Современные родители начинают заниматься развитием ребёнка буквально с первых дней его жизни. Педиатры и психологи рекомендуют уделять особое внимание мелкой моторике, так как она напрямую связана с формированием речи. Производители игрушек давно подхватили эту идею и воплотили её в жизнь, выпуская многочисленные развивающие игрушки. Но многие из них можно сделать своими руками.
Почему нужно развивать мелкую моторику
Многие знают о необходимости развития мелкой моторики детей с раннего возраста. Однако не все понимают, для чего это нужно и что представляют собой такие занятия.
Мелкой моторикой называется способность выполнять точные действия кистями рук и пальцами. Она скоординирована работой нервной, мышечной, костной и зрительной систем. Её развитие начинается в первые месяцы жизни ребёнка с разглядывания собственных пальчиков и ручек. Затем малыш постепенно учится овладевать ими, беря игрушки. Моторные навыки положительно сказываются на ловкости рук, формировании будущего почерка у школьника, на скорости реакции.
Установлено, что уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от степени сформированности движений пальцев рук. В мозге человека центры, ответственные за речь и моторные навыки, расположены рядом. Таким образом, при стимулировании одного участка активизируется и другой.
Игрушки своими руками для развития мелкой моторики у детей
Полки детских магазинов предлагают широкий ассортимент развивающих пособий. Не секрет, что их стоимость достаточно высока. Для заинтересованных мам не составит труда сделать игрушки для мелкой моторики своими руками. А главной останется уникальность - ведь они будут выполнены с огромной нежностью.
Сенсорные мешочки
Сшить сенсорные мешочки своими руками совсем несложно. Понадобится плотная ткань разных расцветок и фактур и наполнитель, в качестве которого можно использовать:
- макароны (спиральки, ракушки, бантики, трубочки);
- крупы (пшено, гречка, перловка, рис, овёс);
- муку и крахмал;
- бобовые (фасоль, горох, соя, бобы, кукуруза);
- конфетки;
- орехи;
- природные материалы (жёлуди, каштаны, ракушки, камешки);
- ластики разных форм;
- вату или синтепон;
- пуговицы и бусины.
Макаронные изделия разных размеров и форм - оригинальный и безопасный наполнитель для сенсорных мешочков
Правила безопасности
Природные материалы перед использованием нужно промыть и тщательно высушить, а игрушки с пищевыми продуктами обязательно хранить в сухом месте - макароны и крупы боятся влаги. Мешочки должны быть сшиты или завязаны таким образом, чтобы малыш не при каких обстоятельствах не смог достать их содержимое.
Видео: как сделать сенсорные подушечки своими руками
Фотогалерея: самодельные сенсорные мешочки
Такие мешочки легко сделать самостоятельно даже без швейной машины Наполнитель можно вложить не только в ткань: для этого подойдут плотные воздушные шары Тактильное восприятие можно развивать не только с помощью наполнителя, но и используя ткани разных фактур Мешочки могут быть разных цветов и размеров
Сенсорный кубик
Такая игрушка представляет собой куб, на гранях которого расположены объёмные предметы разных форм и оттенков или аппликации из всевозможных материалов.
Сенсорный кубик стимулирует малыша совершать разные действия: тянуть, трогать, дёргать, перебирать пальчиками
Как сделать куб для развития мелкой моторики
Для того чтобы сделать сенсорный кубик своими руками, понадобятся:
- небольшие кусочки ткани разных фактур и цветов;
- синтепон или поролон в качестве наполнителя;
- флизелин;
- декоративные элементы (пуговицы, ленточки, верёвочки, колечки, остатки ткани, термонаклейки);
- нитки;
- утюг;
- швейная машина.
Из лоскутков ткани (это могут быть хлопок, шёлк, бархат и другие) нужно вырезать 6 квадратов с одинаковыми по размеру гранями.
Лучше, если все грани кубика будут сделаны из разных по фактуре и цвету тканей
Из флизелина нужно вырезать квадраты со стороной на 1–1,5 см меньше, чем из ткани. Флизелиновые заготовки накладываются на тканевые и проглаживаются утюгом - обе детали склеятся, получат жёсткую структуру и будут хорошо держать форму.
Флизелиновая основа придаст заготовкам прочность и жёсткость
Каждый квадрат оформляется в соответствии с идеей: это могут быть фигурки зверей и птиц, геометрические фигуры из меха или фетра, термонаклейки, пуговицы, замочки и многое другое.
На каждую грань кубика пришиваются декоративные элементы
Когда оформление закончено, нужно сшить 4 квадрата в одну полоску.
Четыре грани куба сшиваются в одну линию
К одному из квадратов сверху и снизу пришиваются две оставшиеся заготовки.
К одному из квадратов с разных сторон пришиваются оставшиеся грани
Швы делаются по контуру флизелиновых граней, после чего закрепляются. Далее, развёртка сшивается таким образом, чтобы получился кубик.
Все грани сшиваются таким образом, чтобы получился кубик
На последней грани в уголке нужно оставить небольшое отверстие и через него аккуратно вывернуть кубик. Игрушка наполняется поролоном или синтепоном и прошивается потайным швом. Вместе с наполнителем в кубик также можно поместить шуршащую бумагу или колокольчик.
Каждая грань сенсорного кубика оформлена по-своему и вызывает разные тактильные ощущения
Видео: как сделать развивающий кубик своими руками
Тактильная подушка
Сенсорные (тактильные) подушки подходят для малышей от 2–3 месяцев до 3 лет. Всё зависит от набора тех элементов, которые на неё помещены. Для самых маленьких подойдёт небольшое количество простых материалов. Перед тем как давать такую игрушку ребёнку, нужно убедиться, что все элементы прочно закреплены: если кроха потянет один из них в рот, он не должен оторваться.
Для детей от 1 года можно подобрать и пришить более разнообразные и сложные развивающие предметы: замочки-молнии, пуговки, шнуровки, липучки, бантики и верёвочки, которые можно завязывать и дёргать. Сделать такую игрушку можно, используя уже готовую подушку и сшив для неё наволочку с декоративными элементами.
Фотогалерея: сенсорные подушки разных форм
Такая подушка подойдет малышам с 2–3 месяцев. Для изображения на каждом из квадратов можно использовать разную по фактуре ткань Такая подушка подойдет для детей от 1 года. На ней представлены более сложные элементы: пуговицы, ленточки, бантики, липучки, замочек Такая черепашка имеет несколько граней, на каждой из которых помещены разные развивающие элементы: карабин, шнуровка, пуговицы. Она подойдёт детям от двух лет
Подушка для развития мелкой моторики своими руками
Сшить такую подушку можно дома.
