ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МНЕМОТЕХНИКЕ
На протяжении дошкольного возраста одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой и разными её жанрами.
Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, эстетических и нравственных понятий. С раннего возраста закладывается любовь к художественному слову. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Дети сами легко придумывают подходящий символ – картинку. Нужно спросить у детей: «На что похоже?». Прочитав стихотворение, объяснив и положив перед детьми карточки-схемы или мнемотаблицу, дети, глядя на них, рассказывают стихотворение. Так им легче запомнить текст и озвучить его.
В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, сюжетов рассказа, явлений природы, т.е. можно изобразить всё то, что необходимо. Но изобразив так, чтобы было понятно детям. Дети и сами любят рисовать и придумывать таблицы на 6 и 9 ячеек. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, и как его завершить.
Красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают возможность составить полный описательный рассказ, пересказ, легко заучивать небольшие рассказы, сказки. При систематической работе дети учатся самостоятельно думать, чётко говорить, принимать решение, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за речью своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.
Я предлагаю ПРОГРАММУ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МНЕМОТЕХНИКЕ с использованием методических разработок Е.Д. Сафоновой, Л.В. Черемошкиной, Симановского и Волиной.
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) по программе обучения интеллектуального развития детей на основе интеллектуального тренинга памяти.
Актуальность вопросов подготовки детей к обучению в школе, интеллектуального и логического развития ребёнка касается и проблемы обучения ребёнка и развитию памяти.
Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, не успев прочитать его до конца, забыли бы его начало. Информация от органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.
Память многолика. Существует определённый запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале, всю жизнь: собственное имя, образ папы и мамы, родной язык, черты и особенности того места, где человек родился и т.д.. Всё это долговременная память. Но существует и кратковременная память…
Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Кроме того, в зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить: память на слова (словесная или вербальная), память на образы (образная), память на движения (двигательная), память на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и т.д.
Цель – помочь разобраться в нюансах и особенностях запоминания и забывания, научиться развивать свою память и память своих детей. Не только подготовить, но и развить общие способности детей без умственных и психофизических перегрузок, т.е. адаптировать детей к учебному процессу, а также к рациональным приёмам рациотехники (логического мышления), мнемотехники (искусственные приёмы для запоминания) и эйдотехники (образное мышление).
Огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказались наши дети. Отсюда ранние неврозы, логоневрозы, различные психические отклонения.
Исследования показывают, что дети, занимающиеся в группах интеллектуального развития по данной методике, опережают своих сверстников по уровню развития общих способностей, памяти, мышления, воображения. Они готовы к учебной деятельности, у них выработан навык грамотной обработки информации. Использование игровых моментов позволяет усвоить сложный материал без умственного и нервного напряжения.
Подготовительный этап
Развитие памяти (тренинг по разным приёмам запоминания);
Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое; умение систематизировать;
Развитие логики;
Развитие образного мышления;
Умения связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;
Решение дидактических общеобразовательных задач;
Развитие смекалки;
Тренировка памяти;
Навык правильно воспроизвести графически.
Материал: мнемотаблицы.
Развивающие таблицы:
Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и логического мышления.
Перекодирование информации.
Образование логических связок.
Правильное графическое воспроизведение.
Обучающие мнемотаблицы:
Принцип работы с обучающими мнемотаблицами несколько иной, поскольку они содержат обучающую информацию, т.е. информацию ещё не знакомую детям. Поэтому в этом случае основную задачу берёт на себя педагог, особенно если это первая (пробная) мнемотаблица в определённом направлении.
Возможные направления работы по обучающим мнемотаблицам:
Математическое;
Обучение чтению, письму, правилам русского языка;
Природоведение (общие знания о природе);
Информационные (содержащие полезную и нужную детям информацию);
Историческое направление.
Коллажи
Коллаж – это формат А4, А3 или больше картона, плотной бумаги или фланелеграфа, на которые наклеиваются, накладываются или рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.
Коллажи – это учебное пособия, выполняющие следующие задачи:
Закрепление различных методов запоминания.
Развитие фотографической памяти.
Расширение словарного запаса, образного восприятия: умение говорить, рассказывать.
Обучающая задача, т.к. вмещают различную информацию.
Структура НОД
Настройка – начало.
Упражнения на развитие слуховой памяти: слова-сюжет, трансформация, ассоциация.
Упражнения на развитие зрительной памяти (фото-память): открытки + слова (коллаж).
Физминутка.
Ассоциативный тренинг из темы на внимание, восприятие, воображение (на столе и грушки).
Работа с обратной стороной мнемотаблиц: лабиринт, конструирование, работа двумя руками.
Мнемотаблицы (воспроизведение детьми письменно).
Используемая в работе литература
Волина «Учимся играя», «Праздник числа», «Занимательное азбуковедение», «Весёлая грамматика», «В гостях у слова» и др.
Сафронова Е.Д. Методическое пособие по курсу «Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга»;
Симановский «Развитие творческой памяти у детей»;
Череможкина Л.В. «Развитие памяти у детей».
Елена Козлова
Программа кружковой работы «От слова к слову» по развитию речи детей 4–5 лет с использованием приемов мнемотехники
Пояснительная записка
При обучении детей связной речи , вполне обосновано применение творческих методик, наряду с общепринятыми, эффективность которых очевидна.
Мнемоника , или мнемотехника , - система различных приемов , облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал ими усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.
Актуальность программы
При работе с детьми во второй младшей группе заметила, что у большей части детей группы снижены память, внимание, они не способны сконцентрироваться для выполнения задания. А так же слабо развита речь и скудный словарный запас . В следствии чего, дети испытывают сложности при заучивании стихотворений, им тяжело дается пересказ текста, а диалогическая речь скудна.
Поэтому перед собой я поставила задачи развивать память детей , научить связно, последовательно излагать свои мысли, обогащать словарный запас детей .
К. Д. Ушинский писал : “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками , и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов . Символы максимально приближены к речевому материалу.
