных заданий, способах и техниках их выполнения. Деткам необходимо уметь лепить форму кончиками пальчиков и плотно закреплять места соединения больших элементов, лепить маленькие детальки с помощью палочки, или прищипывать их.
Первые занятия лепкой в средней группе будут нужны для того, чтобы детки вспомнили чему их научили в младшей группе. Они будут раскатывать кусочек материала прямо или вкруговую и расплющивать между ладошек. Это поспособствует закреплению ранее выученных знаний и более корректному выполнению заданий преподавателя. Детки лепят не только ладошками, они стараются передать особенности форм пальчиками. Например, морковка вытянутая и овальная. Детки должны проконтролировать свои действия зрительно, а также четко представлять весь образ предмета в целом. До начала зимы малыши лепят уже известные поделки, совершенствуют передачу формы и способы лепки.
Всю зиму малыши лепят поделки или из одного целого кусочка, это могут быть овощи или фрукты, а могут создавать изделия из нескольких деталей, например, котика, куколку, снеговичка или зайчика. Как слепить отдельные элементы этих предметов детки уже знают, но пропорции и способы прикрепления нуждаются в корректировке.
В младшей группе малыши лепили неваляшку из двух шариков, на уроках в средней группе педагог предложит слепить снеговичка, у него туловище состоит из трех шариков - большого, поменьше и совсем маленького. Можно слепить снеговичку руки, носик, или шапочку.
Более сложной задачей будет сидящая кошка. Для начала крохи лепят туловище-цилиндр, потом хвостик-колбаску и голову-шарик. Прищипыванием делают кошке передние лапки, а поскольку она сидит, задние можно не лепить.
Появляются новы методы придания формы. Детки учатся закруглять или наоборот, заострять пальчиками конец колбаски, прищипывать краешки лепешек, придавая поделке более красивую форму.
Следующие три месяца будут посвящены оттягиванию материала (глина, пластилин и пр.) при создании маленьких деталей, вдавливанию пальчиками, для создания полых поделок. Малыши будут тренироваться лучше размазывать материал на краях стыков для более плотного соединения деталей и загибать сплющенные края для формирования посуды.
Вот рыбка, ее можно слепить из одного кусочка. Сделать его овальным. Одну часть пластилина вытянуть немного и закруглить, это будет голова, вторую часть вытянуть больше и расплющить на конце, сделав плоским - это хвостик. Плавники лепят, защипывая пластилин, а затем с помощью стека рисуют чешуйки или налепляют их сверху из маленьких кусочков пластилина. Это упражнение поможет малышам научиться правильно передавать форму предмета и сравнивать его части между собой по форме и размеру. Необходимо так же научить деток разделять глину на нужное количество частей. Вот птичка. Один комочек пластилина нужно разделить на две части. Из одной слепить тельце птички, а из другой головку и подставочку. Еще одна поделка в данные период - посуда. Ее делают двумя способами. Первый - вдавить пальчик в круглую или цилиндрическую заготовку. Получится кружечка или стаканчик. Ручку для чашечки или кружечки детки могу сделать, защипнув и оттянув материал от всей заготовки или прилепить небольшую колбаску, размазав места соединения. У плоского блинчика отгибаются края, так у малышей получится тарелочка или блюдце. Все поделки малыши по желанию могут украсить, прорисовывая узоры стекой или налепляя его из дополнительных лепешечек или колбасок пластилина. Украшая свои поделки, детки получают положительные эмоции, развивается чувство симметрии.
Летом малыши закрепляют полученные знания и навыки. При этом воспитатель может дать для выполнения не только знакомые поделки, а и новые, но только те, которые им по силам, например, мышонка, ежика, грибы в корзинке или тарелочку с ягодками.
Во все периоды обучения занятия имеют тему. Некоторые задает преподаватель, а некоторые детки выбирают сами. Зачастую малыши лепят уже то, что умеют. Основная задача таких уроков в том, чтобы малыши научились самостоятельно придумывать тему, довели работу до конца, применили все известные им формы лепки и самостоятельно поработали над более четкой формой поделки и добавлении ее дополнительными элементами.
Для того чтобы программа была успешно изучена и закреплена необходимы соответствующие обучающие методы, которые активизируют внимание деток на уроках лепки и расширяют их представление об окружающей жизни. На прогулках педагог предлагает малышам внимательно рассмотреть предметы, которые могут стать объектами лепки. Как птички клюют корм или плавают рыбки в аквариуме. Преподаватель указывает только на основную форму предмета, базовое строение и пропорции, те детали предмета, которые детки уже смогут понять и слепить. Вот птичка, у нее круглая голова, овальное тельце и плоский хвостик. Голова птички находится сверху, на ней расположен маленький клювик, а хвостик внизу. А вот маленький ежик, у него маленькая мордочка и овальное тельце, он испугался и свернулся в клубок. Такие объяснения помогают деткам связать образ зверушки и ее положение с действиями, которые она производит.
Преподаватель может взять в руки изображаемый предмет, показать общую форму, а затем назвать и показать детали. У деток формируется представление о пропорциях предмета и о форме его отдельных элементов. Так же для лепки помогут сравнения преподавателя незнакомых элементов с уже известными деткам, например, о том, что у куколки ручки - столбики, тельце напоминает по форме морковочку. Педагог демонстрирует процесс создания, разминая материал и вылепляя нужную деталь, и сопровождает его рассказом. Вот ежик. У него овальное туловище. Похожее на яичко. Сначала нужно скатать шар, а затем покатать его в ладошках туда-сюда, его форма немножко изменилась, теперь нужно чуть-чуть вытянуть пальчиками одну сторону. Это мордочка. У малышей 4 - 5 лет не всегда выходит с первого раза слепить овальную форму или прочно соединить детали примазыванием. Все крохи разные, если у кого-то не получилось с первого раза, им могут показать другие ребята.
