Индивидуальный подход Этимология.
Происходит от лат. indiduum - неделимое.
Категория.Психолого-педагогический принцип.
Специфика.В нем постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
(англ. individual approach ) - важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
И. п. в воспитании необходим в 2 отношениях: 1) он обеспечивает индивидуальное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального развития всех имеющихся у ребенка способностей ; 2) без учета индивидуальных особенностей ребенка педагогическое воздействие может оказать на него совсем не то влияние, на которое оно было рассчитано. Педагогическое воздействие всегда опосредуется психологическими особенностями ребенка, и потому характер и эффективность воздействия определяются не только его объективными особенностями, но и тем, как оно воспринимается ребенком.
Сущность И. п. в воспитании заключается в том, что общие цели воспитания конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями. Особенно большое значение И. п. имеет при перевоспитании, т. е. в тех случаях, когда приходится не только формировать у ребенка новые положительные качества, но и преодолевать уже имеющиеся отрицат. Опыт показывает, что отсутствие И. п. при перевоспитании приводит к тому, что даже многократно применяемые меры воздействия часто остаются безрезультатными.
Когда индивидуальные особенности уч-ся не учитываются в процессе обучения, более способные и развитые задерживаются в своем умственном развитии: у них снижается познавательная активность и темп усвоения материала, кроме того, могут сформироваться такие отрицат. качества, как лень, безответственное отношение к учению и пр. Слабые ученики тем более страдают от отсутствия И. п.
Для осуществления И. п. как в обучении, так и в воспитании необходимо специальное изучение психологических особенностей детей. Для этого применяются различные методы исследования: , специальные , и др. Для учителей и воспитателей важнее всего изучить детей в естественных условиях педагогического процесса; большим подспорьем для них является психолого-педагогическая характеристика, охватывающая все важнейшие стороны личности ребенка (см. ).
Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .
Смотреть что такое "индивидуальный подход" в других словарях:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - (англ. individual approach). Принцип педагогики; подход к обучаемому с учетом конкретных индивидуальных его особенностей (См. подход к обучению). Учет личностных особенностей поднимает И. п. до уровня личностно деятельностного подхода как… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Индивидуальный Подход - психолого педагогический принцип, в котором постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка … Психологический словарь
Индивидуальный подход - педагогический принцип обучения и воспитания детей. Он реализуется как изучение и учет индивидуальных особенностей (индивидуальности) каждого ребенка, как выбор форм, методов, средств взаимодействия с ребенком в учебной и внеучебной деятельности… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - в воспитании, осуществление педа гогич. процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов, и др.), в значит, степени влияющих на их поведение в разл. жизненных… … Российская педагогическая энциклопедия
Индивидуальный подход - (в обучении) принцип педагогики, обеспечивающий правильное педагогическое воздействие на ребенка, основанное на знании и учете особенностей его развития и черт его личности … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - принцип отечественной педагогики, согласно которому в учебно воспитательной работе на занятиях достигается взаимодействие с учащимися, основанное на знании характера, интересов, способностей, влияния семьи и ближайшего окружения на каждого из… … Профессиональное образование. Словарь
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - [см. индивид] важный психолого педагогический принцип, согласно которому в учебно воспитательной работе с детьми должны учитываться индивидуальные особенности каждого ребенка. Особенно важное значение принцип И. п. имеет для обучения аномальных… … Психомоторика: cловарь-справочник
Индивидуальный подход - желание и умение педагога не только видеть в воспитанниках, но и стимулировать в каждом из них развитие уникального варианта носителя общечеловеческих ценностей … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Индивидуальный подход - Психолого педагогический принцип, согласно которому в учебно воспитательном процессе должны учитываться индивидуальные особенности ребенка. Такое требование диктуется неповторимостью биосоциального портрета каждого человека как личности во всем… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
Книги
- Индивидуальный подход к устойчивому развитию , Мюррей П.. В настоящее время мнение о том, что мы должны жить более устойчивой жизнью, стало широко распространенным. Но когда на практике мы сталкиваемся с укоренившимися привычками и множественными…
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
План
- Введение 2
- 3
- 6
- 8
- 4. Опыт работы 11
- Заключение 16
- Список литературы 17
- Приложения 18
Введение
Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного общества.
Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об "индивидуальной работе как важной форме воспитания".
Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.
Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения.
Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.
Индивидуальный подход - один их главных принципов педагогики.
Цель контрольной работы - изучение индивидуального подхода в воспитании детей с учетом типов высшей нервной системы.
1. Научное обоснование индивидуального подхода к детям (характеристика типов нервной системы)
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А. Коменского - великого чешского педагога - четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.
Замечательный русский педагог К.Д. Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.
Педагоги и общественные деятели дореволюционной России уделяли внимание разработки теоретических положений индивидуального подхода к детям дошкольного возраста, внедрению их в практику. Так, Е.Н. Водовозова указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка, для того чтобы уметь всесторонне анализировать его поступки. В воспитании детей она отводила большую роль труду, считал его самым действенным, самым лучшим воспитательным средством. Вместе с тем она также предупреждала, что невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям, без исключения, так как дети по своим индивидуальным особенностям очень разные.
А.С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации, и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее "коррективы" в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые "запутанные узлы".
Этим определением А.С. Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка - это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.
Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А. Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка.
Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.
И.П. Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов:
Силу возбуждения и неуравновешенность;
Уравновешенность и неуравновешенность этих процессов;
Их подвижность.
