Сегодня мы с вами поговорим о значении развития мелкой моторики рук в развитии детской речи, познакомимся с играми и упражнениями, при помощи которых можно развивать мелкую моторику рук ребенка.
В последнее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, они не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.
Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Даже обувь теперь родители покупают детям на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка застегивать ее, завязывать шнурки.
Следствием слабого развития общей моторики, и в частности - руки, является общая неготовность большинства детей к письму или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Ведь как бывает. Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально - психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.
Зачем нужно развивать мелкую моторику?
- Развитие мелкой моторики ребёнка - тонких движений кистей пальцев рук - один из показателей психического развития дошкольника.
- Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.
- Мелкая моторика-основа развития психических процессов; внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.
При недостатках развития мелкой моторики руки дети:
- Неспособны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
- Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры).
3.мОтсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.
- В школе, очень медленный темп письма.
Здоровье детей и их будущее в ваших руках, уважаемые родители.
Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь, т. к. в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.
- Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно. Если во дворе зима - что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
- Рисование или раскрашивание картинок - любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук.
- Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.
- Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
- Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
- Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
- Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
- Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
- Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д..
- Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
Все виды ручного творчества: для девочек - вязание, вышивание и т. д., для мальчиков - чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!
Как занять ребенка на кухне, чтобы успеть все приготовить.
- Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).
- Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 - 15 минут тишины вам обеспечено.
- Самые вкусные игры - ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.
- Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.
- На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.
- Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.
- Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.
- Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.
- Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.
- Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.
Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем - используйте его рационально. Ведь это такое счастье - наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе.
Воспитатель МДОУ № 4 Лухманова Н.А.
Нормальное развитие ребенка, начиная с грудного возраста и требует занятий по развитию мелкой моторики. Многие родители наверняка слышали этот термин, а вот что он обозначает и почему так необходимы занятия знают не все. Давайте поговорим про развитие мелкой моторики: что оно собой представляет, зачем нужны занятия, какими они должны быть?
Детская физиология и особенности развития мелкой моторики
Общая моторика представляет собой движения тела, которые совершаются под командованием психоаналитических реакций в мозговом центре. Выделяют три основных вида моторики:
- Крупная. Работа больших мышц (пробежки, отжимание)
- Мелкая. Движение кистей рук и пальцев. Сюда входит совмещения действий (глаза + руки при рисовании).
- Артикуляционная. Возможность и умение координировать функции речевых навыков (связной разговор).
Западные ученые, проведя исследования в области психологии и сделали вывод, что именно одна третья коры мозга ответственна за мелкую моторику. Эта часть находится "по соседству" с мозговым речевым центром. Этот факт дает возможность говорить про то, что развитие мелкой моторики у грудничка влияет на процесс формирования:
- ·речевых навыков;
- ·памяти;
- ·мышления;
- ·логики;
- ·воображения.
Было подмечено, что детки, хорошо владеющие своими ручками, более усидчивы и утомляются намного меньше, чем детки, с которыми не проводились занятия по развитию мелкой моторики.
Календарь норм формирования мелкой моторики у малышей или что и когда надо уметь?
Каждый возраст имеет свои нормы развития мелкой моторики, то есть, ребенок способен делать определенный спектр действий. По мере созревания и развития нервной системы малыш обретает все новые и новые возможности развития. За формированием этих навыков нужно следить, так как каждое последующее достижение может произойти лишь после успешного освоения определенных навыков своего возраста.
Поэтапный календарь норм развития мелкой моторики
- 4 месяца после рождения. Первые недели у новорожденного ручки сжаты в кулаки, и если говорить о развитии мелкой моторики, то именно разжатие сомкнутых кулачков, можно назвать первым действием в ее развитии. Все движения крохи ещерефлекторны, хотя малыш пытается их как-то скоординировать. Первоначально он учится управлять движениями глаз и головы, далее тянется за предметами руками, одинаково и левой, и правой, не выделяя доминантную. Поймав предмет в ладошку на рефлекторном уровне, зажимает кисть.
- От 4 месяцев до 1 года. Идет совершенствование движения рук, пальцев. Первоначально кроха учится использовать только одну руку, держа предмет. Далее, этот предмет перекладывается из одной руки в другую. К полугоду он уверенно держит в ладони небольшие предметы, а к 7–8 использует большой и указательный пальчик, дабы поднять с пола мелкие игрушки. Активно и осознанно использует руки, чтобы помочь себе сесть, встать, подержатся. Ближе к 12 месяцам смело может перебирать бусинки. Больше о развитии малыша этого возраста можно прочесть в статье: .
- От 1 года до 2 лет. Действия совершенствуются. В этом возрасте малыш умеет держать ложку, управляться с ней. Проявляются навыки рисования. Он может изобразить каракули, точки и не совсем ровные кружочки. Ближе к двум годам заметно, какая из рук доминантная. Ребенок активно использует указательный палец, показывая его и трогая им незнакомые предметы.
- От 2 лет до 3 лет. В движениях задействованы не только кисти, но и предплечья, локти. К трем годам карандаш занимает правильное положение в руке и из-под него выходят первые шедевры в виде прямых линий, кругов, овалов, квадратиков. В это время карапуза необходимо познакомить с ножницами. В норме, когда он в три года умеет разрезать лист бумаги пополам.
- От 3 лет до 4 лет. В работе используется вторая рука. Так, если ребенок рисует правой рукой, то левой уже придерживает лист, на котором рисует. Он способен раскрасить фигуры, слегка выходя за контур. Вполне может вырезать нарисованную крупную фигуру из бумаги. Ближе к четырем годам у него получаются красивые мелкие детали в рисунках.
- От 4 лет до 5 лет. Пальчиковая моторика почти идеальна. Малыш, играясь и применяя навыки рисования, пользуется не полностью всей рукой, а только кистью. Раскрашивание рисунков становится четче и линии уже не выходят за контур. При помощи ножниц он способен вырезать довольно сложные фигурки.
- От 5 лет до 6 лет. Движения руками скоординированы. Ручка или карандаш уже уверенно "лежат" в доминантной руке. Малыш умеет писать ровные палочки в определенном поле. Хорошо пользуется ножницами. Помимо развития моторики, следует задуматься об социальной общительности и воспитании самостоятельности. Для этой цели подойдет домашний питомец. Если ваш выбор падет на собаку, то советуем прочесть статью: .