Таким образом, изучив работы Т . А. Ткаченко, В. К. Воробьёвой, Т. В. Большовой, Т. Б. Полянской и других авторов, пришла к выводу использовать в своей работе по развитию речи детей , приемы мнемотехники .
Цель : Формирование связной речи детей путем использования мнемотехники .
Задачи :
1. Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации) ;
3. Способствовать развитию у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи;
4. Формирование умений мнемотаблиц ;
5. Способствовать развитию связной речи , расширению и обогащению словарного запаса детей .
Предполагаемый результат :
1. Повысится уровень произвольной памяти, внимания, развития речи детей ;
2. Сформируется умение детей перекодировать и воспроизводить информацию с помощью мнемотаблицы ;
3. Дети смогут составлять небольшой описательный рассказ с помощью мнемотаблицы ;
4. Дети будут знать достаточное количество русских народных сказок;
5. Дети будут знать 6 - 8 стихотворений разных авторов;
6. Дети смогут прочитывать смысл зашифрованной загадки, предлагая правильный ответ.
Объекты программы :
Дети 4 -5 лет;
Семьи детей посещающих детский сад;
Педагогический персонал детского сада.
Методы работы :
Чтение художественных произведений;
Анализ прочитанных произведений;
Рассматривание и анализ мнемодорожек , мнемотаблиц ;
Заучивания, пересказы;
Игры на развитие речи , памяти, логического мышления.
Формы организации работы :
Групповая;
Подгрупповая;
Индивидуальная.
Принципы комплектования группы и организации работы :
Учет интересов и способностей детей ;
Желание родителей;
Добровольное участие;
Учет психофизических особенностей детей .
Продолжительность реализации программы
Данный курс состоит из 31 занятия по 15 – 20 минут каждое. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев.
Для определения уровня результативности реализации программы используется модифицированная диагностика Л. В. Коломейченко, Л. В Любимовой.
Перспективное планирование занятий по развитию
речи детей 4 – 5 лет с использованием мнемотехники
Сентябрь
Диагностика развития монологической , диалогической речи детей .
Цель : Выявить у детей уровни развития речи .
Знакомство с мнемокарточками .
Цель : Упражнять в подборе слова к заданной картинке .
Знакомство с мнемодорожками к стихам А . Барто «Мяч» , «Мишка» , «Бычок» . Цель : Формировать умение перекодировать информацию, соотносить слова и картинки .
Составление предложений об осени.
Цель : Формировать умения составлять предложения из 2 – 3 слов с помощью воспитателя, используя мнемодорожку .
«Курочка Ряба» .
Цель : Формировать умение детей перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы , с помощью воспитателя.
Заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад» .
Цель :Формировать способность запоминать стихотворный текст, используя мнемодорожку .
Составление рассказа об осени. Формировать умение составлять небольшой рассказ с помощью воспитателя, используя мнемотаблицу .
Составление рассказа «Встречаем гостей» .
Цель : Формировать умение составлять вместе с воспитателем рассказ, используя мнемотаблицу . Активизировать словарь по лексической теме .
Пересказ русской народной сказки «Репка» .
Цель : Формировать способность воспринимать текст с помощью мнемотаблицы
Составление рассказа о домашнем животном.
Цель : Формировать умение описывать домашнее животное, используя мнемотаблицу . Активизировать словарь по лексической теме .
Заучивание стихотворения П. Воронько «Пирог» .
Цель : Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст, используя мнемодорожку .
Составление рассказа о зиме.
Цель используя мнемотаблицу . Развивать монологическую речь детей .
Пересказ русской народной сказки «Колобок» .
Цель : Формировать умение пересказывать сказку с помощью воспитателя, соотносить символы со знакомыми образами. .
Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Елка» .
Цель : Вызвать желание запомнить и воспроизвести стихотворный текст, используя мнемотаблицу .
Составление предложений о профессии повар.
Цель : Формировать умение составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицу . Активизировать словарь по лексической теме .
Заучивание стихотворения Н. Нищеевой «Снегири» .
Цель : Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы . Развивать речь , память, внимание детей .
«Теремок» .
Цель : Формировать умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу , соотносить символы со знакомыми образами. Развивать диалогическую речь .
Заучивание стихотворения Н. Саконской «Мой пальчик» .
Цель : Закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы . Развивать речь , память, внимание детей .
Составление рассказа о диком животном.
Цель : Формировать умение описывать дикое животное, используя мнемотаблицу . Активизировать словарь по лексической теме .
Составление рассказа о папе.
Цель : Формировать умение детей мнемотаблицы . Активизировать словарь по лексической теме .
Пересказ русской народной сказки «Три медведя» .
Цель : Закреплять умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу , совершенствовать диалогическую речь.
Заучивание стихотворения Т. Волгиной «Подарок маме» .
Цель : Формировать способность выразительно рассказывать стихотворение, с помощью мнемотаблицы . Развивать речь и память детей .
Составление рассказа о маме.
Цель : Закреплять умение детей описывать образ человека, с помощью мнемотаблицы . Активизировать словарь по лексической теме .
Заучивание чистоговорки «Маша нашему малышке» .
Цель мнемотаблицы Развивать речь , память, внимание детей .
Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» .
Цель
Совершенствовать диалогическую речь.
Составление рассказа о весне.
Цель : Формировать умение составлять описательный рассказ о времени года, используя мнемотаблицу . Развивать монологическую речь детей .
Составление рассказа о птицах.
Цель : Закреплять умение описывать птиц, используя мнемотаблицу . Активизировать словарь по лексической теме .
Пересказ русской народной сказки Сказка «Волк и семеро козлят» .
Цель : Закреплять умение рассказывать сказку, опираясь на мемотаблицу. Развивать речь , память, внимание детей .
Заучивание стихотворения М. Клоковой «Воробей» .
Цель : Закреплять способность с помощью мнемотаблицы , воспроизводить стихотворный текст. Развивать речь , память, внимание детей .
Отгадывание загадок.
Цель : Учить детей отгадывать загадки с помощью мнемотаблиц Развивать логическое мышление детей .
Заучивание стихотворения Д. Хармса «Кораблик» .