На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа высшей нервной деятельности:
Сильный, неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность. Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы.
Сильный уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту. Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в детский сад: они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни группы, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх.
Сильный, уравновешенный, инертный, (соответствует флегматическому темпераменту). Дети - флегматики спокойны, терпеливы, прочное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот. Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка.
Слабый, характеризующийся слабостью как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности, (соответствует меланхолическому темпераменту). Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад, школу долго не могут привыкнуть к новой обстановке, коллективу детей тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка: он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций.
Свойства нервной системы каждого человека не укладываются в какой-то один "чистый" тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом).
2. Психологическое обследование формирования характера в зависимости от типа высшей нервной системы
Учение о типах высшей нервной деятельности имеет важное значение для понимания закономерностей формирования у детей таких важных психологических особенностей личности, как темперамент и характер.
Оказалось, что тип нервной системы является той физиологической основой, на которой формируются затем особенности темперамента и характера ребенка. Но между типом нервной системы, темпераментом и характером человека не существует фатальных закономерностей. Свойства нервной системы не определяют свойства темперамента, а лишь способствуют или препятствуют их формированию. Например, инертность нервных процессов будет способствовать формированию флегматического темперамента. Однако в зависимости от условий воспитания на этой основе можно сформировать и свойства других темпераментов, но сделать это будет много труднее.
На базе любого типа высшей нервной деятельности можно сформировать все общественно ценные качества характера, но их проявление будет своеобразным у представителей различных типов высшей нервной деятельности.
Нервная система является частью целостного организма, и поэтому формирование ее основных свойств и типов высшей нервной деятельности находится в некоторой зависимости от развития общих конституционных свойств организма. Следовательно, те факторы, которые определяют развитие организма в целом (наследственность и среда), оказывают влияние и на формирование типов высшей нервной деятельности. Можно лишь предполагать, что в пренатальном периоде большее значение имеют наследственные факторы, а в постнатальном развитии - влияние окружающей среды. При этом наследственность определяет пределы изменчивости типологических свойств нервной системы, а от среды зависит степень их развития. Имеются многочисленные экспериментальные данные, свидетельствующие, что то или иное свойство нервной системы может быть выражено в минимальном или максимальном варианте в зависимости от условий воспитания (Г.А. Образцова, 1964).
Значительные трудности в изучении механизмов развития типов высшей нервной деятельности связаны также с тем, что современная физиология еще не располагает полными данными о физико-химической и морфологической природе основных свойств нервной системы. Пока мы имеем возможность изучать развитие основных свойств нервной системы лишь по общим показателям. Индивидуальные различия в скорости образования условных рефлексов и в особенностях проявления дифференцировочного и угасательного торможения проявляются у детей на ранних этапах постнатального развития (Н.И. Касаткин, 1948). Четкие типологические различия обнаружены уже к концу первого года жизни и хорошо прослеживаются в ясельном возрасте.
Однако тип высшей нервной деятельности ребенка напоминает тип высшей нервной деятельности взрослого лишь в общих чертах, так как основные свойства нервной системы, определяющие тип высшей нервной деятельности у детей, имеют свои возрастные особенности. Для детей дошкольного возраста характерна слабость процессов возбуждения и торможения и их неуравновешенность в сторону преобладания возбуждения независимо от типа их высшей нервной деятельности (Н.И. Красногорский, 1958). В связи с этим у детей дошкольного возраста сильный тип нервной системы также будет характеризоваться слабостью нервных процессов, но степень ее выраженности будет меньше по сравнению со слабым типом. Иначе говоря, происходит своеобразное "наложение" возрастных особенностей высшей нервной деятельности с ее типологическими свойствами. Основные свойства нервной системы достигают своего нормального уровня развития, ограниченного типом нервной системы, только к моменту ее полного созревания, т.е. к 20-22 годам.
3. Роль педагога в формировании характера ребенка, учитывая тип нервной системы (темперамент, детские гороскопы)
Обязательным условием организации индивидуальной воспитательной работы с детьми является знание их основных психических и физиологических особенностей, среди которых, прежде всего, следует выделить типологические особенности нервной системы. Нет сомнений, что одинаковые педагогические воздействия на детей с различными типами нервной деятельности не будут для каждого из них адекватными. То что посильно ребенку с сильным типом нервной системы, может оказаться не под силу ребенку со слабым типом. Ребенок с инертными нервными процессами будет удивлять педагога своей медлительностью, а ребенок с преобладанием процессов возбуждения и их высокой подвижностью всегда будет непоседливым. Следовательно, учебно-воспитательная работа с такими детьми должна строиться из учета их биологических особенностей и быть направлена на воспитание у них положительных качеств. У ребенка со слабой нервной системой педагог, постепенно увеличивая нагрузки, должен повышать работоспособность его нервных клеток, у ребенка с инертными нервными процессами - воспитывать быстроту реакции, у ребенка с "безудержным" типом нервной системы - тренировать процессы торможения и т.д.
Было бы также неверным считать, что дети, относящиеся к сангвиническому типу, характеризуются более благоприятными психофизиологическими качествами в сравнении с детьми флегматического или меланхолического типа. В современных исследованиях показано, что каждый тип высшей нервной деятельности обладает своими положительными свойствами. Например, дети меланхолического типа (слабый тип) в сравнении с сильным типом имеют более низкий уровень работоспособности, но обладают более высокой чувствительностью к педагогическим воздействиям. У детей с сильной нервной системой лучше развита механическая память, а дети со слабой нервной системой лучше усваивают осмысленный материал. Оказалось, что дети меланхолического типа медленнее запоминают учебный материал, но прочность запоминания у них выше, чем у детей холерического типа. Следовательно, правильно организованный дифференцированный педагогический подход к детям с различными типами высшей нервной деятельности поможет педагогу добиться высокой успеваемости в классе.
