Конспект коррекционного занятия с использованием метода изотерапии для подростков
Косова ТМ., учитель рисования
Методическая разработка занятия, направленного на оказание психолого-педагогической помощи и поддержки подросткам с трудностями в обучении и социальной адаптации.
Использование приемов изотерапии, в первую очередь рисования, является эффективным методом для психологической коррекции детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, а также в условиях внутрисемейных конфликтов. Учитель рисования вполне может освоить некоторые приемы изотерапии, не требующих глубинных психологических знаний и использовать их в своей работе. Эффективнее работать в паре с психологом, когда психолог может провести профессиональную диагностику по рисунку ребенка и нагрузить сам процесс рисования коррекционным содержанием.
Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также - освободиться от негативных переживаний. Рисование - не только отражение окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств подростков, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. Рисование - это естественный способ рассказа о себе, о своих чувствах и мыслях в текущий момент времени, а также о своем опыте и переживаниях, не нашедших словесного выражениях и ставших для ребенка эмоциональным грузом. Все, что беспокоит ребенка, волнует его, он может выразить на бумаге или на другом специально подобранном для этого материале. Весь процесс творческой деятельности является важным элементом его развития. На занятиях в ребенке открываются такие творческие начала, о которых он ранее и не подозревал. Ребенок учится выражать свои чувства, справляться с переживаниями, дает возможность выходу своей накопившейся энергии, а также развивает творческие способности.
Цель занятия : выявить негативные чувства и негативные тенденции поведения подростков посредством рисования; снизить деструктивные проявления, трансформировать негативное эмоциональное состояние в позитивное.
Контингент участников тренинга : учащиеся средних и старших классов общеобразовательной школы. Эффективная работа будет если на занятии будет присутствовать 6-8 человек, в таком случае появляется возможность обсуждения работы каждого ребенка, возможность диалога с каждым ребенком.
Время : 2 академических часа. Материалы : листы бумаги, краски, кисти, ручки, цветные карандаши. Старые иллюстрированные журналы для аппликации, ножницы, клей.
Ход занятия.
1. Ритуал приветствия . Упражнение «Здравствуйте, это Я!». Так как группа учащихся может быть подобрана из учащихся разных классов, необходимо время для знакомства. Ритуал позволяет в веселой форме познакомиться, заявить о себе.
Цель : создание благоприятного настроя на работу, на продуктивную деятельность.
Время: 5 минут.
Техника проведения: подростки здороваются друг с другом, говоря фразу: «Здравствуйте, это Я!»
Инструкция: «Давайте поздороваемся друг с другом, произнося по очереди фразу: «Здравствуйте, это Я!». Кроме того, необходимо назвать свое имя и одно или два своих качества характера. Например, «Здравствуйте, это Я! Меня зовут Иван. Я веселый и сильный!»
2. «Парное рисование».
Время: 25 минут
Задачи: наработка навыков сотрудничества, формирование умения действовать в условиях партнерства или конфликта, уступать или отстаивать свою точку зрения, развитие конструктивного взаимодействия, умения работать по правилам.
Учитель:
«После того как мы познакомились, мы с вами будем вести диалог по парам, по два человека. Разговаривать можно о чем угодно: о том, как провели лето, какое у вас хобби, что вы делаете вечером и т.д. Но есть одно условие: общаться мы будем не словами, а образами-рисунками, т.е. не произнося слова, а изображая на листе бумаги то, что вы хотите сказать партнеру. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, какая будет тема разговора, что это будет за рисунок, вообще нельзя разговаривать в процессе работы. Кто-то один предлагает тему для разговора, изображая эту тему в рисунке. Чтобы ваш партнер понял вашу затею, вы стараетесь изобразить тему разговора выразительно и как можно точнее. Можно использовать любые приемы рисования. Лучше пользоваться карандашом. При работе есть ограничение по времени – каждый из участников в двойках может изображать не более 1 минуты. Затем ваш партнер вступает в диалог, т.е. начинает изображать ответ на ваш вопрос (если это был вопрос), или продолжает тему разговора, высказывая свое мнение, (если это мнение было выражено в рисунке). Происходит разговор без слов, без звука, только по средствам карандаша».
Ход работы : группа делиться по парам, каждой из которых раздается по листу бумаги, коробке карандашей. Другие материалы должны лежать на отдельном столе, чтобы любой ребенок мог подойти и взять то, что ему может понадобиться. Двое рисуют на одном листе бумаги. Вначале подростки испытывают растерянность, т.к. не готовы вести диалог в формате рисунков. Чаще всего начинает рисовать тот, кто склонен к лидерским проявлениям, кто более инициативен, креативен, т.к. именно он задает тему диалога. Чтобы лучше понимать изображаемое, подростки часто подключают мимику, жесты. После того, как рисунки будут готовы, проводится «перевод» диалога из рисунка в слова. Каждая пара по очереди «раскодирует» рисунок в слова. Эта часть работы проходит весело и раскрепощает участников. Выявляются несовпадения смыслов нарисованного, курьезы недопонимания и другие феномены такого общения. Учитель активно интерпретирует рисунки, указывая на удачные приемы рисования. Кроме того, учитель просит рассказать как проходил процесс совместной работы, задавая соответствующие вопросы:
Какие трудности вы испытывали при общении? Что вы чувствовали, когда видели, что ваш партнер вас не понимает? (Раздражение, злость и т.д.) Что вам помогало понять друг друга? Как договаривались на невербальном уровне? Обсуждается позитивный и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования.
3. «Рисование истории»
Задачи: диагностика, коррекция неадекватных моделей поведения, разрешение внутренних конфликтов, снятие эмоционального напряжения. В ходе работы подросткам предлагается нарисовать иллюстрацию к какой-либо его жизненной истории. (Как он получил «двойку», как он поссорился с родителями, одноклассниками, как он провел день рождения, как провел летние каникулы и т.д). Затем учитель/психолог проводит с ребенком обсуждение.
