О программах дошкольного образования
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5 ст.14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.
Письмо Минобразования РФ от 24 апреля 1995 г. N 46/19-15 "Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации"
Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные .
Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).
Парциальные (специализированные, локальные)- включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.
Комплексные программы дошкольного образования
· Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой
· Программа «Радуга»
· Программа «Из детства в отрочество»
· Программа «Детство»
· Программа «Истоки»
· Программа «Развитие»
· Программа «Кроха»
Парциальные программы дошкольного образования
· Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
· Программы экологического воспитания
· Программы художественно-эстетического цикла
· Программы социально-нравственного развития дошкольников
· Программы физического развития и здоровья дошкольников и др.
О современных программах для дошкольных образовательных учреждений
Программы, разработанные авторскими коллективами в нашей стране или заимствованные из зарубежной педагогики, имеют несомненные достоинства, оригинальность подходов к построению педагогической работы и разнообразие взглядов на ребенка и его развитие. Вместе с тем каждая программа может содержать такие особенности, которые не всегда бесспорно могут быть приняты каждым педагогом. Необходима большая внутренняя оценка того, близка ли теоретическая концепция той или иной программы мировоззрению педагога. Формальное перенесение любой самой замечательной программы в существующую педагогическую ситуацию не сможет привести к положительному эффекту. Поэтому знание разнообразных подходов в организации педагогического процесса весьма полезно и перспективно для будущих педагогов.
Многие программы были разработаны серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами тоже создавались авторские программы. С целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования Минобразованием России в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации», где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать:
охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
эмоциональное благополучие каждого ребенка;
интеллектуальное развитие ребенка;
создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
В рекомендациях говорится, что программы должны предусматривать организацию детской жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня. При этом должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разных ее видах (игре, конструировании, изобразительной, музыкальной, театрализованной и других видах деятельности).
В настоящее время опубликованы и распространены через разнообразные педагогические семинары всевозможные программы и руководства по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. Ряд программ - результат многолетней работы научных и научно-педагогических коллективов. Все эти программы показывают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. Именно педагогическому коллективу предстоит выбрать ту программу, по которой данное дошкольное учреждение будет работать.
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений
Программа «Радуга»
Программа «Детский сад - дом радости»
Программа «Развитие»
Программа «Одаренный ребенок»
Программа «Истоки»
Программа «Детство»
Программа «Из детства в отрочество»
Программа «ТРИЗ»
Программа «Юный эколог»
Программа «Я- человек»
Программа «Дружные ребята»
Программа «Наследие»
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Программа «Дошкольник и экономика»
Расширение образовательного пространства современного дошкольного образования
Использование зарубежного опыта в работе дошкольных образовательных учреждений
Педагогика Марии Монтессори
Вальдорфский детский сад
«Пилотная школа»
«Шаг за шагом» (Step by step)
Центр ранней социализации детей «Зеленая дверца» и др.
(Литература: Современные образовательные программы для дошкольных учреждений- М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 344 с. / Под ред. Ерофеевой Т.И.)
Какие бывают программы?
Программы бывают комплексные и парциальные. Комплексные программы включают в себя все основные направления развития ребенка: физическое, интеллектуальное, нравственное, социальное, эстетическое. А парциальные - одно или несколько из направлений. Как правило, детский сад берет за основу одну из комплексных программ, но есть и такие сады, в которых работают сильные педагогические коллективы, которые сочетают комплексную программу с парциальными, добавляя собственные педагогические идеи. До 1991 года комплексная программа была только одна - Типовая. Именно строго по ней работали все советские детские сады, и благодаря ей нашу систему дошкольного образования признавали лучшей в мире. Однако Типовая программа сильно ограничивала творчество педагогов, не позволяла подходить к каждому ребенку индивидуально, да и содержание ее не соответствовало стремительным изменениям в нашем обществе. Поэтому в 1991 году разрешили не только внести в нее изменения, но и создавать комплексные, «с вариациями», и авторские программы. Кстати, Типовая программа, созданная коллективом лучших отечественных педагогов и психологов, «жива» до сих пор. Она многократно переиздана, в нее внесены коррективы, соответствующие современным требованиям дополнения. Многие детские сады работают по ней и сейчас. В частности, эта программа очень популярна в Японии. Воспитательно-образовательная программа - это документ, определяющий содержание образовательного процесса в детском саду. В нем учитывается все: цели и задачи работы педагогов с детьми, основные направления и формы работы, организация среды, в которой находится малыш, сумма знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок перед школой. Каждая программа содержит еще и набор методических рекомендаций. Однако, согласно Закону РФ, документом имеют право называться лишь те программы, которые соответствуют государственному образовательному стандарту и на основании этого утверждены и рекомендованы для работы в детских садах Министерством образования.