В этом возрасте деткам уже можно предлагать к изображению не только образ в целом, а и отдельные характерные особенности. Например, ямка в основании яблочка или черенок у баклажана. Для того чтобы деткам было интереснее можно приготовить морковную ботву или яблочные листочки из картона. Постепенно малыши научатся создавать эти детали из пластилина или другого материала.
Чтобы образы поделок стали более яркими, можно предложить рассмотреть, а затем слепить игрушки или фигурки, уже выполненные ранее педагогом. Сначала это могут быть две фигурки одного типа, например, птички, но одна будет клевать зернышки, ее туловище и голова наклонены, а вторая просто гуляет и ее тело расположено ровно. Или это могут быть кролики, один держит в передних лапках морковку, а второй просто сидит, и морковка лежит рядом. Такие занятия помогают деткам думать о разнообразии изображений. Слепить несколько фигурок малышам может быть не под силу, поэтому пусть они сосредоточатся на одной, которая понравилась больше всего. Можно обыграть тему и результат работы. Малыши лепят птичек и размещают их в одной общей кормушке.
Для того чтобы детки научились правильно передавать пропорции, педагог проводит сравнение. Если малыши лепят куколку, преподаватель берет заранее слепленную колбаску (заготовку для ручек), разделяет его пополам и сравнивает их, устанавливая длину. Еще метод сравнения можно применять при лепке корзиночки из колечек. Малыши лепят донышко-лепешку и 4 колбаски. 3 колбаски для бортиков корзинки, а четвертый - это ручка. Малыши прикладывают одну из колбасок к донышку, и если она получается длиннее, то лишнее обрезают. Все следующие колбаски выравниваются по первой и крепко прижимаются друг к другу.
На протяжении всего урока педагог задает вопросы о форме, отдельных элементах и пропорциях в целом, методах и способах создания поделки. Это способствует стимуляции умственной активности деток.
Помочь малышам заинтересоваться лепкой можно, рассказывая перед занятием и во время него разные стихи, загадки или маленькие рассказы по тематике урока.
Чтобы придать образу поделки большую выразительность можно воспользоваться стекой. Педагог показывает малышам, как правильно разрезать ею материал для лепки, прорисовывать детали или убирать лишний пластилин.
Больше всего внимания необходимо уделить урокам, которые подготавливаются всей работой, сделанной ранее. В самом начале преподаватель учит малышей выбирать тему. Можно спросить, что они видели, когда гуляли, о чем слышали или о ком им прочитали недавно. В процессе создания выбранного персонажа воспитатель вопросами направляет малышей на придание образу дополнительной ясности, яркости и завершенности. Что делает эта птичка? Как нужно расположить птичку для того, чтобы все поняли, что она клюет зернышки? Такие вопросы научат кроху работать с образом и активизируют мышление во время занятий лепкой.
Увеличивая объем знаний малышей про форму и пропорции предметов, а также способах лепки, необходимо анализировать результаты и разговаривать о качестве работы. Преподаватель обращает внимание деток на правильность выполнения задания и стимулирует вопросами, подталкивающими малышей размышлять над своими поделками.
Перспективный план по
лепке в средней группе.
Тема
Программные задачи
Литература
Сентябрь
«Яблоки и ягоды»
Стр.47
« Овощи и фрукты для
зайца»
Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы, разной
величины. Учить передавать в лепке впечатления от
окружающего. Воспитывать положительное отношение к
результатам своей деятельности
Комарова « Конспекты занятий»
Стр.49
« Большие и маленькие
морковки»
Закреплять умение детей лепить предметы большие и маленькие.
Учить детей лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к
одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами.
Комарова « Конспекты занятий»
,Стр.48
«Утята на птичьем дворе»
Учить детей лепить утенка, передовая характерные особенности:
голова, туловище овальной формы, широкий клюв, широкие плоские
лапки. Воспитывать желание лепить.
саду» стр.17
Октябрь
«Грибы»
Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, усвоенным
ранее приёмом лепки (раскатывание прямыми и кругообразными
движениями, сплющивание ладонями) для уточнения формы.
Воспитывать аккуратность при работе с пластичными
материалами.
Комарова « Конспекты занятий»
,Стр.56
«Жучки»
Учить детей лепить жуков, передавая строение (туловище, голова,
шесть ножек). Закрепить способ лепки полусферы (частичное
сплющивание шара). Развивать координацию в системе «глаз-рука»,
синхронизировать работу обеих рук. Воспитывать
самостоятельность, аккуратность.
« Яйцо»
Продолжать знакомить с предметами овальной формы, передовая
ее форму приемом оттягивания и скругления концов пальцами.
Познакомить с понятием «острый» и « тупой».
Комарова« Конспекты занятий»
,Стр.55
« Огурец и свекла»
Учить передавать особенности каждого предмета. Закрепить
умение катать прямыми движениями рук при лепке предметов
овальной формы и кругообразными – при лепке круглой формы.
Учить пальцами оттягивать скруглять концы.
Комарова« Конспекты занятий»
,Стр.53
« Ежик»
Учить детей лепить ежика, передовая в лепке характерные
особенности внешнего вида ежа. Пользоваться стекой для
прорисовки иголок короткими штрихами. Воспитывать интерес к
животным.
Швайко Г.С. «занятия по изо в детском
саду» стр.69
Ноябрь
« Мышка»
Учить детей передавать характерные особенности мышки: тело
овальной формы с заостренной мордочкой, круглыми ушками,
длинный тонкий хвост. Закрепить приемы скатывания и
Швайко Г.С. «занятия по изо в детском
саду» стр.70
«Подарок для Хрюши»
Закрепить представление детей о домашних животных, об
особенностях их внешнего облика, продолжать знакомить со
свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать
любую форму. Учить достигать передачи формы, цвета,
использовать в работе мелкие детали. Воспитывать аккуратность
при работе с пластилином. Воспитывать у детей желание делать
приятное другим.