Если предложенный ребенком сюжет носит проблемный характер, ему предлагается нарисовать рисунок на тему, например, «Если бы эта история продолжилась, как бы развивались события?» или «Что бы ты изменил в этой истории к лучшему?» и т.п. Следующие рисунки создаются по принципу комиксов, пока проблемная ситуация не разрешится. После каждого рисунка педагог проводит обсуждение.
Методика работы
Предоставьте ребенку на выбор разнообразные материалы: бумагу разного формата (прекрасным материалом являются обои), краски, пастель, цветные карандаши, толстые и тонкие кисти. При работе с изобразительными материалами предлагайте детям для изображения объектов использовать линии, формы, легкие мазки, жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие цвета, темные и матовые цвета, длинные и короткие, тонкие и толстые фигуры. Просите детей работать быстро. Дети также получают удовольствие от технических приспособлений. Во время упражнений, требующих соблюдения временно го интервала, можно использовать секундомеры, песочные часы.
«Рисуем эмоции»
Основной задачей является проработка различных эмоциональных состояний ребенка (печали, злости, страха, радости, грусти и т.п.). В начале работы попросите ребенка выбрать цвет, который соответствует его настроению и изобразить его на листе (оставить след). Это может быть клякса, прямая или ломаная линии, разнообразные штрихи и т.д. Данная работа может выполняться в виде несвязанных между собой линий, штрихов, символов, а может объединиться в целую картину. В другом варианте рисуется силуэт человека.
Вопросы для размышления:
Как можно назвать это состояние?
На что оно похоже?
Предложите ребенку вспомнить любое событие своей жизни (радостное, счастливое, грустное, печальное и т.п.).
Далее спросите у ребенка, что он при этом испытывал, какие эмоции, в какой части тела, каким цветом можно эти эмоции окрасить? Затем предложите закрасить или заштриховать соответствующим цветом на силуэте человека локализацию эмоции. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть на свою эмоцию со стороны, что он при этом чувствует, что хотел бы сделать с изображением данной эмоции: дорисовать, перерисовать, порвать, помять, сжечь, и т.д.
После выполнения всех желаемых действий с рисунком, поблагодарите ребенка за работу.
МАДОУ д/с «Буратино» с. Кыра
Вашему вниманию представлен опыт применения нетрадиционных методов обучения детей с использованием изотерапии.
Выбор обусловлен несколькими факторами:
Освоение нетрадиционных техник рисования помогает раскрыть личность детей, их творческие способности;
На занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний;
Каждый ребёнок может раскрыться, проявить, показать себя в полной мере;
Данная технология предусматривает проведение совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, которая позволяет развивать у детей коммуникативные способности, внимание, мышление, моторику рук. Особенность технологии заключается в том, что вся деятельность носит игровой и занимательный характер.
Цель данной работы - определить эффективные пути коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методов. Практическая значимость заключается в её направленности на оказание помощи детям, работающим с ними педагогам и родителям.
В своей работе использовала разработанный комплекс методик по развитию связной речи у детей посредством сказки, мнемотехники, игровых упражнений, наглядного моделирования, нетрадиционных приёмов и методов работы с элементами изотерапии, направленный на развитие связной речи.
Например, использование сюжетного нетрадиционного рисования в коррекционной работе часто используется в практике с детьми, имеющими эмоциональные нарушения, напряжённость, тревожность.
Коррекционно-развивающие занятия с элементами изотерапии способствуют психическому и личностному росту детей, помогают в раскрытии интеллектуального потенциала, творческого, нравственного, развития навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми через создание «зоны ближайшего развития».
Рисование на сюжет рассказа с последующим оречевлением своего рисунка - эффективный приём работы над связной речью детей. Рисование на определённый сюжет способствует лучшему его осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность.
Занятия с детьми по картинкам принадлежит методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребёнок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле развития его языка.
Особое внимание уделялось использованию художественного слова при создании рисунков, учили детей отвечать на вопросы, формировали практические умения, развивали речь.
Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются детьми, так как они выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений.
Учитывая, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, необходимо стремиться к тому, чтобы каждое логопедическое занятие носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. Необходимо проводить следующие виды занятий по обучению рассказыванию: занятия по пересказу, рассказывание по картинкам, рассказывание с элементами творчества. При рассказывании дети могут составлять текст коллективно, при этом они могут сами распределять функции: кто будет рассказывать по первому рисунку, кто по второму и третьему, кто будет завершать рассказ. При таком распределении в рассказывание включается вся группа детей. Развитие умений выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания формирует у детей элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие у них наглядно-образного и логического мышления. Развивая моторику через рисование, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению.
В системе работы использовались нетрадиционные средства и методы в развитии связной речи с элементами изотерапии:
Рисунки в технике «Волшебные листья»
Рисунки в технике «Монотипия»
Рисунки в технике «Портреты-натюрморты»
Рисунки в технике «Волшебные ладошки»
Рисунки в технике «Ниткография»
Рисунки в технике «Выдувание рисунков»
Большим успехом пользуется техника «Монотипия» - нанесение рисунка красками на стекло и последующее отпечатывание картинки на бумаге. В результате получаются непредсказуемые кляксы, которые мы старались «довести до ума». Делали несколько отпечатков, обменивались мыслями и ассоциациями по поводу каждого рисунка. Такие обсуждения хорошо развивали воображение детей, речь, стимулировали их на общение друг с другом.
Интересен приём кляксографии (выдувание рисунков). На глазах детей капали на листы бумаги кляксы тушью или гуашью, предлагали им подуть в трубочку для коктейля, « погонять» капельку по листочку, поворачивая его. Дети наблюдали, как сливаются цвета. Поворачивая и рассматривая то, что получилось, дети проявляли свою фантазию, дорисовывали только мелкие детали.
В результате выявления особенностей связной речи был сделан вывод о необходимости разработки и внедрения нетрадиционных форм и методов развития связной речи. Были выявлены особенности таких нетрадиционных форм, как игровые упражнения с элементами ИЗО, наглядное моделирование, ТРИЗ.