Обзор комплексных программ
Первая программа, о которой мы расскажем, называется «Радуга ». Авторский коллектив - сотрудники лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ. Программа разработана под руководством к.п. н. Т.Н. Дороновой.
Работа по ней ведется с 1989 г. по заказу Минобразования России. Откуда такое название? Авторы назвали свою программу, образно сравнивая ее с настоящей радугой: семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка. Речь идет о: физической культуре, игре, ИЗО (на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством), конструировании, занятиях музыкой и пластическим искусством, занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, математике. Одна из основных идей программы заключается в создании «поисковой» развивающей среды во всех помещениях садика. Считается, что, обладая от природы пытливым умом, малыш будет «докапываться» до цели, затем стремиться к новым достижениям.
Программу «Развитие » создал авторский коллектив сотрудников Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. А начинал ее разрабатывать доктор психологических наук Л.А. Венгер. Основная идея программы заключается в том, что дошкольное детство - уникальный период в жизни человека. Авторы подчеркивают, что на ребенка ни в коем случае нельзя давить, навязывая чуждые дошколенку школьные формы обучения. А стоит, опираясь на данные малышу от природы способности, формировать у него в игре представления об окружающем мире. Особое внимание авторы программы уделяют умственному и художественному развитию малышей.
Программа «Одаренный ребенок » разработана тем же авторским коллективом, что и «Развитие». Это своего рода «вариация» предыдущей идеи, но предназначенная для работы с детьми шести-семи лет, обладающими высоким уровнем умственного развития. Программа также направлена на развитие художественных способностей таких малышей. Авторы программы «Детский сад - дом радости» - к.п.н. Н.М. Крылова и В.Т. Иванова, воспитатель-новатор. В основе «Дома радости» лежит принцип взаимодействия родителей, воспитателей и малышей. Специфика программы заключается в том, что воспитатель работает не по плану, а по разработанным авторами сценариям 12-и часового рабочего дня. Каждый день в таком саду для ребенка - маленький спектакль, где каждый малыш играет свою роль. Цель - воспитать в ребенке индивидуальность. Особое внимание в каждой возрастной группе уделяется развитию тех видов деятельности, которые требуют от ребенка максимальной самостоятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, игры, продуктивная деятельность, общение.
«Истоки » - одна из самых популярных программ в современных садах. Авторский коллектив - научные сотрудники Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Разрабатывалась она по заказу Московского департамента образования как базисная программа развития дошкольника. Она основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях, проводимых под руководством академика А.В. Запорожца. И учитывает современные тенденции развития отечественного дошкольного воспитания. Программа позволяет педагогу найти к каждому ребенку индивидуальный подход. Цель - разностороннее развитие малыша, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей. А также сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Программу «Детство » разработал авторский коллектив - преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. Она направлена на раскрытие индивидуальных качеств ребенка и помощь ему в адаптации к социуму. Особенность программы заключается в том, что все виды деятельности: и различные занятия, и общение со взрослыми и сверстниками, и игра, и труд, и экспериментирование, и театрализация - очень тесно переплетаются между собой. Это дает возможность малышу не просто запоминать отдельные друг от друга знания, а незаметно накапливать самые разные представления о мире, овладевать всевозможными знаниями, умениями и навыками, постигать свои возможности. Программа включает в себя четыре основных блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».
«Из детства в отрочеств о» - так назвал свою программу авторский коллектив под руководством к.п.н. Т.Н. Дороновой. Программа задумана и разработана для родителей и педагогов, воспитывающих детей от 4 до 10 лет. Ее принципиальное отличие от других в том, что она предусматривает тесную взаимосвязь детского учреждения с семьей по всем направлениям развития личности ребенка.