Конспект м.к.
« Зайчик»
характерные особенности внешнего вида зайца: длинные уши
короткий хвост. Закрепить прием примазывания деталей друг к
другу.
Швайко Г.С. «занятия по изо в детском
саду» стр.71
« Рыбка»
Закрепить знания овальной формы, приемом ее изготовления.
Учить приему оттягивания, сплющивания, передаче характерных
особенностей рыбки.
Комарова« Конспекты занятий»
,Стр.58
Декабрь
« Разные рыбки»
Учить передавать отличительные особенности разных рыбок,
имеющие одинаковую форму, но отличающихся друг от друга по
пропорциям.
Комарова « Конспекты занятий»
,Стр.59
«Вылепи какие хочешь овощи
или фрукты для игры в
Учить детей выбирать содержание своей работы из круга
определённых предметов. Закреплять умение передавать форму
Комарова « Конспекты занятий»
,Стр.49
магазин»
овощей и фруктов, используя разнообразные приёмы лепки.
« Игрушечный мишка»
движения лап. Закрепить приемы скатывания и раскатывания,
сплющивания, присоединения частей.
детском саду» стр.73
« Снегугочка»
передавать это с соблюдением пропорций, характерный наряд
Снегурочки. Воспитывать аккуратность в работе.
Швайко Г.С. «занятия по изо в
детском саду» стр.109
« Елка для лесных зверюшек»
Закрепить приемы лепки животного, учить самостоятельно
применять в лепке знакомые способы работы, развивать
способность объединять свою работу в общую работу.
Швайко Г.С. «занятия по изо в
детском саду» стр.78
Январь
« Хоровод»
Учить детей изображать фигуру человека, правильно передавая
соотношение частей, Учить объединять свою работу с работами
других детей. Развивать образное восприятие.
Комарова « Конспекты занятий»
,Стр.68
«Волшебные превращения
снеговиков»
Упражнять детей в лепке снеговиков. Побуждать их путём
изменения формы, использования налепов и внесения различных
дополнительных деталей превращать снеговиков в знакомых
сказочных персонажей.
Конспект м.к.
«Новогодние подарки
игрушкам»
Совершенствовать умение скатывать комки глины между ладонями
прямыми и круговыми движениями, расплющивать шар, соединять
при скатывании комка глины прямыми движениями полученную
форму в виде кольца, делать пальцами и стекой углубления на
поверхности формы. Развивать воображение. Продолжать учить
защипывать края формы, действуя пальцами, и с помощью стеки
украшать вылепленное изделие узором.
Конспект м.к.
« Два жадных
медвежонка»
Учить детей лепить животных из трех разных по форме частей.
Соблюдая пропорции между частями. Передавая несложные
движения лап. Воспитывать у детей желание работать вместе,
формировать умения договариваться друг с другом.
Швайко Г.С. «занятия по изо в детском
саду» стр.75
Февраль
« Девочка в зимней
одежде»
Учить детей видеть части человеческой фигуры в одежде,
передавать это с соблюдением пропорций. Воспитывать
аккуратность в работе.
Комарова « Конспекты занятий»
,Стр.62
« Матрешка танцует»
Продолжать учить детей лепить фигуру человека в длинной одежде.
Передавать различные танцевальные движения рук у матрешки.
Украшать узором (стекой).
Швайко Г.С. «занятия по изо в детском
саду» стр.114
Лепка « Птичка»
Закрепить умение лепить игрушки, передавать форму частей,
сглаживать места соединения частей.
Комарова « Конспекты занятий»
,Стр.69
« Кто живет в зимнем
лесу?»(Лиса)
овальной формы с заостренной мордочкой, острыми ушками,
длинный толстый хвост. Закрепить приемы скатывания и
раскатывания, сплющивания, присоединения частей.
занятия в средней группе» стр. 127
Март
«Поможем доктору
Айболиту вылечить
медвежат»
Продолжать воспитывать у детей отзывчивость, доброту,
сочувствие к игровым персонажам, желание помогать им.
Продолжать учить лепить известные им фрукты округлой формы,
добиваясь выразительной передачи формы, строения и характерных
деталей.
Конспект м.к.
«Лепка сказочной рыбки»
Вызывать у детей интерес к лепке сказочной рыбки. Увлечь
способом лепки из целого куска.
Конспект м.к.
« Козленочек»
Учить детей лепить четвероногое животное: овальное тело, голова,
прямые ноги. Закрепить приемы лепки: раскатывание между
ладонями, сглаживание мест скрепления.
Комарова « Конспекты занятий»
,Стр.74
« Птички клюют
зернышки»
Учить передавать простую позу: наклон головы и тело вниз. Учить
объединять свою работу с работой товарищей.
Комарова « Конспекты занятий»
,Стр.70
« Мисочка»
Учить детей лепить используя новые приемы вдавливания и
оттягивания краев, уравнивания их пальцами.
Комарова « Конспекты занятий»
,Стр.72
Апрель
«Весёлые жучки»
Побуждать детей лепить насекомых, используя знакомые приёмы
лепки. Воспитывать творчество, воображение.
Конспект м.к.
« Большая утка с
Учить детей лепить утку и утенка, передовая характерные
Комарова « Конспекты занятий»
утятами»
особенности: голова, туловище овальной формы, широкий клюв,
широкие плоские лапки. Воспитывать желание лепить.
,Стр.62
« Красивое блюдце для
куклы»
Продолжать упражнять в приемах раскатывания и сплющивания
пластилина, оттягивания пальцами концов, учить сглаживать
поверхность изделия пальцами.