Игрушка-самоделка принесёт много радостных минут и маме, и малышу
Для её изготовления понадобятся:
- ткань - зелёная (53×30 см) и голубая (83×20 см);
- флизелин (53×50 см);
- ткань для задней стороны (50×55 см);
- фетр разных цветов и нитки мулине в тон;
- молния длиной 50 см;
- липучка, пуговки, тесьма, ленточки, шляпная резинка;
- ватман, бумага, карандаш;
- ножницы;
- нитки, иголки и булавки для шитья;
- подушка 45×50 см.
Перед тем как приступить к шитью, нужно сделать эскиз будущей подушки в натуральную величину. Для этого можно использовать трафареты.
Эскиз, выполненный на бумаге, должен быть в натуральную величину
Ткань голубого цвета разрезается на две полоски (первая - 30×20 см для кармашка, вторая - 53×20 см для основы). Кусок зелёной ткани и голубой лоскут, заготовленный для основы, по размерам дублируются флизелином. Отрез для кармашка складывается пополам.
Из голубой ткани будет выполнена часть основы, а также кармашек
Из жёлтого фетра и лент соединяется солнышко: круг диаметром 10 см и 7–8 полосок по 10 см в длину каждая.
Из жёлтого фетра и лент делается солнышко
Фетровое солнышко со сложенными пополам лучами-лентами крепится булавками к голубой ткани, приготовленной для кармашка.
Лучи выкладываются и крепятся булавками в виде петелек
Детали сшиваются на швейной машине или вручную маленькими аккуратными стежками.
С помощью машинного шва солнышко пришивается к заготовке-кармашку
Элементы основной части (голубой и зелёной) и кармашка соединяются вместе.
Основа из зелёной ткани располагается снизу, из голубой - сверху. В верхний левый угол прикладывается кармашек с солнышком
Затем соединяются булавками основа и подложки из флизелина, после чего сшиваются.
Основа соединяется с флизелином и сшивается
Из фетра вырезаются элементы с нарисованного эскиза.
«Фетровые волны» соединяются между собой. Для каждой рыбки нужно две детали (можно разного цвета) и резинка длиной 10–15 см
Резинки с завязанными на кончиках узелками помещаются между элементами рыбок и сшиваются. Волны выкладываются на основу (отступив от краёв 1–1,5 см для припусков на швы).
Волны и рыбки прикладываются к основе
Разноцветные рыбки помещаются между волнами и фиксируются. Элементы реки сшиваются сначала внизу, потом по всему периметру.
Рыбки помещаются между волнами
Следующий элемент - дерево. Для каждого из них нужно две заготовки кроны, один ствол и несколько яблок или груш. Детали сшиваются между собой, при этом фрукты располагаются внутри между двумя кронами, а ствол остаётся сверху.
Фрукты прячутся внутри дерева, чтобы у малыша была возможность их найти
Заготовка для железной дороги делается из серого фетра. Её размер 53х5 см.
Полоску из серого фетра нужно сложить пополам и вырезать поперёк небольшие полоски, не доходя 5 мм до края
Железная дорога помещается на зелёную полянку, на которой уже есть река и деревья.
Все детали пришиваются к основе
Для изготовления паровоза и вагончика также понадобится по два элемента. Лицевые детали оформляются с помощью фетра разных расцветок (колёса, окошки, труба). Детали сшиваются сверху. На задний край паровозика крепится небольшая пуговица, а на вагончик - маленькая петля из ленточки. Через незашитый край продевается тесёмка длиной 50 см, на концах которой завязываются узелки. Конструкция располагается на железной дороге и фиксируется.
Между лицевой и изнаночной деталями паровозика продевается тесьма, благодаря которой поезд сможет ездить
Из голубого фетра делаются облака - также по два элемента. Через них, как сквозь паровозик, пропускается тесьма, концы которой пришиваются к голубой части основы.
Благодаря тесьме облака смогут плыть по небу
Из фетра разных цветов вырезаются цветочки, для серединки которых используется липучка, и помещаются на зелёную полянку рядом с речкой. Шов делается по краю липучки, а лепестки остаются свободными.
Цветы пришиваются к основе по периметру серидинки-липучки, лепестки остаются свободными
По примеру рыбок делаются бабочка и пчела. На обратную сторону каждой фигурки пришиваются липучка - так насекомые смогут садиться на цветы.
Пчела и бабочка делаются по такому же принципу, что и рыбки, только к их обратной стороне пришивается липучка
В середину куска ткани, которая была выбрана для задней стороны наволочки, вшивается замок.
К задней части наволочки пришивается замок-молния
Передняя и задняя части наволочки складываются лицевыми сторонами внутрь и сшиваются по периметру, оставляя припуски на швы (1–1,5 см с каждой стороны).
Припуски на швы можно обработать на оверлоке или прошить зигзагом
По желанию можно сделать фигурки зверей, которые будут кататься в поезде. Мордочки им можно нарисовать маркером.
В паровозик можно поместить пассажиров - например, зайчика и мишку
Наволочка готова. Малыш может играть с ней, помещая зверей в вагончик, катая поезд по рельсам, сажая насекомых на цветы, ища фрукты на деревьях.
Тестопластика
Эффективно способствует развитию двигательной способности пальчиков лепка. Пластилин, с которым все родители знакомы с детства, давать годовалому малышу опасно, ведь он всё пробует на вкус. На помощь приходит обыкновенное тесто. Его можно самостоятельно приготовить из безопасных компонентов.
Рецепт теста для лепки
Для него понадобятся соль мелкого помола и вода (по одной части), мука (2 части).
- Соединить соль и муку в глубокой чаше, добавить воду.
- Хорошо перемешать.
- Вымесить массу до консистенции мягкого пластилина.
Если после приготовления тесто прилипает к рукам, можно добавить к нему соль и муку (соблюдая пропорцию). В случае получения крошливой текстуры, достаточно увеличить количество воды.
Если малыш любит лепить, можно сразу сделать много теста. Хранить его нужно в холодильнике, отщипывая «рабочие» кусочки по мере надобности. Но долго хранить такой материал не следует - со временем тесто теряет эластичность. Для детей постарше можно в процессе приготовления добавить пищевой краситель. После высыхания фигурки из теста становятся твёрдыми и прочными. Их можно раскрашивать и использовать для игр.
Фотогалерея: фигурки из теста, сделанного своими руками
Слепить такую корзину можно вместе с малышом - это увлекательное, творческое и полезное занятие
Из теста можно слепить фигурки любимых животных ребёнка
Высохшие поделки можно раскрашивать акриловыми красками
Из фигурок можно составлять целые картины и использовать их для оформления детской комнаты
Разборные элементы
Очень хорошо развивает моторику игра с мелкими деталями.
Пальтишки из фетра
Все крупные детали на таких образцах (карманы, рукава и даже воротник) съёмные. Ребёнок сам сможет создавать интересные модели, комбинируя цвета. Такие игрушки подойдут для малышей с двух лет.