Еще раз следует отметить, что типологические свойства человека ни в коей мере не характеризуют его убеждений, интересов, взглядов и не являются показателями его ценности как личности. Нет плохих типов высшей нервной деятельности, и правильно организованная педагогическая работа с детьми любого типа нервной системы способствует их полноценному развитию и позволяет добиваться им одинаковых успехов во многих видах человеческой деятельности. Исключение составляют лишь те виды деятельности, где требуются специфические физиологические качества человека. Например, специальность летчика требует от человека чрезвычайной быстроты реакции, и люди с инертными нервными процессами вряд ли подойдут для такой работы.
Значительные трудности в настоящее время представляет определение типологических свойств нервной системы человека. Те методы, которые существуют в экспериментальных лабораториях, громоздки и сложны. В педагогической же практике приходится ограничиваться наблюдением за поведением детей. Но форма поведения зависит в значительной степени от условий воспитания ребенка и лишь в незначительной степени - от типологических особенностей его нервной системы. Свойства нервной системы, по мнению Б.М. Теплова, не предопределяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее - другие. Поэтому, основываясь только на поверхностном наблюдении, нельзя с полной уверенностью сказать, что та или иная особенность в поведении ребенка связана с типологическими свойствами его высшей нервной деятельности. Необходимо всегда допускать и вторую возможность - ее связь с воспитанием. Например, невыдержанность ребенка может быть связана и с преобладанием возбудительного процесса и просто с плохим воспитанием. Следовательно, в каждом конкретном случае необходимо длительное и внимательное наблюдение за ребенком. Только на основе всестороннего изучения психологических и физиологических особенностей детей возможна оптимальная организация педагогических воздействий. В этом и заключается основная роль педагога.
Индивидуальный подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка.
Также педагог может использовать в своей работе детские гороскопы. Астрологи советуют использовать детский гороскоп как помощь - это поможет оценить и научиться поощрять, а не подавлять особые дарования ребенка. Гороскоп поможет понять, как более просто общаться с ребенком и как направлять наиболее спорные аспекты его индивидуальности в продуктивное русло.
4. Опыт работы
Цель эксперимента:
Выявить индивидуально-психологические особенности ребенка.
Предложить методические рекомендации по формированию волевых проявлений с учетом темперамента.
Методы исследования: наблюдение, беседа с воспитателями, изучение документации педагога (календарные и перспективные планы).
Практическая часть была выполнена на базе детского сада "Родничок" гп Пойковский, во второй младшей группе.
Состав группы: 16 человек, 7 мальчиков и 9 девочек. Воспитатель группы: Анисимова Ольга Ивановна - стаж работы 12 лет, образование среднее.
Исследование проводилось с подгруппой детей.
Алина Г.4г.
Иван К.3,5
Екатерина П.4г.
Аким С.3г.
В целом дети развиты как в психическом, так и физическом плане: хорошо развиты зрительное, слуховое, осязательное восприятие, у детей большой запас слов, развито мышление, движения скоординированы на занятиях и в повседневной жизни дети активны, не скованы, чувствуют себя уверенно. Дети очень любознательны: задают много вопросов. Очень любят наблюдать за природными явлениями; общительны, дружелюбны. В целом группа дисциплинированна, внимательна и доброжелательна по отношению друг к другу и к окружающим.
В констатирующем эксперименте была проведена диагностическая методика Афонькиной Ю.А., Урунтаевой Г.А. (см. приложение 1-2).
Диагностика проводилась в два этапа:
Изучение волевых проявлений.
В результате исследования удалось выяснить, что у Алины Г. преобладают сангвистические черты темперамента, т.к для нее характерно: быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи, общительность, эмоциональность и т.д.
Екатерина П. и Иван К. - флегматики. Они отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Для них характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо. Любую деятельность малыши выполняют медленно. Они предпочитают играть одни в спокойные игры. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.
У Акима С. преобладают меланхолические черты темперамента, для которого характерны высокая чувствительность, глубина и устойчивость эмоции. Движение и мимика вялые. Нервная система быстро истощается, наступает переутомление, работоспособность снижается. Речь малыша очень тихая, невыразительная.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что индивидуальное своеобразие ребенка проявляется достаточно рано. Уже младенцы отличаются по уровню активности, преобладанию положительных и отрицательных эмоций. Индивидуальность составляет, прежде всего, темперамент, который характеризует динамическую сторону протекания деятельности человека и сказывается в психической активности и эмоциональности. Поэтому, важность учета в воспитании и обучении индивидуально - типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников.
Изучив волевые проявления детей можно сделать следующие выводы, что дети только начинают осваивать целеполагание - умение ставить цель деятельности. Поставленную взрослым цель, все дети способны удерживать ее и достигать какого-либо результата. Дети самостоятельно ставят цель и руководствоваться ею в деятельности могут только Алина Г., Катя П., Иван К. Аким С. самостоятельно цель ставит плохо, а если поставит, то не может руководствоваться ею в деятельности, т.к. под влиянием какого-либо яркого эмоционального побуждения Аким С. забывает о поставленной цели. Свои эмоции и непосредственные желания могут сдерживать только Катя П., Иван К, т.к для этих детей характерны уравновешенность, сдержанность. Алина Г. и Аким С. свои эмоции и непосредственные желания не всегда сдерживают, т.к для этих детей характерны быстрота и живость движений, высокая чувствительность эмоций.