Еще одна программа - «Школа 2100 ». Научный руководитель и автор идеи - А.А. Леонтьев. Авторы - Бунеев, Бунеева, Петерсон, Вахрушев, Кочемасова и другие. Основная идея - реализация принципа непрерывного образования и преемственность между дошкольным образованием, начальной и средней школой.
Парциальные программы
Программу ТРИЗ придумал Г.С. Альтшуллер. ТРИЗ расшифровывается, как теория решения изобретательских задач. Ее цель не просто развить фантазию ребенка, а научить мыслить системно, сделать так, чтобы малыш понимал процесс, вникал в него. Педагог в условиях этой программы не дает детям готовых знаний, не раскрывает перед ними истину, а учит ее постигать самостоятельно, будит интерес к познанию. Программа «Юный эколог» разработана к.п.н. С.Н Николаевой. Направлена она, как это видно из названия, на знакомство дошкольников с природой, на экологическое воспитание и развитие. Педагоги, используя эту программу, стараются воспитать в детях экологическую культуру, умение наблюдать и делать выводы из своих наблюдений, научить понимать и любить окружающую природу.
«Я - челове к» разработана профессором, д.п.н. С.А. Козловой. Программа основана на приобщении ребенка к социальному миру. С ее помощью удается развить в малыше интерес к миру людей и самому себе, положить начало формированию мировоззрения, созданию своей «картины мира».
Авторский коллектив под руководством Р.С. Буре, д.п.н., профессора кафедры дошкольной педагогики МПГУ, создали программу «Дружные ребята». В ее основе лежит воспитание гуманных чувств и отношений между детьми дошкольного возраста. Другая программа - «Наследие», разработанная к.п.н. М. Новицкой и Е.В. Соловьевой, основана на знакомстве детей с традиционной русской культурой.
Главная задача программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» - стимуляция развития у дошколят самостоятель- ности, ответственности за свое поведение. В том числе программа учит малышей правильно реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных, ситуациях. Авторы: к.псих.н. Н.Н. Авдеева, к.псих.н. О.Л. Князева, к.псих.н. Р.Б. Стёркина. Этот же авторский коллектив создал замечательную программу социально-эмоционального развития «Я, ты, мы».Это программа позволяет раскрыться каждому ребенку, научиться управлять своими эмоциями и понимать эмоциональное состояние окружающих.
Программу «Дошкольник и... экономика» придумала к.п.н. А.Д. Шатова. Ее цель - научить детей понимать и ценить окружающий мир, уважать людей, умеющих хорошо трудиться и зарабатывать себе на жизнь. А кроме того, осознавать на доступном дошкольнику уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги». Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
В «Золотом ключике» педагогический процесс строится по семейному принципу. Жизнь детей наполняется сменяющими друг друга событиями, что производит эмоциональное впечатление на ребенка, находит отклик в его душе. Авторы: к.псих.н. Г.Г. Кравцов, к.псих.н. Е.Е. Кравцова.
Авторский коллектив Нижегородского гуманитарного центра под руководством кандидата педагогических наук Г.Г. Григорьевой разработал программу «Кроха». Это программа комплексного развития и воспитания детей в возрасте до трех лет. Ее цель - помочь родителям осознать самоценность и особую значимость раннего периода жизни человека, оказать помощь в понимании собственного ребенка, в поиске и выборе адекватных путей и средств, методов воспитания.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (3-е издание М., 2005 года) является государственным программным документом, который подготовлен с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования и представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.
В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка.
Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической, как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
Креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
Уважительное отношение к результатам детского творчества;
Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.
Вполне очевидно, что решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Структура программы : программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей:
Ранний возраст - от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста);
Младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы);
Средний возраст- от 4 до 5 лет (средняя группа);
Старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей, предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.
В программе разработано содержание детских праздников, развлечений и досугов. Определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении.
Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.
Обзор парциальных программ
ПРОГРАММА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)
Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве (старшем дошкольном возрасте) самостоятельности и ответственности за свое поведение. Ее цели - сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транс порте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни. Программа адресована воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений. Состоит из введения и шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которыми строится образовательная работа с детьми: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице города». Содержание программы оставляет за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов: полноты (реализации всех ее разделов), системности, учета условий городской и сельской местности, сезонности, возрастной адресованности. Рекомендована Министерством образования РФ.