Перспективы дальнейшей работы по данной теме мы видим в разработке методических приёмов и форм работы с детьми по формированию связной речи с использованием приёмов формирования рассказывания с элементами творчества, а также повествовательной формы связного высказывания.
Елена Алифанова
Изотерапия – это один из наиболее распространенных и широко применяемых видов арт-терапии. Лечение и решение разнообразных проблем с помощью изобразительного искусства очень популярно и доступно многим. Человек (клиент) может выразить себя, свои мысли, переживания, эмоции и чувства – все, что скрыто в его внутреннем мире – с помощью линий, форм и цветов на бумаге или холсте.
Изотерапия – эффективный и действенный метод, который помогает человеку справиться с негативными эмоциями, снять нервно-психическое напряжение. Для рисования используется широкий спектр материалов : разные краски (гуашь, акварель, акрил и др., карандаши, уголь, пастель, восковые мелки – всё, что оставляет след на бумаге и способно создать рисунок или отпечаток. Несмотря на свою эффективность, изотерапия как отдельная методика лечения и психологической помощи появилась около полувека назад.
Чем и кому будет полезна изотерапия ?
Востребованность изотерапии объясняется тем , что процесс рисования как таковой дает человеку возможность разгрузиться, снять стресс, успокоиться и почувствовать удовлетворение от деятельности. Для детей дошкольного возраста рисование является привычным способом выражения себя, отражения и осмысления своего нового опыта. При работе с ребенком изотерапия дает много информации о ребёнке и его внутреннем мире : о чём он думает, что чувствует, чего боится, кого и что любит и др. Дети в буквальном смысле «говорят» с окружающими через свои рисунки. Грамотный психолог и внимательный взрослый смогут намного быстрее и легче понять ребенка и помочь ему, используя знания изотерапии .
С помощью изотерапии взрослые и дети могут справиться с такими проблемами, как :
Выразить свои эмоции и чувства безопасным для себя и окружающих способом. Изотерапия эффективна в случаях, когда нужно освободиться от психологической зажатости, агрессивности, нервозности, неуравновешенности, ревности, страхов и др.
Низкая самооценка. По статистике от низкой самооценки и неуверенности в себе страдает больше 70% людей. Благодаря практическим упражнениям изотерапии , любой может значительно повысить свою самооценку и стать увереннее.
Проблемы с поведением.
Проблемы в отношениях и/или семейные проблемы.
Хронический стресс и психосоматические заболевания.
Кроме того, занятия изотерапией способствуют раскрытию творческого потенциала и открывают в человеке новые ресурсы и возможности.
Изотерапия , как метод психологической коррекции, помогает сделать более гармоничными эмоции ребенка, адаптирует его к учебному учреждению, способствует развитию творческих способностей.
Все без исключения дети очень любят рисовать. В изотерапии могут использоваться разнообразные материалы для рисования – краски, карандаши, мелки. Даже для самых маленьких детей, которые еще не умеют держать кисточку в руке можно использовать изотерапию . Для этого пригодятся пальчиковые краски и разнообразные мелки. Изотерапия для детей оказывает положительное влияние на их психику. Благодаря рисункам, ребенок выгружает полученную информацию, обрабатывает свой опыт. Многие психологи, только мельком взглянув на рисунок ребенка, способны определить его настроение, выявить проблемы на ранней стадии и, следовательно, своевременно оказать помощь.
Методы и техники изотерапии
Среди распространенных упражнений изотерапии выделим такие :
Предметно-тематические задания – когда учитель дает задание нарисовать рисунок на определенную тему – «Лето» , «Семья» , «Кем я буду, когда вырасту» .
Образно-символические задания – картинки на тему «Добро» , «Мир» , «Счастье» .
Современные методы изотерапии включают в интересные задания :
«Волшебные пятна» - это рисование абстрактных пятен, ассоциирующихся у обучаемых с конкретным предметом.
«Рисование по точкам» помогает определить такие понятия, как части и целое.
«Рисование пальцами» - подходит для малышей даже до 1 года.
Техники изотерапии не стремятся обучить ребенка рисованию, поэтому среди приемов можно найти такие оригинальные занятия :
Марание – пачкание в красках. Помогает избавиться от детской агрессии, гиперактивности
Монотипия – рисование оттисков с помощью одного штампа. Приучает к терпению и трудолюбию.
Кляксография – на листке с одной стороны наносятся пятна, которые отпечатываются на вторую половину.
Рисование по мокрому листу помогает детям расслабиться, сделать более гармоничными их
Рисование продуктами, листьями и другими подручными материалами.
Техника каракулей развивает внимательность и повышает самооценку у ребенка.
Публикации по теме:
В последнее время, мы очень часто слышим об одной из многочисленных методик, разработанных психологами арт- терапии и особенно популярной,.
Изотерапия как нестандартная форма работы с детьми дошкольного возрастаСмысл психологической арт-терапевтической работы с детьми дошкольного.
Консультация для педагогов «Изотерапия с детьми дошкольного возраста детского сада» Консультация для педагогов на тему: «Изо-терапия с детьми дошкольного возраста детского сада»Арт-терапия (от англ. art, искусство) - терапия.
«Я буду работать в кузнице, но не там, где железо и молот, Возьму я себе в союзницы нежную, светлую молодость. Предметы моей романтики на.
Я шла к своей профессии 19 лет. Четыре года назад я почувствовала в себе организаторские способности с детьми. Может они всегда были, но.
Данный материал могут использовать в своей работе логопеды , воспитатели детских садов.
Использование на занятии представленных приёмов изотерапии предоставляет педагогу разнообразные возможности в плане повышения мотивации к выполнению заданий, преодоления негативизма, развития зрительно-моторной координации,мышления, речи.
Упражнение «Закрашиваем зеркало»
Задачи : активизация диалогической речи, закрепление знания названий частей лица, развитие пространственной ориентировки, стимуляция указательного слова «Вот» .