Комарова « Конспекты занятий»
,Стр.76
« Белка с орешком»
Учить детей передавать характерные особенности лисы: тело
овальной формы с заостренной мордочкой, острыми ушками с
кисточками, длинный толстый хвост. Закрепить приемы
скатывания и раскатывания, сплющивания, присоединения частей.
Комарова « Конспекты занятий»
,Стр.81
« Накормим кукол обедом»
Учить детей лепить столовую посуду используя новые приемы
вдавливания и оттягивания краев, уравнивания их пальцами.
Т. М. Бондаренко «Комплексные
занятия в средней группе» стр. 187
Май
« Вертолет» (по игрушке)
Учить передавать форму вертолета.Закрепить прием скатывания
овальной формы, круглой формы, сплющивание.
Т. М. Бондаренко «Комплексные
занятия в средней группе» стр. 194
« Лодочка с веслами»
Учить детей лепить лодку раскатывая овал, сплющивая его,
вдавливать середину пальцами и подравнять края.
Т. М. Бондаренко «Комплексные
занятия в средней группе» стр. 233
«Свинья с поросятами»
Учить передавать фигуру поросят, используя знакомые приемы
лепки, соединять части, примазывая.
Т. М. Бондаренко «Комплексные
занятия в средней группе» стр. 239
« Заяц и еж»
Продолжать учить детей лепить животных. Передавая в лепке
характерные особенности внешнего вида зайца и ежа. Закрепить
прием примазывания деталей друг к другу.
Т. М. Бондаренко «Комплексные
занятия в средней группе» стр. 285
Конспект занятия по лепке в средней группе
ʼʼКозленокʼʼ
Программное содержание˸
Учить создавать выразительный образ козленка, передавать в лепке объёмные формы, пропорции, детали.
Учить лепить козленка конструктивным способом. Закреплять умение делить глину на неравные части, раскатывать её прямыми и круговыми движениями, дорабатывать форму пальцами. Продолжать учить соединять части путем примазывания, сглаживать поверхность пальцами.
Воспитывать аккуратность, развивать творческие способности.
Подготовка к занятию˸
Рассматривание с детьми разнообразных игрушек, иллюстраций.
Материал и оборудование˸
Сказка, козлик-игрушка (или образец), глина, стека для показа способов лепки (для педагога); глина, поворотные круги, влажные салфетки, стеки, большая полянка (для детей).
Методика проведения занятия˸
Часть
Предложить детям сесть за столы.
Послушайте, ребята, какую интересную историю я вам расскажу˸
Однажды, один грустный художник гулял по саду и увидел козленочка. Это был очень веселый, озорной козленок. Козленок резвился на зеленой травке, бегал то за бабочкой, то за стрекозой. Его звонкое ʼʼме-еʼʼ слышалось то в одной, то в другой стороне сада. Потом он отдыхал, щипал травку. Грустному художнику так понравился козленок, что он развеселился. Давно не было у него на душе так легко и хорошо, что решил он слепить себе такого же козленка, чтобы потом долгими зимними вечерами он мог вспоминать этот счастливый, летний день.
Давайте и мы с вами тоже слепим веселого козленка, вот такого (воспитатель показывает игрушку или образец). Посмотрите, какой он симпатичный. А сейчас мы козленка рассмотрим.
Какие крупные части есть у козлика?
На какую форму похожа голова, туловище? (обрисовывающий жест – сравнение с объёмной формой – шар, столбик).
- Что больше голова или туловище?
На какую форму похожи ноги у козленка?
Что есть у козленка на голове, на туловище?
Полный показ способов и приемов лепки козленка. Все свои действия воспитатель сопровождает словесным объяснением. Показ проводится сидя за столом.
Уточнить последовательность лепки. Напомнить детям, что козленок может выглядеть по-разному.
Все образцы и игрушки необходимо убрать.
Часть
Индивидуальная работа с детьми˸
а) инд. показ на материале педагога;
б) дополнительное рассматривание игрушки или образца;
в) советы, напоминания, уточнения
Часть
Предложить выставить всех козлят на зеленую лужайку (на ней цветы с именами детей - необходимо помочь детям правильно расположить фигурки. Предложить ребятам найти самых веселых и озорных козликов, а потом самых грустных.
Задание 15˸ Выписать из Программы воспитание и обучения детей в детском саду (под ред. Васильевой) основные задачи обучения лепке в старшей и подготовительной группах.
Конспект занятия по лепке в средней группе - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Конспект занятия по лепке в средней группе" 2015, 2017-2018.
по лепке в средней группе
п. Гирсово, 2012 г.
Пояснительная записка
Для успешного овладения детьми изобразительной деятельности и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях:
1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.
2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.
3. Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разновозрастных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация, вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.
4. Разнообразие тематики детских работ, форм организации НОД (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов.
5. Создание творческой доброжелательной обстановки в группе, на НОД по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.
6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для НОД рисованием, лепкой, аппликацией.
Одна из важных задач художественно-творческой деятельности - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.
Задачи:
Продолжать развивать интерес к лепке;
Совершенствовать умение лепить из пластилина;
Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах;
Учить прищипыванию с легким оттягиванием вверх краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички);
Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки;
Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы;
Познакомить с приемами использования стеки;
Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки, дополнять изображение деталями по решению самого ребенка;
Закреплять приемы аккуратной лепки.
Промежуточные результаты:
1. Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию.
2. Использовать все многообразие усвоенных приемов.
Календарно-тематическое планирование по лепке в средней группе
(используется учебно-методическое пособие «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада» Т.С. Комарова, Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2007.)