ПРОГРАММА «Я, ТЫ, МЫ» (О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)
Предлагаемая программа актуальна для всех видов дошкольных образовательных учреждений и может эффективно дополнять любую программу дошкольного образования. Обеспечивает базовый (федеральный) компонент государственного стандарта дошкольного образования. Разработана в целях восполнения существенного пробела в традиционном отечественном образовании, связанном с социально-эмоциональным развитием ребенка дошкольного возраста. Направлена на решение таких важных задач, как формирование эмоциональной сферы, развитие социальной компетентности ребенка. Программа помогает также решить комплекс образовательных задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, а также уверенности в себе, умения адекватно оценивать собственные возможности.Рекомендована Министерством образования РФ.
ПРОГРАММА «ОТКРОЙ СЕБЯ» (Е. В. Рылеева)
Посвящена важнейшей проблеме современного дошкольного образования - индивидуализации личностного развития детей двух - шести лет и неразрывно связанной с ней задачей развития самосознания у дошкольников средствами речевой активности. В основе программы лежат принципы гуманистической психологии и строящаяся на них авторская технология, позволяющая персонализировать образовательное содержание, сделать его более гибким, адекватным запросам и интересам детей с разным уровнем развития личности и способностей. Охватывает несколько ведущих направлений государственного стандарта дошкольного образования: «Речевое развитие», «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», «Развитие естественнонаучных представлений», «Развитие экологи ческой культуры». Имеет блочное строение, концентрическую компоновку учебного материала, позволяющую детям избирательно усваивать учебное содержание программы. Основные тематические блоки программы: «Я такой», «Мир людей», «Мир нерукотворный», «Я могу» - обеспечивают формирование представлений о значимых сферах жизнедеятельности человека, позволяют провести коррекцию самооценки, подготовить детей к самостоятельному преодолению трудностей. Программой предусматривается возможность активного включения в педагогический процесс родителей воспитанников. Адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам образовательных учреждений типа «Начальная школа - детский сад», психологам, гувернерам, родителям. Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.
Очень важным аспектом формирования личности ребенка являются педагогические программы развития детей дошкольного возраста, которые подразумевают не только прививание ребенку общепринятых нравственных догм и правил, но и развитие личностных качеств и способностей, с помощью которых впоследствии ребенок адаптируется в современном мире.
Многие общеобразовательные и педагогические институты уже много лет разрабатывают различные программы развития детей дошкольного возраста , делая упор на различные методики развития физического и психического здоровья ребенка. Каждая отдельно взятая программа имеет свои особенности, к примеру, комплексный подход и развитие коммуникабельности, или индивидуальный подход и выявления личностных предпочтений, но общим принципом всех этих программ является воспитание здоровых и всесторонне развитых детей.
Одной из самых известных и распространенных программ развития детей дошкольного возраста является программа «Детский сад — Дом радости». Основным аспектом данной педагогической системы является индивидуальный подход к ребенку для выявления их природных способностей, а также взаимодействие отдельной личности с социумом. Особенность этой системы в том, что каждый ребенок учится самостоятельно выбирать интенсивность обучения, мотивацию и вспомогательные инструменты, а также лично оценивает полученный результат, естественно под руководством воспитателей. Такое обучение помогает ребенку познать себя изнутри, реально оценить свои возможности и способности, а также найти свое место в обществе. Ведь достаточно часто дети в этом возрасте не отделяют себя от мира и стараются себя вести, так как от них ожидают, зачастую не понимая своих чувств и не используя свои природные данные, так как не знают, как себя раскрыть.
Еще одной достаточно известной педагогической программой развития детей дошкольного возраста является «Детство», которая подразумевает всестороннее развитие ребенка. В детских учреждениях, где используется эта программа, развивают не только личные качества ребенка, но и прививают общепринятые нормы морали, знакомят с культурным наследием страны, развивают творческие способности каждого ребенка, приобщают к здоровому образу жизни и учат анализу полученной информации. Детей, которые воспитываются по этой программе, поощряют к самостоятельным исследованиям всех интересующих их вопросов, а также закрепляют полученные знания с помощь практических занятий в игровой форме. Каждый ребенок в дошкольном возрасте – это маленький исследователь, которому все интересно познать и попробовать.