Ход упражнения.
Взрослый сажает ребенка на колени перед большим зеркалом, совместно рассматривается лицо ребенка. Затем взрослый вместе с ребёнком губкой или большой кистью закрашивает зеркало краской,чтобы постепенно смывая краску влажной губкой рассказывать ребенку о его частях лица,стимулировать ребенка к сопряженному или повторному произнесению. В конце игры взрослый несколько раз эмоционально произносит : «Где Саша? Вот!» , побуждая ребенка к активной речи. Важно, чтобы действия по закрашиванию и смыванию краски проводились ребенком или совместно с ребенком, но не самим взрослым.
Упражнение «Овощные печати»
Задачи : развитие слухового внимания, закрепление лексической темы «овощи» , совершенствование умения соотносить ритмы движений со слуховым ритмом, повышение самооценки.
Ход упражнения.
Взрослый демонстрирует ребёнку кусочки овощей (свёклу, томат, тыкву и т. д.) Ребёнок определяет, от каких овощей отрезаны кусочки : в зависимости от речевых возможностей произносит названия сопряженно со взрослым или указывает на соответствующую картинку . Затем взрослый выдаёт ребенку ватман и предлагает поиграть в «директора» ,«начальника» : поставить овощные печати. Взрослый произносит название овоща, ребенок ставит оттиск на ватмане соответствующим кусочком. Опыт овощного рисования способствует процессу формирования адекватной самооценки на бессознательно-символическом уровне.
Упражнение «Рисование ладошками»
Задачи : формирование умения соотносить ритм движений со зрительно-речевыми координациями, снятие психоэмоционального напряжения.
Ход упражнения.
Взрослый предлагает ребенку, воспользовавшись пальчиковыми красками и ватманом, оставить отпечатки ладоней. Одновременно с прикладыванием руки к бумаге ребенок произносит слог
(цепочку слогов ) вслед за взрослым. То же самое упражнение проводится во время рисования подушечками пальцев.
Упражнение «Части тела»
Упражнение проводится при закреплении соответствующей лексической темы.
Задачи : совершенствование соматогностических представлений, активизация слов : нога, рука, ухо, щека, живот .
Ход упражнения.
Взрослый обмазывает части тела (нога, рука, ухо, щека, живот) ребенка пальчиковыми красками, ребенок оставляет «след» на большом ватмане, называет часть тела, которую он «отпечатал» .
Упражнение «Рисуем на льду»
Задачи : активизация слов «кап» , «лед» , развитие тактильного и зрительного восприятия.
Ход упражнения.
Взрослый заранее изготавливает достаточно большой кусок льда. Демонстрирует его ребенку, дает его погладить, затем оставляет кисточкой кляксы на льду, стимулирует ребенка к произнесению «кап» , «лед» .
Упражнение «Салют»
Задачи : активизация слова «салют» , развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Ход упражнения.
На темном фоне взрослый совместно с ребенком размазывает цветные кусочки пластилина, стимулируя ребенка к произнесению слов «салют» , «ура» . Желательно показать ребенку мультимедийную презентацию, видеофрагменты различных салютов. Провести эту игру 9 мая - для того, чтобы слова «праздник» , «салют» закрепились в лексиконе ребенка.
Упражнение «Волшебные нитки»
В арттерапии существует отдельная техника «ниткопись» , на ее основе построено это упражнение .
Задачи : активизация лексикона по выбранной теме, формирование подражания, воображения, развития мелкой моторики.
Ход упражнения.
Взрослый показывает ребенку шерстяные нити разных цветов, предлагая выложить контуры нитью на шероховатой поверхности. Например, контуры овощей и фруктов. Ребенок может выполнять упражнение совместно со взрослым, «рука в руке» или самостоятельно.
Упражнение «Фруктовая картина»
Задачи : активизация лексикона по теме «Фрукты» , ознакомление с окружающим миром, развитие мелкой моторики.
Ход упражнения.
Взрослый демонстрирует ребенку большой лист картона и упаковку из-под сока с изображением фрукта. Взрослый совместно с ребенком вырезает изображение фрукта, просит ребенка наклеить на большой лист и назвать, что он наклеил. Взрослый поручает ребенку собирать и приносить упаковки из-под сока, чтобы составить большую картину .
Упражнение «Фруктовая аппликация»
Задачи : ознакомление ребенка со словами : семя, кожура; развитие воображения.
Ход упражнения.
Взрослый (при изучении натуральных фруктов) предлагает ребенку очистить от кожуры лимон, киви; достать из лимона косточки. На большом листе бумаги или в индивидуальном логопедическом альбоме взрослый предлагает ребенку составить аппликацию : разрезать кожуру лимона на полоски - наклеить солнышко; семя лимона - камушки; кожура - личи - ежик; кожура киви- земля и т. д.
Игра «Магазин»
Задачи : активизация лексикона по выбранной теме.
Ход игры.
Взрослый заготавливает различные тематические наклейки, в зависимости от изучаемой лексической темы. На картоне изображаются прилавки магазина, взрослый совместно с ребенком наклеивает стикеры на «прилавки» , называя изображение.
Игра «Волшебный крем»
Задачи : активизация простых слов, развитие воображения.
Ход упражнения.
Взрослый показывает ребенку детский крем. Далее взрослый рисует кремом (выдавливая из тюбика или размазывая по руке ребенка) различные фигуры, по контурам похожие на какие- либо предметы, названия которых необходимо закрепитьв лексиконе ребенка : часы, весы, бак, изюм и др. Взрослый стимулирует ребенка к произнесению названий. В конце игры можно предложить ребенку поменяться ролями для того, чтобы и он попробовал рисовать кремом на руке взрослого .
Логопед-дефектолог Стаценко Л.В.
С проблемой школьной адаптации сталкивается каждый психолог, работающий в начальной школе. В этот период его работа направлена на быстрейшее приспособление ребенка к новому детскому коллективу.