Цель : Закреплять способность с помощью мнемотаблицы , выразительно воспроизводить стихотворный текст. Развивать речь , память, внимание детей .
Пересказ русской народной сказки Сказка «Маша и медведь» .
Цель : Закреплять умение рассказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу . Развивать диалогическую речь детей .
Отгадывание загадок.
Цель : Закреплять детей отгадывать загадки с помощью мнемотаблиц . Закреплять умение соотносить символы со знакомыми образами. Развивать логическое мышление детей .
Составление рассказа о лете.
Цель : Закреплять умение составлять описательный рассказ о времени года, используя мнемотаблицу . Развивать монологическую речь детей .
Многих интересует, как можно запомнить больше информации? Для осуществления этой цели была придумана мнемотехника. Главное достоинство этого метода – использовать его под силу и взрослым, и детям. Успех задуманного зависит от желания и настойчивости. Самое важное – понять принципы техники и почаще использовать полученные умения на практике. Сделать это можно и в домашних условиях, без дополнительного обучения и покупки дорогих учебников.
Что такое мнемотехника
Мнемотехникой называют определенные приемы, которые помогут любому запомнить необходимую информацию. Эти приемы основаны на том, чтобы у индивида возникали представления, основанные на визуальном, аудиальном и чувственном представлении. Основана техника на умении людей создавать в подсознании определенные образы, то есть любая информация, которую нужно запомнить, преобразуется в образ, который легко оседает в памяти.
Давно известно, что головной мозг не способен быстро воспринять и долго удерживать большой объем «сухой» информации, например, факты и цифры, которые не очень интересны. В то же время практически любой без труда перескажет сюжет понравившегося фильма или художественного произведения, не упустив ни одной детали. Освоив мнемотехнику, человек вместо громоздкой и неинтересной информации, запоминает яркий образ.
Для чего нужна
В повседневной жизни возникают ситуации, когда человек должен запомнить какую-либо важную информацию. Не всегда под рукой есть бумага и ручка или другое средство для написания заметки. В таких случаях и выигрывают те люди, у которых хорошо развита память. Они не забудут нужные сведения и воспроизведут их даже спустя время.
Знать приемы мнемотехники необходимо обучающимся любых учебных учреждений. Кто научится быстро запоминать информацию, смогут сократить время, потраченное на подготовку к занятиям. Тогда не придется пользоваться шпаргалками на контрольных, экзаменах и зачетах. Такой обучающийся сможет «списывать» материал из кладовых своей памяти.
- Во-первых, это безопаснее. Преподаватель не удалит ученика или студента с контрольной или зачета.
- Во-вторых, знания, полученные с помощью мнемотехники, прочны. Они смогут пригодиться для дальнейшей успешной учебы или овладения профессией.
Преподавателям и ораторам овладение приемами техники даст возможность быстро запоминать большой объем информации и вещать с трибуны, не заглядывая в листки конспектов.
Деловым людям, владеющим мнемотехникой, не составит труда быстро вспоминать все данные о партнерах по бизнесу.
Видео сюжет
Основные методы и приемы мнемотехники
Человеческий головной мозг мыслит определенными образами. Если индивид в воображении выстраивает цепочку из образов, то такая взаимосвязь надолго удерживается в памяти. Человек, припомнив один образ, сможет представить себе и следующий, пока не вспомнит всю «цепочку».
Чтобы лучше запомнить всю последовательность образов, нужно их представить, повторить информацию через час, а затем через каждые три часа.
Название приема | Описание | Примеры | В каких ситуациях лучше использовать |
---|---|---|---|
Цепочка | Предмет представляется в воображении в любом виде. Затем несколько образов «связываются» между собой. | Нужно запомнить слова: яблоки, молоко, хлеб, геркулес. Нужно представить себе, что в молочном море на буханке хлеба плывет яблоко и загребает хлопья геркулеса. | Чтобы запомнить, что купить в магазине. |
Матрешка | Образы предметов нужно соединить по два. Причем образ первого большой и включает в себя второй. Затем следует сосредоточить внимание на втором образе и соединить его с третьим и т.д. | Запоминаем слова, как в предыдущем случае. В пачке молока есть пачка хлопьев геркулеса. А в ней - яблоки. А на яблоке нарисована буханка хлеба. | Запоминание списка покупок. |
Символизация | Любое слово изображают в виде символа, понятного человеку. | Снегопад можно изобразить в виде нескольких схематических изображений снежинок, весну - в виде сосульки, с которой капают капли воды. | Подойдёт для того, чтобы запомнить иностранные слова. |
Римская комната | Запоминаемые предметы или информацию мысленно расставить в помещении, которое знакомо. | Представить себе, что человек стоит на пороге комнаты и начинает оглядываться по часовой стрелке. Вот справа находится какая-то мебель, она символизирует один тезис. Дальше стоит еще что-то - это другой тезис. И мысленно продвигаясь по знакомому помещению можно вспомнить все тезисы. | При устных ответах или публичных выступлениях. |
Буквенная кодировка | С помощью кодировки все цифры превращаются в набор букв. Человек должен самостоятельно подобрать 2 или 3 согласных каждому числу от 0 до 9. Для этого необходимо использовать ассоциации. Затем, чтобы запомнить дату, необходимо заменить все числовые значения подобранными буквенными. Из полученного набора согласных можно составить слова, которые в нужный момент напомнят последовательность цифр. | 1812 год можно записать как ПД ВС ПД ГТ. Фразой, которая будет характеризовать эту дату, может стать: ПоД ВСеми ПаДут ГубиТели. | Подойдёт для запоминания важных исторических дат. |
Эффективные упражнения для начинающих взрослых
- Запоминаем имена, отчества, фамилии людей. Необходимо воспроизвести в воображении образ, характеризующий человека. Важно подключить ассоциации, иначе ничего не получится. Волковых, например, можно представить с волчьими ушами. Сорокиных - с хвостом, как у сороки. У Светы - лампу, которая горит над головой. А у Розы - венок из цветов на волосах.