Также известна программа развития детей дошкольного возраста «Дружные ребята», которая направлена на нравственное воспитание детей и развитие гуманности, через построение межличностных связей. Авторы программы считают, что только совместно в коллективе можно привить ребенку доброжелательное отношение к миру, а также отзывчивость и доброту. Находясь в обществе своих сверстников, ребенок должен понять необходимость лояльного и доброжелательного отношения к окружающим его людям. Зачастую дети не слушают или игнорируют желания окружающих людей, потому что не знают как себя правильно вести, и свои желания ставят превыше всего. Эта программа учит быть терпимыми по отношению друг к другу и учитывать желания всех членов коллектива для достижения комфортного климата в социуме.
Программа «Истоки» стремиться к всестороннему развитию ребенка с учетом его психологических способностей и возраста. Главным критерием этой программы является индивидуальный подход к каждому и при этом предоставление равных возможностей, так как дети одного возраста в силу своих природных особенностей развиваются по-разному. Основными направлениями этой программы развития детей дошкольного возраста являются развитие социальных и физических аспектов, а также усовершенствование познавательных навыков и эстетического восприятия.
Период обучения и воспитания дошкольника - это фундамент, с которого начинает формироваться личность ребенка, основа для построения его успешного будущего. Обучающая программа для детей дошкольного возраста должна охватывать три направления: нравственное и физическое воспитание.
Умственное развитие дошкольника
Определяется степенью:
- владения карандашом и кистью;
- умения писать и читать;
- умения делать короткий пересказ и запоминать небольшие стихи;
- знания цифр (в прямом и обратном порядке), умения производить простые арифметические операции;
- знания основных геометрических фигур;
- умения определять время;
- владения начальными представлениями об окружающем мире.
Нравственное воспитание
От того, как умеет вести себя ребенок в коллективе сверстников и взрослых, насколько он готов учиться, во многом зависит его будущая школьная жизнь. Поэтому программа дошкольного образования должна строиться таким образом, чтобы не упускать из виду этот аспект.
Физическая подготовка
Как сказал доктор Комаровский: «Счастливый ребенок - это прежде всего здоровый ребенок. И только потом - умеющий читать и играть на скрипке». Поэтому детские обучающие программы немыслимы без элементов физической культуры.
Обучение детей 2-3 лет
Этот возраст характеризуется интенсивным знакомством ребенка с окружающим миром, цветами и формами предметов, их размерами и текстурой. Малыш способен ярко выражать эмоции, реагировать на свои успехи и неудачи, коммуницировать с другими детьми и взрослыми. В течение этого возрастного периода не стоит усердствовать в обучении ребенка буквам и цифрам, поскольку все это для него является непонятными иероглифами, которые не вызывают никакого интереса. Также эффективность изучения иностранных языков будет гораздо выше в более позднем возрасте.
Обучающая программа для детей должна быть направлена на познание окружающего мира с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния и осязания. Учеными доказано, что успех в освоении навыков чтения напрямую зависит от умения чувствовать мир. Программа дошкольного образования детей 2 и 3 лет базируется на развитии мелкой моторики. Дело в том, что пальчики ребенка содержат большое количество рецепторов, отправляющих импульсы в участки мозга, которые одновременно отвечают за согласованность движений пальцев рук и за развитие речи. Для этих целей прекрасно подойдет пальчиковая гимнастика, перебирание мелких предметов (безопасных, конечно же), игра с кубиками и мячиками различной величины, занятия с лоскутами тканей различных текстур, игры в «ладушки», «сороку-ворону», лепка из пластилина и так далее.
Стоит уделить должное внимание физическим упражнениям, сопровождаемым потешками и прибаутками. Вообще, любая деятельность малыша в таком возрасте должна проходить в игровой форме - это наиболее эффективная для него методика познания мира и обучения на данном этапе развития.
Обучение детей 4-5 лет
Этот возраст прекрасно подходит для того, чтоб аккуратно начать обучение ребенка буквам и цифрам. Теперь малыш уже способен анализировать свойства предметов, целенаправленно воздействовать на них, он более спокоен, усидчив и лучше организован. Если ребенок в течение 10-15 минут может увлеченно играть в развивающие игры - вперед! Возраст 4-5 лет идеально подходит и для того, чтобы отдать свое чадо в какой-то кружок или спортивную секцию. К этому времени физическое развитие опорно-двигательного аппарата ребенка позволяет ему успешно осваивать азы плавания, хореографии, боевых искусств и так далее.