Сентябрь
1 неделя |
Тема: Яблоки и ягоды. Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы различной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Развивать воображение и творческие способности детей. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстниками рисункам. |
2 неделя |
Тема: Большие и маленькие морковки. Учить детей лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, легка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаясь с материалом. Развивать воображение. Воспитывать самостоятельность, активность. |
3 неделя |
Тема: Огурец и свекла. Познакомить детей с приемами лепки предметов овальной формы. Учить передавать особенности каждого предмета. Закреплять умение катать глину прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и кругообразными - при лепке предметов круглой формы. Учить пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность. Развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость. |
4 неделя |
Тема: Грибы. Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание глины прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы. Подводить к образной оценке работ. Развивать мелкую моторику, воображение. Воспитывать усидчивость. |
Октябрь
1 неделя |
Тема: Угощение для кукол. Развивать у детей образные представления, умение выбирать содержание изображения. Учить передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других, формировать умение объединять результаты своей деятельности с работами сверстников. |
2 неделя |
Тема: Рыбка. Закреплять знание приемов изготовления предметов овальной формы (раскатывание прямыми движениями ладоней, лепка пальцами). Закреплять приемы оттягивания, сплющивания при передаче характерных особенностей рыбки. Учить детей обозначать стекой чешуйки, покрывающие тело рыбы. Развивать усидчивость. Воспитывать дружелюбие при оценке работ других детей. |
3 неделя |
Тема: Слепи какую хочешь игрушку. Продолжать развивать образные представления, воображение и творчество. Закреплять умение использовать при создании изображения разнообразные приемы лепки, усвоенные ранее. Воспитывать внимание к другим детям, желание заботиться о них. |
4 неделя |
Тема: Сливы и лимоны. Продолжить обогащать представления детей о предметах овальной формы и их изображении в лепке. Закреплять приемы лепки предметов овальной формы, разных по величине и цвету. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать самостоятельность. |
Ноябрь
1 неделя |
Тема: по замыслу. Учить детей определять содержание своей работы, использовать в лепке знакомые приемы. Формировать умение выбирать из созданных наиболее интересные работы (по теме, по выполнению). Развивать воображение, творческие способности детей. Воспитывать самостоятельность, активность. |
2 неделя |
Тема: Разные рыбки. Учить передавать отличительные особенности разных рыбок, имеющих одинаковую форму, но несколько отличающихся друг от друга по пропорциям. Закреплять ранее усвоенные приемы лепки. Развивать воображение. Воспитывать стремление довести начатое дело до конца. |
3 неделя |
Тема: Уточка Познакомить детей с дымковскими игрушками (уточки, птички, козлики и др.), обратить внимание на красоту слитной обтекаемой формы, специфическую окраску, россыпь. Развивать эстетические чувства. Учить передавать относительную величину частей уточки. Закреплять приемы примазывания, сглаживания, приплющивания (клюв уточки). Воспитывать бережное отношение к изобразительным материалам. |
4 неделя |
Тема: Вылепи какие хочешь овощи и фрукты для игры в магазин. Учить детей выбирать содержание своей работы из круга определенных предметов. Развивать воображение. Воспитывать самостоятельность, активность. Закреплять умение передавать форму овощей и фруктов, используя разнообразные приемы лепки. |
Декабрь
1 неделя |
Тема: Девочка в зимней одежде. Вызвать у детей желание передать образ девочки в лепном изображении. Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся книзу шубка, руки), передавать их с соблюдением пропорций. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность. |
2 неделя |
Тема: Большая утка с утятами. Продолжить знакомить детей с дымковскими изделиями (уточка с утятами, петух, индюк и другие). Учить выделять элементы украшения игрушек, замечать красоту формы. Вызвать желание лепить игрушки. Учить лепить фигурки на подставке, передавать разницу в величине предметов и отдельных частей, делить глину в соответствующей пропорции. Развивать воображение. Воспитывать уверенность в своих возможностях. |
3 неделя |
Тема: по замыслу «Слепи, что тебе хочется» Продолжать развивать самостоятельность и творчество, умение создавать изображения по собственному замыслу. Закреплять разнообразные приемы лепки. Воспитывать дружелюбие при оценке работ других детей. |
4 неделя |
Тема: Птичка. Учить детей лепить из глины птичку, передавая овальную форму тела; оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки. Учить отмечать разнообразие получившихся изображений, радоваться им. Развивать творческие способности детей. Воспитывать самостоятельность, активность. |
Январь
1 неделя |
Каникулы |
2 неделя |
Тема: Девочка в длинной шубке. Учить детей передавать в лепке фигуру человека, соблюдая соотношение частей по величине. Закреплять умение раскатывать глину между ладонями; лепить пальцами, придавать фигуре нужную форму; соединять части, плотно прижимая их друг к другу, сглаживать места скрепления. Развивать самостоятельность. Воспитывать стремление довести начатое дело до конца. |
3 неделя |
Тема: по замыслу. |
4 неделя |
Тема: Хоровод. Учить детей изображать фигуру человека, правильно передавая соотношение частей по величине, их расположение по отношению к главной или самой большой части. Учить объединять свою работу с работами других детей. Развивать образное восприятие. Продолжать развивать образные представления. Воспитывать доброжелательность друг к другу. Познакомить с дымковской куклой. |
Февраль
1 неделя |
Тема: Птички прилетели на кормушку и клюют зернышки. Учить детей передавать в лепке простую позу: наклон головы и тела вниз. Закреплять технические приемы лепки. Учить объединять свою работу с работой товарища, чтобы передать простой сюжет, сценку. Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности. Развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к птицам. |
2 неделя |
Тема: Мы лепим снеговиков. Закреплять умение детей передавать в лепке предметы, состоящие из шаров разной величины. Учить передавать относительную величину частей. Закреплять усвоенные приемы лепки. Развивать мелкую моторику. Воспитывать желание рассматривать созданные изображения. |
3 неделя |
Тема: по замыслу. |
4 неделя |
Тема: Мисочка. Учить детей лепить, используя уже знакомые приемы (раскатывание шара, сплющивание) и новые - вдавливания и оттягивания краев, уравнивания их пальцами. Развивать мелкую моторику. Воспитывать уверенность в своих возможностях. |
Март
1 неделя |