- Запоминаем стихи или прозу. Для каждого слова текста можно подобрать какой-либо образ, а затем мысленно «снимать» кинофильм, представляя перед собой героев и их эмоции, предметы, описанные в стихотворении или художественном произведении, звуки и т. п.
- Запоминаем иностранные слова. Например, китайские и японские иероглифы очень легко представлять в виде тех предметов, на которые они похожи.
Мнемотехника для детей
В детских дошкольных учреждениях для запоминания чаще всего используют зрительные и графические образы.
- В роли мнемоквадратов выступают несложные графические изображения, которые обозначают слова или небольшие предложения. Например, на картинке изображена бутылочка с соской. Смотря на нее, ребенок должен составить предложение о том, какое домашнее животное дает молоко.
- Затем можно взять 3-4 мнемоквадрата и получится мнемодорожка. По каждому графическому изображению дошкольник составляет одно предложение. Получается небольшой рассказ.
- Только затем из 6-10 мнемоквадратов нужно составить мнемотаблицу. По ней ребенок может пересказать стихотворный или прозаический текст.
Мнемотехнические приемы очень действенны и пригодятся во многих жизненных ситуациях. Чтобы они работали, нужно постоянно тренироваться. Мнемотехника поможет
Мы живѐм в информационный век, поэтому интерес к мнемотехнике возрастает. Ею интересуются политики, которым необходимо часто выступать с длинными речами, артисты театра и кино, профессиональные музыканты, представители самых разных профессий, чья деятельность связана с запоминанием большого объѐма информации. Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»), - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающий объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. В процессе реализации программы решаются несколько взаимосвязанных проблем: у дошкольников формируются процессы запечатления, сохранения и воспроизведения, того, что видят, слышат (памяти), интеллектуальные возможности, расширяется круг знаний об окружающем, активизируется словарный запас. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Дошкольники учатся самостоятельно кодировать информацию, занося ее в мнемодорожки и мнемотаблицы. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность и в результате этого сама интеллектуализируется. Развивать память - значит, обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника. Практическая направленность программы:
Программа дополнительного образования «Мнемотехника в развитии дошкольников» направлена на развитие мышления и речи дошкольников с помощью использования мнемотехнических приемов. Программа рассчитана на детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста 3-7 лет. Сроки реализации программы: количество занятий в неделю – 1 (время проведения занятия соответствует нормам СанПин, федеральным государственным требованиям в соответствии с возрастной группой; 2 младшая группа максимум 15 мин, средняя группа – 20 минут, старшая группа – 25 мин, подготовительная к школе группа – 30 минут), количество занятий в год - 32 занятия. Цель программы: развитие памяти, мышления и речи дошкольников при обучении навыкам и приемам работы с мнемотехникой.
Задачи программы:
Развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, речи и др.;
Кодирование и перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы и наоборот;
Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
Развитие навыков письменной речи. В основу блока «От сказки к сказке» программы (1 и 2 год обучения) легло методическое пособие О.А. Новицкой «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет» и методические рекомендации Т.Б. Полянской «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». Авторским вкладом является дополнение содержания программы пятью темами актуальными для изучения дошкольниками на основе русских народных сказок и 3 включение в занятия практической части по созданию мнемотаблиц, мнемодорожек и коллажей. Также авторским вкладом является разработка блока «Мнемотехник» для 3 и 4 годов обучения. Вклад в разработку этого блока составляет 75%. Так, блок 3 года обучения состоит из 9 тем. Из них 4 темы разработаны автором (кроме тем «Осень – золотое время года. Составление рассказов о времени года» «Зима», «Весна», и «Творческое рассказывание на заданную тему»). Блок 4 года обучения также состоит из 9 тем, 7 из которых являются авторской разработкой («Осень – золотое время года. Составление рассказов о времени года», «Творческое рассказывание на заданную тему»). В рамках разработанных автором тематических занятий дети учат стихи, составляют ребусы, загадки, кодируют пословицы, поговорки и скороговорки используя мнемотехнические приемы, составляют творческие рассказы и мнемотаблицы к ним, обучаются практическим приемам использования мнемотехники, четкой и правильной артикуляции звуков родного языка и разнообразным формам насыщенной самостоятельной, совместной и непосредственной образовательной деятельности. Некоторые занятия проводятся в нетрадиционной форме в виде сезонных праздников. Особенностью программы является использование особых форм работы с дошкольниками:
∙ самостоятельное кодирование литературных произведений;
∙ создание картотек в мнемодорожках и мнемотаблицах стихов, пословиц, скороговорок, загадок;
∙ создание коллажей к буквам, сказкам и временам года;
∙ использование психогимнастик и дидактических развивающих игр и упражнений
; ∙ кодирование слов и составление ребусов. По окончании реализации программы воспитанник должен: Иметь представление:
∙ о способах кодирования информации литературных и авторских произведений;
∙ о необходимости использования мнемотехнических приемов в повседневной жизни, для облегчения запоминания информации. Знать:
∙ 10-12 скороговорок и проговаривать их при ускоренном темпе речи;
∙ 8-10 пословиц, объясняя их смысл и составляя по ним творческие рассказы;
∙ достаточное количество русских народных сказок;
∙ 8-10 стихотворений разных авторов о временах года, социальных явлениях (детском саде, школе и др). Уметь:
∙ самостоятельно кодировать информацию, используя графические аналогии
; ∙ составлять мнемодорожки и мнемотаблицы, объединяя полученные пособия в картотеки;
∙ прочитывать смысл зашифрованной загадки, предлагая правильный ответ;
∙ расшифровывать ребусы без помощи взрослого, самостоятельно составлять ребусы;
∙ пользоваться мнемотехническими приемами в повседневной жизни.