Если вы заметили у ребенка склонность к лингвистике, изучение иностранного языка или посещение будут отличным решением для развития этих способностей. Творческим детишкам отлично подойдут лепка, изобразительное искусство, вокал. Однако если ребенок еще не умеет сосредотачивать внимание, осознанно выполнять развивающие задания, нетерпелив и бурно реагирует на собственные неудачи, следует немного повременить с чтением и посещением кружков.
Научиться концентрироваться ребенку поможет совместное изготовление поделок. Начинать следует с простых деталей, чтобы результат был скорым, постепенно усложняя задачу. В ходе работы важно показывать малышу, что любую неудачу можно исправить. В этот процесс легко можно вписать изучение алфавита, цифр и животных. Проявив немного фантазии, можно сразу убить нескольких зайцев. Для развития мелкой моторики целесообразно использовать такие упражнения, как прохождение ручкой по лабиринту, обводка и раскраска картинок, плетение, лепка и многое другое.
Обучение детей 6-7 лет
Современные физиологи, психологи, педагоги и логопеды сходятся во мнении, что этот период наиболее благоприятен для развития внимания, восприятия, памяти и мышления ребенка. Физиологически малыш уже готов к развивающему обучению, и у него появляется желание учиться. Именно поэтому шестилетний ребенок порой способен довести родителей до белого каления своими многочисленными «почему». Отмахиваться от своего любознательного чада или ограничиваться поверхностными ответами - это все равно что лишить дерево живительной влаги. Поэтому наберитесь терпения и найдите полную информацию, чтобы удовлетворить любопытство своего малыша. В этом возрасте самое время научить ребенка счету, письму, умению определять время по часам, объяснить ему основы географии и астрономии. Обучающая программа для детей 6 лет уже предусматривает переход к организованным формам занятий.
Правильные действия родителей
Итак, программа каждого ребенка должна включать в себя игры-упражнения на развитие сенсорного восприятия (развитие органов чувств), речи, мыслительной деятельности, физических навыков, на воспитание любознательности, а также на формирование общих элементарных представлений об окружающем мире. Успешно решить данную задачу помогают всевозможные учреждения дошкольного образования. Детские сады, группы дошкольной подготовки и специализированные учебные заведения не только используют в работе эффективные программы и уникальные методики по но и имеют в своем арсенале дополнительные курсы, например обучающие программы по английскому языку.
Несомненно, обучение ребенка в коллективе имеет ряд преимуществ перед индивидуальными занятиями: здесь нарабатываются навыки правильного взаимодействия со сверстниками, вырабатывается дисциплина, понятие ответственности, умение разрешать сложные ситуации. Интерактивные обучающие программы, а также работа психологов, бесспорно, помогут ребенку в будущем легче адаптироваться в новых школьных условиях и быстрее перейти к позиции «я - школьник».
Конечно же, каждый малыш индивидуален, и добиться желаемых результатов без посторонней помощи также вполне возможно. Если вы твердо решили, что ваши самостоятельные занятия с ребенком будут не хуже, чем обучающая программа для детей в дошкольных учебных заведениях, просто учитывайте возрастные особенности психологии малыша и придерживайтесь определенных правил.
Здравствуйте, дорогие читатели и гости блога!
Современный мир даёт множество возможностей для реализации и родителям предоставлены разные программы , которые призваны помогать в воспитании и раскрытии потенциала, заложенного в ребёнке.
Понятие «раннее развитие» подразумевает, что применять его начнут ещё до года, практически с самого рождения. С младенцами занятия вызывают у родителей смешанные чувства, и конкретных результатов на этом этапе ждать не стоит, закладывается фундамент.
От 1 года до 3 лет, конечно, становится проще. Видна отдача и заинтересованность «ученика» или наоборот его безынициативность, что говорит о необходимости смены деятельности или направления.
Авторские методики общего развития
На помощь родителям и педагогам приходят авторские программы с успехом применяемые многие годы. Рассмотрим самые популярные и актуальные в наше время.
1. Г. Доман и его методика известны по всему миру. Основной упор в ней делается на способность детей с младенчества усваивать огромное количество информации.
Для занятий применяются заранее приготовленные карточки разных категорий и уровней сложности. Доман акцентирует внимание на связи между физическим и умственным развитием, поэтому особое внимание уделяет гимнастике и спорту.