У этих разноцветных маленьких пальто все детали съёмные - их можно менять местами и комбинировать
Когда малыш начнёт проявлять интерес к цифрам, можно предложить ему математические шнурочки. Они не только хорошо развивают мелкую моторику, но и помогают выучить счёт.
Оригинальные шнурочки с бусинками помогут малышу научиться считать
Видео: дидактические игры со шурками
Шнуровка
Такие приспособления отлично подходят для совершенствования двигательной активности пальчиков и ручек. Ведь разноцветную верёвочку нужно не просто взять - она должна попасть в маленькое отверстие.
Простую шнуровку можно сделать из любой безопасной поверхности: деревянной дощечки, пластиковой крышки или обычного плотного картона. На них с помощью нагретой на свечке отвёртки или шилом нужно в произвольном порядке проделать отверстия диаметром 5 мм.
Для самодельной шнуровки подойдёт обычная пластмассовая баночка или крышка
Ещё более простой способ занять ребёнка шнуровкой - использовать дуршлаг.
Для шнуровки можно использовать обыкновенный дуршлаг, просто добавив к нему несколько разноцветных шнурков
Более сложные шнуровки можно выполнить в виде любых форм. Для этого понадобится чуть больше времени, фантазии и материала.
Мелочь для развития мелкой моторики
Развитие мелкой моторики | Важное предисловие
Однажды я прочитала пост одной мамы о том, как она активно занимается мелкой моторикой с малышом, порой находя в подгузнике «сюрпризы», и была в ужасе, ведь каждый из мелкомоторных сюрпризов мог оказаться причиной смерти малыша! Я хочу всех предупредить, что мелкие предметы в дыхательных путях смертельно опасны
и если Вы не готовы не отрывать взгляда от малыша во время занятий мелкой моторикой, лучше подождите до 3 лет
!
При занятиях мелкой моторикой с малышами не забываем про самое важное правило
:
Если у ребенка до трех лет в зоне досягаемости есть предметы менее 5-4 см Ваш взгляд должен быть постоянно прикован к ребенку.
Все дети всё тянут в рот
Многие дети действительно это делают, но не все!
Мне повезло — Яна практически никогда ничего не тянула в рот. При первых играх с мелкими предметами я сделала ей несколько предупреждений. Примерно с года такие предупреждения уже не требовались. Порой у нее возникает желание сыпать сыпучие предметы, в том числе на голову. Особенно при знакомстве с новым сыпучим наполнителем. Как правило, после ряда объяснений это желание проходит. Предлагаю попробовать собрать статистику, ответив на вопрос: |
Наполнители для развитие мелкой моторики
Наполнители-крупы для развития мелкой моторики
Самый первый вопрос у тех, кто только задумался о занятиях мелкой моторикой — «Какой использовать наполнитель?».
В основном всем хочется чтобы он был экономичным и эстетично выглядел.
Я предлагаю ориентироваться на возрастные рамки. Малышу 6-8 месяцев нет смысла предлагать для развития моторики мелкую крупу. Как таковое мелкомоторное развитие в этом случае будет низкоэффективное. Малыш получит порцию тактильных ощущений, но для маленьких ручек
, чувствительность которых еще не развита, мелкая крупа чересчур сложный наполнитель
. Представляете если Вам предложат перебирать крупу в варежках. Это не очень удобно, не так ли? Поэтому начинаем с крупных деталей, постепенно уменьшая их размер.
После того как малыш начинает уверенно держать средние предметы 5-4 см, предоставляем более мелкие.
Крупы и другие мелкие наполнители имеет смысл добавлять, когда малыш начинает учиться держать ложки, лопатки, пересыпать, сеять. Чаще всего этот возраст соответствует 1 году, для малышей с быстрыми темпами развития лучше начинать игры с крупами от 9 месяцев.
Для эстетичных сочетаний у меня следующие ориентиры:
- Мелочь темного цвета отлично сочетается с гречкой, фигурками и бусинами из дерева и орехами.
- Универсальная для сочетаний крупа — рис. Его даже можно покрасить в тон к мелочи.
Самые экономичные наполнители и их спутники:
- крупы;
- бабушкины пуговицы;
- бусины от дешевой бижутерии.
Самый интересный наполнитель (один из наших любимых) — кинетический песок (о нём у меня есть красивый и подробный ). Он приятен во всех отношениях, кроме цены. Разнообразие игр с ним требует отдельного поста:-).
Недостатки и особенности некоторых наполнителей:
- гидрогель — популярен за счет необычной тактильной текстуры, но при подробном изучении состава можно узнать о том, что при его разрушении высвобождается акрилат калия и акриламид. Акриламид является смертельным нейротоксином, и было установлено, что он вызывает рак у лабораторных животных. Он легко проходит через кожу и может быть вдыхаем в виде пыли. Если исключить проглатывание, то игры с гидрогелем несут опасность только в случае если он закатиться в дальний угол и начнет разрушаться в помещении. Поэтому мы в своих играх гидрогель не используем.
- стеклянные камушки для аквариумов (марблс) — я их считала отличным вариантом пока, покупая очередную порцию, не столкнулась с разбитыми. Получается, в процессе игры есть вероятность, что ребенок может разбить камушек и порезаться осколками. Не оставляем малыша наедине даже с крупными камушками! Это конечно перестраховка, вообще марблс очень приятен для игр — рекомендую!
- круглые бусины и марблс — любят закатываться в различные щели. Яна настолько их любит, что иногда я просто не могу отказать ей в удовольствии покатать их по квартире.
- манка и обычный песок — очень сыпучие, быстро захватывают территорию и поэтому не удобны. Мы с ними занимаемся в редких случаях, только когда занятие требует мелкой текстуры (учимся пользоваться ситом или солонкой).
Развитие мелкой моторики в играх для самых маленьких
Мелкая моторика, по разным источникам, это — движения пальцев или кисти рук и пальцев. К слову, крупная моторика это — движение рук и ног и она не менее важна:-).
Развивать мелкую моторику следует начать с момента когда ребенок научился держать первую погремушку. Для начала предлагаем держать самые удобные легкие и небольшие предметы. Постепенно задачу усложняем — выдаем предметы помельче и предлагаем их потрогать/достать/положить/спрятать/выбрать/отсортировать из различных емкостей и т.п. Игр должно быть очень много потому что большинство являются одноразовыми — надоедают после одной игры.
Для игр с самыми маленькими лучше использовать:
Идеальными вариантами для развития мелкой моторики являются многие предметы, которые есть в каждом доме:
- чайные пакетики в индивидуальных упаковках;
- набор губок для мытья посуды (с ними еще интересней играть, если разрезать на кусочки);
- шахматы;
- резинки для волос;
- для развития тактильных ощущений насыпьте в малые носочки разных по фактуре наполнителей (фасоль, манка, рис, вата и т.п.), зашейте так, чтобы наполнитель не высыпался. Одни носочки можно набить туго, другие мягко. Предоставьте это разнообразие на изучение ребенку. Возможно, игра займет около 5 минут. После потери интереса к заготовкам из носков, спрячьте их подальше и достаньте через месяц-другой. Интерес к носкам будет каждый раз возвращаться пока ребенок не откроет их секрет — т.е. до 4-5 лет, а может и старше.