В нашей школе в силу ее специфики (школа для детей-инвалидов) проблема адаптации и коммуникации значима не только для первоклассников, но и для учащихся всей начальной школы, так как состав класса изменяется ежегодно и дети вынуждены опять адаптироваться в новом коллективе.
Самым проблемным в этом учебном году оказался 2-й класс, который был сформирован на 80% из вновь поступивших детей. У большинства учащихся этого класса был выявлен высокий уровень тревожности при низком уровне коммуникации.
В течение учебного года мы провели в этом классе два блока занятий по программе «Формирование социальных взаимосвязей ребенка в окружающем мире». Первый блок проходил в форме игровых тренингов, второй - в форме арт-терапии. Последняя включала в себя изотерапию и песочную терапию.
Занятия проводили два психолога в закрытой группе из 6 человек. Состав группы оставался неизменным в течение всей программы. Занятия проводились 1 раз в неделю, продолжительность каждого - 60 минут.
Изотерапия чередовалась с песочной терапией, все это составило 11 занятий, объединенных общей темой «Путешествие на волшебную поляну».
Первый этап (занятия 1, 2, 3) отличался пассивностью детей, они ориентировались на лидера. Высокая степень тревожности участников группы отрицалась ими или маскировалась искусственным оптимизмом. Это проявлялось в потребности участников получать высокие оценки своих работ со стороны арт-терапевта.
Второй этап (занятия 4, 5) можно характеризовать повышением тревожности и психического дискомфорта детей. Проявлялась враждебность друг к другу. Самооценка некоторых участников группы понизилась, что выражалось в отрицании своих творческих возможностей.
На третьем этапе (занятия 6, 7) ребята оказались готовы к выражению своих самых разнообразных чувств, которые постепенно стали осознаваться ими. Взаимоотношения в группе приобрели более глубокий и комплексный характер. Участие детей в художественной совместной деятельности дало позитивные изменения. Дети стали более общительны, более внимательны друг к другу.
Четвертый этап (занятия 8, 9, 10) можно отметить усилением тревожности детей. Доброжелательная атмосфера в группе испортилась, участники вели себя шумно, ругались, спорили. Но каждый уже мог постоять за себя и отстоять свою точку зрения. Дети как бы стремились преодолеть страх расставания, сформировались пары. Мы были приятно удивлены, что последнее занятие этого этапа прошло в доброжелательной атмосфере.
Пятый этап - это последнее занятие.
Для оценки эффективности нашей работы мы предлагаем вашему вниманию полное описание первого и анализ последующих занятий.
Лариса ПЕСКОВА,
психолог,
Ольга ЛОСЕВА,
психолог,
школа № 367 (для больных детей и детей-инвалидов), г. Москва
ЗАНЯТИЕ 1.
ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЛШЕБНУЮ ПОЛЯНУ
(песочная терапия, изотерапия)
План занятия
Выбор героев сказочного леса (по три героя)
Рисунок «Нарисуй то место, которое тебе больше запомнилось»
Рефлексия занятия
Материалы
Аудиозапись «Звуки леса»; деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных фигурок, вода; краски, фломастеры, карандаши, кисти, лист А4.
Каждое занятие мы начинали с ритуала приветствия, что позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Мы предложили детям с помощью любимой мягкой игрушки, принесенной из дома, поприветствовать друг друга.
Упражнения на позитивную коммуникацию необходимо проводить каждую встречу и наблюдать за тем, чтобы в него были включены все участники группы.
Для того чтобы детям было легче включиться в основную работу и войти в предлагаемый образ, мы проводим разминку. Разминка представляет собой релаксационные упражнения с использованием музыкального сопровождения. Дети садятся на стулья, поставленные в круг, а психолог читает текст (второй психолог участвует в упражнении вместе с детьми).
Упражнение «Летний лес»
Релаксационное упражнение на регуляцию мышечного тонуса.
Звучит музыка - «Звуки леса».
Мы предлагаем детям сесть удобно, расслабиться.
Психолог. А теперь давайте отдохнем.
Недалеко от моего дома есть лес. Я люблю бывать в нем. Свежий воздух, лесная прохлада всегда притягивали меня. Я быстро надеваю брюки, теплый свитер, кроссовки и отправляюсь в лес.
Я напрягаю ноги, животик, спинку, ручки, лицо. Сильно-сильно...
А сейчас я расслабляю ноги, руки, спинку, лицо...
Дышится легко, ровно, глубоко...
Дорога не утомляет меня, а, наоборот, придает уверенность и силу. Вот он, мой любимый лес!
Все тропинки в нем мне знакомы. Вот эта ведет в березовую рощу. Я направляюсь туда. Дышится легко, ровно, глубоко...
Легкий ветерок качает верхушки деревьев, они раскланиваются со мной, приветствуя меня.
Кругом тишина, только где-то стучит дятел, а птички поют свои незатейливые песенки, радуясь каждому новому мгновению дня. Дышится легко, ровно, глубоко... (Пауза.)
Я вхожу в березовую рощу. Белые стволы берез напоминают мне свечи на праздничном торте. Мое внимание привлекает гриб в коричневой шапочке. Это подберезовик. Я наклоняюсь к нему и вижу еще два маленьких грибочка. Да здесь целая семейка подберезовиков уютно устроилась на зеленой кочке! Свежий воздух пронизывает все вокруг. Дышится легко, ровно, глубоко... (Пауза.)
Насладившись лесной прохладой и тишиной, я возвращаюсь домой.
Упражнение на развитие ассоциативного воображения
Мы просим детей рассказать о своих ощущениях и мыслях во время «путешествия», о том, что они увидели.
Далее дети подходят к песочнице с уже влажным песком (напряженным, тревожным и гиперактивным детям приятнее взаимодействовать с влажным песком: сухой рассыпается, и это их раздражает).
На первом занятии мы показываем возможности песочницы (можно раскопать дно, потрогать песок, выстроить гору), а также в игровой форме вводим правила, которые не позволяют ссориться, бросаться песком, разрушать то, что создает рядом «волшебник».