Результаты, которые показывают занимающиеся дети действительно хорошие. Основным минусом системы является пассивность процесса. Ребёнок наблюдает, но не практикует.
2.Отец и дочь Железновы , авторы популярной развивающей программы. Занятия проходят под музыкальное сопровождение, в игровой форме.
При этом активируется моторика . Развивается речь и слух, оттачивается координация во время выполнения упражнений. Укрепляется связь с мамой или же происходит активное взаимодействие с другими детьми, так как система может применяться и с группой малышей.
3. Вдохновлённая работой Г. Домана, С. Лупан становится автором ещё одной популярной методики. Сесиль считает, что главное в успешном развитии ребёнка — искренняя заинтересованность родителей в общении с ним.
В своей книге «Поверь в своё дитя» она призывает родителей заниматься с ребёнком без привязки к конкретному времени, но регулярно и подготовившись заранее.
Обучение происходит не по стандартной схеме, а с помощью складов или сочетаний букв. Школьная программа в данном случае будет даваться с трудом, с разделением на буквы и звуки возникают проблемы.
Материалом служат – кубики, которые можно приобрести, либо изготовить и склеить самостоятельно.
8.
Методика Е. Чаплыгина
рассчитана на детей от 3 лет. С её помощью детки за короткое время обучаются чтению. В этом процессе им помогают кубики уникальной конструкции, а для обучения счёту подходит разработанное им же домино.
9.Дж. Кюизинер
предлагает обучать счёту ребят с года. Специальные материалы в виде разноцветных палочек разной длины помогают малышам не только начать считать, но и конструировать, мыслить логически, творчески. К системе прилагается пособие с возможными играми.
Полезные дополнения к авторским методикам
10. Досочки Э. Сегена стали основой для появления большого количества развивающих игрушек, завоевавших огромную популярность среди мам и детей.
Доска с отверстиями разной формы, в которые малышу предлагается вставлять кубики или фигуры (геометрические, изображения животных, овощей, фруктов и др.)
В момент использование задействована логика, внимательность и моторика. Действия сопровождаются объяснением взрослого, что стимулирует речь. Сами доски имеют разную степень сложности и форму.
11.
Создатель увлекательных игр В. Воскобович
считал, что обучение должно проходить непринуждённо и интересно. Сказочный сюжет помогает усваивать знания, при выполнении различных заданий.
Предложены многоуровневые игры для детей разного возраста. Во время занятий раскрывается творческий потенциал, интеллектуальные возможности.
12.
Блоки Дьенеша
— ещё один способ занять ребят с пользой. Разная форма и цвет даёт «раздолье» воображению, логике и аналитическим способностям.
В приложении к игре подробно описываются возможные варианты занятий, но фантазия понятие безграничное, поэтому и родители могут вносить свои предложения.
Рассмотрев несколько методик, попытавшись разобрать их суть можно отметить, что следовать одной из них возможно затруднительно и, собственно, не к чему. Каждая помимо неоспоримых плюсов имеет ряд минусов.
Обращаясь к индивидуальности ребенка, совмещайте занятия из разных систем. Использование развивающих игрушек и приёмов будет веселым и полезным способом проведения досуга.
Развивайтесь с толком!
Всего доброго! До новых встреч!
Подписывайтесь на обновления и не забывайте про комментарии!
Сегодня, в соответствии с законом РФ «Об образовании», дошкольные учреждения имеют право выбора программы в соответствии со своими нуждами. Такой подход важен возможностью найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику, а также свободой выбора методов обучения для педагогов, которые в свою очередь должны способствовать формированию у воспитанников дошкольных учреждений определённого набора умений, знаний и навыков.
Закон «Об образовании» также подразумевает, что каждое дошкольное учреждение может выбирать любую методику обучения из представленных и даже самостоятельно разработать свою собственную с учётом примерной основной программы дошкольного образования.
При выборе педагоги должны учитывать конституционные права детей, гуманистический характер образовательного процесса и способствовать развитию их индивидуальности.
Министерство образование составило реестр программ, рекомендованных к использованию в детских образовательных учреждениях. Программы, входящие в него, ориентированы на следующие аспекты развития ребенка:
- Развитие ребенка как индивида;
- Ориентированность на семейные ценности;
- Создание комфортных эмоциональных условий для воспитанников детских дошкольных учреждений;
- Соответствие положения конвенции о правах ребенка.
