Мария Соболева
Картотека игр для развития эмоциональной сферы детей
Картотека игр
на развитие эмоциональной сферы детей
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации педагогам и родителям необходимо объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.
Игра «Детский сад»
Выбираются два участника игры, остальные дети – зрители. Участникам предлагается разыграть следующую ситуацию – за ребенком в детский сад пришли родители. Ребенок выходит к ним с выражением определенного эмоционального состояния. Зрители должны отгадать, какое состояние изображает участник игры, родители должны выяснить, что произошло с их ребенком, а ребенок рассказать причину своего состояния.
Игра «Художники»
Цель: развивать способность и выражать различные эмоции на бумаге.
Участникам игры предъявляются пять карточек с изображением детей с разными эмоциональными состояниями и чувствами. Нужно выбрать одну карточек и нарисовать историю, в которой выбранное эмоциональное состояние является основной сюжета. По окончании работы проводится выставка рисунков. Дети отгадывают, кто является героем сюжета, а автор работы рассказывает изображенную историю.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.
Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:
Радость, добродушие, отзывчивость, жадность;
Грусть, обида, вина, радость;
Трудолюбие, лень, жадность, зависть;
Жадность, злость, зависть, отзывчивость.
В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.
Грусти, огорчается, веселиться, печалиться;
Радуется, веселиться, восторгается, злиться;
Радость, веселье, счастье, злость;
Игра «Кого - куда»
Цель: развивать способность распознавать различные эмоции.
Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств, состояний. Ребенку нужно выбрать тех детей, которых:
Можно посадить за праздничной стол;
Нужно успокоить, подбирать;
Обидел воспитатель;
Ребенок должен объяснить свой выбор, называя признаки, по которым он понял, какое настроение у каждого изображенного на рисунке ребенка.
Игра «Что было бы, если бы.»
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.
Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д.?
Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.
Игра «Что случилось?»
Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, развивать эмпатию.
Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных состояний, чувств. Участники игры поочередно выбирают любое состояние, называют его и придумывают причину, по которой оно возникло: «Однажды я очень сильно,» потому что…» Например, «Однажды я очень сильно обиделся, потому что мой друг….»
Игра «Выражение эмоций»
Цель: Развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у детей положительные эмоции.
Педагог читает отрывок из русской сказки «Баба Яга»:
«Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза».
Дети выражают жалость
Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:
«Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…»
Дети выражают грусть (печаль).
Педагог зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди»:
«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли».
Дети выражают мимикой лица – радость.
Отрывок из сказки «Царевна-змея»:
«Оглянулся казак, смотрит – стог сена горит, а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом: - Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти».
Дети выражают удивление.
Педагог читает отрывок из сказки «Репка»:
«Тянут – потянут, вытащили репку».
Дети выражают восторг.
Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»:
«Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…»
Дети выражают испуг.
Отрывок из русской народной сказки «Терешечка»:
«Старик вышел, увидел Терешечку, привел к старухе – пошло обнимание!»
Дети выражают радость.
Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба»:
«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут».
Дети выражают мимикой лица печаль.
В конце игры отметить тех детей, которые были более эмоциональными.
«Крошка Енот»
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.
Один ребенок – Крошка Енот, а остальные его отражение («Тот, который живет в реке».) Они сидят свободно на ковре или стоят в шеренге. Енот подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, интереса, радости, а дети точно отражают их с помощью жестов и мимики. Затем на роль Енота поочередно выбираются другие дети. Игра заканчивается песней «От улыбки, станет всем теплей».
Картотека игр и упражнений
ЭМОЦИЯ ГНЕВ
Гнев, злость
Гнев – одна из важнейших эмоций человека, и в тоже время одна из самых неприятных.
Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но одновременно и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Поэтому наша задача помочь ребенку избавиться от накопившегося гнева конструктивными методами, т. е. мы должны научить дошкольника доступным способам выражения гнева, не причиняющим вреда окружающим.
Игра «Ласковые лапки»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.
Ход игры: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть: взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверек прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
Упражнение “Злюка”.
Цель: развивать способность распознавать ми различные эмоции с помощью мимики и пантомимики.
Детям предлагается представить, что в одного из ребенка “вселились” злости и гнев и превратили его в Злюку. Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка. Все вместе читают небольшое стихотворение:
Жил (а)-был (а) маленький (ая) мальчик (девочка).
Маленький (ая) мальчик (девочка) сердит (а) был (а).
Ребенок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками). При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребенка.
Игра «Волшебные мешочки»
Цель: снятие психонапряжения детей.
Детям предлагается сложить в первый волшебный мешочек все отрицательные эмоции: злость, гнев, обиду и пр. В мешочек можно даже покричать. После того, как дети выговорились, мешочек завязывается и прячется. Затем детям предлагается второй мешочек, из которого дети могут взять те положительные эмоции, которые они хотят: радость, веселье, доброту и пр.
Упражнение «Закончи предложение»
«Злость – это когда…»
«Я злюсь, когда…»
«Мама злится, когда…»
«Воспитатель злится, когда…»
«А теперь закроем глаза и найдем на теле место, где у вас живет злость. Какое это чувство? Какого оно цвета? Перед вами стоят стаканы с водой и краски, окрасьте воду в цвет злости. Дальше, на контуре человека найдите место, глее живет злость, и закрасьте это место цветом злости».
Упражнение «Уходи, злость, уходи!»
Цель: снятие агрессивности.
Играющие лежат на ковре по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы быть ногами по полу, а руками по подушкам, с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, спокойно лежат, слушая спокойную музыку, еще 3 минуты.
Картотека игр и упражнений
Эмоция Удивления
Удивление - это самая кратковременная эмоция. Удивление возникает внезапно. Если у вас есть время подумать о событии и порассуждать о том, удивляет вас произошедшее или нет, значит, вы не испытали удивления. Вы не можете удивляться долго, если только поразившее вас событие не открывается для вас своими новыми неожиданными гранями. Удивление никогда не растягивается. Когда вы перестаете испытывать удивление, то оно исчезает зачастую так же быстро, как и возникло.
Упражнение «Закончи предложение».
«Удивление – это, когда…»
«Я удивляюсь, когда…»
«Мама удивляется, когда…»
«Воспитатель удивляется, когда…»
Упражнение "Зеркало".
Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что-то сказочное, и удивиться. Обратить внимание детей на то, что каждый человек удивляется по-своему, но, несмотря на разницу, в выражениях удивления всегда есть что-то похожее. Вопрос:
Что общего в том, как вы изображали удивление?
Игра "Фантазии".
Предлагается детям продолжить начало удивительных приключений:
К нам пришел слон.
Мы оказались на другой планете.
Внезапно исчезли все взрослые.
Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах.
Этюд Фокус на выражение удивления
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
Этюд "Погода изменилась".
Детям предлагается представить себе, как вдруг, неожиданно для всех, закончился дождь и выглянуло яркое солнышко. И это произошло так быстро, что даже воробьи удивились.