Чем чревато отсутствие такого развития?
Недостаточный уровень навыков мелкой моторики тормозит процесс формирования речевых функций. Если не проводить занятия с карапузом, начиная с грудного возраста, то как последствие в дальнейшем возникнут проблемы с памятью, логическим мышлением. На сегодняшний день довольно много приспособлений, игрушек, занятий, которые способны помочь малышу. Родителям со своей стороны необходимо следить за этапами развития, дабы у ребенка в школе не было проблем с успеваемостью, так как недостаток развития мелкой моторики приводит к отсутствию концентрации внимания, повышенной утомляемости, а эти показатели неизбежно приведут к отставанию от сверстников.
Как развить мелкую моторику у детей?
Начиная с самого рождения, родители должны уделять время для развивающих занятий с малышом. Первая помощь будет во вкладывании в ладошки погремушки. Далее, необходимо давать ему потрогать разные ткани и фактуры. С 8 месяцев можно применять следующие методы развития.
Развитие мелкой моторики при помощи массажа
Проведение грамотного массажа на ладошках у грудничка это отличный вариант развития моторики. Для проведения сеансов массажа можно привлечь опытного специалиста или проводить разминание ладошек самостоятельно. Манипуляции начинаются с 3 месяцев. Для одного сеанса вполне достаточно 5 минут. Выполнять массаж следует в следующей последовательности:
- ·аккуратно погладьте ладонь ребенка на протяжении минуты;
- ·разотрите до тепла ладонь;
- ·легкими постукивающими движениями своих пальцев пройдитесь по кистям и ладоням;
- ·несколько раз сгибайте и разгибайте пальцы;
- ·помассируйте каждый пальчик в отдельности.
Развитие мелкой моторики при помощи пальчиковых игр
Игра No1. Ладушки.
Все помнят такие слова "Ладушки, ладушки, где были у бабушки...". С помощью этой игры малыш научится выпрямлять еще рефлекторно скрученные пальчики и хлопать в ладоши.
Игра No2. Бусы
Доверьте ребенку перебрать пуговички, набранные на веревочку или бусы из мелких бусинок. Дети любят перебирать такие небольшие предметы своими маленькими пальчиками. В старшем возрасте можно предложить ребенку самостоятельно нанизать бусинки на нить или леску.
Игра No3. Крупы
Такая игра помимо моторики помогает осознать тактильные ощущения. В мисочку высыпать любые крупы, отлично подойдет гречка и рис. Дайте мисочку карапузу, пускай трогает руками, пересыпает крупу. Можно спрятать в мисочке с крупой, несколько мелких предметов, пусть малыш попробует их найти.
Игра No4. Золушка
После 3 летнего возраста разрешите ребенку помочь на кухне. Смешайте 3 вида крупы (горох, гречка, фасоль) пускай он разберет крупы в три разные мисочки.
Игра No5. Угадай-ка
Завяжите карапузу глаза и давайте в руки разные предметы, пускай угадывает, что у него в руках.
Уже с 7–9 месяцев можете предлагать ребенку цветную бумагу. Пусть он ее мнет, ощупает, рвет. В более старшем возрасте, учите его рвать бумагу полосками или создавать из нее аппликации. Чем меньше будут получаться кусочки оторванной бумаги, тем совершенней будет становиться мелкая моторика рук.
В возрасте 1–1,5 года покажите, как перелистывать страницы в какой-нибудь книжке. Намного увлекательней будет процесс, если книга будет с яркими картинками.
Упражнение No3. Создание погремушки
Вручите ребенку, пустую пластиковую бутылку, и предложите накидать в нее мелкие предметы. Это может быть фасоль, пуговицы или бусины. Высыпьте их на стол, пускай он их сам берет и кидает в бутылку. По окончании работы закрутите бутылку, пусть он поиграет получившейся погремушкой.
Развитие мелкой моторики при помощи занятий
- Рисование. Первоначально, это обучение держания карандаша в руках. Далее, рисование первых палочек, точек, обведение контуров разных предметов. После рисунки, буквы и т.д.
- Раскрашивание. Учите ребенка раскрашивать как крупные, так и мелкие предметы. В этих целях великолепно помогают раскраски, которые малышу уже можно покупать в 3 года.
- Лепка. Такое занятие подходит для любого возраста. Для занятия можно использовать пластилин, глину или тесто. Первоначально достаточно скатать шарик или полоску из пластилина. В увлекательную игру можно превратить и любое приготовление блюда из теста. Малыш с охотой поможет раскатывать и лепить тесто. Как интересно провести время с малышом и сделать памятные слепки узнайте из статьи: .
- Вырезание. Детские ножнички без острых концов можно вручить ребенку ближе к 3 годам. После того как он научится управляться с ними, подарите ему клей-карандаш и цветную бумагу. Создание аппликации поможет развить воображение.
- Вышивание. К 5–6 годам актуальным будет вышивать вместе с ребенком. Подробней об этом занятии в статье: .
Развитие мелкой моторики при помощи развивающих игрушек
- Игрушки для ловкости пальцев. Сделайте из пустых пластиковых бутылок разного размера и цвета игрушку. Главная идея в раскручивание и закручивание крышек на этих бутылках.
- Пуговицы. Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, раскрывать и закрывать молнии. Он это может делать на своей одежде или на вашей.
- Шнуровка. В этих целях можно использовать старый ненужный ботинок или сделайте макет со шнуровкой. Пусть малыш зашнуровывает и расшнуровывает шнурки или ленты.
- Мозаика. Главное условие – детали должны соответствовать возрасту. Так, маленьким карапузам можно предложить крупные детали. Взрослым можно приобретать мозаики с мелкими частями.
- Доска с предметами. Такая игрушка делается из кусочка фанеры и всевозможных приспособлений: включатель, защелка, дверные петли и другие детали, используемые в быту. Малыш с интересом их ощупывает, открывает, включает.
- Пазлы. Отличный вариант для развития мелкой моторики. Это могут быть большие пазлы, складывающиеся в детский коврик для самых маленьких. Для более старших, можно применять магнитные пазлы на холодильник. Ну а для школьного возраста подойдут стандартные бумажные пазлы со множеством деталей.
- Пирамидка. Такая игрушка развивает не только моторику, но и логику. Ведь кольца пирамиды необходимо сложить от большего к меньшему.