Говоря о сформированности волевых качеств можно сказать, что дисциплинированность и настойчивость сформированы у Алины Г., Кати П., Ивана К. Дети подчиняются общественным правилам поведения и деятельности, все требования предъявляемые взрослым дети выполняют сразу и охотно. Для них характерна высокая работоспособность, стараются доводить начатое дело до конца, препятствия возникающее в деятельности стараются преодолеть любым способом.
Такое волевое качество как организованность сформировано у всех детей. Дети рационально могут организовать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять.
Таким образом, к высокому уровню сформированности волевых проявлений можно отнести Катю П., Ивана К., т.к уровень сформированности волевых проявлений этих детей соответствует поставленным критериям (см. приложение 2). К среднему уровню сформированности волевых проявлений можно отнести Алину Г. и Акима С. С низким уровнем сформированности волевых проявлений детей нет, т.к систематически проводится индивидуальная работа с детьми с целью повышения уровня сформированности волевых проявлений.
Изучив документацию: перспективные и календарные планы, можно сделать вывод, что индивидуальная работа в данной группе проводится регулярно, причем в плане указывается с кем именно проводится и с какой целью. В наблюдениях за воспитателем во время его работы выяснилось, что индивидуальная работа проводится со всеми детьми.
Исходя из проделанной работы можно сделать вывод, что работа по осуществлению индивидуального подхода к детям в процессе воспитания и обучения проводится систематически. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Учитываются все особенности ребенка: и темперамент, и склонности, и способности, и умственные, и физические особенности. Таким образом, можно сказать, что индивидуальная работа реализуется во всем объеме учебно-воспитательной работы.
На основе проделанной работы, исходя их полученных результатов рекомендуется провести следующую работу:
1. Провести исследование по диагностике Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. с целью изучения индивидуально-психологических особенностей ребенка.
2. Организовать консультации по темам: "Знать ребенка, чтобы воспитывать", "Правильно ли воспитываем малыша? ", "У каждого ребенка свой темперамент", "Развитие волевого поведения у дошкольников".
В организации занятий следует учитывать склонности детей.
Использовать развивающие игры, направленные на развитие нравственно-волевых качеств личности ребенка
Изучить книги:
Воспитателю о работе с семьей. Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: "Просвещение", 1989г.;
Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. М., 1972г.;
Никитин Б.П. "Ступеньки творчества или развивающие игры". М., 1990г.
Необходимо уделять больше внимание самообразованию.
Выполнять все требования предъявляемые педагогом.
Изучить книги:
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. "Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста". М., 1991 г.
Диалоги о воспитании: Книга для родителей / Под ред. В.Н. Столетова М., 1982г.
Островская Л.Ф. "Педагогические знания - родителям". М., 1983г.
Заключение
Итак, индивидуальный подход к воспитанию детей должен основываться на знании типов высшей нервной деятельности, которых описано четыре: сильный, неуравновешенный; сильный, уравновешенный; сильный, уравновешенный, инертный; слабый.
В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.
Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному.
Список литературы
1. Бениаминова М.В. Воспитание детей. - М.: Просвещение, 1985.
2. Воспитание и развитие детей раннего возраста. / Под редакцией Г.М. Ляминой - М.: Просвещение, 1990.
3. Гребенников И.В. Школа и семья. - М.: Просвещение, 1985.
4. Дошкольная педагогика. Часть 1 / под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1995.
5. Дошкольная педагогика. Часть 2 / под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1995.
6. Дошкольная педагогика / под редакцией В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1999.
7. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта / Пед. соч. - М.: Просвещение, 1984.
8. Пашков А.Г. Педагогика и психология. - М.: Просвещение, 1989.
9. Подготовка детей к школе / Под редакцией Л.А. Парамоновой. - М.: Просвещение - Братислава "Словацкое педагогическое издательство", 1990.
10. Справочник по дошкольному воспитанию / Под ред. А.И. Шустова. - М.: Просвещение, 1980.
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Исследование типов темперамента дошкольников.
Проведение исследования: Типы темперамента детей определяются в процессе наблюдения за их поведением и деятельностью в течении дня. Наблюдения дополняются с результатами с воспитателями и родителями. Обобщенные данные заносятся в таблицу и соотносятся с характеристикой типов темперамента.
Сангвиник. Быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи. Высокая психическая активность проявляется в живости ума, находчивости и стремлению к частой смене впечатлений, отзывчивости на окружающие события.
Эмоции быстро возникают и легко сменяются. Легко переходит от слез к радости и наоборот, хотя обычно преобладает хорошее настроение, поскольку ребенок сравнительно безболезненно и быстро переживает неудачи, не может находиться в унынии. Ребенок активный, шустрый, достаточно выносливый и неутомимый в том занятии, которое его увлекает. Быстро схватывает информацию, работоспособен и инициативен, сфера интересов широка. Высокая общительность сочетается со стремлением к лидерству. Ярко проявляется эмоциональная устойчивость и уверенность в себе.