Что с вами произошло, когда вы представили себе такие неожиданные перемены в погоде?
h4]]Картотека игр и упражнений
Эмоция Страх
Это одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец; связана с ощущением опасности. Уже в первые месяцы жизни ребенок начинает пугаться, сначала резких звуков, затем незнакомой обстановки, чужих людей. С ростом ребенка часто вместе с ним растут и его страхи. Чем больше расширяются знания малыша, и развивается фантазия, тем больше он замечает опасностей, которые подстерегают каждого человека. Грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, но в любом случае страхи мешают ребенку жить. Они его тревожат и могут вызвать невротические расстройства, которые проявляются в виде тиков, навязчивых движений, энуреза, заикания, плохого сна, раздражительности, агрессивности, плохом контакте с окружающими, дефиците внимания. Это далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым приводит не преодоленный детский страх.
Страхам особенно подвержены ранимые, чувствительные, повышено самолюбивые дети. Самые распространенные страхи у дошкольников – это страх темноты, ночных кошмаров, одиночества, сказочных хулиганов, бандитов, войны, катастроф, уколов, боли, врачей.
Помочь ребенку преодолеть появившиеся страхи должны взрослые, и в первую очередь, родители.
Упражнение «Одень страшилку».
Цель: дать детям возможность по - работать с предметом страха.
Педагог заранее готовит черно-белые рисунки страшного персонажа: Бабу- Ягу. Он должен «одеть его» при помощи пластилина. Ребенок выбирает пластилин нужного ему цвета, отрывает маленький кусочек и размазывает его внутри страшилки. Когда дети «оденут» страшилку, они рассказывают о ней группе, что этот персонаж любит и не любит, кого боится, кто его боится?
Упражнение «Дорисуй страшного».
Цель: помочь детям в проявлении чувств по отношению к предмету страха.
Ведущий заранее готовит незавершенные черно – белые рисунки страшного персонажа: скелета…Он раздает детям и просит дорисовать его. Затем дети показывают рисунки и рассказывают истории про них.
Упражнение «Азбука настроений».
Цель: научить детей находить конструктивный выход из ситуации, ощущать эмоциональное состояние своего персонажа.
«Посмотрите, какие картинки я вам принесла (кошка, собака, лягушка). Все они испытывают чувство страха. Подумайте и решите, кого из героев сможете показать каждый из вас. При этом надо сказать о том, чего боится ваш герой и чего надо сделать, чтобы его страх пропал.
Упражнение «Конкурс боюсек».
Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх поговорить о нем.
Дети быстро передают мяч по кругу и заканчивают предложение: «Дети боятся…». Кто не сможет придумать страх, выбывает из игры. Повторяться нельзя. В конце определяется победитель конкурса «боюсек».
Упражнение «Рыбаки и рыбка».
Цель: снятие психомышечного напряжения, страха прикосновения.
Выбирается две рыбки. Остальные участники встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки – образуя собой «сеть». Ведущий объясняет детям, что маленькая рыбка случайно попалась в сеть и очень хочет выбраться. Рыбка знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом задевают ее по спине, слегка поглаживают, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они вместе берутся за руки и становятся сетью.
Игра «Пчелка в темноте»
Цель: коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.
Ход игры: пчелка перелетала с цветка на цветок (используются детские скамейки, стульчики, тумбы разной высоты, мягкие модули). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка. Используется детский столик или высокий стул (табуретка, под который залезает ребенок. Незаметно наступила ночь, и лепесточки стали закрываться (столики и стулья покрываются материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что кругом темно. Тут она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается, и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок. Игру можно повторять, усиливая плотность ткани, тем самым увеличивая степень темноты. Игра может проводиться с одним ребенком или с группой детей.
Упражнение «Воспитай свой страх».
Цель: коррекция эмоции страха.
Дети вместе с педагогом придумывают, как воспитать страх, чтобы сделать страшилку доброй, пририсовать ей воздушные шары, нарисовать улыбку, или сделать страшилку – смешной. Если ребенок боится темноты, нарисовать свечку и т. д.
Упражнение «Мусорное ведро».
Цель: снятие страхов.
Ведущий предлагает рисунки страхов разорвать на мелкие кусочки и выбросить в мусорное ведро, тем самым, избавляясь от своих страхов.
Картотека игр и упражнений
Эмоция Радость
Фактором, отражающим эмоциональное благополучие ребенка, является состояние удовольствия и радости. Радость характеризуется как приятное, желанное, позитивное чувство. При переживании этой эмоции ребенок не испытывает ни психологического, ни физического дискомфорта, он беззаботен, чувствует себя легко и свободно, даже движения его становятся легче, сами по себе принося ему радость.
В детские годы эмоция радости может быть вызвана вполне определенными видами стимуляции. Ее источником для ребенка является ежедневное общение с близкими взрослыми, проявляющими внимание и заботу, в игровом взаимодействии с родителями и сверстниками. Эмоция радости выполняет важную функцию в формировании чувства привязанности и взаимного доверия между людьми.
Для знакомства с эмоцией радости используются различные упражнения.
Упражнение на разыгрывание историй.
Цель: развитие выразительных движений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать собственное.
«Сейчас я расскажу вам несколько историй, и мы попробуем их разыграть, как настоящие актеры».
История 1 «Хорошее настроение»
«Мама послала сына в магазин: «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты,- сказала она,- мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение».
Выразительные движения: походка - быстрый шаг, иногда вприпрыжку, улыбка.
История 2 «Умка».
«Жила- была дружная медвежья семья: папа медведь, мама медведь и их маленький сыночек- медвежонок Умка. Каждый вечер мама с папой укладывали Умку спать. Медведица его нежно обнимала и с улыбкой пела колыбельную песенку, покачиваясь в такт мелодии. Папа стоял рядом и улыбался, а потом, начиная подпевать маме мелодию».
Выразительные движения: улыбка, плавные покачивания.
Игра с зеркалом.
«Сегодня мы с вами попытаемся встретиться со своей улыбкой в зеркале. Возьмите зеркало, улыбнитесь, найдите ее в зеркале и закончите по очереди предложение: «Когда я радуюсь, моя улыбка похожа на…»
Этюд «Встреча с другом»
У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!
Упражнение «Изобрази…»
Цель: закрепление у детей полученных знаний о чувстве радости. «Давайте поиграем в игру, я назову по имени одного из вас, брошу ему мяч и попрошу, например, «… изобрази радостного зайчика».
Тот из вас кого я назову, должен поймать мяч, изображая зайчика, говорит следующие слова: «Я – зайчик. Я радуюсь, когда…»
Составители: Соболева М. Ю., Сушкова В. С.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ, СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ, РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ
«Давайте поздороваемся»
Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.
Ход игры: В начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.
«Опиши друга»
Цель: развитие наблюдательности и умения описывать внешние детали.
Ход игры: упражнение выполняется в парах (одно-временно всеми участниками). Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребёнок точен.