Территориальная игра
Оборудование: деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных игрушек и предметов, магнитофон, аудиозапись «Шум леса».
Психолог. Вы - Волшебники. Вы задумали отправиться в путь, в путешествие, для того чтобы найти страну, в которой еще никто не жил. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас вы выберете себе по ТРИ героя, которых вы бы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома - все, что будет вам нужно для создания сказочной страны.
Начало сказки (рассказывает психолог)
Итак, в одной сказочной стране, где были поля и долины, где текли реки (проводим впадины в песке, символизирующие речки, разделяя песочный лист на 4 части), на волшебной поляне сказочного леса жили маленькие волшебные жители. У них был домик (в это время детям предлагается поставить свой домик в любое место своей части песочного листа). В нем они жили все вместе (каждый ребенок ставит своих героев рядом с домиком). Как-то раз волшебным жителям наскучило сидеть по своим домикам, и они пошли погулять по волшебному лесу, да и себя показать. Но, о Боже! Вся поляна разделена на части бурными реками, как же могут встретиться все волшебные жители этой поляны?
Дети, используя своих «песочных» героев, продолжают проигрывать сказку, начатую психологом. Специалист в игре детей не участвует, но при этом фиксирует в протоколе стиль поведения участников. Во время территориальной игры задача участников - построить коммуникации между территориями.
Наблюдение: Стиль ситуативной коммуникации «вокруг песочницы» отражал общий характер взаимодействия детей в классе. Участники группы прежде всего стремились захватить территорию друг друга. Эта борьба сопровождалась агрессивными вспышками и конфликтами (не могли поделить место, отгребали друг у друга песок, отнимали игрушки, ругались).
Наконец один из участников группы предложил построить мостик через реку, чтобы пойти в гости к другу. Глядя на него, другой ребенок построил взлетную полосу, для того чтобы гости могли прийти и к нему. Группа спонтанно разделилась на подгруппы (мальчики и девочки).
Окончание сказки (рассказывает психолог)
Вот и встретились все жители этого волшебного леса. Они радостно заплясали, взялись за руки и поняли, что умеют творить настоящие чудеса! А когда наступил вечер, наши жители разошлись по своим домикам. Теперь они могли видеться друг с другом, когда им захочется.
Сейчас мы прощаемся с нашими героями, а в другой раз поучаствуем в их следующих приключениях. Ведь в этой сказочной стране еще много тех, с кем мы не знакомы...
По окончании сеанса участники сами разбирают песочную картину, таким образом закрепляя опыт, приобретенный ими на символическо-бессознательном уровне.
Мы переходим ко второй части нашего занятия - изотерапии.
Рассадив детей за одним большим столом, мы даем инструкцию: «А теперь нарисуй тот персонаж или место в волшебной «песочной» стране, которые тебе больше всего запомнились»
Мы предоставили детям возможность самим выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. Во время работы некоторые дети пользовались карандашами и фломастерами (отказываясь от красок), так как эти средства позволяют детям избежать конфликта со своими чувствами, а также позволяют хорошо контролировать процесс рисования.
Рисунки оказались очень похожими друг на друга: многие дети нарисовали поляну и дерево. Нам было важно, что дети выразили свое психоэмоциональное состояние позитивно.
В конце каждого занятия необходимо подвести итог.
Усадив детей в круг, мы предложили им дать оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (что понравилось - что не понравилось, что было хорошо - что плохо, и почему) и смысловом (зачем мы это делали).
Вот что говорили дети.
Петя: Мне понравилось, что Катя меня спрашивала: «А можно к тебе в гости?»
Оля: А мне не понравилось, что Ваня прилетал без разрешения.
Коля: Я хотел прийти к Пете, а Оля меня не пускала, хотя это была не ее территория.
Ответы детей фиксируются и анализируются, что позволяет на следующем занятии проработать конкретный межличностный конфликт.
ЗАНЯТИЕ 2.
ЗИМНЯЯ ПОЛЯНА
(изотерапия)
План занятия
Рисование фона «Зима»
Рефлексия занятия
Материалы
Аудиозапись «Дыхание любви», краски, цветные карандаши, кисти, ватман.
Схема проведения занятий сохраняется на протяжении всей программы. Релаксационное упражнение изменяется так, чтобы текст подходил по смыслу к теме занятия.
На втором занятии детям было предложено нарисовать фон для будущей картины. Дети начали рисовать кисточками, выливая краску на лист ватмана. Однако кисточками рисовать было неудобно, а хотелось быстрее закончить работу. Тогда Катя начала рисовать руками, нанося краску на ладонь и размазывая ее по листу. Дети тут же подхватили идею и фон на своих произведениях дорисовывали уже руками. В работу не включилась одна Оля. Своим поведением она требовала от психолога уделить ей больше времени и внимания. Возможно, она переживала то, что на данном занятии она не лидер в группе.
ЗАНЯТИЕ 3.
ЗИМНЯЯ ПОЛЯНА
(песочная терапия)
План занятия
Рефлексия предыдущего занятия
Выбор героев зимней поляны (по 3 героя)
Релаксационное упражнение «Волшебная поляна»
Территориальная игра в песочнице
Рефлексия занятия
Материалы
Аудиозапись «Звуки леса», песочница с песком, коллекция миниатюрных фигурок, вода.
Мы продолжили формирование у участников группы моделей позитивной коммуникации с помощью сказкотерапевтической песочной терапии. Детям было предложено продолжить играть в сказку, начатую на предыдущем занятии песочной терапии. Они выбрали тех героев, с которыми играли на прошлом занятии. Многие включились в работу без особого интереса. Видя, что дети пассивны и не включены в работу, мы решили внести изменение в их «картину». А именно: поставили в центр фигурку злодея, от которого нужно спасать сказочный мир. Дети, объединенные одним заданием, начали сотрудничать. Идеи по спасению страны от злодея принадлежали Оле, которая являлась лидером в этой игре, чему была очень рада. Но не все дети принимали ее идеи. Они играли без желания взаимодействовать с кем-либо и только на своей территории.