- Конструктор. Для детей старшего возраста подойдет конструктор с мелкими деталями. Такая игрушка тренирует развитие моторики, логику, усидчивость и много других навыков.
Если разобраться, то любая работа по дому может превратиться в развитие мелкой моторики для вашего ребенка. Тренировать маленькие пальчики и хватательные движения можно всевозможными способами, главное, проявить немного фантазии. Занимайтесь с ребенком рисованием, лепкой, раскрашиванием и в дальнейшем у вас не будет проблем с успеваемостью и развитием вашего ребенка.
Автор публикации: Леонид Гурьев Этапы развития моторики рукиПервым этапом развития моторики руки является хватательный рефлекс. Он развивается в хватательное движение, являющееся вначале нескоординированным.
Координация "рука - глаза" появляется, когда младенец может видеть предмет, который находится у него в руке. Это происходит в возрасте 4-6 месяцев, когда ребенок может держать руки перед своим телом. Это - начало координации между обеими половинами мозга.
Для ребенка более трудно расслабить руку, чем сжать ее. Вначале ребенок очень сильно хватается за предмет и только позже он может научиться соразмерять силу хватки с предметом.
Переходы между сгибательными и разгибательными движениями настолько трудны, что ребенок не может свободно отпустить предметы до возраста примерно 12 месяцев, да и то только после серьезного обучения. После этого он часто получает удовольствие от игр типа "дай - возьми".
Каждый, кто проводит время с годовалым ребенком, вынужден время от времени поднимать с пола ложку или кубик - просто потому, что энергичный малыш любит все время швырять вещи на пол.
Таким способом малыш тренируется и проводит многочисленные эксперименты, связанные с тем, какой звук производит кубик, когда он ударяется об пол, сколько времени он падает и т.д.
Хватательный рефлекс является рефлекторным движением, которое активируется с помощью осязания. Примерно в возрасте 2 месяцев рука начинает открываться и большой палец выходит из руки. К 4 месяцам хватательный рефлекс должен быть настолько заторможен, что ребенок должен начать осознанно хватать и отпускать различные предметы.
Локтево-ладонная хватка
появляется примерно в 3 месяца. Новорожденный держится своим мизинцем, безымянным и средним пальцами, а не большим и указательным. Младенцу трудно поло жить предметы себе в рот с помощью такой хватки и маленькие объекты часто остаются внутри его руки. Если ребенок хватает одной рукой, то происходит параллельное движение другой руки.
Локтевая: кость на той же стороне руки, что и мизинец; ладонная: ладонь этой руки.
Радиально-ладонная хватка
видна примерно в 6 месяцев. Когда рука находится в среднем положении, ребенок хватает прямо ладонью и сгибает пальцы вокруг предмета.
Радиальная: кость руки на стороне большого пальца; ладонная: ладонь этой руки.
Хватка с помощью пальцев происходит в 8 месяцев. Ребенок держит предмет четырьмя или пятью пальцами. Предметы не находятся больше внутри ладони.
Щипающая хватка наблюдается примерно в 11 - 12 месяцев. Ребенок держит предмет с помощью большого и указательного пальцев. В этом возрасте ребенок любит находить всевозможные мелкие предметы, лежащие на полу.
Верхняя хватка наблюдается между 1 и 2 годами. Ребенок хватает предмет сверху, тыльной стороной кисти вверх.
Хватка крест-накрест.
Когда ребенку исполняется 2 года, он держит ручку или ложку перекрестной хваткой. Он удерживает ручку крест-накрест, причем ладонь и палец направлены вниз.
Это - внутренняя наклонная хватка. Когда ребенок пользуется такой хваткой, движение совершается плечом и локтем. Это - большое моторное движение. Ребенок может обнаружить, что легче управлять ручкой, если использовать эту же самую хватку с выпрямленным указательным пальцем.
Хватка щетки - между 3 и 4 годами.
Она также называется верхняя хватка пальцами, так как теперь ребенок пользуется только пальцами для того, чтобы удержать предмет. Рука все еще повернута наклонно внутрь, но уже начинается движение в запястье.
Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами, развивается в возрасте около 5 лет. Движение теперь становится все более ограниченным и включает только предплечье, запястье и пальцы. Вначале эта хватка достаточно высока, но по мере ее развития движение опускается вниз и карандаш начинает удерживаться низко с помощью большого, указательного и среднего пальцев. Рука в этом случае становится вращающейся наружу, расслабленная (инертная) хватка.
Такое движение пальцев развивается последним, примерно в 5-летнем возрасте. Большой палец должен быть в состоянии дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев. Большой палец становится настолько подвижным, что с его участием можно сформировать кольцо и ребенок может согнуть его поперек ладони ногтем вверх. Если большой палец не может становиться "напротив" кончиков других пальцев или поворачивается, как описано выше, то у ребенка плохо развивается хватка "щипцами".
В возрасте 6-7 лет ребенок впервые может использовать обе руки скоординированным образом и, например, есть ножом и вилкой.
Игры с мячом
Игры с мячом являются развитием ребенка типа "возьми и дай".
Вначале, когда ребенок собирается ловить мяч, он вытягивает руки и ожидает его.
Затем ребенок хватает
мяч обеими руками, при этом его пальцы выпрямлены.
Когда годовалый ребенок бросает мяч, он обхватывает его снизу, бросает в направлении вперед и вверх.
Ребенок в возрасте 2 - 3 года не может бросать мяч в каком-то определенном направлении и не может одновременно бежать и бросать мяч.
К пяти годам бросок мяча становится скоординированным и более направленным. Ребенку тяжелее поймать маленький мяч.
Когда ребенок играет с мячом, тренируются и другие органы чувств. Например:
Зрение: Ребенок следит глазами за мячом и фиксирует взгляд.
Слух: Он слышит, как мяч ударяется о землю или о стенку.
Осязание: Ребенок касается мяча ладонями рук.
Чувство суставов и мускулов:
Он ощущает, какую силу он использует при бросании мяча.
Тренирует чувство направления и того, как далеко он сможет бросить мяч.
Равновесие: Бег и игра с мячом тренируются во многих играх с мячом. При этом у детей есть выход своей энергии; они учатся сотрудничать друг с другом.
Многие дети могут получать удовольствие играя только одним мячом.