«Сижу, сижу на камушке»
Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку сверстнику.
Ход игры: Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком. Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем,
А кто ж меня верно любит,
А кто ж меня сменит,
Меня сменит-переменит,
Еще приголубит?
После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО САМООЩУЩЕНИЯ, УМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ ЭМОЦИИ, НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
«Волшебный стул»
Ход игры: Один из детей садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
«Клеевой дождик»
Цель: развитие чувства коллектива, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими.
Ход игры: Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и таким вот «паровозиком» (склеившимися дождевыми капельками) начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия; необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие валуны, проползти под сту-лом и т.д.
«Менялки игрушек»
Цель: игра учит детей взаимодействовать с окружающими при помощи невербальных средств общения.
Ход игры: Все дети встают в круг, каждый держит в руках какую-нибудь игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до десяти. За это время игра-ющие меняются предметами. Все действия выполнятся молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Водящий входит в круг, его задача - угадать, кто с кем поменялся игрушками.
УСПОКАИВАЮЩИЕ ИГРЫ
«Волшебное перо»
Цели и описание: Эта поэтическая игра - прекрасная возможность для детей расслабиться и сконцентрировать свое внимание. Она укрепляет привязанность каждого отдельного ребенка к вам как ведущему группы, так что вам легче будет привлечь внимание детей. Одновременно тренируется телесное сознание детей, в особенности их тактильное чувство. Игра вызывает детей высокий интерес. Они охотно касаются друг друга «волшебным» пером. Здесь каждый получает шанс на короткое время без затруднений оказаться в центре внимания.
Поначалу ошибку приблизительно на сантиметр вы можете считать все еще хорошим результатом. Если ребенок оказался слишком далеко от цели, вы можете отметить: «Ты почти попал!» Затем укажите ему на правильное место большим и указательным пальцами.
Материалы: большое красивое перо (им, воображаемым, могут служить кончики ваших собственных пальцев).
Возраст участников: с 3 лет.
Инструкция (ведущий детям): «Сядьте в круг на пол. У меня есть волшебное перо, которым я буду касаться разных частей вашего тела. Оно приятно на ощупь, а его при-косновение будет вселять в вас бодрость и веселье. Поочередно я буду подходить к каждому из вас. Ребенок, рядом с которым я останавливаюсь, закрывает глаза. Тогда я нежно касаюсь волшебным пером его лица, шеи, ладони или руки. Не открывая глаз ребенок должен дотронуться указательным пальцем до того места, которого коснулось перо. Потом он может открыть глаза, а волшебное перо коснется другого ребенка».
(Прикоснитесь пером к каждому ребенку. Помните о том, что дети учатся наблюдая. Работая с более старшими детьми, через некоторое время вы сможете доверить волшебное перо одному или нескольким детям.).
«Клубочек»
Цель: обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.
Ход: Расшалившемуся ребенку предлагается смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинают сматывать его, так сразу же и успокаиваются.
Модификация: Воспитатель может предложить ребенку «вытаскивать» из своей одежды (на спине) воображаемые перышки: большие и совсем мелкие. Далее попро-сить ребенка сказать, перья каких птиц он уже вытащил.
«Печем пирог»
Цель: снятие напряжения, обучение бережному отношению к другому, развитие воображения. Материал: одеяло или плед.
Ход: Кого-нибудь из детей накрывают одеялом и предлагают лечь на ковер лицом вниз. Потом его гладят руками, «просеивают муку», «раскатывают», «замешивают», «втыкают изюм» или «обмазывают вареньем». Затем «пирог» переворачивают и украшают. «Пирог» сам скажет, когда он будет готов. Его разворачивают, и он поднимается, румяный, горячий, будто из печки. Упражнение проделывают с теми, кто захочет.
«Слон у папы на спине»
Цель: снятие напряжения, создание положительных эмоций, развитие воображения.
Ход: Дети, пожелавшие участвовать в игре, лежат под одним одеялом на животе, закрыв глаза. Взрослый водит одним или несколькими пальцами по их спинкам, как бы рисуя очертания разных предметов. Если это окажется трудным для разгадывания, можно «пустить побегать» по спинкам разных животных: кошку, муравья, слона. Ведь походка у животных разная и движениями рук возможно ее воспроизвести.
«Тихий час для мышат»
Ведущий предлагает детям превратиться в мышат. Показать, как они откусывают кусочки сыра - обедают. Гладят свои животики - наелись. Возвестить сонным писком, что хотят спать. Затем дети-мышата укладываются на коврик «спать». Включается музыка для релаксации.
«Из семечка - в дерево»
Цель: обучение выразительным движениям, релаксация.
Ход: Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, вобрать голову, закрыть ее руками). Взрослый-садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети-семечки медленно поднимаются). У него раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент - и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), росток превращается в прекрасный сильный цветок. Приходит лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кон-чиками пальцев дотянуться до соседей).
Но вот подул холодный ветер, наступила осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой раскачивания руками, головой, телом, сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Время идет, пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко теперь ему тепло и спокойно. Скоро опять весна, и оно оживет.
Воспитатель ходит между детьми, показывает им движения. После того как дети «сворачиваются на полу, взрослый подходит к каждому ребенку, гладит его.
ИГРЫ ДОВЕРИЯ
Холмогорова В. «Школа добрых волшебников»
Они помогают детям испытывать положительные чувства друг к другу и формируют атмосферу сотрудничества. Использовать эти игры можно тогда, когда дети чувствуют себя довольно уверенно в коллективе.
«Прогулка с завязанными глазами»
Цель: игра способствует доверию и формирует ответственность за другого человека.
Ход: Дети, по желанию, разбиваются на пары - ведомого е завязанными глазами и ведущего. Ведущий берет ведомого за руку и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает и как избежать падения или столкновения с вещами. Ведомый должен полностью доверять ведущему. Попросите детей поменяться ролями через некоторое время. В конце упражнения обсудите чувства детей во время игры, в какой роли им больше всего понравилось.
«Лабиринт»
Цель: тренирует умение соотносить действия с партнером, формирует доверие и сплоченность.
Ход: Из стульев, повернутых друг к другу спинками, воспитатель строит на полу запутанный «лабиринт» с узкими переходами. Затем говорит детям: «Сейчас вам предстоит пройти весь лабиринт. Но это не простой лабиринт: его можно пройти вдвоем только повернувшись лицом друг к другу. Если вы хоть раз обернетесь или рас-цепите руки, двери лабиринта захлопнутся и игра остановится».
Дети делятся на пары, становятся друг к другу лицом, обнимаются и начинают медленно проходить лабиринт. При этом первый ребенок идет спиной, повернувшись лицом к партнеру. После того как первая пара пройдет лабиринт, начинает движение вторая. Дети вместе со взрослым наблюдают за ходом игры.