Виды программ
Существует две разновидности учебных программ для дошкольников:
- Комплексные;
- Парциальные.
Комплексные программы подразумевают следование единой педагогической концепции и охватывают все направления развития ребенка - от физического, до освоения таких специфических видов деятельности , как игровая или музыкальная. Стоит отметить, что понятия «комплексная образовательная программа» и «основная программа» тождественны.
Парциальными называются специализированные программы для дошкольников, подразумевающие развитие одного направления деятельности, а также предназначенные для воспитанников с различными отклонениями - например, с тяжелыми нарушениями речи.
Необходимо учитывать, что комплексное развитие детей дошкольного возраста осуществляется не только за счёт применения основных программ, но и путём подбора парциальных, дополняющих основные. Наибольшее распространение в детских образовательных учреждения получили следующие одобренные в рамках стандарта программы: основная программа «Развитие» под редакцией О. Дьяченко, «Детство» под редакцией В. Логиновой и Т. Бабаевой, «Истоки» под редакцией М. Лазутовой, «Радуга» под редакцией Е. Соловьевой и другие.
Программа «Развитие»
Одной из наиболее используемых учреждениях является основная образовательная программа «Развитие» под редакцией О. Дьяченко, рекомендованная Министерством образования РФ. Её основной целью является развитие умственных способностей детей в возрасте до 7 лет., которая достигается через развивающее обучение без выделения конкретных задач воспитания и социализации воспитанников.
Анализ методики показывает, что она ориентирована на специфическое дошкольное обучение и воспитание, подразумевающее путь эмпирического познания мира ребёнком. Также не предусмотрен уклон в ускорение развития детей для более раннего освоения школьных программ, а вместо него автор предлагает обобщение опыта и его фиксация в сознании ребенка.
В соответствии с данной методикой воспитателю предлагается разработка собственных проектов занятий в свободной форме, выбор которой должен быть обусловлен условиями конкретной группы воспитанников. Занятие проходит в следующем ключе: воспитателем моделируется проблемная ситуация, из которой детям предлагается найти выход при активном участии педагога, однако предполагается, что занятие не ведётся в жёсткой форме, а имеет различные содержания и задачи. Благодаря такому способу ведения занятий, у них развиваются навыки сотрудничества как между собой, так и со взрослыми.
Существует также ориентированный на одарённых детей вариант программы «Развитие», который называется «Одарённый ребёнок». Он предназначен для старших и подготовительных групп и имеет следующие методологические особенности:
- Более широкий диапазон моделируемых отношений между детьми;
- Включение моделирования обобщённых ситуаций;
- Абстрактные модели отношений и ситуаций.
В процессе обучения упор делается на диалог между ребенком и воспитателем, а также становление активной позиции и личного роста ребенка.
Программа «Детство»
Основная образовательная программа «Детство» под редакцией В. Логиновой и Т. Бабаевой состоит из трёх частей, разделённых по возрастам: младшему, среднему и старшему дошкольному возрасту. В основе её автор заложил принцип обеспечения здорового образа жизни ребенка, его социализации и индивидуализации личности.
Анализ показал, что «Детство» имеет гуманистическую направленность, которая выражается в концентрации на человеке - представление его как творца предметного мира и хранителя мира природного. Индивидуализация личности в рамках данной методики осуществляется посредством осознания ребенком собственных потребностей и возможностей.
«Детство» во многом схоже с традиционной методикой, используемой в российских учреждениях, однако есть и существенные различия. Прежде всего, автор методики отказывается от форсирования развития ребенка для подготовки к школе, а ориентирован на получения им навыков в посильных видах деятельности. Таким образом, обеспечивается целостное развитие детей и их комфортное эмоциональное состояние.
Педагогический процесс в рамках данной концепции основан на организации педагогом различных видов деятельности детей: от наблюдения до моделирования проблемных ситуаций. Форма проведения занятий является, как правило, традиционной, однако их количество и продолжительность не имеют строгих рамок и целиком зависят от педагога, который определяет рамки в зависимости от поставленной задачи.
Одной из основных задач педагога в рамках данной концепции является формирование у ребенка творческой активности путём вовлечения его в различные виды содержательной деятельности, естественных для данного возраста, основным из которых является игра.