Развитие умения резатьРезание является достаточно трудным для обучения навыком, так как значительные требования предъявляются к моторике, координации глаз и руки и мускульной силы. Ребенок не в состоянии резать по линии до тех пор, пока его рука не развита в достаточной мере и координация глаз и руки не достигла определенной зрелости.
1-2 года. Режет бумагу.
2-3 года. Режет глубокими надрезами.
4-5 лет. Режет зигзагами, вырезает круги и волны.
6 лет. Вырезает фигуры.
7 лет . Вырезает спиральные гирлянды.
Если моторика руки ребенка плохо развита, то не нужно тренировать напрямую ту хватку, которой ребенок не в состоянии овладеть. Нужно начать с использования различных материалов, чтобы развивать ощущения в кистях рук, например, глины, песка, воды, краски. Играйте в игры для пальцев рук, пойте песни с различными движениями пальцев, стройте сооружения из кубиков, нанизывайте на нитку деревянные бусы, составляйте из кусочков картинки-загадки и шейте.
Письмо
Наиболее трудным видом движений для ребенка является обучение письму. Ребенок со слабо развитой моторикой кисти руки должен значительно сконцентрироваться на "выписывании" слов и затем у него возникают затруднения с пониманием содержания. Если у ребенка недостаточно хорошо развита моторика кисти руки, то это повлияет на все результаты обучения его в школе.
Способность писать требует:
Хорошо развитой моторики кисти;
Явно выраженной доминирующей руки (правой/левой);
Координации между глазами и кистью руки;
Развитых глазных мускулов и скоординированной фиксации глаз (см. развитие зрения);
Восприятия и понимания картинок;
Распознавания различных форм (букв) с помощью осязания;
Понимания нормальной речи и хорошего словарного запаса.
Школьник, испытывающий затруднения с письмом, не должен просто работать над навыком письма. Ему нужно заниматься (в том числе в игровой форме) так, чтобы тренировались упомянутые ранее навыки.
Порядок стимуляции кисти руки
Восприятие тела. Знание своего собственного тела, рук, кисти, пальцев, ногтей. Знание того, как называются эти части тела. Обучение с помощью игр и детских считалок.
Тактильная стимуляция. Тактильные ощущения в кистях рук тренируются с помощью различных материалов: песка глины, краски. Осязание является очень важным для развития способности оперировать правильным образом с достаточной точностью.
Кинестетическое восприятие.
Способность ощутить напряжение и расслабление пальцев.
Ощущение того, какой из пальцев согнут или выпрямлен, не глядя на них. Научиться ощущать, что правое и что левое. Эти умения эффективно развиваются с помощью пальцевых игр и детских считалок.
Осмысленная хватка кистью. Тренируется с помощью таких материалов, как кубики, "Лего", различные конструктивные материалы и головоломки. Для этого можно также использовать рисование карандашом и красками, шитье, нанизывание деревянных бусинок на нитку и раскладывание деревянные бусинок квадратиками.
Противостояние большого пальца. Для того чтобы иметь возможность использовать кончики пальцев для осязания различных предметов, необходим большой палец, который может пододвинуть эти предметы к кончикам пальцев. Этот навык тренируется при помощи игр с пальцами, музыкальными тарелочками и куклами, одеваемыми на пальцы, глиной и с помощью резания ножницами.
Доминирование кисти руки
Мозг состоит из двух полушарий, правого и левого, и каждое из них управляет противоположной стороной тела. У новорожденного нет доминирующей стороны - он не использует одну руку больше другой примерно до годовалого возраста. В 3 года ребенок определенно использует какую-то одну руку для более трудных задач и пользуется обеими руками при выполнении более легких задач.
Типы предпочтения рук могут быть разделены на:
Полностью праворукие дети
Дети, которые почти всегда пользуются правой рукой для еды, питья, бросания мяча, резания и т.д.
Полностью леворукие дети
Дети, которые пользуются левой рукой с самого рождения и которые немедленно перекладывают предмет в левую руку, если он был дан им в правую.
Амбидекстры
Одинаково хорошо развиты обе руки, когда им нужно выполнить сложные моторные движения.
Дети-амбидекстры часто выбирают для выполнения какого-то определенного вида деятельности конкретную руку, даже если они могут хорошо делать это обеими руками. Такой ребенок может, например, рисовать левой рукой, в то время как он пользуется правой рукой для еды и резания ножницами.
Смешанное доминирование
Такой тип доминирования наблюдается у детей, которые используют одну руку, а затем вторую при выполнении различных видов деятельности.
Очень важно понаблюдать за ребенком и определить тот тип доминирования, который у него имеется, так как это помогает сделать так, чтобы доминирующая рука функционировала естественным образом во время выполнения различных действий.
Например, шестилетний Ричард, новичок в своей группе в центре дневного содержания, испытывает значительные затруднения с рисованием. Он судорожно держит мел вначале в одной руке, затем - в другой. Иногда он держит мел двумя руками. Этому сопутствует множество параллельных движений и гримас. После разговора с его матерью выяснилось, что она пыталась переучить Ричарда и заставить его пользоваться правой рукой. Следовательно, выяснение отношения родителей и их опыта к леворукости может дать эффективные результаты. В случае с Ричардом оказалось, что ему можно было помочь, так как у него было некоторое доминирование левой руки.
Потенциальные трудности для леворуких детей
Приветствие (рукой) и помахивание рукой может восприниматься с некоторой неловкостью.
Письмо в левом углу может быть более трудным, чем для праворуких детей.
Большинство ножниц и других инструментов выпускается для праворуких.
Выяснение типа доминирования у детей
С помощью выяснения того, какая предрасположенность унаследована. Есть ли у ребенка леворукие родители, бабушки или дедушки, братья и сестры?
Какой рукой пользуется ребенок наиболее часто?
Какой рукой ребенок в состоянии выполнять наибе трудные движения?
Какая рука наиболее быстрая и надежная?
Какая рука обладает наиболее развитой хваткой ручки столовых приборов?
Пользуется ли ребенок правой или левой рукой и степень доминирования этой руки можно увидеть, когда ребенок:
Сооружает что-либо из кубиков;
Причесывается;
Ловит мяч;
Чистит зубы;
Зажигает спичкой свечу;
Рисует кистью;
Сортирует маленькие предметы, такие, как бусинки, мешки и т.п.;
Нанизывает бусинки;
Играет, например, в теннис и настольный теннис;
Пользуется такими инструментами, как молоток и отвертка;
Режет ножницами.