ИГРЫ ДЛЯ ОТРЕАГИРОВАНИЯ АГРЕССИИ, СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ
Разогрев-упражнение «Шум растет»
Ход: Ведущий говорит: «Ребята, мы сегодня научимся играть в новую игру, где «разговаривать» будут ваши щечки и горлышки. Называется игра «Шум растет». Представьте, что на свете жил-был маленький Шумок. Разговаривал он так: «Ш-ш-ш». Но Шумок постепенно рос, взрослел и разговаривал уже по-другому: «Ж-ж-ж-ж!». Наконец, Шумок превратился в настоящий Шум: «Ж-жжжж. Давайте все вместе покажем, как рос Шумок.
Инструкция (педагог детям): «Скажите, кого из вас часто ругают за то, что он кричит? Для нашего упражнения как раз требуются такие ребята. Давайте разделимся на две группы и посоревнуемся в крике. А один из вас отойдет в сторону, назначим его судьей - он будет решать, какая группа сумеет громче и дружнее крикнуть. Кричать будем так: сначала начнем на корточках и не очень громко. Затем будем постепенно подниматься на ноги, одновременно усиливая крик и поднимая вверх руки. По взмаху моей руки нужно мгновенно замолчать и опустить руки. Прежде чем начинать, я еще раз напом-ню, что побеждает не обязательно самая громкая, но самая дружная группа».
«Нехочухи»
Инструкция: «Ребята, большинство из вас умеют быть послушными детьми. Сегодня мы немного поучимся не слушаться, а точнее - говорить «нет» разными частями своего тела. Упражнение будем выполнять вместе, в первый раз я покажу его вам сама. Начнем с головы. Сказать «нет» головой - значит интенсивно помотать ею в разные стороны, постепенно увеличивая скорость, как будто хотим сказать «нет, нет, нет». Теперь попробуем говорить «нет» руками, помашем перед собой сначала правой, по-том левой рукой, а затем обеими вместе, как будто хотим от чего-то отказаться, оттолкнуться. Дальше перейдем к ногам. Взбрыкните сначала правой ногой, потом левой, потом поочередно. Старайтесь вкладывать силу в каждое движение. Можно присоединить и голос. Попробуйте на каждое движение выкрикивать «нет» все громче и громче.
«Воробьиные драки»
Цель: снятие физической агрессии.
Ход: Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры («лечат крылышки и лапки у доктора Айболита»). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.
«Рвакля» (с 3 лет)
Цель: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии.
Материал: ненужные газеты, журналы, бумаги; широкое ведро или корзина.
Ход игры: Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек они отлично пружинят.
«Минута шалости»
Цель: психологическая разгрузка
Ход: Ведущий по сигналу (удав в бубен, свисток, хлопок в ладоши) предлагает детям пошалить: каждый делает, что ему хочется прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.
Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу развития эмоционально-волевой сферы.
Задачи: создать благоприятный эмоциональный настрой родителей; познакомить с особенностями развития эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста; научить с помощью игровых упражнений развивать эмпатию детей, умение выражать собственные эмоции и понимать эмоции других, умение снижать эмоциональное и мышечное напряжение, умение регулировать свое состояние и поведение.
- «Давайте познакомимся!». Участники прикалывают бейджики со своими именами, чтобы было легче обращаться друг к другу.
- Мини-лекция «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника»
Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и т.д. К классу эмоций относятся также чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным нациям, способны безошибочно воспринимать выражения человеческого лица.
Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния человека, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Психологический практикум: Игра «Продолжи фразу»
Цель. Развитие умения выражать собственные эмоции.
Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т.д.(Обратить внимание на различие слов «огорчение» и «обида». Они отличаются? Чем? Что означает каждое из них?)
Большинство ученых, как и обычные люди, неспециалисты, делят эмоции на положительные и отрицательные, на позитивные и негативные . Подобная несколько обобщенная классификация эмоций в целом правильна и полезна, и все-таки понятия “положительное”, “отрицательное”, “позитивное” и “негативное” в приложении к эмоциям требуют некоторого уточнения. Такие эмоции, как гнев, страх и стыд, зачастую безоговорочно относят к категории отрицательных или негативных. И в то же время известно, что вспышка гнева может способствовать выживанию индивида или чаще - защите личного достоинства, сохранению личностной целостности, исправлению социальной несправедливости. Полезным для выживания может стать и страх; он, как и стыд, выступает регулятором агрессивности и служит утверждению социального порядка. Неоправданные, беспричинные вспышки гнева или страха могут привести к негативным последствиям, как для человека, испытывающего гнев или страх, так и для его окружения, но к таким же последствиям может привести и радость, если в ее основе лежит злорадство, если радостное переживание связано с чрезмерным возбуждением или вызвано скрытыми мотивами.
Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они сказываются на различных аспектах биологического, физиологического и социального функционирования человека. У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица. Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем (Симонов, 1975). Пульс разгневанного или испуганного человека может на 40-60 ударов в минуту превышать нормальный. Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейро-физиологические и соматические системы организма. Эти изменения неизбежно сказываются на восприятии, мышлении и поведении индивида, и в крайних случаях могут приводить к соматическим и психическим нарушениям. Если же адекватное эмоции поведение по тем или иным причинам невозможно для индивида, ему грозят психосоматические расстройства.
Если вы покопаетесь в своей памяти, то наверняка вспомните мгновения, когда вам приходилось испытывать страх - и у вас бешено колотилось сердце, прерывалось дыхание, дрожали руки, а ноги становились ватными. Может быть, вам удастся припомнить, как вас охватывал гнев. В такие мгновения вы ощущали каждый удар гулко бьющегося сердца, кровь приливала к лицу, а все мышцы были напряжены и готовы к действию. Вам хотелось броситься на обидчика с кулаками, чтобы дать выход этому напряжению. Вспомните минуты горя или печали, - наверняка тогда вы ощущали непонятную, необъяснимую тяжесть во всех членах, а ваши мышцы были вялыми и безжизненными. Вы чувствовали тупую, ноющую боль в груди, слезы текли у вас по лицу, или вы, стараясь сдержать их, вздрагивали от беззвучных рыданий.
Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, - мощной или едва выраженной - она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать. Разумеется, при сглаженных, неотчетливых эмоциях соматические изменения выражены не столь ярко, - не достигая порога осознания, они часто остаются незамеченными. Но не стоит преуменьшать значения подобных безотчетных, подпороговых процессов для организма. Соматические реакции на умеренную эмоцию не столь интенсивны, как бурная реакция на яркое эмоциональное переживание, но продолжительность воздействия подпороговой эмоции может быть очень долгой. То, что мы называем “настроением”, обычно формируется под воздействием именно таких эмоций.
Поэтому очень важно развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.
В настоящее время, к сожалению, в процессе воспитания и обучения детей доминирует тяга взрослых к интеллектуальному развитию дошкольников? Однако только согласованное функционирование двух систем - интеллекта и эмоциональной сферы - может обеспечить успешное выполнение любого вида деятельности.