Флегматик. Уравновешенный, осторожный и спокойный ребенок. Ему присущи ровное эмоциональное состояние, настойчивость и упорство в своих стремлениях, устойчивость к стрессам, малая возбудимость и невысокая чувствительность. Медленные движения. Ребенку трудно приступить к занятию, но начав его, трудно переключиться. Предпочитает однообразные, монотонные игры и занятия. Аккуратен т педантичен. Часто играет один, игрушки потом аккуратно убирает. Консервативен в пристрастиях, в том числе к определенной еде, к "своей" чашке и ложке и пр. Малыш всему учится с запозданием. Ест медленно, сосредоточенно. В деятельности соблюдает порядок и сложившиеся традиции, нарушение которых вызывает раздражение, а иногда ярость.
Меланхолик. Отличается высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к мнительности и обидчивости. Нередко развиваются повышенная ранимость, замкнутость, отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит в общую игру, чаще наблюдает со стороны. В то же время всецело отдается игре, любит мечтать, фантазировать, очень хороший актер. В его действиях много непонятного, что обусловлено богатством внутреннего мира. Обычно ребенок грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя как маленький взрослый. Очень привязчив и отзывчив на ласку, чисто сердечен и общителен, но лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен, раним и замкнут, обижается по любому поводу. Круг общения узок, связи не многочисленны, но глубоки и искренни. Кажется не уверенным, замкнутым и осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен к страданиям других. В игре одинок из-за мнительности и страха предложить свое общество другим, боится неожиданности.
Холерик. Нестабилен, активен. Не спокоен, импульсивен и изменчив. В деятельности и общении возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист, склонен к резким сменам настроений, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. Движения быстрые и энергичные. Речь громкая, частая, быстрая. Энергичен и активен, но не всегда внимателен, особенно когда возбужден. Плохо переносит монотонную работу. Активно включается в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро угасает, если работа не интересная. В то же время, если деятельность привлекательна, работает энергично и долго. Решения самостоятельны, но часто не обдуманны. Рано встает, ест и спит немного.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
Изучение волевых проявлений.
Проведение исследования: Проводит наблюдение за ребенком в разных видах деятельности.
Обработка данных: Анализ проводят по схеме:
Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым, а также самостоятельно ставит цель и руководствоваться ею в деятельности, достигать результата. Причины того, что цель не достигается.
Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции (не заплакать, если больно) и непосредственные желания (помочь дежурным, когда хочется играть).
Какие волевые качества у ребенка сформулированы:
дисциплинированность: подчиняется ли ребенок общественным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает; каковы причины невыполнения требований взрослого; как реагирует на эти требования; насколько осознанно выполнение общественных правил поведения и деятельности;
самостоятельность: умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи, не умеет;
настойчивость: умеет ли ребенок рационально организовывать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять;
инициативность: умеет ли ребенок выполнять деятельность по своей инициативе; в каких видах деятельности это проявляется и каким образом.
Делают выводы о том, насколько развиты волевые проявления.
Уровни сформированности волевых проявлений:
Высокий. Ребенок самостоятельно ставит цель и руководствуется ею в деятельности, умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы такие волевые качества, как дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, инициативность.
Средний. Ребенок самостоятельно ставит цель, но не руководствуется ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы лишь некоторые волевые качества.
Низкий. Ребенок не умеет самостоятельно ставить цель руководствоваться ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка не до конца сформированы волевые качества.
Подобные документы
Дети с особенностями психофизического развития. Учащиеся с речевыми нарушениями. Методы и приемы индивидуального подхода, применяемые в воспитании личностных качеств у детей с особыми образовательными потребностями. Формирование самооценки ребенка.
курсовая работа , добавлен 10.11.2016
Особенности социально-педагогической защиты прав ребенка на образование и на охрану здоровья. Формы участия социального педагога в защите прав ребенка. Виды специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа органов управления образованием.
контрольная работа , добавлен 30.10.2010
Темперамент в структуре индивидуальности, его зависимость от свойств нервной системы. Исследование психологического типа и уровней нейротизма школьников, взаимосвязи между экстраверсией-интроверсией и межличностными отношениями в классном коллективе.
дипломная работа , добавлен 13.10.2015
Сущность индивидуального подхода к учащимся. Основные пути и способы индивидуальной работы с детьми. Особенности применения индивидуального подхода к учащимся на уроках трудового обучения. Роль индивидуального шефства в перевоспитания трудных школьников.
курсовая работа , добавлен 14.06.2012
Научно-педагогические исследования личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка. Способы учебной работы. Самоактуализация, самовыражение, субъектность, педагогическая поддержка. Основные принципы построения процесса воспитания и обучения.
курсовая работа , добавлен 16.01.2014
Принцип индивидуального подхода в отечественной дидактике. Пути осуществления индивидуального подхода при изучении математики в начальной школе. Логико-дидактический анализ темы "Сложение и вычитание в пределах 100". Анализ фрагментов конспектов уроков.
курсовая работа , добавлен 10.09.2012
Характеристика детей дошкольного возраста, их психологические особенности. Анализ социальной ситуации развития дошкольников. Понятие и методы индивидуального подхода, его роль в воспитании детей. Педагогическая оценка их деятельности и поведения.
курсовая работа , добавлен 22.06.2015
Семья как институт первичной социализации ребенка, ее значение в становлении и воспитании личности ребенка. Причины отклоняющегося поведения ребенка, роль в его появлении семьи. Специфика работы социального педагога с неполной семьей, используемые методы.
курсовая работа , добавлен 20.10.2009
Общая характеристика детей младшего школьного возраста. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. Психологическое изучение ребенка и индивидуальный подход к нему в процессе воспитания. Проблема развития мотивационной сферы ребенка.