- разноцветная туалетная бумага:-).
Приведу некоторые наши варианты игр, надеюсь буду оригинальной:
Шарфы и кольца пирамидок отличное начало для развития мелкой моторики |
Резинки для волос еще один безопасный и интересный вариант для игры |
Развитие мелкой моторики детей старше 1 года (в редких случаях 9 месяцев)
В зависимости от темпов развития (при более быстрых — в 9 месяцев, при медленных — к году) добавляем игры с:
- крупами;
- песочными аксессуарами;
- игрушечной посудкой;
- пирамидкой со стаканчиками.
Некоторые мамы рекомендуют для быстрейшего обучения самостоятельной еде вручать малышам как можно раньше ложку. Я против этого, так как если у вас ребенок с медленными темпами развития Вам придется долгое время отмывать всю кухню и самого ребенка. Совсем другое дело учиться пользоваться ложкой на крупах!
Отсеиваем рис от бусин. Это наше любимое сито — крупное и удобное |
Этих уток Яна почему-то привлекла к мелкомоторным играм |
Посудку можно заменить пирамидкой из стаканчиков и обычной ложкой |
Самое легкое занятие ложкой, для него можно использовать ячейку от яиц и бусины |
Развитие мелкой моторики продвинутых малышей (от 1,5 лет)
В возрасте постарше малыш сам начинает придумывать игры, зачастую превращая их в ролевые.
Бусины 0,5 см отлично раскладываются в ячейки обратной стороны деталей Лего |
Мелкие кубики из губки для посуды Яну увлекли на несколько часов |
Многие игры из этого поста взяты из наблюдений за Яной.
Мелкая моторика | Пара слов о Яне
Для интересующихся нашими успехами напишу о её развитии (ей сейчас почти 1 год 10 месяцев). Несмотря на активные обильные занятия мелкой моторикой и прочим, результаты развития речи у нас очень скромные — в активном словарном запасе всего около 10 слов. Порой у меня создается впечатление, что моя дочь решила доказать несостоятельность современных педагогических теорий:-).
Тем не менее, это не повод им не следовать и при медленных темпах развития считать свои усилия напрасными, так как скорей всего результаты не видны не вооруженным взглядом. Ведь на самом деле очень сложно объективно оценить развитие ребенка
(степень его понимания окружающей ситуации, умение принимать решения и другие действительно важные вещи) — поэтому за стандарты приняли, то что можно посчитать и измерить (такие поверхностные признаки как количество слов в активном словаре, кубиков в башне и т.п.).
Надеюсь пост оказался для Вас полезен! Если Вам понравился материал, напишите об этом на своем любимом форуме о малышах и добавьте в свой пост ссылку на эту страницу или сделайте репост этой записи в соцсети:
Также не забудьте подписаться на или присоединиться к группе
Раннее развитие ребенка всегда подразумевает в том числе и развитие мелкой моторики, т. е. обучение его держать и оперировать мелкими предметами. Способы развития мелкой моторики рук существуют разные: каждый родитель волен выбрать то, что по душе и ему, и ребенку. Ниже рассмотрены основные нюансы, связанные с развитием мелкой моторики, дан ответ на вопрос о том, зачем нужно ее развивать, а также представлены игры, которые наверняка увлекут вашего малыша.
Зачем и когда нужно развитие мелкой моторики?
Ученые давно доказали, что развитие мелкой моторики дает толчок развитию речи у ребенка. Те дети, с которыми мамы регулярно играют в , которым дается большое количество разнообразных по текстуре предметов для изучения, начинают говорить раньше своих сверстников, которым отказано в упомянутых развлечениях. Кроме того, такие дети быстрее усваивают информацию (тактильные ощущения связаны с деятельностью мозга), легче обучаются, быстрее начинают писать. Довольно часто развитие тактильных ощущений используется в качестве подготовки к школе.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что развивать мелкую моторику у ребенка следует как можно раньше. Существуют пальчиковые игры, в которые можно играть чуть ли не с рождения.
Как развивать мелкую моторику у детей разных лет?
Каждому возрасту – свои игры. С этим утверждением не поспоришь, поэтому важно не торопить события и последовательно предлагать ребенку те игрушки, которые соответствуют его возрасту.
От рождения до полугода
В это время кроха активно развивает тактильные навыки самостоятельно. Начиная с 3-4 месяцев ребенок осознано тянет ручки к игрушкам, ощупывает погремушки, руки мамы, изучает свои пальчики. Можно предложить малышу разные игры.
- Массаж ручек – аккуратно разминайте детские пальчики, поглаживайте их, осторожно крутите. Можно сопровождать процесс стишками и прибаутками.
- Дайте ребенку свои большие пальцы и попробуйте приподнять малыша. Чем чаще вы будете делать такое упражнение, тем крепче кроха будет хвататься за ваши руки.
- Предложите малышу бумажные книжки или простые листы бумаги. Покажите, что их можно рвать, мять, скручивать.
- Погремушки, мячики и игрушки с ребристой поверхностью являются отличными помощниками в раннем развитии малыша.
С 7 месяцев до года
В это время можно использовать те же материалы и игры, что и до полугода. Можно добавить и несколько других.
- Пирамидки – они познакомят ребенка с понятием величины и разовьют способность быстро нанизывать кольца на стержень.
- Крупы, бобы, макароны – все, что найдете на кухне. Важно все время присматривать за ребенком, чтобы он не проглотил посторонние предметы.
- Ткань и сшитые из нее мешочки с различными наполнителями.
- Конструктор.
- Кубики.
С года до двух лет
Количество игрушек для развития мелкой моторики следует постепенно увеличивать. Все так же интересными и полезными для игры остаются крупы и мешочки с зерном, но малыш становится все старше и умнее, поэтому с имеющимися игрушками можно придумывать новые игры, требующие логического и обдуманного подхода.
Также в игровую копилку можно добавить необычные атрибуты.
- Вода. Попросите ребенка переливать воду из одной плошки в другую, разлив при этом как можно меньше жидкости.
- Шнурки и шнуровка.
- Бусины, пуговицы, прищепки и другие бытовые предметы.
- Китайские палочки.
- Пазлы и мозаика.
- Рисование.
С 2 до 3 лет
Трехлетний ребенок – уже целостная личность. Это не грудничок, который тянет все в рот, таким способом познавая мир. В 2-3 года с ребенком можно играть в достаточно серьезные игры, требующие внимательности, ответственности, четкой последовательности действий.
- Работа с тестом.
- Пальчиковая гимнастика.
- Оригами.
- Работа с ножницами и цветной бумагой.