Тема: Козленочек. Учить детей лепить четвероногое животное (овальное тело, голова, прямые ноги). Закреплять приемы лепки: раскатывание между ладонями, прикрепление частей к вылепленному телу животного, сглаживание мест скрепления, прищипывание и т.д. Развивать сенсомоторный опыт. Воспитывать любовь к животным. |
2 неделя |
Тема: Зайчики выскочили на полянку, чтобы пощипать зеленую травку. Учить детей лепить животное; передавать овальную форму его туловища, головы, ушей. Закреплять приемы лепки и соединения частей. Развивать умение создавать коллективную композицию. Развивать образные представления, воображение. Воспитывать любовь к диким животным. |
3 неделя |
|
4 неделя |
Тема: Мисочки для трех медведей. Учить детей лепить предметы одинаковой формы, но разной величины. Упражнять в лепке мисочек. Отрабатывать приемы лепки: раскатывание и сплющивание, углубление путем вдавливания, уравнивание краев пальцами. Учить отделять комочки, соответствующие величине будущих предметов. Учить создавать предметы для игры-драматизации по сказке. Развивать мелкую моторику, воображение. Воспитывать дружелюбие при оценке работ других детей. |
Апрель
1 неделя |
Тема: Барашек (по образу филимоновской игрушки). Познакомить детей с филимоновскими игрушками (птицами, животными). Вызвать положительное эмоциональное отношение к ним. Учить выделять отличительные особенности этих игрушек: красивая плавная форма; яркие, нарядные полосы. Вызвать желание слепить такую игрушку. Развивать воображение. Воспитывать самостоятельность. |
2 неделя |
Тема: Чашечка. Учить детей лепить посуду, используя приемы раскатывания, вдавливания и уравнивания пальцами края формы. Упражнять в соединении частей приемом прижимания и сглаживания мест скрепления. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность. |
3 неделя |
Тема: Посуда для кукол. Закреплять умение детей лепить посуду. Отрабатывать приемы лепки. Продолжать развивать навыки коллективной работы. Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе. |
4 неделя |
Тема: Птичка клюет зернышки из блюдечка. Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, пользуясь усвоенными ранее приемами (раскатывание, оттягивание, прищипывание; соединение частей, прижимая их и сглаживая места скрепления). Развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к птицам. |
1 неделя |
Тема: Как мы играли в подвижную игру «Прилет птиц». Продолжать учить детей создавать в лепке образ подвижной игры. Развивать воображение и творчество. Закреплять приемы лепки. Воспитывать желание рассматривать созданные изображения. |
2 неделя |
Тема: по замыслу. Продолжать развивать самостоятельность, воображение, творчество. Закреплять приемы лепки, умение аккуратно использовать материал. Воспитывать бережное отношение к изобразительным материалам. |
3 неделя |
Тема: Слепи то, что тебе нравится. Развивать умение детей оценивать полученные впечатления, определять свое отношение к тому, что увидели, узнали. Формировать желание отражать полученные впечатления в художественной деятельности. Закреплять стремление детей создавать интересные изображения в лепке, используя усвоенные ранее приемы. Воспитывать стремление довести начатое дело до конца. |
4 неделя |
Тема: по замыслу. Закреплять умение детей задумывать содержание своей работы, используя усвоенные способы создания изображения, доводить задуманное до конца. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество. Вызывать желание любоваться своими работами, рассказывать о них. |
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида «Родничок» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников
п. Гирсово Юрьянского района Кировской области
Календарно-тематическое планирование
по развитию речи в средней группе
п. Гирсово, 2012 г.
Календарно-тематическое планирование
в средней группе - коммуникация (направление познавательно-речевое, область -коммуникация, чтение художественной литературы)
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование в средней группе ведется по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по физическому направлению. Планирование соответствует современным задачам дошкольного образования, предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.
Планирование разрабатывается, утверждается и реализовывается в образовательном учреждении на основе: Закона «Об образовании» РФ; Конвенции ООН о правах ребенка, 1989; всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей,1990; концепции дошкольного воспитания; декларации прав ребенка, 1959; приказа Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях-СанПиН 2.4.1.2660-10; Устава МКДОУ.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Задачи:
1. Формирование словаря:
Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении, расширения представлений о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте;
Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они изготовлены, видимых и некоторых скрытых свойств материалов (мнется, бьется, ломается, крошится);
Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия и предлоги;
Пополнять словарь детей словами, характеризующими взаимоотношения людей, их эмоциональное состояние;
Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия (доктор лечит, выписывает лекарства, бинтует, измеряет давление, смазывает горло и т.д.);
Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток, характеризовать состояние и настроение людей. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый - грязный, светло - темно);
Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные).
2. Звуковая культура речи:
Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат;
Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
3. Грамматический строй речи:
Предоставлять детям возможность активного экспериментирования со словом, поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество (босиковый, притолстился, не рассмешливай меня), тактично подсказывать общепринятый образец слова;
Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложения. Совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята - лисят, медвежата - медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Бели! и т.п.), несклоняемые существительные (пальто, пианино, кофе, какао);
Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
4. Связная речь:
Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;
Поощрять попытки детей в процессе самостоятельной деятельности использовать объяснительную речь при общении друг с другом;
Воспитывать желание говорить как взрослые, поощрять попытки ребенка выяснить, правильно ли он ответил на заданный вопрос;
Учить детей описывать предмет, картинку (по образцу воспитателя);
Упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточных карточек («У меня получился вот какой лес. В нем живут… растут…» и т.п.);
Упражнять детей в умении драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
Промежуточный результат:
1. Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие место в собственном опыте ребенка.
2. Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый), разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница).
3. Осмысленно работать над собственным произношением, выделяя первый звук в слове.
4. Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
5. Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений.
6. Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
7. Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Календарно-тематическое планирование
по развитию речи и художественной литературе в средней группе
используется учебно-методическое пособие «Занятия в детском саду. Перспективное планирование. Вторая младшая и средняя группы» Голицына Н.С., Москва, «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
«Занятия по развитию речи в средней группе детского сада» В.В. Гербова, Москва, «Просвещение», 1983..
«Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Средняя группа» Г.Я. Затулина, Москва, «Центр педагогического образования», 2009.
Сентябрь
1 неделя |
Учить составлять рассказ об игрушках, описывать их внешний вид, способы игры с ними. Грамматика. Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Развивать внимание, речь. Воспитывать усидчивость. С. 4 Затулина Г.Я. |
2 неделя |
Тема: Чтение стихотворений об осени. Продолжать учить эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений, развивать выразительность речи. Развивать образность речи. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания стихов. С. 26 Затулина Г.Я. |
3 неделя |
Тема: Описание игрушек. Учить детей при описании игрушки называть ее признаки, действия. Грамматика. Закреплять умение соотносить названия животных с названием их детенышей, упражнять в использовании форм единственного и множественного числа. Словарь. Формировать навыки употребления предлогов за, под, на, в. Звуковая культура речи. Отрабатывать навыки правильного произношения звуков с и с’. Развивать образность речи. Воспитывать усидчивость. С. 49 Гербова В.В. |
4 неделя |
Тема: Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Продолжать учить понимать содержание произведения, его юмористический смысл. Развивать образность речи. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки. С. 22 Затулина Г.Я. |
Октябрь
1 неделя |
Тема: Рассказывание об игрушках. Учить составлять описание игрушки, называть характерные признаки, подводить к составлению рассказа на тему их личного опыта. Грамматика. Учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе. Звуковая культура речи. Закреплять произношение звука с в словах и фразах, подбирать слова со звуком с. Развивать образность речи. Воспитывать внимательность. С. 4 Затулина Г.Я. |
2 неделя |
Тема: Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». Учить понимать и оценивать характер и поступки героев. Подвести к пониманию жанровых особенностей сказки. Развивать образность речи. Воспитывать усидчивость, внимательность. С. 41 Гербова В.В. |
3 неделя |
Закреплять умение правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и другие качества. Словарь. Учить подбирать слова, сходные по значению. Развивать осязание, мелкую моторику. Воспитывать усидчивость. С. 33 Гербова В.В. |
4 неделя |
Тема: Рассказывание по картине «Кошка с котятами». Учить составлять рассказ по картине вместе с воспитателем и самостоятельно. Грамматика. Закреплять умение соотносить название животных с названием их детенышей. Словарь. Активизировать слова, обозначающие действия. Развивать образность речи. Воспитывать любовь к домашним животным. С. 46 Гребова В.В. |
Ноябрь
1 неделя |
Тема: Ознакомление с малыми фольклорными формами. Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. Объяснить назначение и особенности колыбельной. Помочь заучить текст колыбельной. Развивать логическое мышление. Воспитывать активность. Сборник загадок. |
2 неделя |
Учить составлять рассказ по набору игрушек. Словарь. Активизировать слова, обозначающие качества и действия предметов. Грамматика. Учить согласовывать прилагательные с существительными в форме множественного числа. з , соотносить на слух разные интонации. Развивать образность речи. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. С. 4 Затулина Г.Я. |
3 неделя |
Тема: Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей. Грамматика. Закреплять умение пользоваться точными названиями детенышей животных. Учить употреблять повелительное наклонение глаголов. Развивать образность речи. Воспитывать внимательность. Хрестоматия. |
4 неделя |
Тема: Рассказывание из личного опыта «Моя комната». Учить высказываться на тему из личного опыта. Словарь: дидактическая игра «Устроим кукле комнату». Учить правильно называть предметы мебели, уточнить обобщающее понятие. Учить понимать и правильно использовать слова: посередине, около, у . Развивать образность речи. Воспитывать бережное отношение к мебели. С.73 Затулина Г.Я. |
Декабрь
1 неделя |
Тема: Описание игрушки: дидактическая игра «Угадай мою игрушку (транспорт)». Учить описывать игрушку. Чтение стихотворения С.Маршака «Вот какой рассеянный». Учить понимать содержание и юмор стихотворения. Грамматика. Упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и косвенном падежах. Развивать образность речи. Воспитывать усидчивость, внимательность. С. 33 Затулина Г.Я. |
2 неделя |
Тема: Описание игрушки. Учить составлять короткий описательный рассказ по игрушке. Грамматика. Учить образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным и увеличительным значением. Развивать образность речи. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. С. 49 Гербова В.В. |
3 неделя |
Тема: Рассказывание по картине «Собака со щенками». Подводить детей к составлению небольшого связного рассказа по картине. Грамматика. Учить образовывать формы родительного падежа существительных. Словарь. Активизировать в речи детей глаголы. Развивать внимательность, наблюдательность. Воспитывать любовь к домашним животным. С. 46 Гербова В.В. |
4 неделя |
Тема: Рассказывание русской народной сказки «Зимовье». Учить понимать и оценивать поступки героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей, подвести к пониманию образного содержания пословиц. Развивать усидчивость. Воспитывать любовь к домашним животным. С. 83 Гербова В.В. |