учебное пособие , добавлен 18.05.2009
Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана с деятельностью, как средством становления и развития субъекности ребенка. Сущность деятельностного подхода в педагогике. Основные понятия и принципы как составная часть деятельностного подхода.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие индивидуального подхода и его роль в процессе обучения и воспитания детей в условиях детского сада……………………………
2.Психофизиологические аспекты индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания………………………………………………………..….9
3.Практическая часть. Разработка конспекта НОД с учетом индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребенка…………………………………………………………………….….13
Заключение…………………………………………………………………….…19
Список использованной литературы……………………………………...……20
Приложения……………………………………………………………….……..21
Введение
Среди важнейших задач, стоящих перед всей системой образования, особое место занимают поиск и внедрение такой организации процесса обучения и воспитания, которая позволит не только эффективно формировать у ребенка необходимый объем знаний, умений и навыков, но и целенаправленно развивать его интеллектуальные способности и стремление к самопознанию и саморазвитию. Известно, что решению этих задач способствует усиление, индивидуализации обучения.
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от воспитания и обучения, что обуславливает особую актуальность выбранной темы.
Кроме того, данная тема является значимой, так как нашла отражение в с тандарте ФГОС дошкольного образования, который разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» и нормативно обеспечивает государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.
Данный федеральный стандарт учитывает:
Самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;
Социокультурное разнообразие детства;
Возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;
Потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья;
Возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.
Следует отметить, что стандарт решает одну из важных задач – это сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
Необходимость индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания обуславливается тем обстоятельством, что по мере усложнения содержания и характера, в частности учебной деятельности, индивидуальные различия детей, особенно в интеллектуальной и мотивационной сферах, проявляются сильнее.
Таким образом, проблема индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания является одной из наиболее обсуждаемых и актуальных в педагогической среде.
Вопросами индивидуального подхода уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Это известные ученые – Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко.
Психологи А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и др. также занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности.
Цель данной контрольной работы – изучить теоретические аспекты индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей в условиях детского сада.
Для достижения цели контрольной работы, были поставлены задачи:
Изучить понятие индивидуального подхода, его значение в процессе воспитания и обучения детей;
Изучить психофизиологические аспекты индивидуального подхода в воспитании и обучении;
Разработать конспект НОД с учетом индивидуального подхода в воспитании и обучении детей в условиях детского сада.
Экспериментальная проверка разработанной методики реализации индивидуального подхода к воспитанию и обучению была реализована в МБДОУ № 162 «Журавушка» г. Кемерово
1.Понятие индивидуального подхода и его роль в процессе обучения и воспитания детей в детском саду
Индивидуальность как неповторимое своеобразие личности каждого ребенка определяется совокупностью черт и свойств его психики, формирующихся под воздействием разнообразных факторов. Индивидуальность - это обобщенная характеристика психологических особенностей человека, обеспечивающая более или менее успешное выполнение деятельности.
Сущность индивидуальности связана с целостным представлением об индивиде, взятом в единстве всех его свойств и признаков. Индивидуальность человека заключается в том, что он неповторим, это отдельный, самобытный мир, который, будучи включенным в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет при этом свою относительную самостоятельность.
Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей учитывать в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский и другие.
К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
В современной педагогической литературе встречается понятие «индивидуализации обучения», под которым понимается «…организация процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика».
Отметим, что индивидуализация, как правило, вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого ребенка, чаще всего ученые ограничиваются учетом групп детей, сходных по какому-либо комплексу качеств.
Соответственно, следует различать понятия «индивидуальный подход» и «индивидуализация». В первом случае мы имеем дело с принципом обучения, во втором – с осуществлением этого принципа, которое имеет свои формы и методы.
Так, Е.С. Рабунский дает в своей монографии «Индивидуальный подход в процессе обучения» следующее определение: «… Индивидуальный подход означает действенное внимание к каждому обучающемуся, его творческой индивидуальности в условиях групповых и индивидуальных занятий…».
Отметим, что индивидуальный подход следует понимать не как личную опеку ребенка со стороны педагога, но как «создание равных психолого-педагогических, интеллектуальных условий для развития всех и каждого» .
Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.
Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Так, например, физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека.
Итак, индивидуальный подход в настоящее время назван обязательным в процессе обучения и воспитания. Кроме того, в современном мире возрастает интерес к конкретным стратегиям работы с информацией, благодаря которым информация будет восприниматься не как перегружающая, а как обучающая. В такой ситуации одной из важнейших задач является развитие умений ребенка воспринимать информацию. Это возможно только в рамках индивидуального и дифференцированного подходов.
2. Психофизиологические аспекты индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания
Рассмотрим в данной работе, какие психофизиологические аспекты необходимо учитывать педагогу – воспитателю при индивидуальном подходе в процессе воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста.
Первый аспект – это уровень умственного развития.
Данный аспект является одним из наиболее принятых педагогической практикой. При осуществлении индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения в условиях детского сада, традиционно изучаются уровень умений и навыков ребенка, а также набор умственных операций, сформированных в процессе их приобретения. Если умственное развитие ребенка протекает в опережающем темпе, то это значит, что умственные операции, соответствующие его хронологическому возрасту, он быстрее воспринимает и осмысливает материал, быстрее его запоминает и воспроизводит, прочнее, больше удерживает в своей долговременной памяти, а полученные знания успешно использует при выполнении заданий. Познавательный интерес здесь весьма устойчив, он поддерживает деятельность ребенка в течение длительного времени.