Конструктор для детей – это не только модная игрушка, но и замечательный материал для изучения простых бытовых истин, а также способ во время игры развивать интеллект и мышление.
Выбирая конструктор, руководствуйтесь правилом: чем меньше ребенок, тем больше детали. Для самых маленьких лучше приобрести конструктор, состоящий их крупных элементов, которые точно не пролезут крохе в горло, если тот захочет попробовать их на вкус.
Игры с конструктором могут быть разные. Можно «строить» с ребенком здания и предметы только определенных цветов (учим цвета), можно предложить малышу посчитать детали (учим счет). Так или иначе, конструктор будет развивать у вашего ребенка мелкую моторику рук и улучшать его интеллект.
Лепка для развития тактильных ощущений
Пластилин известен всем. Это универсальное средство, которое применяется и в детских садах, и в домашних условиях и позволяет занять малыша на некоторое время. Лепить из пластилина любят почти все дети, но далее речь пойдет не о нем.
Существует более безопасный, нетрадиционный, но очень интересный способ развить мелкую моторику у крохи с помощью лепки. Это соленое тесто. Готовится оно очень просто и быстро из продуктов, которые есть в любом доме, и при этом соленое тесто полностью безопасно (хотя оно съедобно, ребенок вряд ли станет его кушать). Кроме того, поделки из теста можно сохранить на память, так как они застывают естественным путем (или их запекают в духовке), в отличие от пластилиновых шедевров.
Рецепт соленого теста
Вам потребуется:
- мука – 250 грамм;
- соль – 250 грамм;
- вода – 125 мл.
Все ингредиенты смешайте и замесите тесто. Чтобы оно было более эластичным и не липло к рукам, в него можно добавить ложку растительного масла. Также существуют рецепты с добавлением клея, крахмала и даже сливок. Впрочем, лишние изыски ни к чему. Самое простое тесто из муки и соли отлично подходит для детских поделок.
Покажите ребенку несколько техник лепки: катание, расплющивание, разминание и т. д. Пусть кроха работает всей ручкой, вылепливает мелкие детали. Это отлично разовьет гибкость его пальчиков и мелкую моторику рук.
Рисование учит малыша правильно держать кисть, что впоследствии поможет ему быстро и без проблем овладеть правописанием.
Для рисования можно использовать краски и кисточки, карандаши и фломастеры, мелки и пастель. А можно предложить малышу порисовать руками! Такое упражнение тоже будет очень полезно для развития мелкой моторики. Но учтите, что рисовать пальчиками лучше, используя съедобные краски или, в крайнем случае, краски без содержания вредных веществ.
Можно создать съедобные краски самостоятельно. За основу возьмите детское пюре или манную кашу, а в качестве красящего пигмента используйте либо пищевые красители, либо соки овощей и фруктов.
Играть в пальчиковые игры можно начинать с рождения. Сначала движения ручками ребенка будет совершать мама. Но вскоре кроха сам поймет, что к чему, и станет шевелить пальчиками в такт песенке или стишку.
Пальчиковые игры – отличное упражнение, путем которого можно ускорить развитие мелкой моторики рук, стимулировать работу мозга, а также заложить основу для приучения ребенка к письму.
- Деткам до 6-7 месяцев можно делать пальчиковый массаж. Мама растирает каждый пальчик, произнося его имя. Например, можно использоваться потешку:Вставай, Большак!Вставай, Указка!
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка,
И крошка-Ерошка!
Привет, ладошка!
- К году ребенок уже может понимать, что от него требуется. В этом возрасте мама выступает лишь как инструктор. Она показывает чаду основные движения, которые ребенок должен повторять. Как правило, пальчики малыша изображают животных или людей.Также можно читать малышу стишок и совершать под него основные движения. Хлопайте в ладоши, соединяйте пальчики в щепотку, сжимайте ладонь в кулачок.
- С ребенком 3 лет и старше можно устроить представление теней. Лучше подберите зрителей из родственников, чтобы ребенку было интересно «репетировать» представление. Также для пальчиковых упражнений можно использовать различные предметы: орехи, бусины, пуговицы, ткань.
Игрушки для развития мелкой моторики
Для наглядности ниже приведен общий список игрушек, которые помогают развить тактильное осязание и «научить» пальчики малыша двигаться в соответствии с нервными импульсами мозга.
- Пирамидка.
- Кубики.
- Ребристые погремушки.
- Мячики разных размеров.
- Сортер.
- Книжки с выпуклыми картинками.
- Конструктор.
- Счеты.
- Пазлы.
- Лабиринты.
- Рамка со шнуровкой.
- Бусы.
- Кнопочные игрушки.
Развитие мелкой моторики по методике Монтессори
В методике Марии Монтессори большое внимание уделяется именно развитию мелкой моторики рук. В ее записях имеется множество игр, которые способствуют этому. Ниже представлены самые интересные из них.
«Как взрослый»
Дайте ребенку губку и несколько грязных чашек. Пусть кроха, подражая маме, вымоет посуду. Вам кажется это легким занятием? Для негибких детских пальчиков довольно сложно удержать чашку в воде и не выронить ее, также такое упражнение будет отличной тренировкой гибкости пальцев и развитием мелкой моторики рук.
Пуговицы
Дайте чаду кофту, куртку или другую вещь, на которой есть пуговицы, крючки и другие застежки. Можно сделать малышу специальный тренажер: объединить несколько застежек на одной вещи. Такое упражнение полезно для мелкой моторики, а также тренирует навык самообслуживания.
Сортировка
Возьмите две миски. На стол насыпьте горох и гречку (макароны и фасоль – выбирайте любые крупы). Попросите ребенка отсортировать одно от другого и разложить в две миски.
Слишком напоминает задание, которое мачеха придумала для Золушки? Возможно. Но такое задание является отличной тренировкой для маленьких детских пальчиков.
Только не переусердствуйте. Не нужно заставлять ребенка перебирать крупы, если ему это надоело или он устал.
Рисование на муке
Насыпьте на стол муку (манку, песок, сахар). Предложите крохе порисовать на присыпанной поверхности. Достоинство такого рисования в том, что рисунок можно легко стереть и начать заново.
Лоскутки
Возьмите несколько кусочков тканей с различной текстурой. Шерсть, крупная вязка, бархат, шелк. Предложите чаду потрогать каждый и описать свои ощущения.
Шнуровка
Очень хорошо развивают мелкую моторику у малышей обыкновенные шнурки. Можно приобрести специальную рамку со шнуровкой, а можно учить кроху на примере его собственных ботиночек.
Губка
Попросите кроху перенести воду из одной миски в другую с помощью обычной губки для мытья посуды. При этом малыш должен стараться, чтобы на стол попало как можно меньше капель. Это не только хорошее упражнение для пальчиков, но и обучение аккуратности.
Сборщик
Рассыпьте по полу мелкие предметы и попросите ребенка собрать их в миску или сумку. Можно также просить малыша называть цвет или «имя» каждого предмета.