ЗАНЯТИЕ 4.
ЗИМНЯЯ ПОЛЯНА
(изотерапия)
План занятия
Рефлексия предыдущего занятия
Релаксационное упражнение «Зимний лес»
Упражнение «Раскрась свою лошадку»
Рефлексия занятия
Материалы
Аудиозапись «Дыхание любви», краски, цветные карандаши, кисти, контурное изображение лошадей.
Детям было предложено выбрать по одному контурному изображению лошади. После того как дети сделали свой выбор, мы предложили им раскрасить контурное изображение выбранных ими лошадок.
Во время работы Оля, Катя, Петя и Коля не могли поделить желтую краску. Когда было предложено взять такую же краску из другой коробки, они продолжали бороться именно за эту.
Как известно, насыщенные, кричащие цвета, а также несоответствие цветов могут выражать напряжение. Коля решил перекрасить свою лошадку. Смешав желтую и зеленую краски, он покрасил ее: она получилась зеленоватого цвета.
Катя отложила лошадку и попросила дать еще одну, которую она с одной стороны раскрасила розовым цветом, а с другой двумя цветами: желтым и темно-зеленым.
Петя закрасил свою лошадку темно-красным цветом, смешав красный и бордовый.
Света и Вова не принимали участия в спорах. Света аккуратно раскрашивала лошадку простым карандашом и тихо делала замечания ребятам: «Перестаньте ругаться. Как вам не стыдно?» Глядя на нее, Вова, который также не вступал в спор и долго не приступал к работе, стал раскрашивать лошадку простым карандашом и повторял: «У меня все равно ничего не получится». Света подбадривала его и так же ждала одобрения и поддержки: «У меня тоже получается не очень-то...» В таких ситуациях дети ждут позитивной оценки от арт-терапевта.
Участники группы продемонстрировали разный уровень вовлеченности в групповую работу и различные формы поведения в данной ситуациии.
ЗАНЯТИЕ 5.
ЗИМНЯЯ ПОЛЯНА
(песочная терапия)
План занятия
Рефлексия предыдущего занятия
Выбор героев зимней поляны (по четыре героя)
Релаксационное упражнение «Зима»
Параллельная игра в песочнице (парами).
Рефлексия занятия
Материалы
Аудиозапись «Звуки природы», песочница с песком, коллекция миниатюрных фигурок, вода.
Группа была разделена на три подгруппы. В этом случае на песочной картине мы увидели несколько параллельных миров. В начале игры дети не мешали друг другу, каждая пара играла на своей территории. Лидеры каждой подгруппы (Оля, Катя) находились между собой в конфронтации. Средства коммуникации (дороги, мосты и др.) отсутствовали. Игра сопровождалась агрессивными вспышками и конфликтами, участники обзывали друг друга, нарушали установленные правила, кидаясь песком. Существа в песочнице убивали друг друга, шла война. Дети на этом занятии без сожаления разбирали свою песочную картину.
ЗАНЯТИЕ 6.
ЗИМНЯЯ ПОЛЯНА
(изотерапия)
План занятия
Рефлексия предыдущего занятия
Релаксационное упражнение «Лучик внимания»
Размещение раскрашенных лошадок на листе ватмана с фоном «Зима»
Рефлексия занятия
Материалы
Аудиозапись «Возвращение домой», краски, цветные карандаши, кисти, клей.
Детям была предоставлена возможность разместить раскрашенных ими лошадок на листе ватмана с зимним фоном. Они быстро включились в работу, с интересом рассматривали лошадок, раскрашенных на прошлом занятии, делали друг другу замечания, хвалились каждый своей. Но разместить этих животных на листе оказалось сложной задачей. Дети начали ссориться, не могли поделить место для своих лошадок. Зачинщицей ссоры была Оля. Группа разделилась на две подгруппы:
1. Катя, Оля, Коля, где Оля вела себя агрессивно по отношению к детям второй подгруппы.
2. Петя, Вова, Света.
Вова взял толстую кисть и, обмакнув ее в темно-зеленую краску, разделил лист жирной полосой пополам. Ребята успокоились, так им стало легче доделать начатую работу. Они уже не ссорились. Катя приклеила двух лошадок, одну - на территорию первой подгруппы, а другую - на территорию второй подгруппы, таким образом пытаясь взаимодействовать с группой.
Когда работа была завершена и дети положили кисти, Света решила внести некоторые изменения в картину. В центре, где проходила жирная темная граница, она поверх темно-зеленого цвета наложила светлую краску. Граница осталась, но теперь стала намного уже. Так она смогла выразить свое напряжение.
Несмотря на определенный интерес к работе со стороны участников группы, уровень внутригруппового взаимодействия оказался низким. Это отразилось в том, что композиция так и осталась разделенной на две половины. Некоторые участники группы проявили реакции пассивного компромисса, что свидетельствует об ограниченности их адаптивных возможностей в конфликтной ситуации.
ЗАНЯТИЕ 7.
ВЕСНА НА ВОЛШЕБНОЙ ПОЛЯНЕ
(песочная терапия)
План занятия
Рефлексия предыдущего занятия
Рефлексия занятия
Материалы
Аудиозапись «Дыхание любви», песочница с песком, коллекция миниатюрных фигурок.
На этом занятии дети должны были выбрать по одному сказочному герою. Как оказалось, выбор одной фигурки сделать было сложнее, чем нескольких. Дети затратили много времени на выбор.
Участникам было предложено поместить своего героя на остров и сочинить историю о том, что там могло бы произойти. Петя проявил себя как лидер. Он предложил ввести в игру нового героя - динозавра, от которого надо было спасать остров и его жителей. Дети согласились с его предложением. Петя задавал сюжет игры. Сказочная история получилась динамичной и закончилась победой жителей острова над отрицательным героем. Поскольку дети были объединены общим сюжетом, конфронтации между ними не было.
ЗАНЯТИЕ 8.