Индивидуальный подход при воспитании и обучении ребенка на основе уровня его умственного развития сегодня может быть построен только с учетом зоны ближайшего развития. В этом случае воспитатель дифференцирует не задание, а меру помощи ребенку при его выполнении: одни выполняют самостоятельно и объясняют ход выполнения товарищам или ищут рациональный способ выполнения, другие - выполняют по определенному алгоритму, заданному педагогом, и составляют такое же задание, а третьи - получают пошаговую помощь при выполнении. При этом задание является единым по сложности для всех.
Для организации подобного индивидуального подхода к обучению воспитателю недостаточно определить просто объем знаний ребенка, необходимо знать особенности его познавательной сферы, сформированность познавательных действий и уровень обучаемости ребенка.
Второй аспект - Тип нервной системы.
Индивидуальные особенности детей могут также определяться свойствами нервной системы. Согласно современным представлениям, свойства нервной системы имеют генотипическую природу и в этом смысле понимаются как практически неизменные, стабильные характеристики человека. Это означает, что нельзя не считаться с индивидуально-типологическими особенностями и не учитывать их в педагогическом взаимодействии. Среди основных свойств нервной системы выделяются следующие: сила-слабость и подвижность-инертность нервной системы.
Третий аспект - Тип мышления.
Дети, как и все люди в целом, мыслят по-разному: у одних абстрактное, словесно-логическое мышление преобладает над образным. В этом случае правомерно говорить об аналитическом, «мыслительном» складе ума. У других людей преобладает образное мышление или, иначе говоря, художественный тип мышления. У третьих - образные и абстрактные компоненты мышления находятся в относительном равновесии (гармонический склад ума). Эти различия основываются на функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Специализации полушарий способствует активная умственная деятельность, она в свою очередь зависит от того, как организуется работа полушарий в процессе мышления.
Воспитателю при осуществлении индивидуального подхода, важно знать, какое полушарие и как обеспечивает процесс умственной работы, для того, чтобы эффективно организовывать процесс обучения и воспитания. Таким образом, для художественного типа, то есть для людей с доминирующим правым полушарием характерно мышление на основе ярких образов, возникающих в результате живого восприятия и эмоций. Они мыслят синтетически, схватывая объект целиком. Осмысливать материал они начинают с эмоционального включения, опираются на представления и образы, а затем уже переходят к анализу составляющих, к построению умозаключений.
У детей мыслительного типа, наоборот, процесс мышления начинается с анализа составляющих, с выстраивания логических цепочек. Они мыслят понятиями, символами, у них преобладают абстракции, логические рассуждения, а эмоциональная окраска чаще всего мешает им думать.
Говорить о том, какой тип лучше, бессмысленно, так как речь идет об индивидуальных особенностях человека. Учитывать же их в процессе обучения и воспитания совершенно необходимо.
Четвертый аспект - Ведущая модальность восприятия.
Наблюдая за поведением детей, можно убедиться, что способ познания окружающего мира ребенком оказывает непосредственное влияние на способность адаптироваться в обществе, на его физическое развитие и в дальнейшем, успехи в учебе. Зная, каким способом ребенок познает мир, можно с удивительной точностью предположить или предсказать проблемы, с которыми он столкнется в дальнейшем при обучении в школе. Учитывая, что способ познания можно определить еще в младенчестве, можно сделать вывод, что он является врожденной особенностью человека.
Следовательно, определение способа познания у ребенка имеет большое практическое значение для родителей, воспитателей и психологов, поскольку позволяет им построить занятия, игры, процесс обучения таким образом, чтобы извлечь из них максимум пользы и удовольствия и способствовать развитию ребенка.
Таким образом, можно выделить следующие типы восприятия информации: визуальный, аудиальный, кинестетический. Визуальный тип - идет обучение ребенка посредством зрительного восприятия информации; аудиальный - посредством восприятия информации на слух; кинестетический - посредством восприятия собственной деятельности.
Известно, что приоритет того или иного способа познания не зависит от возраста. Свойственный ребенку способ познания останется доминирующим на протяжении всей жизни, однако расширение возможностей только помогает ему добиться прогресса в каждой конкретной области.
Пятый аспект - Состояние здоровья.
Необходимость индивидуального подхода к организации обучения и воспитания детей, имеющих физические дефекты, нарушения в соматическом развитии, сегодня не вызывает сомнения
Однако, далеко не всегда учитываются такие психологические особенности, как школьные неврозы, тревожность, страхи, неуверенность в себе и другие. Недооценка данных индивидуально-психологических различий, психофизиологических характеристик детей наносит колоссальный вред как физическому, так и психическому развитию ребенка.
Воспитателю важно знать, что в этом случае речь идет о нарушениях психического здоровья, которые прежде всего связаны:
С соматическими заболеваниями;
С дефектами физического развития;
С различными неблагоприятными факторами и стрессами, связанными с
социальными условиями.
Итак, нами рассмотрены основные аспекты, которые необходимо учитывать воспитателю при индивидуальном подходе в процессе обучения и воспитания детей.
3.Практическая часть. Разработка конспекта НОД с учетом индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребенка в условиях МБДОУ №162 «Журавушка» г. Кемерово
Поскольку именно в дошкольном возрасте начинается процесс социализации личности ребенка, устанавливается его связь с ведущими сферами жизни, окружающим миром, воспитание и обучение в МБДОУ «Звездочка» г. Суровикино Волгоградской области предполагает образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам ребенка и требованиям подготовки к обучению в школе.