Исследования отечественных специалистов показали, что возрастной период от пяти до семи лет является сенситивным (чувствительным) для развития эмоциональной сферы. Поскольку ведущим видом деятельности (деятельности, в процессе которой развитие ребенка происходит «семимильными шагами») в этом возрасте является игра, именно в игре целесообразно развивать эмоциональную сферу ребенка-дошкольника.
Психологи отмечают, что «ребенок научается понимать других и только потом научается понимать себя». Поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка должно начинаться не со знакомства ребенка с собственными эмоциями, а со знакомства с различными эмоциями, с постепенного научения малыша распознавать, улавливать состояние близких ему людей. Задача взрослого- дать детям еще один ключ к пониманию эмоций других людей.
Для отработки навыка понимания эмоций (своих и сверстников) дети в игровой форме могут демонстрировать различные эмоциональные состояния и отгадывать изображенные другими эмоции и чувства («Тренируем эмоции», «Лото настроений», «Продолжи фразу»). По мнению специалистов, имитация детьми разных эмоциональных состояний может служить психопрофилактическим средством, поскольку выполнение мимических и пантомимических упражнений помогает предотвратить перерастание некоторых эмоций в патологию. Кроме того, поскольку детям зачастую еще довольно трудно вербализовать собственные эмоции, необходимо дать им возможность отреагировать эмоции на невербальном уровне.
Психологический практикум: Игра «Лото настроений»(или этюды)
Цель. Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.
На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию. (То же самое проводится со взрослыми).
Нужно помогать ребенку понимать его эмоции и чувства, показывать ему, как можно справляться с неприятными состояниями, расширять запас слов, соответствующих его переживаниям. С такой задачей может справиться и педагог, и родители.
Одним из способов взаимодействия с ребенком становится работа по формированию эмпатии. ЭМПАТИЯ (от греч. – сопереживание) - способность человека представить себя на месте другого человека, понять его состояние, переживания.
Психологи считают, что развивать эмпатию можно в процессе совместной деятельности с ребенком. Особенно полезным может стать совместное чтение. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств и переживаний. Очень важно дать ребенку возможность проявить именно переполняющие его чувства, а не те, которых ждут от него взрослые. Полезно поговорить с ребенком о том, какие чувства могут испытывать, по его мнению, герои сказки, причем не только главные герои и не только положительные персонажи.
Еще одним способом развития эмпатии является ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место другого, оценить свое поведение со стороны.
Подобные методы (чтение, беседы, разыгрывание ситуаций) помогут детям осознать, как важно побыть на месте обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе. Научившись сопереживать другим, ребенок научится понимать их поступки, брать на себя ответственность за свои действия, а не сваливать вину на сверстников.
Эмоциональные дети (боязливые или шумные) нуждаются в двигательной физической активности. Можно использовать «агрессивные игры» («Уходи, злость, уходи», «Подушечные бои», «Необычное сражение», «Обзывалки» и др.). Ввести дома правило «Часа тишины» и «Часа можно» (как ритуал).
Психологический практикум: Игра «Обзывалки»
Цель. Обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния.
Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть (по договоренности с группой) названия деревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей и др.
Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…» и сопровождаться взглядом на партнера. Например: «А ты - морковка!». В заключительном круге играющие должны сказать соседу что-то приятное, например: «А ты - солнышко!»
После прохождения последнего круга необходимо обсудить, что было приятнее слушать и почему. Часто дети приходят к выводу, что приятнее говорить товарищу добрые слова, в этом случае и самому становилось хорошо. Кроме того, дети отмечают, что иногда даже необидное слово, если оно сказано грубым голосом или сопровождается угрожающими жестами, может быть неприятным для человека.
Игра для взрослых «Бумажный бум». 2 команды, друг напротив друга, получают бумажные листы, мнут их. Задача: перебросить свои мячи на противоположную сторону. Игра позволяет выплеснуть агрессию, напряжение с помощью неагрессивных форм двигательной активности.
Данная игра, с одной стороны, очень безобидна и весела, но мы рекомендуем обратить внимание на то, что участники транслируют, как невербально, так и вербально, в процессе этой игры. Ведущему важно контролировать те эмоции, которые транслируют участники, таким образом, чтобы, с одной стороны, у них была возможность прожить и выплеснуть их, а с другой стороны, чтобы это проживание не стало причиной создания новой проблемной ситуации, связанной с повышением уровня небезопасности в группе.
Дошкольный возраст - это период формирования произвольности поведения (сознательного управления своим поведением, своими внешними и внутренними действиями). У ребенка в процессе воспитания и обучения, под влиянием требований взрослых и сверстников формируется возможность подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться цели, преодолевая возникающие трудности. Он овладевает умением контролировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель, не вертеться, не вскакивать. Управление собственным телом нелегко дается ребенку. Вначале это особая задача, которая требует внешнего контроля за собой, – ребенок может оставаться относительно неподвижным только в то время, когда он смотрит на положение своих рук, ног, туловища, следит, чтобы они не вышли из подчинения. Только постепенно дети переходят к контролю за положением своего тела на основании мышечных ощущений.
Также дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. С помощью взрослого ребенок учится ставить перед собой специальные цели – запомнить поручение взрослого, понравившийся ему стишок, решить поставленную задачу определенным способом и т.п.
Однако в течение еще нескольких лет (младшего школьного возраста) невозможно требовать от ребенка, чтобы он полностью подчинял поведение собственным волевым усилиям или приказаниям и просьбам взрослых. Обучение детей навыкам саморегуляции желательно проводить в процессе ведущей для дошкольного возраста деятельности - игры. Именно в игре дети могут научиться соподчинять мотивы, следовать общепринятым нормам поведения.
Необходимо помнить то, что игры, развивающие саморегуляцию, являются именно играми (Игра «Повтори движения», Игра «Час тишины – час можно», Игра «Молчание», Игра «ДА и НЕТ», Игра «Говори»), а не физическими упражнениями, и перед игрой необходимо задать образ и словесно описать ситуацию. Важно, чтобы движение сопровождалось положительными эмоциями.
И еще немаловажное условие коррекционной и профилактической работы по формированию навыков саморегуляции: после проведения игры необходимо поговорить с детьми (в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями) об их эмоциональном состоянии, об изменениях, которые произошли в процессе или после игры. В противном случае игра может стать не коррекционным инструментом, а только лишь развлечением (хотя и в этом случае ребенок имеет возможность расслабиться, получить удовольствие, стабилизировать свое состояние).
Психологический практикум: Игра «ДА и НЕТ»
Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия.
При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы.
Ты девочка? Соль сладкая?
Птицы летают? Гуси мяукают?
Сейчас зима? Кошка – это птица?
Мячик квадратный? Зимой шуба греет?
У тебя есть нос? Игрушки живые?