Факторы, определяющие тип доминирования
В настоящее время никто не может дать точного объяснения, так как слишком мало известно о сложных процессах, происходящих в мозгу. У ученых есть целый ряд различных теорий на этот счет, но тем не менее существует несколько возможных объяснений этого явления:
Тип доминирования является наследуемой характеристикой и он может быть ассоциирован с определенными родственниками.
Многие люди становятся праворукими, так как именно для праворуких сконструировано большинство вещей.
Неосознанное подражание родителям или близкому для ребенка человеку.
Пальчиковые игры.
Закрыть глаза и указывать на различные части своего тела.
Занятия с такими материалами, как глина, песок и акварельные краски.
Упражнения на расслабление. Например, лечь на спину, положить руки на пол - расслабиться.
Напряжение/расслабление.
"Сырые и вареные спагетти" ().
Постепенно становится возможным использовать более непосредственную стимуляцию:
Упражнения для пальцев.
Игры с мячом.
Постоянно давать предмет в доминирующую руку ребенку.
Научить ребенка различать его правую и левую стороны.
Дать ребенку возможность учиться рисовать карандашом, красками, пользуясь доминирующей рукой.
Ильва Эллнеби
ПРАВО ДЕТЕЙ НА РАЗВИТИЕ
/
Эллнеби И.; Пер. со шведск. Роббинг К.; - Мн.: УП «Технопринт», 2004. – 124 с., ил.
Книга повествует о том, как дети могут получать поддержку и стимуляцию с помощью игр и творчества. Это пособие предназначено главным образом для персонала детских учреждений. Автор книги – специальный педагог и логопед.
В статье описана необходимость развития мелкой моторики рук у дошкольников и школьников младшего возраста. В статье представлена взаимосвязь развития мелкой моторики и развития ребенка, его успеваемости и т.д. Приведены примеры упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук
Часть 1. Пояснительная записка
«Источники способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли».
В.А. Сухомлинский
Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Благодаря речи, развиваются высшие формы деятельности. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и
главное условие успешной организации разнообразной детской деятельности.
Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.
Один из «практических» ответов на вопрос: «Как подготовить ребенка к
школе» – является развитие мелкой моторики и улучшение координации движений у ребенка. Известно, что уровень развития речи находится в прямой
зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, а язык, по мнению И.Канта: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».
Таким образом, если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо, понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет сын, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между
буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже
буквами не назовешь».
Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном
образе жизни, явление. Общая неготовность большинства современных детей к
письму или проблем с речевым развитием является следствием слабого развития общей моторики, и в частности - руки. Можно сказать, что если у ребенка есть проблемы с речью, то наверняка будут или есть проблемы с моторикой.
Но бывает и так, что речь ребенка в норме, а ребенок не может управлять
точными движениями рук. Например: очень говорливый ребенок, а застегнуть
не может пуговицы на своей рубашке, на занятии не может совладать с пластилином, ручка не хочет держаться в руке? Мама считает, что ребенок просто ленится или не хочет. Но это далеко не так. Это проблема с недостаточно развитой мелкой мышечной системой. Но это не должно ввергать родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо
развивать.
К сожалению, о проблеме с координацией движений и мелкой моторикой
большинство родителей сталкиваются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
- Взаимосвязь моторики рук с речевыми зонами и мышление
На основе проведённых обследований Л.В. Антаковой – Фоминой большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Движения руки исторически в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции. Сравнивая результаты экспериментальных исследований, указывающих на тесную связь функции руки и речи, опираясь на данные электрофизиологических опытов, М.М. Кольцова (1973) пришла к заключению, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от мускулатуры рук. Автор специально подчеркивает, что влияние импульсации с мышц руки наиболее ощутимо в детском возрасте, когда идет формирование речевой моторной области. Она обращает внимание на тот факт, что в двигательной проекции различных частей тела при центральной области коры головного мозга более чем треть площади занимает проекция кисти руки. Оказывается, что мелкие мышцы каждой фаланги всех пальцев рук имеют здесь отдельное представительство, в то время, как крупные мышечные группы рук, ног, туловища представлены суммарно. Кроме того, проекция движения кисти и речевые зоны расположены в непосредственной близости. И «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» (1973, с. 130).
Л.С.Выготский (1983), указывая на важность изучения и совершенствования двигательной сферы у детей, нуждающихся в специальном коррекционном обучении, писал, что, будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта.
Отечественные исследователи обращают внимание на педагогическую значимость работы по коррекции моторики у детей. Это Л.З.Арутюнян, 1993; Р.Д.Бабенкова, 1963; Л.И.Белякова,1985; В.В.Воронкова, 1994; Ю.Ф.Гаркуша, 1990; В.А.Гринер, 1958; И.А.Грошенков 1982, 2001; М.М.Кольцова, 1972, 1979; И.Ю.Левченко, 2001; В.И.Лубовский, 1955; Е.М.Мастюкова,1992; Е.В.Оганесян, 1984 и др.).
Учитывая исследования ученых, становится понятно, что в процессе индивидуального развития, речь тесно связана с движениями, и первую очередь, с пальцами рук. Это наглядно выявляется и при наблюдении за детьми одного и того же возраста, но с различной степенью развития речи. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других, развитие движений пальцев рук подготавливает почву для развития речи.
Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как, по-видимому, речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук; такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2 – 2, 5 месяца, что для маленького ребенка достаточно много.
Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу лобной доли мозга, контролирующей мышление, речь и поведение.
Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Поэтому, крайне необходимо серьезно подойти к предупреждению и коррекции слабых мышц мелкой моторики.
1.2. Предупреждение и коррекция слабого состояния мелкой моторики
Уровень развития речи и мелкая моторика рук находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то и речь развивается нормально. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи.
Ребенок может выполнять мелкие движения с предметами в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Этот возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки (С.И. Гальперин, 1964г.)
В повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка. Особенно это хорошо при коррекции звукопроизношения.
Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики поможет в более короткие сроки исправить речевое нарушение, ускорит созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и будет способствовать ускорению исправления дефектов речи.
У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики, хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. У дошкольника с низким уровнем развития моторики быстро утомляется, ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Пропадает мотивация к получению знаний. Все это может привести к отставанию в учебе, к нежеланию посещать школу.