Фокусник
Положите несколько предметов в шляпу или непрозрачный пакет. Ребенок на ощупь должен определить, что находится в пакете. Попросите кроху вытащить ту или иную вещь. Прежде чем исполнить это, ребенок будет долго изучать вещи пальчиками.
Заключение
Эти и многие другие упражнения и игры призваны развить у ребенка умение управлять собственными ручками, а также обогатить список его навыков и способностей, научить мыслить логически.
Очень важно регулярно заниматься с малышом, но не докучать ему. Все занятия следует преподносить в игровой форме.
Сегодня каждый родитель знает, насколько важно развитие мелкой моторики рук у детей для полноценного формирования личности. Это не только развитие руки и ее функций, но и совершенствование процессов мышления, речи. Специалистами подмечено: при плохой развитости руки наблюдается задержка речевого развития, что влечет за собой замедление процессов внимания, памяти, восприятия, отражается на становлении интеллекта. Понимая всю необходимость формирования моторики рук у дошколят, тем не менее, родители не всегда обращают внимание на этот факт. В результате при переходе в школу некоторые дошкольники имеют явно выраженные речевые и моторные нарушения: плохую артикуляцию, невнятную дикцию, плохую подвижность руки, что влияет на успешность овладения чтением и письмом. Вот почему важно знать, как развивать мелкую моторику у ребенка.
Младенчество - важный этап в развитии моторики пальцев
Для того чтобы правильно организовать домашние занятия, родителям необходимо иметь элементарные представления о том, что такое мелкая моторика и об этапах ее формирования. Все, у кого есть малыши, замечали, что у младенца очень хорошо развит хватательный рефлекс. Если грудничок схватится за палец взрослого, то держится так цепко, что его можно легко приподнимать. Поэтому работу с мелкими мышцами руки полезно начинать с самого рождения. Уже месячный младенец рассматривает ручки, тянет их в рот, а в 3-х месяца сжимает и разжимает кулачок. Пока ненадолго (до 15 секунд), но достаточно уверенно держит в руке удобную игрушку - погремушку. Полугодовалый ребенок проявляет активный интерес к предметам, тянется к ним, стараясь удержать в руках и манипулировать.
Достижения младенца к концу первого года
- умеет захватывать предметы;
- удерживает их в руках некоторое время;
- активно манипулирует с игрушками (одно - два действия);
- хлопает в ладошки;
- повторяет движения ручками за взрослым.
Наставления родителям
- В каждый период бодрствования упражняйте кроху в моторике рук.
- Побуждайте выполнять разнообразные движения ручками, пальчиками, ладошками, кулачками.
- Выкладывая грудничка на живот, располагайте на небольшом расстоянии доступные игрушки (все требования к подбору игрушек обязательно соблюдать: безопасность, гигиену, возрастные ограничения).
- В местах бодрствования крохи размещайте предметы, которые можно захватывать пальчиками и манипулировать (брать, бросать, сжимать).
- Обязательно проводите специальные упражнения для развития мелкой моторики, которые помогут ребенку развить точность и ловкость движений.
Развиваем моторику у грудничков!
Самые благодатные упражнения для крохи - , основанные на народном творчестве. Потешки, песенки, пестушки, сопровождающие игровые действия, всегда привлекают малышей и побуждают их к многократным повторениям за взрослым.
«Солнышко ‒ колоколнышко»
Игра ‒ массаж. Родитель ласково поглаживает ладошки ребенка, побуждая его работать пальчиками: то сжимать, то разжимать. Помогает зафиксировать действия грудничка погремушкой, которую тот должен сжимать в кулачке. Кулачок - солнышко, пальчики - лучики:
Солнышко - солнышко,
Красное колоколнышко,
Выйди поскорее, будь к нам подобрее!
«Ладушки»
Популярная народная игра для маленьких деток, которая доступна даже младенцу. Взрослый берет ручки крохи в свои ладони и, легко похлопывая детскими ладошками, произносит:
Ладушки - ладушки,
Где были? - У бабушки!
‒ Что ели? - Кашку,
Разбили чашку, хлоп!
«Тяни - тяни»
В подобном действии хорошо развивается мелкая моторика рук, мышечная сила. Взрослый вкладывает свои пальцы в ладошки ребенка, чтобы тот крепко ухватился за них. Затем, побуждая грудничка к подтягиванию, взрослый слегка тянет ручки крохи вперед, приговаривая:
Тяни холсты,
Холсты просты!
Тяни, тяни, потягивай,
Поперек, поперек, перекладывай!
Подобных игр ‒ упражнений много в арсенале народной педагогики, хорошо известны "Мальчик - пальчик", "Сорока - белобока", "Этот пальчик - дедушка...".
Важно: родителям надо стараться, чтобы тренировка ручек крохи шла постоянно, усложнять игры с учетом изменений, происходящих в психическом и физическом развитии малыша.
Игрушки для мелкой моторики
Специальные игрушки для развития мелкой моторики - неотъемлемая часть игрового уголка детей. Они выполняют не только свою непосредственную функцию - развивать мелкие мышцы руки, но и воздействуют на общее психическое развитие малыша. Поэтому родителям необходимо тщательно приобретать игрушки для грудничков, которые облегчат организацию специальных занятий и одновременно развлекут кроху. К наиболее популярным игрушкам относятся:
- развивающие (сенсорные) коврики;
- пластиковые и деревянные погремушки с ручками разной толщины и длины;
- музыкальные игрушки с различными клавишами и кнопками;
- предметы со шнуровкой;
- слингобусы, напоминающие погремушки (хорошо закрепленные на веревочке пластиковые, вязаные или деревянные бусины разной формы и цвета);
- игрушки - сортеры (например, «Логический кубик», «Домик с ключами»).
Многие из перечисленных игрушек заботливые родители могут сделать сами.
Важно: игрушка для мелкой моторики должна быть безопасна, вести за собой развитие малыша, побуждать его к самостоятельности.
Как развить мелкую моторику в раннем возрасте?
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) - самый благодатный период для развития руки и речевой активности. Он характерен тем, что рука становится одним из главных инструментов в познании окружающего мира. Чтобы познакомиться с предметом, крохе надо обязательно его потрогать, пощупать, начать взаимодействовать с ним. А взрослому правильно назвать предмет, рассказать о форме, цвете, назначении. Поэтому активность родителей в обучении малыша просто необходима. При правильном развитии детки производят много действий рукой, которые затем совершенствуются в дошкольном возрасте:
- учатся играть с мелкими игрушками;
- манипулируют с предметами (от 2 до 3 - 4 действий: катать, бросать, ставить друг на друга, заворачивать);
- пытаются застегивать пуговицы;
- шнуровать ботиночки;
- переливают воду из емкости в емкость;
- самостоятельно едят ложкой;
- выполняют гигиенические процедуры (умывание, чистку зубов, вытирание рук и пальцев).