Умение регулировать собственное эмоциональное состояние- одно из важнейших в жизни каждого человека. Психологи рекомендуют для снижения эмоционального напряжения стремиться к устранению мышечных зажимов. Мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой, и мышечное напряжение - это проявление неприятных эмоций (страха, гнева и др.). Поэтому расслабление мышц - это внешний показатель положительных эмоций, спокойного состояния ребенка, уравновешенности, удовлетворенности.
Расслабление мышц (релаксация) является как фактором снижения эмоциональной напряженности, так и фактором подготовки условий для перехода от бодрствования ко сну.
Игры и упражнения на релаксацию помогают тренировать подвижность основных нервных процессов и особенно полезны для нерешительных, тревожно-мнительных, склонных к длительным переживаниям людей.
Регулярное выполнение подобных упражнений, как правило, не требующих длительной подготовки и не отнимающих много времени, поможет детям научиться регулировать свое состояние, обрести состояние душевного покоя и равновесия.
Для того чтобы релаксационные упражнения оказались более эффективными, необходимо соблюдать при их выполнении некоторые условия:
- перед тем как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы;
- напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление - быстро, чтобы лучше почувствовать контраст;
- напряжение надо осуществлять на вдохе, а расслабление - на выдохе.
Дети-дошкольники, если взрослые помогают им в этом, в состоянии овладеть приемами саморегуляции, применять в сложных ситуациях приемлемые способы выражения негативных эмоций. Для этого с детьми необходимо говорить о том, что такое гнев, страх, обида и другие негативные эмоции. О том, почему с этими эмоциями так трудно жить, почему надо работать над собой, управлять и владеть собой.
Психологический практикум. Эффективные техники речевого общения с ребенком.
Упражнение «Я – сообщение».
Цель: научить родителей создавать условия для доверительного общения, выражать свои негативные чувства приемлемым способом.
Например: «Я тебя понимаю, ты сейчас чувствуешь (печаль радость, страх…) или хочешь (играть, гулять, кричать …), но ты пойми и меня, я чувствую …».
Инструкция: используя технику «Я – сообщение», передайте свое отношение к происходящему, искренне выражая свои чувства в необидной для ребенка форме.
Ситуации:
- По дороге из детского сада, ребенок бегает по проезжей части, не прислушиваясь к вашим просьбам вести себя спокойно на дороге.
- Ребенок, стоя в магазине, капризно требует купить ему игрушку, которую.
- Ребенок шалил за столом и пролил молоко, несмотря на предупреждение.
- Ребенок играет. Вы сообщаете, что пора идти на прогулку и убирать игрушки. А он отвечает: «А я еще не успел поиграть».
- Вы зовете ребенка садиться за стол. А он отвечает: «Сейчас» — и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться.
- У вас важный разговор с подругой. А ребенок то и дело вас перебивает.
Или\и просмотр презентации и упражнение «Родительские установки»
Цель та же. Участникам раздаются распечатанные фразы – установки. Они несут как положительный, так и отрицательный заряд. Взрослые должны найти себе пару «+» и «-«.
Сказав это: | Исправьтесь: |
Сильные люди не плачут | Поплачь – легче будет |
Думай только о себе, не жалей никого | Сколько отдашь – столько и получишь |
Ты всегда, как твой папа(твоя мама) | У нас мама – молодец!
Папа – лучший! |
Вот и будешь всю жизнь мыкаться, как твой папа (мама) | Каждый сам выбирает свой путь |
Не твоего ума дело | Твое мнение всем интересно |
Сколько сил мы тебе отдали, а ты….. | Мы любим, понимаем, надеемся на тебя |
Не верь никому, обманут | Выбирай себе друзей сам |
Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет! | Как ты относишься к людям, так и они к тебе
Как аукнется, так и откликнется |
Ты всегда это делаешь хуже всех | Каждый может ошибаться. Попробуй еще раз! |
Женщина глупее мужчины | Все зависит от человека |
Ты плохой! | Я тебя люблю любого |
Будешь букой – один останешься | Люби себя и другие тебя полюбят |
Таким образом, хотелось бы подвести итоги, что именно в игре целесообразно развивать эмоционально-волевую сферу ребенка-дошкольника, поскольку она является ведущим видом деятельности (деятельности, в процессе которой развитие ребенка происходит «семимильными шагами»).
«Зеркало»
Глядя в зеркало, дети должны увидеть в нём:
- Радостного мальчика или радостную девочку. Выразительные движения6 голова слегка откинута назад. Брови приподняты, на лице улыбка.
- Удивлённого мальчика, или удивлённую девочку. Выразительные движения: рот закрыт, брови и верхние веки приподняты.
Печального мальчика или печальную девочку. Выразительные движения6 туловище согнуто, брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены
- Злой мальчик или злая девочка. Выразительные движения: брови сдвинуты, нос сморщен, губы оттопырены.
- Испугавшийся мальчик или испугавшаяся девочка. Выразительные движения: брови приподняты вверх, глаза расширены, рот открыт как бы для восклицания.
- Радостного мальчика или радостную девочку. Выразительные движения: голова слегка откинута назад, брови приподняты, на лице улыбка.
«Передай чувства по кругу»
С помощью мимических и пантомимических движений дети стараются передать друг другу заданное взрослым чувство по кругу.
«Тренируем эмоции»
Под руководством педагога дети выполняют мимическую гимнастику.
- Улыбнись, как Буратино.
- Удивись, как ребёнок, который увидел волшебный цветок.
- Испугайся, как заяц увидевший волка.
- Нахмурься, как осенняя туча.
- Позлись, как ребёнок, у которого отняли мороженное.
- Испугайся, как ребёнок, потерявшийся в лесу.
«Свет мой, зеркальце, скажи!»
Вы, наверное, все любите и знаете сказку «О мёртвой царевне и о семи богатырях»? Вспомните слова, которые царевна говорила зеркалу:
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи,
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Поставьте ручку на локоток и посмотрите на ладошку, так как вы смотритесь в зеркальце. Спросите у зеркальца радостно (затем гневно. обиженно и т.д.)
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи,
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
«Танец»
Ребёнок должен выразить в танце какое-либо чувство, например, «радость», «страх», «печаль», «удивление», «счастье», «жалость». Педагог использует музыку разную по характеру, чтобы ребёнку легче было выразить то или иное чувство.
Этюды, упражнения, направленные на развитие эмоций.
«Золотые капельки»
Представьте, что пошёл тёплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. И вот из-за тучки выглянуло солнышко. Дождь стал золотым. Вы подставляете лицо золотым каплям дождя. Как приятен тёплый летний дождь!
Выразительные движения: голова запрокинута. Плечи опущены, нежная улыбка.
«Цветок»
Представьте себе, что все вы превращаетесь в цветочки. Тёплый луч упал на землю и согрел в земле семечки. Из семечки проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету свои лепестки.
Выразительные движения: присесть на корточки, голову и руки опустить, затем поднять голову, распрямить корпус, встать. Руки медленно поднять в стороны – цветок расцвёл. Мимика6 глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.