Конечно, начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Еще грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения с стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. А также не надо забывать о рисовании каракулей, игры с пальчиками, массаж кончиков пальцев; о лепке из пластилина, глины, теста; выкладывание узоров из палочек, собирание пазлов и многое – многое другое. Такая работа поможет будущему ученику научиться красиво писать, выполнять задания на уроках труда не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте графическая работа в тетрадях, для развития ориентировки на листе и координации движений руки, должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Успешность работы зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения с семьей.
Психологи и физиологи в своих исследованиях доказали, что в начале обучения письму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения каждого элемента. Они не видят в буквах элементов, и не могут выделить из них целой буквы.
На первом этапе ребенок обязательно должен осознавать не только, что «нужно писать какую-то букву», но и «как это сделать» правильно, в соответствии с требованиями и задачей действия. Характерной особенностью письма в это время является выписывание каждого элемента в отдельности и поэтому, когда взрослый требует безотрывного написания буквы, а тем более слога или слова, ребенок не может выполнить это требование.
И, конечно, страдает качество письма, тормозится формирование навыка. Первый этап обучения продолжается довольно долго, практически весь год. Этот период бывает более длительным у детей, не готовых к обучению, у детей с недостатками и расстройствами моторики, с отклонениями в состоянии здоровья.
При соблюдении гигиенических правил обучения письму у ослабленных детей может возникнуть своеобразное нарушение функции письма – писчий спазм при сохранности остальных движений, выполняемых теми же мышцами руки в полном объеме. Для писчего спазма характерно неравномерное распределение тонуса мышц, участвующих в акте письма (дистония), возникает спазм, (тоническое напряжение) отдельных мышц, боль распространяется по всей руке; пальцы, удерживающие ручку, принимают неестественное положение, и акт письма становится невозможным.
Значит, если ребенок жалуется на боль и дрожь в пальцах, или у него сводит кисть руки, необходимо минимум на несколько дней освободить его от всех нагрузок на пальцы – письма, рисования. Надо дать пальцам полностью расслабиться и, лишь потом, снова медленно и постепенно подключать ребенка к нагрузкам.
Многие трудности в обучении письму связаны и с тем, что существующая методика не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
Так для одних детей в процессе обучения необходимы педагогические приемы, способствующие развитию уверенности в своих силах, для других – дающие полезное направление выходу их детской энергии.
Незрелость кинестетического контроля тонких движений руки, мышечного суставного чувства не только усложняет освоение навыков письма, но и способствует быстрому утомлению и потере интереса к занятиям. Письмо называют «базовым» навыком, т.е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему так важна готовность руки ребенка к школьному обучению.
Задачи:
- научить родителей использовать диагностические методики для оценки
психомоторного развития дошкольников;
- формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой
моторики в психофизическом развитии ребенка;
- научить элементам фольклорной пальчиковой гимнастики, играм с палочками, графическим упражнениям и т.д.
детей старшего дошкольного возраста и первоклассников
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное
развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Роль рук не случайно в истории развития человечества подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.А.Лурия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Работая над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушением речи, можно добиться определённых результатов. По многим наблюдениям у детей
улучшается координация артикуляционного аппарата, заметно сокращаются сроки постановки звуков, совершенствуется общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Эти дети при обучении элементам письма будут демонстрировать хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников могут справляться с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.
Я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук не только родителям, воспитателям как речевых, так и общеразвивающих групп, но и учителям начальных классов.
Конечно, работу над развитием мелкой моторики рук не поздно начинать 7
лет, но лучше, если эта работа будет начата с самого рождения. Подготовительную работу по развитию мелкой моторики к обучению письму с 3-4 лет. Нужно приложить усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Сначала нужно подготовить мышцы рук, а не вкладывать в неуклюжую и слабую руку ребенка карандаш и мучиться.
Первые успехи вызовут раздражение и даже разочарование. Необходимо
научиться самим и ребенка радоваться даже таким победам, пусть и не очень ярким, поддерживать интерес к упражнениям и играм.
Эффективные пути для развития мелкой моторики пальцев рук и развитие ручной умелости – рисование, лепка, конструирование, аппликация, вышивание, различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов), пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него; пальчиковый театр; упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов). И многое другое. Все ограничивается только фантазией самих родителей.
При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие педагогические принципы:
– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
– постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному. Например, в 2-3 года мы не можем требовать от ребенка застегивания молний или завязывание шнурков, резать ножницами и т.д.
При предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка;
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время, в перерыве использование физкультминутки;
Время выполнения упражнений также должно учитываться, так как интерес ребенка быстро иссякают: до 3 лет это около 5 минут, затем можно увеличить длительность.
Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге "Психомоторика" (М.: 1931) предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.
Возьмем только задания для рук.
Задания для детей 4 лет:
1. "Пальчик с носиком здороваются".
После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха. Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.
Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.
2. "Уложи монеты в коробку".
На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.
Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой - 20 секунд.
3. "Нарисуй пальцами кружочки".
В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).
Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.
4. "Давай поздороваемся" (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки).
Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия -
"поздороваемся"; 6) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки.
Оценка-вывод. Если ребенок справился с "приветствием" - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.
Оригинальный "пальцевый" тест был предложен в конце 90-х годов исследователем-врачом A.M. Мустафиным для определения "бюджета способностей" ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. "Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше "бюджет" мозга... Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческимдвигательным актом", - пишет A.M. Мустафин.
На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний - большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией.
Для начала, родителям детей от 3 – 5 лет рекомендуется проводить следующие задания:
Поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью;
Упражнения на сгибание и разгибание пальцев;
Перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем более мелких;
Пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорока - белобока», «Пальчик-мальчик», в ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями.
Пальчиковые игры просты и эмоциональны. Они как бы отображают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
Родителям детей 5-7 лет и первоклассников для развития ручной умелости рекомендуется проводить:
Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
Запускать пальцами мелкие «волчки»;
Разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
Сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;
Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
Завязывать узелки на шнурке, веревке;
Застегивать (расстёгивать) пуговицы;
Играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;
Выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;
Мять руками поролоновые шарики, губки;
Рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;
Резать (вырезать) ножницами;
Плести из бумаги коврики, корзинки, косички;
Выполнять аппликации.
Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:
Перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;
Уход за срезанными и живыми цветами;
Водные процедуры, переливание воды, мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);
Разбор круп и т.д.
Заключение
Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые
требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает
известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем
дошкольном возрасте. Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц
кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые. Изменение неправильного сформированного двигательного навыка требует много сил и
времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье - ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.
Мелкая моторика рук важна для развития ребенка, поскольку, стимулируя
движения пальцев, ребенок развивает речь. Дело в том, что в головном мозге
человека центры, отвечающие за оба эти действия, находятся рядом, а потому,
пытаясь развить одно, ребенок стимулирует развитие и другого.
Поэтому молодым родителям важно со всей ответственностью подойти к процессу обучения своего малыша – причем, не только до того, как ребенок выучит свои первые «мама» и «папа». Работу над развитием следует продолжать и после того, как малыш начнет активно лепетать.
Для этого следует дарить ребенку подарки со специальными играми, содержащими мелкие детали. Помните, что в подаренных игрушках основное – не красота, а их экологичность, безопасность и... эффективность с точки зрения
развития ребенка.
Кроме того, требуется покупать одежду и обувь без липучек – завязывание
шнурков на ботинках и застегивание множества пуговиц также будут в ненавязчивой форме развивать мелкую моторику рук.
Словом, необходимо объяснять родителям, относиться к вопросу со всей
ответственностью – и наши малыши скажут нам впоследствии «Спасибо!».
Трехмесячный малыш вдруг замечает свои ручки. Он смотрит, как двигается одна из них, потом другая, затем пытается тянуть обе ручки к предмету, привлекшему внимание. Вскоре малыш пробует зацепить одной рукой пальчики на второй и, наконец, возьмется за предмет каждой ручкой по очереди.
Программа развития мелкой моторики
Постепенно детские пальчики приспосабливаются хватать подвешенные рядом игрушки. Медленно, но верно дистанция сокращается: младенец достает и ощупывает игрушку, висящую прямо над его рукой, затем – над грудью, и наконец – сбоку от него.
Малыш пробует схватить игрушки, лежа на животе. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, ибо наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.
Без специальных упражнений тут не обойтись. Одни «познакомят» левую ручку с правой, другие позволят активно манипулировать, например, с собственными ножками. Играя, карапуз развивает двигательную активность, зрительно-моторную координацию, а также координацию тела. Но прежде несколько важных правил:
- Тренируйтесь с малышом ежедневно (по возможности 2-3 раза в день). Упражнение занимает 2-3 минуты.
- Малыша должен радовать и сам процесс, и игрушки. Хвалите малыша. ведь он так старался, тянулся, хватался. Ребенка надо непременно поощрить!
- Игрушки должны быть чистыми: овладев приемом «захват», кроха постарается сразу отправить добычу в рот.
- Выбирайте разные по объему предметы, чтобы одни можно было обхватить ладошкой; другие – удержать всеми пальцами одной руки; третьи – взять только двумя-тремя пальчиками.
- Разные по форме игрушки позволят малышу вовремя научиться раскрывать ладонь, поворачивать кисть, группируя пальцы, чтобы удерживать предметы.
Мелкая моторика в 3-4 месяца
Упражнение на развитие мелкой моторики : 1Малыш сводит обе ручки по средней линии. Захватывает одну ручку другой.
Пальчиковые игры «Веселые ручки»
Задача: стимулировать у малыша желание дотянуться руками к своему и маминому лицу, а также попытки захватить одну ручку другой.
Объекты: мамино лицо, яркий цветной носочек, браслет из бусин.
Условия: ребенок лежит на спинке.
Занятие 1: весело декламируйте потешку и выполняйте нужные действия:
- Ручки, ручки, не скучайте!
Обхватите ручки в локтях, слегка потрясите, чтобы расслабить пальчики.
- Где вы были? Отвечайте!
Перед лицом малыша сводите и разводите его ручки, держа их за локотки.
- Посидели дома?
Похлопайте раскрытыми детскими ладошками щечки малыша, дотроньтесь до головы: пусть ощупает свое лицо.
- И пошли к знакомым!
Проделайте ручками ребенка те же упражнения с вашим лицом.
Занятие 2: наденьте на детскую ручку яркий носочек или браслет из бусин. И – начинайте игру со слов веселой потешки:
- Ручка, ручка, где была?
Приподнимите локоток, чтобы малыш смог увидеть носочек или браслет.
- Спрятаться от нас смогла?
Поводите ручку с предметом перед глазами ребенка, пусть понаблюдает.
- Мы тебя сейчас найдем!
После этих слов не спешите продолжать, пусть малыш попробует ухватиться за браслет свободной рукой.
- И играть скорей пойдем!
Если это произошло, ваши слова будут радостным заключением игры, если же нет – сами подтолкните вторую ручку ребенка к браслету.
Совет: не забывайте надевать браслет на ручки малыша поочередно.
Результат: ребенок активно тянет ручки вверх, сводит их по центру тела, захватывает одну ручку другой.
Упражнение на развитие мелкой моторики : 2Малыш захватывает рукой свою ножку.
Пальчиковые игры «Ручки и ножки»
Задача: стимулировать у малыша желание дотронуться руками до ножек.
Игрушки: яркий носочек с бубенчиком.
Условия: малыш лежит на спинке.
Занятие: наденьте на детскую ножку носочек и запевайте потешку.
- Ручки-ножки, не скучайте!
Соедините стопы ребенка, чтобы он мог рассмотреть свои ножки.
- Где вы были? Отвечайте!
Сводите и разводите стопы так, чтобы позванивал бубенчик на носочке.
- Поиграть вам хочется?
Направьте противоположную ручку ребенка к ноге с носочком.
- Так пора знакомиться!
Помогите карапузу схватить носочек.
Советы: надевайте носочек на правую и левую ножку, помогая малышу схватить противоположной рукой; щекочите ножки ребенка, помогайте ему ощупывать пальчики руками.
Результат: малыш активно захватывает правую ногу левой рукой, и наоборот.
Мелкая моторика в 4-4,5 месяца
Упражнение на развитие мелкой моторики: 3Малыш рукой захватывает круглые и квадратные предметы.
Пальчиковые игры «Колобки и пеньки»
Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.
Игрушки: кубики с гранью 4 см и шарики (по три штуки).