Существует много игр и упражнений, как современных, так и классических, которые идеально подходят для развития мелкой моторики.
Важно: родителям нужно отбирать игры, соответствующие возрасту ребенка и уровню его развития на данном этапе, так как параллельно с моторикой совершенствуются память, внимание, мышление, речь, формируется интеллект.
Игры для малышей
«Волшебный мешочек»
Классическое упражнение хорошо тренирует мелкую моторику, сенсорные ощущения, речь и мышление. Взрослый готовит яркий мешочек, в который складывает небольшие предметы из различных материалов: деревянные, пластмассовые, матерчатые и др. Малыш на ощупь находит предмет, взрослый просит назвать его. Затем разглядывает вместе с крохой, спрашивает: как он называется предмет, из чего сделан, как с ним можно играть.
«Волшебная картинка»
Так же как и предыдущее упражнение, игра направлена на формирование моторики, сенсорики, развивает воображение. Взрослый предлагает крохе различной длины и цвета шнурочки, из которых можно выкладывать фигурки. Хорошо, если родитель вместе с ребенком выложит целую картинку: знакомый пейзаж, игрушки, животные, посуду. Малыш может строить различные формы: круги, овалы, треугольники, дорожки.
«Подарок кукле»
В предметной игре взрослый побуждает ребенка многократно действовать с однородными элементами (пластмассовыми или деревянными бусинами), тренируя мелкие мышцы руки, развивая воображение, речь. Ребенок должен нанизывать на толстый шнурок крупные бусины. Монотонное упражнение скрашивается интересным сюжетом: «подарим бусы кукле на день рождения».
Кухня - место для моторики!
В раннем возрасте детишки любят играть там, куда вход им закрыт. Многие мамы боятся допускать ребятишек на кухню, беспокоясь за безопасность ребенка. Но кухня может стать местом не только для приготовления пищи, но и местом тренировки детей. Подготовив безопасное пространство и необходимые предметы, родители могут организовать игры, которые хорошо содействуют развитию мелкой моторики:
- манипулирование крупами, фасолью (пересыпание из одной пластиковой баночки в другую, счет фасолин, рисование на крупе);
- лепка из теста;
- переливание воды из одного сосуда в другой (игра в «кораблики»);
- мытье пластмассовой посуды;
- манипулирование с салфетками, бумажными полотенцами (смять, как снежок; разорвать, как снежинки);
- раскладывание чайных ложек;
- закрывание и открывание пластиковых контейнеров.
Заботливая мама всегда найдет возможность использовать подручные средства для развития своего малыша!
Развитие моторики у дошколят
В дошкольном возрасте развитие мелкой моторики идет в опоре на навыки и умения, которые были заложены в предыдущих возрастных периодах. У дошкольника активно развиваются наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления, определяющие общее развитие и формирование моторики. В этом плане используются способы развития руки:
- специальные занятия (лепка, аппликация, рисование, конструирование);
- игры и упражнения, направленные на развитие мелких движений, доведенных до автоматизма.
Родителей не должно беспокоить отсутствие педагогического опыта, просто надо выбрать доступные средства для домашнего обучения. Главное, занятия на мелкую моторику должны быть регулярными, идти по принципу - от простого к сложному, с учетом полученного детьми опыта. Чтобы скрасить монотонность некоторых упражнений, целесообразно вводить игровые, соревновательные элементы. Из наиболее популярных способов для дома подойдут:
Пальчиковая гимнастика
Средство для совершенствования мелких мышц, позволяет подготовить руку ребенка к дальнейшему овладению письмом, штриховкой, навыками рисования. Если гимнастику проводить регулярно, она станет привычной для малыша, и он может выполнять упражнения самостоятельно.
Важно: перед гимнастикой обязательно проводится легкий массаж пальчиков (поглаживание, сгибание - разгибание) для того, чтобы разогреть мышцы и повысить тонус.
Вот как могут выглядеть упражнения пальчиковой гимнастики!
«Колечко»
- Ребенок соединяет по очереди каждый пальчик с большим пальцем, образуя «колечко» и приговаривая: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!»
- Можно изменять темп, начиная медленно, затем убыстряя движения пальчиками: «Раз, два, три, четыре, пять! Будем пальчики считать!»
- После освоения упражнения в разном темпе, можно предложить выполнять движения двумя руками.
«Игра на рояле»
Для такого упражнения готовится бумажная клавиатура, на которой «играет» ребенок: каждый пальчик опускается на свою клавишу. Действие начинается с медленного темпа, постепенно переходя на более активный. После того, как ребенок освоит упражнение левой и правой рукой, можно тренировать обе руки одновременно.
«Рисуем восьмерки»
Поочередно левой и правой рукой дошкольник рисует в воздухе восьмерку, приговаривая: «У восьмерки два кольца без начала и конца!» В заключении идет синхронное рисование руками.
«Барабанщик»
Ребенок подушечками пальцев стучит по столу, изображая барабанщика: «Барабанщик очень рад, барабанит, барабанит полтора часа подряд!» Подобные упражнения взрослый может сам придумать для занятий с ребенком или найти в специальной литературе. Главное, начинать разминку надо с простых действий, постепенно переходя к более сложным, не забывая синхронно тренировать обе руки.
Штриховка и раскрашивание
Достаточно трудное занятие для дошколят, но очень полезное, помогающее подготовить ребенка к школе. Дети, с которыми не проводилась подобная работа, испытывают трудности при закрашивании рисунков: выходят за пределы контуров, при раскрашивании объемных изображений быстро устают и теряют интерес, закрашивание проводится хаотично. Упражнение в штриховке поможет избежать многих проблем в школьном обучении.
Для штриховки и раскрашивания можно приобрести специальные прописи с контурами предметов или самим сделать рисунки. Главное, что должны знать дети - штриховать предмет нужно в одном направлении, например, только слева направо или сверху вниз. Штриховые линии ложатся плотно друг к другу, от этого рисунок получается аккуратным.
Важно: родителям надо помнить, что сначала детям предлагаются небольшие по объему рисунки. Постепенно изображение увеличивается в размерах, дополняется деталями. Во время работы необходимо делать отдых пальчикам, проводя гимнастику.
Конструкторы, пазлы, мозаика
Игры с конструктором, выкладывание мозаичных картин и собирание пазлов являются хорошей тренировкой для мелкой моторики детей. Сейчас представлено много разнообразных конструкторов: деревянные, металлические, пластмассовые. Особо любимым детками стал конструктор типа Лего. При приобретении нужно учитывать возраст ребенка и степень его подготовленности к тому или иному виду конструктора. Например, малышу нужен пластмассовый конструктор довольно крупных форм с небольшим количеством деталей. Иначе не справившись со сборкой игрушки, ребенок потеряет к ней интерес. Чтобы этого не произошло, родителю на первых порах надо разобраться вместе с дошколенком в деталях и инструкциях. Старшим детям можно приобретать конструктор с более разнообразным количеством деталей, который поможет развивать логическое и пространственное мышление, например, «Город», «Дорога», «Замок». Но и для них важно участие взрослого.