Игры и упражнения, направленные на профилактику чувства обиды.
« Что звучит обидно?
Педагог по очереди бросает мяч каждому участнику и предлагает ответить на вопрос «Что звучит для тебя обидно?». Например, «Для меня обидно когда…дети не делятся игрушками, не здороваются, не берут в игру, когда смеются, когда толкаются» и пр.
Педагог обобщает сказанное всеми детьми и побуждает их к тому, чтобы они не обижали друг друга, относились к окружающим людям уважительно.
«Волшебный стул»
Грустному, обидчивому ребёнку предлагают присесть на стульчик. А остальным детям даётся задание придумать как можно больше ласковых и добрых слов и адресовать их товарищу.
«Мусорное ведро»
Педагог рассказывает детям о роли мусорного ведра и о том, что чувство обиды, как и мусор, нельзя копить, его надо выбрасывать. Но как это сделать? Можно рассказать о своей обиде в бумажный стаканчик, а затем смять его и выбросить в ведро. А можно нарисовать обиду, разорвать рисунок и так же выбросить в ведро.
Педагог предлагает детям использовать один из понравившихся вариантов, чтобы «выбросить» обиду.
«Тух- тиби-дух»
Все дети становятся в круг. Педагог сообщает по секрету волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее: ребёнок, который обиделся на что –либо, идёт по кругу, останавливается напротив одного из участников, смотрит ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнести волшебные слова: «Тух-тиби-дух!» В ответ на сказанные слова участник игры обидевшемуся приветливо улыбается и жмёт руку.
Водящим может стать любой ребёнок группы, если у него плохое настроение, или он на кого-то обиделся.
«Твой друг плачет»
Один ребёнок лежит на подушке, его обидели и делает вид, что плачет. Остальные дети по очереди подходят к нему и говорят утешительные слова.
Упражнение делают все дети по очереди, воспитатель помогает подобрать как можно больше утешительных слов.
Игры и упражнения, направленные на развитие внимания.
«Дотронься до…»
Педагог громко произносит фразу:»Дотронься до…(и называет какой - нибудь цвет), а затем дети как можно быстрее найти в одежде друг друга найти этот цвет и дотронуться до него. То кто не успел, становится ведущим.
«Раскрась вторую половинку»
Нужно приготовить несколько половинок раскрашенных картинок. И ребёнок должен раскрасить вторую половинку точно так же, как раскрашена первая половинка. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половинку кортики, а затем её раскрасить. Это могут быть бабочка, стрекоза, домик, ёлка и т.д.
Найди отличие»
Детям предлагают внимательно посмотреть на картинку, сравнить предметы и их тени, найти сходства и различия.
«Пожалуйста»
Ведущий занимает положение перед игроками, делает любые движения, обращаясь к игрокам с просьбой повторять за ним. Участники же повторяют в том случае, если ведущий добавляет слово «пожалуйста». Игрок, нарушивший правило, выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.
«Замри»
Включите какую- нибудь танцевальную музыку. Пока она звучи, ребёнок может прыгать, кружиться, танцевать. Но как только вы выключаете звук, игрок должен замереть на месте в той позе, в которой его застала тишина.
«Передай сигнал»
Участники становятся в круг, держась за руки. Ведущий просит всех закрыть глаза и передать какой-нибудь сигнал (2 раза пожать руку, поднять руку вверх т.д.) Получивший справа и слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Игра окончена, когда ведущий получает переданный им сигнал. В игре используется принцип «Испорченного телефона».
« Запрещённое движение»
Дети стоят полукругом, Взрослый стоит в центре и говорит: «Следите за моими руками. Вы должны в точности повторять все мои движения, кроме одного. Как только мои руки будут опускаться вниз, вы должны поднять всои вверх. А остальные движения повторяйте за мной.
Взрослый выполняет различные движения руками, периодически опуская их вниз, и следит за тем, чтобы дети в точности соблюдали инструкцию.
«Слушай хлопки»
Дети идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на оной ноге, руки в стороны). Ведущий хлопает два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу. На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
«Суша – вода»
Ведущий занимает положение перед игроками и объявляет задание: «Я буду называть слова. При слове «суша» вы делаете шан вперёд, при слове «вода» - шаг назад». Ведущий начинает быстро называть слова, затем неожиданно говорит: «Берег, море, озеро». Игроки сделавшие шаги, выбывают из игры.
«Картошка, капуста, огурец»
Ведущий занимает положение перед игроками и объявляет задание: « Я буду произносить слова, сопровождая их движениями рук. Когда я скажу слово «капуста», нужно поднять руки ладошками вверх, при слове «картошка» - опустить руки вниз ладошками, при слове «огурец» - руки раздвинуть в стороны по диагонали». Затем ведущий начинает произносить слова, при этом показывая и другие движения. Участникам важно не сбиться. Кто собьётся, выбывает из игры.
«Нос-пол – потолок»
Ведущий называет слова «нос» или «пол» или «потолок». И сам показывает пальцем на пол, нос, потолок (иногда не на то что говорят, чтобы запутать играющих). Участники показывают то, что показывает ведущий. То, кто ошибся, выбывает из игры.
«Четыре стихии»
Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», то все должны опустить руки вниз, если слово 2вода» - вытянуть руки вперёд, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками.
«Зеркало»
Перед началом игры проводится разминка. Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует лёгкие физические упражнения. А дети воспроизводят его движения.
После этого дети разбиваются на пары, и каждая пара по очереди выступает пред остальными. В каждой паре один совершает какое-- либо действие (например, хлопает в ладоши, или понимает руки, или делает наклон в сторону), а другой как можно точнее пытается воспроизвести его движения, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, на сколько хорошо «работает зеркало». Показателями правильности зеркала являются точность и одновременность движений. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться, и починить испорченное зеркала. Показав два-три движения, пара детей садится на место, а следующая демонстрирует свою зеркальность.
« Да» и «нет» не говори!
Детям предлагают поиграть в интересную игру. Им необходимо отвечать на вопросы, соблюдая одно условие, не употреблять слова «да» т «нет».
Примерные вопросы для беседы:
Ты девочка? Ты мальчик?
У тебя есть игрушки?
Ты ходишь в детский сад?
Ты далеко живёшь от детского сада?
Ты любишь мороженное?
Ночью солнце светит?
Ты любишь ходить к врачу?
Ты ходишь в школу?
Тебя зовут…(неверное имя)? И т.д.
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы
Игра «Тренируем эмоции»
Цель: Научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства.
Взрослый предлагает ребенку (или группе детей) потренироваться в выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.
1. Радость.
Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок; счастливая мама.
2. Гнев.
Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.
3. Испуг.
Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака.
Игра «Лото настроений»
Цель. Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.
На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.
Игра «Уходи, злость, уходи»
Цель. Обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния.
Ребенок ложится на ковер, вокруг него лежат подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками - по подушкам и гром ко кричать: «Уходи, злость, уходи!»