Январь
1 неделя |
Каникулы |
2 неделя |
Тема: Обучение рассказыванию. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Закреплять умении правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и другие качества. Звуковая культура речи. Учить слышать и правильно произносить звук ш , изолированный, в словах и фразах. Развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость. С. 33 Гербова В.В. |
3 неделя |
Тема: Чтение рассказа Л. Воронковой «Как Аленка разбила зеркало». Учить понимать содержание и идею произведения, делать выводы. Развивать внимательность. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания рассказа. Хрестоматия. |
4 неделя |
Тема: Рассказывание по набору игрушек. Побуждать к составлению коротких рассказов по набору игрушек. Словарь. Учить понимать и правильно использовать предлоги в, на, под, между. Развивать наблюдательность. Воспитывать усидчивость. С. 109 Затулина Г.Я. |
Февраль
1 неделя |
Тема: Описание и сравнение кукол. Учить описывать и сравнивать кукол: называть характерные признаки, строить законченные предложения. Словарь. Учить пользоваться словами с противоположным значением. Звуковая культура речи. Развивать выразительность речи. Развивать образность речи. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. С. 66 Гербова В.В. |
2 неделя |
Тема: Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать». Помочь детям запомнить текст стихотворения, читать его выразительно, делая правильные логические ударения. Развивать образность речи, память. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания стихотворения. Хрестоматия. |
3 неделя |
Тема: Описание и сравнение одежды. Учить давать описание зимней одежды, закреплять обобщающее понятие. Грамматика. Учить пользоваться сложноподчиненными предложениями, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. ш. Развивать образность речи. Воспитывать бережное отношение к одежде. С. 66. Гербова В.В. |
4 неделя |
Тема: Вот такие наши мамы. Закрепить знания детей о труде мамы дома и на работе, воспитывать желание помогать, не огорчать ее. В. Драгунский «Тайное становится явным» (чтение). Учить внимательно слушать рассказ, понимать юмор, оценивать поступки героев. Развивать внимательность. Воспитывать любовь к маме. С. 94 Затулина Г.Я. |
Март
1 неделя |
Тема: Описание картинок. Учить составлять описание предмета, изображенного на картинке, выделять существенные признаки. Словарь. Упражнять в подборе глаголов к существительным. Звуковая культура речи. Учить правильно произносить звук ц , изолированный, в словах и фразах. Развивать внимание. Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу. С.69 Затулина Г.Я. |
2 неделя |
Тема: Описание предметных картинок. Учить составлять описание картинки, называть объект, его свойства, признаки, действия, давать ему оценку. Чтение стихотворения Е. Братынского «Весна, весна, как воздух чист…». Учить понимать поэтическое слово. Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение звука щ. Развивать образность речи. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания стихотворения. С. 69 Затулина Г.Я. |
3 неделя |
Тема: Описание предметов. Продолжать формировать навыки связной речи. Словарь. Закреплять обобщающие понятия «овощи», «одежда», «мебель». Звуковая культура речи. Учить легко и правильно произносить звуки л и л‘. Развивать внимание. Воспитывать бережное отношение к предметам. С. 53 Затулина Г.Я. |
4 неделя |
Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка». Учить пересказывать текст рассказа. Словарь. Учить сравнивать объекты на картинках по величине, цвету, подбирать определения, антонимы. Развивать внимание. Воспитывать любовь к домашним животным. Хрестоматия. |
Апрель
1 неделя |
Тема: Рассказывание по набору предметов. Упражнять детей в составлении рассказа о предметах и действиях с ними. Грамматика. Упражнять в образовании названий посуды. Звуковая культура речи. Учить правильно произносить звук ч в словах. Развивать наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к предметам. С. 53 Затулина Г.Я. |
2 неделя |
Тема: Рассказывание по набору игрушек. Учить составлять рассказ, развивать диалогическую речь. Словарь. Учить понимать смысл загадок, правильно называть качества предметов. Звуковая культура речи. Учить четко произносить звук ч в словах и фразах. Развивать внимательность. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. С. 109 Затулина Г.Я. |
3 неделя |
Тема: Описание предметов и игрушек. Продолжать учить составлять описание предметов и игрушек. Словарь. Учить правильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (ближе - дальше, впереди - сзади). Развивать образность речи. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. С. 100 Гербова В.В. |
4 неделя |
Тема: Рассказывание русской народной сказки «Жихарка». Продолжать учить понимать и отвечать на вопросы по содержанию сказки, понимать образные выражения. Словарь. Упражнять в подборе синонимов. Развивать образность речи, внимание. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки. С. 59 Гербова В.В. |
1 неделя |
Тема: Описание игрушек: дидактическая игра «Узнай по описанию». Учить составлять описание игрушки, называя ее характерные признаки. Грамматика: дидактическая игра «Чего не стало». Упражнять в создании родительного падежа множественного числа существительных. Развивать образность речи. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. С. 113 Гербова В.В. |
2 неделя |
Тема: Е. Серова из цикла «Цветы» (заучивание стихотворения). Хрестоматия. |
3 неделя |
Тема: Описание предметов: дидактическая игра «Чудесный мешочек». Продолжать учить давать описание внешнего вида предметов, их характерных признаков. Грамматика. Закреплять умение пользоваться точными названиями детенышей животных. Звуковая культура речи. Закреплять умение находить разные и похожие по звучанию слова. Развивать осязание. Воспитывать бережное отношение к предметам. С. 33 Гербова В.В. |
4 неделя |
Тема: Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Познакомить с содержанием русской народной сказки. Учить находить и выделять в сказке особенности композиции (присказка, зачин). Развивать образность речи. Воспитывать любовь к русской народной сказке. Хрестоматия. |