- Учебно-тематический план
Темы | Кол-во занятий |
|||||
1 год реализации программы – 2 младшая группа Блок «От сказки к сказке» |
||||||
«Аленушка и лиса» | ||||||
«Петушок и бобовое зернышко» | ||||||
« У страха глаза велики» | ||||||
«Маша и медведь» | ||||||
«Рукавичка» | ||||||
«У солнышка в гостях» | ||||||
«Заюшкина избушка» | ||||||
«Коза-дереза» | ||||||
«Теремок» | ||||||
Итог: | ||||||
2 год реализации программы – средняя группа Блок «От сказки к сказке» |
||||||
«Лиса и кувшин» | ||||||
«Мужик и медведь» | ||||||
«Гуси лебеди» | ||||||
«По щучьему веленью» | ||||||
«Заяц хвоста» | ||||||
«Лисичка сестричка и серый волк» | ||||||
«Снегурочка» | ||||||
«Смоляной бычок» | ||||||
«Пузырь. соломинка и лапоть» | ||||||
Итог: | ||||||
3 год реализации программы – старшая группа Блок «Мнемотехник» |
||||||
Осень – золотое время года. Составление рассказов о времени года | ||||||
Заучивание стихов. Тема: «Детский сад. Детство» | ||||||
Отгадывание загадок | ||||||
Зима | ||||||
Творческое рассказывание на заданную тему | ||||||
Весна | ||||||
По дорогам сказок | ||||||
Заучивание пословиц и поговорок | ||||||
Итог: | ||||||
4 год реализации программы – подготовительная к школе группа Блок «Мнемотехник» |
||||||
Осень – золотое время года. Заучивание стихов об осени. | ||||||
«Пословицы и поговорки русского языка» | ||||||
Творческое рассказывание на тему скороговорок | ||||||
«Спряталась загадка» | ||||||
«Ребусы, ребусы» | ||||||
«Пословицы и поговорки русского языка». | ||||||
«Скоро в школу – заучивание стихов о школе» | ||||||
По секретным дорошкам» | ||||||
Скоро лето | ||||||
Итог: | ||||||
Общее количество занятий: |
- Уровни усвоения программы. Блок «От сказки к сказке» 1 год реализации программы
Младшая группа.
Низкий уровень
Не называет особенности времени года закодированные в таблице. Не называет ни одного признака диких и домашних животных закодированных в таблице, не понимает, что живой образ можно заменить геометрической фигурой. Затрудняется рассказать сказку опираясь на мнемотаблицу. Не узнает потешки и сказки по коллажам. Затрудняется провести аналогию между символом и образом Не выражает свои ощущения словами Не проявляет интереса к беседе воспитателя о русских народных сказках. При произношении воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука беспорядочно хлопает в ладоши (ловит звук), не называет ни одной буквы алфавита. Средний уровень
Узнает и называет 50% особенностей времен года и характерных признаков диких и домашних животных закодированных в таблице. Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. Узнает, но затрудняется назвать и рассказать сказку или потешку, закодированную в таблице, не все символы в таблице преобразовывает в образ. Затрудняется замещать образы геометрическими фигурами. Затрудняется комментировать все предложенные ощущения. Рассматривает иллюстрации, узнает сказки, не проявляет желания рассказать сказку. При произношении воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после 3-4 раза произношения слова. Узнает и называет 3-4 буквы алфавита.
Высокий уровень
Узнает и называет все особенности времен года и все характерные признаки диких и домашних животных закодированные в таблице. Составляет последовательный пересказ сказки, узнает и называет название сказки закодированной в таблице. Преобразовывает символы в таблице в образы (люди изображены геометрическими фигурами, курица – ноги Куринные ит.д.). Умеет замещать образы геометрическими фигурами (медведь – коричневый круг, лиса – оранжевый треугольник и т.д.) Прикасаясь к тактильным дощечкам комментирует «колючая – похожа на ежика, пушистая – как зайчик и т.д.»6 Узнает и рассказывает знакомые потешки и сказки. Внимательно рассматривает иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по иллюстрации. При произношении воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после первого произношения слова. Узнает и называет 8-10 букв алфавита.
2 год реализации программы. Средняя группа.
Низкий уровень
Не называет особенности времени года закодированные в мнемотаблице. Затрудняется рассказать сказку, опираясь на мнемотаблицу. Не узнает сказку по мнемотаблице и коллажу. Затрудняется провести аналогию между символом и образом, не понимает, что живой образ можно заменить геометрической фигурой. Не проявляет интереса к беседе воспитателя о русских народных сказках. Ошибается при определении количества слогов в словах. Не образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. При произношении воспитателем четырехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука беспорядочно хлопает в ладоши (ловит звук). Узнает и называет 4 – 5 букв алфавита. Категорически отказывается от участия в инсценировки знакомой сказки. Не участвует в коллективном пересказе сказки. Не называет персонажей сказки на графическом рисунке. Не отвечает на поставленные вопросы. Не слушает ответы сверстников. Не определяет направления на листе бумаги.
Средний уровень
Узнает и называет 50% особенностей времени года закодированных в таблице. Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. Узнает, но затрудняется назвать сказку, закодированную в таблице. Не все символы в таблице преобразовывает в образы, затрудняется замещать образы геометрическими фигурами. Узнает, но затрудняется рассказать сказку. Рассматривает иллюстрации, узнает сказку, не проявляет желания рассказать ее. Правильно определяет количество слогов только в двух слоговых и однослоговых словах, и определяет количество слогов цифрой. Образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом к любому предложенному существительному (одушевленным и неодушевленным) по 1 варианту. При произношении воспитателем четырехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после 2 – 3 раза произношения слова. Узнает и называет 10 - 12 букв алфавита. Не проявляет инициативу при выборе роли для инсценировки сказки, но от предложенных ролей не отказывается. Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - .3 предложения, не соблюдая хронологический порядок событий сказки, или начиная сказку рассказывать сначала. Ошибается в определении 2-х направлений при ориентировке на листе бумаги. При помощи воспитателя называет персонажей сказки на графическом рисунке, после того как подбирает пару из изображенных на листе героев сказок. Ошибается при ответах на вопросы по содержанию произведения. Выкрикивает, перебивает сверстников, но отвечает правильно.