Условия: малыш лежит на животе (под грудью у него валик).
Занятие 1: положите перед ребенком шарик и весело скажите:
- Колобок, колобок,
- Отчего ты одинок?
- Тесто бабушка месила,
- На один всего хватило!
Малыш взял шарик? Положите перед ним еще один и продолжите:
- Нет, хватило теста ей!
- Вот второй!
- Так веселей.
Малыш взял шарик? Положите третий:
- Вот и третий колобок!
- До чего румяный бок!
Следите чтобы ребенок распределял пальчики по всей поверхности шарика.
Занятие 2: положите перед малышом в ряд три шарика, а между нами кубик и начните словами:
- Колобочки-колобки,
- Пенек один, а вас-то три!
Малыш потянется к «пеньку». Распределите пальчики по уголкам кубика – так легче его ухватить. Затем предлагайте поочередно оставшиеся шарики.
Занятие 3: вновь положите три шара и кубик (с края). Что бы ни выбрал малыш, помогите захватить это правильно. Предлагайте оставшиеся фигуры.
Занятие 4: выкладывайте шарики и кубики поочередно, наблюдайте, как малыш делает захват, помогайте ему удобно распределить пальчики:
- Вот веселый колобок!
- Вот стоит в лесу пенек!
- А теперь еще пенек!
- А теперь вновь колобок! И т.д.
Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими.
Результат: малыш тянется к предмету двумя руками (кисти раскрыты), захватывает его пальцами, поворачивает.
Упражнение на развитие мелкой моторики: 4Малыш хватает прямоугольные и треугольные фигуры.
Пальчиковые игры «Домики для гномиков»
Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы, а также манипулировать ими.
Игрушки: прямоугольные деревянные брусочки и конусы, по три фигуры каждого вида.
Условия: малыш лежит на животе (под грудь можно подложить валик).
Занятие 1: положите перед малышом брусочек и скажите:
- Будем-будем строить дом,
- Чтоб просторно было в нем!
- Нам бруски с тобой нужны,
- Вот такие, погляди!
Он взял фигурку? Положите еще один брусочек и продолжите потешку:
- Раз брусок, да два брусок,
- Дом не низок, не высок!
Наверняка малыш оставит первый брусок ради второго. Теперь положите третий брусок и закончите игру:
- Ну а если третий взять,
- Крепче станет он стоять!
Важно, чтобы малыш, захватывая брусок, распределял пальцы по углам.
Занятие 2: положите перед ребенком три бруска и один конус (он в центре) и вновь «стройте дом»:
- Три брусочка у нас были,
- Ну и крышу не забыли!
Малыш потянется к «крыше». Помогите ему равномерно распределить пальцы по поверхности конуса. Предлагайте поочередно оставшиеся фигуры.
Занятие 3: снова положите перед ребенком три бруска и один конус (он с края). Понаблюдайте, что выберет малыш, помогите захватить предмет правильно. Затем предлагайте ему поочередно оставшиеся фигуры.
Занятие 4: выкладывайте перед ребенком бруски и конусы поочередно, наблюдайте, как малыш берет их, вовремя помогайте ему удобно распределить пальчики по поверхности фигуры:
- Вот бруски для домиков,
- Домиков для гномиков.
- Крыши есть для домиков,
- Чтобы жили гномики!
Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими фигурами.
Результат: малыш тянется к увиденному предмету (кисти рук раскрыты), заранее готовит руку, чтобы удобнее захватить фигуру, захватывает ее всеми пальцами, поворачивает ее в руке.
Мелкая моторика в 4,5-5 месяцев
Упражнение на развитие мелкой моторики: 5Надавливаем пальчиками на поверхность игрушки.
Пальчиковые игры «Пианист»
Задача: стимулировать у ребенка попытку нажимать на клавиши инструмента, пока не удастся извлечь звук.
Игрушки: игрушечное пианино.
Условия: малыш лежит на животе, перед ним – музыкальный инструмент (под грудь положите валик).
Занятие: сначала поиграйте с клавишами сами. Затем дайте малышу возможность понажимать пальчиками на клавиши, постучать по ним ладошкой.
- Вот какой у нас артист,
- Знаменитый пианист!
- Заиграет он сейчас,
- Пустит всех в веселый пляс!
Советы: помогите ребенку «заиграть» обеими руками сразу; разожмите детские пальчики и проведите вдоль клавиш в обе стороны.
Результат: малыш нажимает пальцами обеих рук на клавиши или ударяет по ним ладошками, извлекая звуки.
Мелкая моторика в 5-6 месяцев
Упражнение на развитие мелкой моторики: 6Ребенок перекладывает игрушки из одной руки в другую.
Пальчиковые игры «Мячик»
Задача: стимулировать у малыша желание перекладывать предмет.
Игрушки: шарик диаметром 3 см.
Условия: малыш лежит на животе.
Занятие 1: протяните младенцу шарик. Он взял его? Начинайте потешку:
- Вот такой прыгучий мяч!
Сожмите слегка руку ребенка с шариком, потрясите ею.
- Он готов пуститься вскачь!
Слегка потяните игрушку, чтобы рука малыша испытала мышечное усилие.
- Так и просится играть!
Потеребите игрушку в руке ребенка, побуждая отдать шарик.
- Трудно будет удержать!
Переложите игрушку в другую руку карапуза или направьте мячик к ней.
- Мячик прыгал и скакал,
- В руки снова к нам попал!
Обрадуйтесь тому, что игрушка вновь оказалась у ребенка.
Занятие 2: начало прежнее, изменения в ходе игры появляются со слов:
- Так и просится играть!
Детской рукой с шариком коснитесь пальчиков свободной руки.
- Трудно будет удержать!
Продолжайте касаться игрушкой пальчиков. Если они сжаты, расправьте их.
- Мячик прыгал и скакал,
- В руки к мамочке попал!
Мягко возьмите шарик из рук ребенка.
Советы: игру можно повторять, увеличивая число «попаданий» в разные ручки; чередуйте предметы, которыми вы касаетесь пальчиков малыша, формируя навык отдавать разные вещи; организуйте «развивающие ситуации», побуждая малыша одной рукой достать игрушку, а другой играть с ней.
Результат: малыш (лежа на животике или сидя) перекладывает игрушку в руках, отдает ее по просьбе взрослого.