Через три минуты дети по сигналу взрослого ложатся в позу звезды, широко раздвинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку.
Игра «Продолжи фразу»
Цель. Развитие умения выражать собственные эмоции.
Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т. д.
Игра «Обзывалки»
Цель. Разрядка негативных эмоций в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными не обидными словами. Это могут быть (по договоренности с группой) названия деревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей и др. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...» и сопровождаться взглядом на партнера. Например: «А ты - морковка!». В заключительном круге играющие должны сказать соседу что-то приятное, например: «А ты - солнышко!»
После прохождения последнего круга необходимо обсудить, что было приятнее слушать и почему.
Игра «Подушечные бои»
Цель.
Дети по команде ведущего начинают бой - «сражение двух племен», «вот тебе за...» или др. Играющие бьют друг друга подушками, издавая побед ные кличи, стараясь попасть по различным частям тела. Игру может начать взрослый, чтобы снять запрет на агрессивные действия. Следует заранее договориться с детьми, что сразу после сигнала (колокольчик, хлопок и т. д.) игра прекращается.
Игра «Необычное сражение»
Цель. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.
Дети по команде ведущего начинают «необычное сражение». Играющие рвут газетную бумагу, и кидают их друг в друга, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела.
Игра «Повтори движения»
Цель: развитие умения контролировать свои действия, подчиняя указаниям взрослого.
Ребенок, слушая взрослого, должен выполнять движения, если услышит название игрушки – должен хлопнуть, если название посуды – топнуть, если название одежды – присесть.
Игра «Час тишины – час можно»
Цель. Развитие умения регулировать свое состояние и поведение.
Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы и др. Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.
Игра «Молчание»
Цель. Развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим поведением.
Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов. Кто нарушит правила - водит.
Игра «ДА и НЕТ»
Цель.
При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы.
Ты девочка? Соль сладкая?
Птицы летают? Гуси мяукают?
Сейчас зима? Кошка – это птица?
Мячик квадратный? Зимой шуба греет?
У тебя есть нос? Игрушки живые?
Игра «Говори»
Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия.
Ведущий говорит: «Я буду задавать вам вопросы, простые и сложные. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду „Говори". Давай те потренируемся: „Какое сейчас время года? (делает паузу) – Говори. Какого цвета занавески в нашей комнате?... Говори. Какой сегодня день недели? Говори..."»
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Джаз тела (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)
Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала только движения головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее движения рук в локтях, потом - в кистях. Следующие движения - бедрами, затем коленями, далее -ступнями. А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.
Походка и настроение (для детей с 4 лет)
Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь- как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдем, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Пройдемся задумчиво, как рассеянный человек. Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».
Танец огня (для детей 5 лет)
Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (танцуют на цыпочках), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.
Зеркальный танец (для детей с 5 лет)
Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары - зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем дети в паре меняются ролями.
Танец морских волн (для детей с 6 лет)
Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий - «ветер» - включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки - вторые. Море может быть спокойным - рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими - когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать. Еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.
Замечание: красота танца морских волн во многом зависит от дирижера-ветра.
Этюд «Насос и надувная кукла» (для детей с 5 лет)
Дети разбиваются на пары Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух, - лежит на полу в расслабленной позе (колени и руки согнуты, голова опущена). Другой - «накачивающий» куклу воздухом с помощью насоса - ритмично наклоняется вперед, на выдохе произносит: «С-с-с». Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет- она надута. Затем куклу «сдувают», несильно нажав ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: «С-с-с». Она опять «опадает». Дети в паре меняются ролями.
Лес (для детей с 5 лет)
Ведущий: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Как ваше растение реагирует:
– на тихий, нежный ветерок;
– на сильный холодный ветер;
– на ураган;
– на мелкий грибной дождик;
– на ливень;
– на сильную жару;
– на ласковое солнце;
– на ночь;
– на град; на заморозки».
Этюд «Согласованные действия» (для детей с 5 лет).
Дети разбиваются на пары или выбирают одного из родителей. Им предлагается показать парные действия:
– пилка дров;
– гребля в лодке;
– перемотка ниток;
– перетягивание каната;
– передача хрустального стакана; парный танец.
«Огонь-лед» (для детей с 4 лет).
По команде ведущего: «Огонь!»- стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела. По команде: «Лед!» - дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.
Штанга (для детей 5-6 лет)
Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Затем бросает ее, максимально расслабляясь. Отдыхает.
Сосулька (для детей 4 лет)
Ведущий читает стихи:
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
(В. Селиверстов)
Произнося первую и вторую строчку, дети держат руки над головой, а когда произносят третью и четвертую, то должны уронить расслабленные руки и присесть.
Шалтай-Болтай (для детей 4-5 лет)
Ведущий читает стихи:
Шалтай-Болтай
Сидел на стене,
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
(С.Маршак)
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова «свалился во сне» ребенку необходимо резко наклонить корпус тела вниз.
Спящий котенок (для детей 3-4 лет)
Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик. Этот этюд желательно проводить под музыку Р.Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).
Конкурс лентяев (для детей 5-6 лет)
Ведущий читает стихотворение В.Викторова «Конкурс лентяев»:
Хоть и жарко,
Хоть и зной,
Занят весь
Народ лесной.
Лишь барсук –
Лентяй изрядный –
Сладко спит
В норе прохладной.
Лежебока видит сон,
Будто делом занят он.
На заре и на закате
Все не слезть ему с кровати.
Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на пол (на мат или коврик) и пытаются как можно глубже расслабиться. Для расслабления желательно использовать музыку Д.Кабалевского «Лентяй».
Пылесос и пылинки (для детей 6-7 лет)
Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.
Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.
Тренируем эмоции (для детей с 4 лет)
Попросите ребенка: нахмуриться
Как осенняя туча;
Как рассерженный человек;
Как злая волшебница;
улыбнуться
Как кот на солнце;
Как само солнце;
Как Буратино;
Как хитрая лиса;
Как радостный человек;
Как будто он увидел чудо;
позлиться
Как ребенок, у которого отняли мороженное;
Как два барана на мосту;
Как человек, которого ударили;
испугаться
Как ребенок, потерявшийся в лесу;
Как заяц, увидевший волка;
Как котенок, на которого лает собака;
устать
Как папа после работы;
Как человек, поднявший большой груз;
Как муравей, притащивший большую муху;
отдохнуть
Как турист, снявший тяжелый рюкзак;
Как ребенок, который много потрудился, но помог маме;
Как уставший воин после победы.
Колечко (для детей с 4 лет)
Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.
Танец пяти движений (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)
Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительность каждого темпа - одна минута.
1. "Течение воды". Плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения.
2. "Переход через чащу". Импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.
3. "Сломанная кукла". Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как "сломанная кукла").
4. "Полет бабочек". Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные
движения.
5. "Покой". Спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса- стояние без движений, слушать свое тело.
Замечание, после окончания упражнения поговорите с детьми о том, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.