Высокий уровень
Узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице. Составляет последовательный пересказ сказки. Узнает и называет название сказки закодированной в таблице. Преобразовывает символы в таблице в образы. Умеет замещать образы геометрическими фигурами. Узнает и рассказывает знакомую сказку по коллажу. 7 Внимательно рассматривает иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по иллюстрации. Правильно определяет количество слогов в трех слоговых словах. Образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом к любому предложенному существительному (одушевленным и неодушевленным) по 2-3 варианта. При произношении воспитателем четырехбуквенных и более слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после первого произношения слова. Узнает и называет 15 –20 букв алфавита. Проявляет инициативу при выборе роли при инсценировке сказки. Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - 3 предложения, соблюдая хронологический порядок событий сказки, продолжает пересказ сказки с момента, на котором закончил предыдущий ребенок. Безошибочно определяет центр листа, правую и левую стороны, верх и низ листа. Безошибочно называет персонажей сказки на графическом рисунке и подбирает пару из изображенных на листе героев сказок. Правильно отвечает на вопросы по содержанию прочитанного произведения. Не перебивает сверстников во время ответов на вопросы.
Блок «Мнемотехник» 3 год реализации программы.
Старшая группа.
Низкий уровень
Ребенок не называет особенности времени года, закодированные в таблице, затрудняется рассказать сказку, опираясь на мнемотаблицу и провести аналогию между символом и образом. Испытывает затруднения при пересказе произведения даже при помощи наводящих вопросов. Затрудняется работать с мнемотаблицами к загадкам Не способен закодировать информацию без помощи взрослого, не участвует в коллективном пересказе сказки. Узнает и называет до 10 букв алфавита. Не отгадывает ни одного элемента ребуса Составляет простое предложение, распространяя его только при наводящих вопросах. Затрудняется образовывать однокоренные слова. Затрудняется подбирать рифмы к словам.
Средний уровень
Узнает и называет 50% особенностей времени года закодированных в таблице, не все символы в таблице преобразовывает в образы. Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. Прочитывает загадку, но затрудняется дать ответ Затрудняется пересказать текст литературного произведения после однократного знакомства с мнемотаблицей и текстом произведения, составляет распространенное согласованное предложение по мнемодорожке при помощи взрослого. Составляет мнемотаблицы при незначительной помощи взрослого Узнает и называет 15-20 букв алфавита. Не расшифровывает ребусы без помощи взрослого. Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - 3 предложения, не соблюдая хронологический порядок событий сказки, или начиная сказку рассказывать сначала. Образовывает недостаточное количество однокоренных слов. Подбирает рифму к любому предложенному слову, но срифмованные слова не имеют смыслового значения.
Высокий уровень
Узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице 8 Составляет последовательный пересказ сказки Прочитывая смысл зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ Преобразовывает символы в таблице в образы (люди изображены геометрическими фигурами, волк – зубы и т.д.) Пересказывает текст рассказа после однократного знакомства с мнемотаблицей и текстом произведения, ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - .3 предложения, соблюдая хронологический порядок событий сказки. Продолжает пересказ сказки с момента, на котором закончил предыдущий ребенок. Отгадывает элементы, но не составляет целое слово, при разгадывании ребусов. Самостоятельно составляет мнемотаблицы к коротким рассказам. Узнает и называет 20-30 букв алфавита. Составляет распространенное согласованное предложение по мнемодорожке без помощи взрослого, с удовольствием образовывает достаточное количество однокоренных слов. Подбирает рифму к любому предложенному слову, все срифмованные слова имеют смысл.
Блок «Мнемотехник» 4 год реализации программы.
Подготовительная к школе группа.
Низкий уровень
Дети не узнают и не проговаривают скороговорки по мнемотаблице, не называют пословицы при работе с картотекой, затрудняются работать с мнемотаблицами к загадкам. Не способны закодировать информацию заложенную в загадке в стихотворение без помощи взрослого. Не отгадывает ни одного элемента ребуса, не проявляет интереса к составлению ребусов.
Средний уровень
Проговаривают 3-4 скороговорок при ускоренном темпе речи, называют и понимают смысл 3-4 пословиц. Составляют мнемотаблицы и придумывает загадки при незначительной помощи взрослого, прочитывает загадку по мнемотаблице, но затрудняется дать ответ. Составляют мнемотаблицы к литературным произведения, при незначительной помощи взрослого. Проявляют интерес к составлению ребусов, но самостоятельно не предпринимают попытки составить ребус, отгадывают элементы, но не составляет целое слово.
Высокий уровень
Проговаривают 5-6 скороговорок при ускоренном темпе речи, называют и понимают смысл 5-6 пословиц. Прочитывая смысл зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ Самостоятельно составляет мнемотаблицы к загадкам к стихам и другим литературным произведениям и проявляет желание самостоятельно придумывать загадки. Расшифровывает ребусы без помощи взрослого, проявляет попытки самостоятельно составлять ребусы.
Методическая часть программы
Методы и приёмы организации учебного процесса:
Чтение художественных произведений;
Проведение литературных бесед и викторин по знакомым произведениям;
Проведения конкурсов и вечеров чтецов стихов;
Разгадывание и составление ребусов;
Пересказы;
Рассматривание и анализ коллажей, мнемотаблиц, мнемодорожек;
Анализ прочитанных произведений;
Выполнения творческих заданий (создание мнемодорожек, коллажей, мнемотаблиц)
Игры на развитие речи, воображения, логического мышления;
И др
Режим занятий:
Программа «Мнемотехника в развитии дошкольников» рассчитана на 4 учебных года – всего 128 занятия. В неделю – 1 занятие время занятия соответствует возрастной группе согласно нормам СанПина.
Структура занятий:
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Первая часть занятия отведена на изучение нового материала, знакомство со сказкой, литературным произведением, а вторая часть занятия практическая (составление коллажей, мнемотаблиц, мнемодорожек, выполнение творческих заданий, игры на развитие речи и мышления, подготовка к конкурсам и др.).