Такой же подход требуется к приобретению пазлов, мозаики, которые сейчас представлены в большом разнообразии.
Занятия с бумагой
Действия с бумагой является отличным средством на развитие мелкой моторики у детей, воображения, творческого мышления. Можно предложить детям заниматься оригами, аппликацией, плетением из бумаги и другими поделками, которые увлекут ребенка и создадут условия для развития моторики пальцев.
Важно: чтобы дошколенок не потерял интерес к творчеству, а вместе с ним возможность тренировки руки, взрослый должен сам хорошо овладеть азами бумажного искусства.
Развиваем мелкую моторику при помощи театра
Отличным средством для развития мелкой моторики и речевого развития является увлечение дошкольников театром. Театр теней и пальчиковый театр помимо своей основной функции могут позабавить ребятишек, стать отличным семейным досугом. Фигурки для пальчикового театра лучше сделать вместе с дошколенком, подобрав персонаж на каждый пальчик. Для этих целей используется бумажные колпачки, вязаные шапочки, на которых изображаются герои постановок. На первых порах лучше разыгрывать сценки знакомых сказок, в которых много диалогов: «Три поросенка», «Лиса и заяц», «Теремок». По мере овладения ребенком навыка управления пальчиками, можно обратиться к любимым мультфильмам.
Движением рук и пальцев под специальным освещением можно разыграть театр теней. Это довольно сложные действия для детей, к которым надо готовиться постепенно. Взрослый, прежде всего, сам должен овладеть приемами показа действующих героев, чтобы потом передать знания ребенку. Поначалу это будут простые изображения, которые легко составляются пальчиками: зайчик, собака, птица. Затем можно разыгрывать целые сценки. Для поддержания интереса к действию используется художественное слово: народные потешки, стихи современных авторов и классиков.
К концу дошкольного возраста ребенок должен овладеть следующими навыками на моторику рук:
- правильно держать карандаш, кисточку, ножницы;
- завязывать и развязывать шнурки, застегивать пуговицы, молнию на одежде;
- пользоваться всеми столовыми приборами;
- самостоятельно массажировать пальцы;
- проводить разные линии, не отрывая карандаш от бумаги;
- штриховать изображения, не выходя за контур;
- манипулировать с мелкими предметами и деталями.
Мелкая моторика
- согласованная работа мышц пальцев и кисти, первая ступенька в формировании ребенка. Потребность в ловком и согласованном действии пальцев
бесспорна. Процесс развития включает работу костной, нервной и мышечной систем. Уровень
улучшение моторики влияет на умственное развитие.
Развитие мелкой моторики у детей.
С первых дней жизни малыша начните заниматься улучшением мелкой моторики
. Массаж
ладошек и пальчиков активирует точки, которые связанные с корой мозга.
Развитая мелкая моторика у малыша позволяет ему удовлетворять собственные
потребности и помогает познавать окружающий его мир.
Идя в первый класс, ребенка проверяют на готовность мелкой моторики пальцев к
обучению: воображение, письмо, концентрацию и речь.
Как развивать мелкую моторику ребёнка
Родители должны учитывать возрастные особенности своих деток. Трудно представить
месячного малыша с пластилином или шестилетнего с погремушкой.
- Массаж кисти руки и пальчиков станет первым шагом.
- . У малышей этого возраста уже хорошо развит хватательный
рефлекс. Используйте для его развития погремушки из разных материалов: пластик,дерево, ткань, камень, чтобы малыш получал разные тактильные ощущения от
прикосновений. - К этому возрасту, малыш уже может самостоятельно садиться и
изучать ручками окружающие его предметы. Хорошо помогают в развитии специальные
коврики, где подобраны разных цветов и форм детали. - В этом возрасте малыш самостоятельно встает и даже ходит. Все окружающие его вещи помогают в развитии. Специально для такого возраста созданы развивающие центры. Они вырабатывают такие движения: повороты, нажатие, верчение,оттягивание, стучание.
- . В этом возрасте с малышом можно поиграть в различные
пальчиковые игры, потешки, песенки с движениями. Также очень важно в этом возрасте
начать закладывать элементарные навыки по самообслуживанию. - . Возраст «я сам», становления личности. Нужны более сложные
механизмы развития: лепка пластилином и тестом, рисование красками и карандашами,
вырезание ножницами, аппликации. - . Мелкая моторика этого возраста вполне справится с азами письма:
обвести по точкам, соединить цифры, написания букв и цифр.
Какие игрушки помогут в развитии
Есть игрушки, с которыми ребенок играется в любом возрасте. Чем старше юный
испытатель и лучше развита мелкая моторика пальцев, тем интереснее находятся
применения игрушкам:
Упражнения для мелкой моторики рук
Развитие от 0 до 2 лет:
- Сорока-белобока (загибать пальчики и проговаривать потешку);
- Ладушки, хлопушки (хлопать в ладоши);
- Прятки (ладошками закрывать глазки);
- Зайчик (шевелить пальчиками-ушками);
- Здравствуйте пальчики (поздороваться с каждым пальчиком);
- Сильные пальчики (сцепить, чуть согнув, пальчики между собой).
Развитие от 2 лет:
- Рыбак (ложкой в тарелке ловить мелкие предметы);
- Дорожка (из любой крупы посыпать дорожку, круг, треугольник);
- Сладкий чай (класть сахар и размешивать в кружке);
- Салют (разорвать на мелкие кусочки лист бумаги и подбросить над собой);
- Комочек (бумагу смять в комочек);
- Собери (в коробочку сложить палочки, пуговицы, бусинки);
Развитие от 3 лет:
- Лабиринт (нарисуйте и научите малыша находить правильный путь);
- Бусы (начните с бубликов, потом макароны, пуговицы, бусинки, бисер);
- Дорожка (нарисуйте извилистую линию, пусть малыш проведет по ней);
- Фигурки (вырезаем различные фигурки и приклеиваем на лист);
- Подарок (заверните мелкий предмет в несколько обверток и попросите
развернуть); - Прищепки (учим пользоваться);
- Угощения (лепим из пластилина).
- Во время упражнений с малышом включайте движения на расслабление,
растяжение и сжатие; - Проводите регулярно массаж кистей;
- Учитывайте возраст развития ребенка;
- Помогайте выполнять движения и фиксируйте руки, если это необходимо;
- Обучение идет от простых к сложным движениям;
- Хвалите ребенка за новые движения.
Все необходимые навыки развития моторики пальцев ребенка закладываются в
дошкольном возрасте. Достаточно уделить немного времени, и малыш будет удивлять
вас достижениями.