РИСОВАНИЕ ФОНА «СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС»
(изотерапия)
План занятия
Рефлексия предыдущего занятия
Релаксационное упражнение «Лес»
Групповая работа по созданию фона «Сказочный лес»
Рефлексия занятия
Материалы
Аудиозапись «Дыхание любви», краски, косметические палочки, кисти, ватман.
На этом занятии возник проблемный момент. После длительного перерыва, который был связан с праздниками, дети пришли очень возбужденными. Они долго усаживались в круг. Оля отказывалась садиться на свободный стул рядом с Катей. Потом все же села, но спиной к группе. Группа развеселилась, участники стали смеяться то над Олей, то над Катей с Петей, которые стали смешить группу. Кричали, друг друга не слушали. Группу собрать было очень сложно, никакие уговоры не помогали. Во время релаксационного упражнения дети немного успокоились. Катя и Петя продолжали хихикать.
Детям было предложено нарисовать фон «сказочного» леса. И первое, что они стали делать, - делить лист: «Это мое». Петя внес порядок в работу и стал рисовать облака. Катя нарисовала солнышко в верхнем левом углу, перешла к другому краю листа и в нижнем правом углу нарисовала елку. Остальные участники рисовали фон зеленой краской.
Во время рефлексии Оля жаловалась на Катю, что та мешала ей все занятие. Вова отметил, что «дурной пример находит на других. Оля меня ударила, и другие тоже стали ко мне цепляться».
Света и Коля отметили, что хотя группа и ссорилась, рисунок они не разделили полосой пополам, а работали все вместе.
ЗАНЯТИЕ 9.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
План занятия
Рефлексия предыдущего занятия
Выбор четырех персонажей (для каждой пары)
Параллельная игра в песочнице (парами)
Релаксационное упражнение «Бабочка-1»
Рефлексия занятия
Материалы
Аудиозапись «Звуки леса», песочница, коллекция миниатюрных фигурок, вода.
На данном занятии инструкция была изменена, мы предложили каждому участнику создавать свою сказочную страну по очереди. Каждый по очереди подходил к «пустыне» и строил то, что считал нужным. Следующий пристраивал к этому что-то свое. Так продолжалось до тех пор, пока участники группы не построили сказочную страну, дополняя друг друга. Процесс строительства проходил очень шумно. Дети не могли дождаться своей очереди. Они были настроены агрессивно по отношению друг к другу, пытались разрушить то, что построил предыдущий участник.
ЗАНЯТИЕ 10.
РИСОВАНИЕ КОСМЕТИЧЕСКИМИ ПАЛОЧКАМИ
(изотерапия)
План занятия
Рефлексия предыдущего занятия.
Релаксационное упражнение «Бабочка -2»
Упражнение на ассоциативное воображение
Раскраска точками выбранных персонажей сказочного леса
Рефлексия занятия
Материалы
Аудиозапись «Дыхание любви», краски, косметические палочки, кисти, контурные изображения животных.
На этом занятии мы предложили детям выбрать нескольких персонажей (в виде контурного изображения животного) и раскрасить их точками с помощью косметических ватных палочек. Такой прием рисования точками часто используется для снятия тревожности. Дети с интересом выбрали себе животных и сразу приступили к изобразительной работе.
Вначале мы предложили им попробовать на отдельном листе бумаги точками нарисовать кто что захочет. Оля нарисовала двухцветную бабочку: одна часть бабочки была зеленой, другая - желтой. Катя нарисовала желтый цветок. Коля - оранжевый цветок. Вова - оранжевые точки и назвал их «цветочной поляной». Коля нарисовал зеленую «лужу». Дети делились красками и не ссорились. После пробного упражнения ребята раскрасили своих животных. Петя заявил, что у него все звери заболели: «Волку нравится болеть и мне нравится болеть. Уроки не делаешь, все за мной ухаживают».
Тогда в дискуссию вступила Катя: «А у меня бабочка выздоровела».
Оля: «А у моего медвежонка ухо заболело, ему зеленкой его мажут. Ой! Уши зеленые получились».
Катя: «Мой дождик заболел».
«Смотрите, сколько болеющих! Грустная картина получилась», - заметила Света.
На этом занятии дети смогли проработать проблемный момент, связанный с их заболеваниями.
ЗАНЯТИЕ 11.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, ИЗОТЕРАПИЯ
План занятия
Рефлексия предыдущего занятия
Групповая игра (выбор по одному персонажу на человека).
Размещение на листе с фоном своих персонажей (раскрашенных точками)
Релаксационное упражнение «Волшебный лучик внимания»
Рефлексия занятия
Материалы
Аудиозапись «Дыхание любви», песочница, коллекция миниатюрных фигурок.
Здесь мы наблюдали модель позитивной коммуникации в группе. Песочная картина была построена с единым центром, территории членов группы не выделялись, игра была подчинена одной идее, то есть дети строили совместную картину, сотрудничали. Последний сеанс изотерапии также показал, что многие дети испытывали потребность обратиться к ранее выполненным работам, пытались завершить или изменить их.
За время проведения блока изотерапии детьми было создано две картины - «Зима» и «Лето». Если «зимняя» картина была разделена детьми на две части (мальчики и девочки), все лошади бежали в разные стороны, как бы убегая друг от друга, фон был жирным, неаккуратным, то «летняя» картина создавалась общими усилиями в доброжелательной обстановке. Наклеивая животных на «летний» фон, дети спонтанно сочиняли истории про них. Звери на картине уже взаимодействовали друг с другом. Например, Оля и Петя наклеили своих животных так, чтобы они (волк и медведь) целовались. Направление взглядов животных устремлено к центру, виден единый сюжет картины.
В конце этого занятия мы вывесили рядом две картины и попросили детей рассказать, какая картина им нравится больше и почему. И дети сами увидели позитивную разницу. В этом мы находим положительный психотерапевтический эффект нашей программы, особенно для тех детей, которые испытывали эмоциональный дискомфорт в коллективе.