Учет работы по программе:
проводится путем ежемесячного ведения табеля посещения детей кружковой деятельности и предоставление отчета в методический кабинет ДОУ о проведенных кружковых занятиях. Также педагог в конце учебного года представляет творческий отчет о результатах реализации программы в виде презентации, игровой годовой диагностики. Разработанная программа может быть использована педагогами ДОУ, родителями для развития связной речи, ознакомления с окружающим, обучению правильному звукопроизношению, активизации словаря, обучению кодировать и перекодировать информацию, развитию памяти, мышления и воображения. Для подготовки детей к школьному обучению программа дополнительного образования «Мнемотехника в развитии дошкольников» ставит перед педагогом цель: выравнивание стартовых возможностей дошкольников в процессе развития устной и письменной речи, совершенствования умения владения пользоваться, моделями, пооперационными схемами, умением самостоятельно составлять мнемотаблицы. Данная программа имеет методическое сопровождение, которое включает: перспективные планы, диагностику и методику диагностики для детей младшего дошкольного возраста.
Главный инструмент нашего разума - это память. Память - это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество. Остановимся на самом интересном из них - .
Для начала - притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания - топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.
Учение Симонида состояло из двух важных понятий - ассоциация и фон.
Ассоциация - мысленная связь между двумя предметами, фон - это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.
Симонидовский метод широко использовал Цицерон, который проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он проходил мысленно тот же путь, собирая "разбросанные" по пути факты и изречения.
Впоследствие мнемоника на долгие годы была забыта. Однако возросшее количество информации и необходимость запоминать много и надолго возродило интерес к этой области практической психологии.
В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по прежнему суть их одна - вначале запоминается какой-либо опорный ряд (фон), к которому подобраны ассоциации.
Приведем несколько широко известных мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Или аналогичная ей "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее.
По похожему принципу организована следующая фраза: "Один Бритый Англичанин Финики Жевал Как Морковь". Ту же последовательность дает английский вариант: "Oh Be A Fine Girl, Kiss me", и эта последовательность - классификация звезд в астрономии от горячим к холодным - O,B,A,F,G,K,M.
Тот же принцип лежит в использовании фразы "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку" в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный...
Запомнив же правило типа "Морской волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка" вам проще будет запомнить порядок планет: "Меркурий-Венера-Земля-Марс-Юпитер-Сатурн-Уран-Нептун-Плутон"...
Бессмыслица же вроде "Артисту Биму Циркуль Дашь - Его Фамилия Же-Аш" - дает ключ к расположению латинских букв на шахматной доске.
Но ключевые фразы можно строит не только на основе первых букв в словах. Широко используются фразы для запоминания цифр, в которых количество букв в словах соответствует определенной цифре. Фраза "Кто и шутя и скоро пожелаетъ Пи узнать число уж знаетъ" с учетом написания слов с буквой "ять" в дореволюционном написанием позволяет запомнить число Пи до десятой цифры: 3.1415926526, и в ней каждая цифра соответствует количеству букв в соответствующем слове. А фраза "Я Катя, я дура, но я вот нашла корень из двух" - содержит и вопрос, и ответ. "Чему равен квадратный корень из 2?" - задаете вы себе ответ и, подсчитывая буквы в словах, отвечаете: "1,4142135624" с соответствующим округлением. Можете проверить.
Широко используется мнемотехника у радиолюбителей (в азбуке Морзе - Тетя Катя и Я на горку шла) и даже в сольфеджио, ведь недаром квинта называется политическим интервалом, потому что первые слова во фразах "Союз нерушимый" и "Вставай, проклятьем заклейменный" - это квинты.
Наверное, примеров достаточно. Теперь как это применить на практике.
Самое грандиозное поле деятельности для применения мнемоники - это школа. Кроме обучения чтения, письму, счету современный школьник получает огромное количество информации по другим областям человеческого знаний, истории, географии, ботанике, биологии… Запомнить все традиционным способом вряд ли по силам даже взрослому человеку, уже умеющему анализировать и размышлять. Ребенка нужно готовить к взрослой жизни заранее. И чем раньше, тем лучше. И мнемотехника наряду с другими традиционными методами обучения может быть весьма полезна.
Играем в Цицерона. Уже маленького ребенка можно познакомить с основой Симонидовского метода - топологической мнемотехники. На основе практически любой сказки "с нанизыванием" - то есть с использованием какой-нибудь последовательности. Хорошо подойдет, например, всем знакомая "Репка". Подберите "реквизит" - репку, дедку, бабку и остальных действующих лиц из деткиных игрушекили нарисуйте соответствующие картинки. Разместите предметы в порядки их появления в сказке по комнате или (если вы мыслите глобально) по квартире и рассказывайте сказку с использованием этих подручных средств. Думаю, что после нескольких "репетиций", убрав подготовленные зацепки, но ассоциируя их с местом, где они располагались, метод будет освоен.
Ребенку постарше метод размещения Симонида (он еще называется методом loci) удобно использовать тогда, когда нужно запомнить какую-нибудь последовательность, к примеру, расположение органов дыхания: ротовую полость, трахею, бронхи, легкие. "Привязав" эту последовательность к хорошо знакомой обстановке, например, к своей комнате и "повесив" ротовую полость на дверь комнаты, трахею - "положив" на стол, бронхи - на кровать, а легкие - "повесив" на стене, и мысленно пройдясь по комнате, собираем все в нужной последовательности. Пятерка на уроке анатомии обеспечена.
Юные шифровальщики. У многих людей возникают трудности в запоминании цифр. Выше был описан метод запоминания цифр с использованием ключевой фразы, в которой количество букв в слове соответствует запоминаемой цифре. При этом человек с хорошей фантазией и поэтическим даром фразу может придумать сам. Всем остальным можно порекомендовать искать нужные фразы в любимых стихах. Например, для того чтобы запомнить телефон 156-96-47 можно использовать всем хорошо знакомое:
Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась (ты)
Пример, конечно, утрированный, но достаточно показательный.
Можно придумать свой буквенный код для любой цифры. Буквы "З" и "О" очевидно похожи на цифры "3" и "0". Всем остальным можно придумать подобные ассоциации. Тогда любой набор цифр превращается в набор букв, которым можно сопоставить какое-нибудь соответствующее слово. Например, ассоциировав цифры "3", "8" и "0" с буквами "З", "В" и "О" и подобрав им слово "ЗаВаленО", вы получаете "ключ" к запоминанию даты Куликовской битвы, запомнив фразу "Куликово поле завалено трупами".
Пароль-отзыв. Как известно, изучение иностранного языка начинается с изучения простых слов. Но и их довольно часто тяжело запомнить. Предлагаю вам поиграть в игру "пароль-отзыв", где "пароль" - изучаемое иностранное слово, а отзыв - найденная ассоциация в родном, хорошо знакомом, языке. Например, английское "apple" (яблоко) вполне созвучно слову "аппликация, и из пары "АППЛикация" и "яблоко" можно составить фразу "Я вырезаю из бумаги АППЛикацию с яблоком". А итальянское "fagotto" (узел) - очевидное "фагот" - легко запомнится фразой "ФАГОТ связали в УЗЕЛ".
Изобретаем новый язык. Как вы думаете, что такое априюнсенноя? Или МуМоБоНе? Это не фразы из языка тумба-юмба, это сжатая до минимума информация - так называемая агглютиграмма (склейка).
- в первом случае - месяцев в году, в которых количество дней - 30;
- во втором - последовательность правления Рюриковичей (правда, не всех) - Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Всеволод Третий Большое Гнездо, Александр Невский.
Не правда ли, впечатляет?
В заключение следует сказать, что использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти - традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным и "вкусным" мнемоника справляется просто великолепно. Попробуйте применить основные мнемонические приемы на себе - и вы скоро ощутите ее полезность и незаменимость. А если поможете понять и освоить мнемонические приемы своим детям - кто знает, может, вырастите нового Цицерона?
Вопросы педагогам: Какие мнемонические приемы используют ваши воспитанники на занятиях и в играх? Вводите ли вы новые приемы, или же используете только традиционные фразы?
Вопросы родителям: Как вы думаете, использование мнемотехники поможет ребенку лучше запоминать правила и даты, или станет лишней, ненужной информацией, увеличивающей и без того большой объем запоминаемой информации?
Обсуждение
Цитата:
"квинта называется политическим интервалом, потому что первые слова во фразах “Союз нерушимый” и “Вставай, проклятьем заклейменный” - это квинты."
Вообще-то это не квинты, а кварты.
Комментировать статью "Мнемотехника"
Мнемотехника. Всем привет! Хотела бы знать ваше отношение к мнемотехнике.Кто занимается или занимался с детками по этой методике, ваши отзывы.
Также есть занятия по мнемотехнике с использованием элементов мет. Зайцева. Написала много, но мне кажется не очень понятно.Так на словах трудно объяснить...
Сутсавы 1. Аспирин – незаменим при подагре. 2. Алфлутоп – улучшает обмен крови и активизирует процессы обмена в мышцах. 3. Дона – укрепляет хрящевую ткань. 4. Диклоберл – негормональный противовоспалительный препарат. Применяют в свечах, но можно делать и уколы. 5. Диклофен – меньше других дает побочных эффектов. 6. Диклофенак – эффективный, но влияет на состояние крови. 7. Кетанов – эффективный инъекционный препарат. 8. Олфен – удобен тем, что есть в свечах, не страдает слизистая желудка. 9...
Здравствуйте, мои дочери (6 и 3 класс) хотят учиться на курсах этой конторы по мнемотехнике (повышение скорости чтения, улучшение памяти). Кто-нибудь учился?
Книга увлекательно рассказывает о правлении династии Романовых. За 300 лет правления этой династии Россия многократно увеличила свою территорию и стала мощной империей, развернулось строительство флота и новых городов, в том числе Санкт-Петербурга. В России появились железные дороги, первые театры, музеи, университеты. Чтобы дети могли легко усвоить обширный материал, основные события каждого царствования помещены в специальную хронологическую шкалу. В издании есть и наглядные иллюстрации, и...
Я мнемотехниками пользуюсь. Мнемотехника хороша, но для небольшого количества информации...
Мы рады пригласить Вас в Творческий центр «Активити» в районе «Покровское-Стрешнево»! У нас работают молодые, талантливые и успешные преподаватели, лауреаты всероссийских и международных конкурсов, олимпиад. Наряду с изучением и закреплением материала в классе в творческих направлениях, мы предлагаем возможность участия в конкурсах, выступления на площадках города. Мы готовы предложить Вам заниматься по индивидуальным и групповым программам по следующим направлениям: иностранные языки...
А так старший - самбо, мнемотехника, цифровая фотография, гитара, средняя - танцы, рисование, гитара, поделки из бересты, бисероплетение, младшая - гимнастика, лепка из глины...
что делают? например - развитие слухового внимания при доминирующим зрительном и наоборот развитие объёма памяти, обучение мнемотехники помощь медлительным детям...
Мнемотехника. ...Велел Тащить Пеленку" в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный запомнить какую-нибудь...
Мнемотехника. В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра...
Две недели пыталась вспомнить, как назывались занятия у ребенка в дет. саду. Чего только не придумали - и логика и риторика. Вспомнила - мнемотехника!
И мнемотехника наряду с другими традиционными методами обучения может быть весьма Здравствуйте, мои дочери (6 и 3 класс) хотят учиться на курсах этой конторы по мнемотехнике...
мнемотехника. Помогите. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье Кто-нибудь знает что-то о мнемотехнике? Поделитесь опытом,плиз.Что это за зверь и...
Мнемотехника. Широко используется мнемотехника у радиолюбителей (в азбуке Морзе - Тетя Катя и Я на горку шла) и даже в сольфеджио, ведь недаром И чем раньше, тем лучше.
Мнемотехника - один из способов развития памяти. Помощь школьникам в запоминании информации. Чего только не придумали - и логика и риторика.
Мнемотехника. . Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Много слышала о мнемотехнике. Подскажите: 1.где об этом можно пичитать более подробно.