Индивидуализации обучения, развития и воспитания ребенка в МБДОУ «Звездочка» способствуют:
Различные формы организации детей (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные). В большинстве своем занятия проводятся по подгруппам;
Игры – занятия не только с воспитателями групп, но и с другими специалистами (воспитателем по физической культуре, музыкальным руководителем);
Различные виды детской деятельности не только в помещении группы, но и в спортивном зале, музыкальном зале, изостудии, кабинетах педагога психолога и логопеда;
Проводятся совместные мероприятия с родителями (игры, соревнования и др.), а также приглашаются педагоги по дополнительному образованию.
В данной контрольной работе приводится разработка – конспект непосредственно - образовательной деятельности с учетом индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребенка.
Непосредственно - образовательная деятельность
Тема: Путешествие в мир животных
Образовательная область : познание
Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация, социализация.
Вид деятельности : познавательно – исследовательская
Возраст : 5-6 лет
Цель: научить сравнивать объекты между собой, находить общие признаки при сравнениях объектов.
Задачи:
1.Образовательные:
Научить сравнивать объекты по общим признакам, научить обобщать множества;
Расширить знания детей о животном мире, повадках животных, их особенностях;
2.Развивающие:
Развивать навыки описания.
3.Воспитательные:
Воспитывать интерес и бережное, заботливое отношение к животным.
Форма организации : фронтальная, индивидуальная.
Материал и оборудование:
ПК, проектор, презентация с картинками животных, интерактивная доска, раздаточный материал с заданиями, цветные карандаши, листы для рисования, фотографии домашних животных, карточки с изображениями животных. Загадки, стихотворения о животных.
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
Создание мотивации и эмоционального настроя на деятельность.
Мы строим это путешествие как приглашение в гости к животным: например, нас приглашают в гости собака, медведь, кошка.
Путешествие начинается с «переклички» животных – кто больше знает животных. Назвать, например, диких животных, домашних, хищных, назвать птиц.
Воспитатель показывает картинки презентации и рассказывает о животных на картинках.
Демонстрируются слайды с изображением собак. Воспитатель: Тысячи лет живет собака вместе с людьми. Она охраняет скот, магазины, дома, помогает охотникам выслеживать добычу, стережет границ, водит по улицам слепых, спасает людей. О ней написано много книг. Казалось бы, все о ней известно. Тем не менее, собака во многом остается самым таинственным животным. Вот, к примеру, нюх. Собака способна различать до полумиллиона запахов, человек – всего несколько сотен.
Слух у собаки гораздо тоньше, чем у человека. Она прекрасно распознает звук шагов хозяина через запертую дверь за 2-3 этажа по лестнице.
Собаки спасли много жизней и как некоторые другие животные, способны предчувствовать землетрясения. А еще собаки очень любят детей.
Индивидуальное задание:
А теперь ребята, у кого дома есть такой замечательный друг – собака, расскажут нам о своих любимцах, как их зовут, интересные повадки. (Ребята рассказывают о собаках, показывают фотографии своих питомцев)
Воспитатель демонстрирует слайды с изображением кошек, и рассказывает: Кошки бывают разных пород: сибирские, ангорские, сиамские, но чаще – самые обыкновенные.
Все кошки – замечательные охотники. Домашняя кошка хоть и давно живет с человеком, но не растеряла своих диких повадок. Домашние кошки очень похожи на своих диких родственников: на полосатого тигра, царственного льва. У домашних кошек долгая и славная история. Когда люди начали заниматься земледелием, на запасы от урожая стали набегать мыши и крысы и чтобы избавиться от них, человек приручил кошку.
А для чего кошкам усы? Благодаря им кошки распознают предметы «на ощупь». Усы эти необыкновенно чуткие: чуть что задели, тронули – и кошка сразу чувствует: тут трава, тут ветка. Если их обрезать (как это делают иногда дети), то кошка перестает чувствовать предметы пока они не отрастут.
Индивидуальное задание:
Ребята рассказывают о своих домашних кошках, кто-то показывает фотографии кошек.
Открытие нового знания или умения:
Воспитатель демонстрирует слайды с изображением медведя, и рассказывает: А теперь мы идем в гости к медведю. В сказках его ласково называют Миша, Михаил Потапыч.
А назовите сказки и мультфильмы, в которых главным героем является медведь? («Маша и медведь», «Три медведя» и др.)
Медведь в сказках косолапый, неуклюжий, а в жизни он умный, быстрый, хитрый зверь.
Когда крадется за добычей, ни одна веточка не хрустнет под его тяжелыми лапами. А убегает от кого-нибудь – не догнать. Медведь и пловец отменный, и на деревья легко взбирается – полакомиться медом диких пчел. Медведь еще рыбак. Хоть медведь и хищник, но охотиться он редко. С утра до вечера бродит по лесу, ищет, чем бы поживиться. Тут корешки выкопает, там муравейник разворошит; облепят муравьи медвежью лапу, а он их слижет. Снова облепят – снова слижет. Все ест: и личинки, и стебли и корешки. Особенно любит малину. В малиннике может сидеть хоть весь день.
А правда, что медведь зимой лапу сосет?
Нет, просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, чешется, вот он в полусне и слизывает старую подошву.
Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление):
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру: он будет загадывать загадки, а дети – отгадывать, показывая картинку животного, о котором идет речь в загадке – стихотворении. (У каждого ребенка на столе комплект картинок животных)
Скачет зверушка, не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Ребята показывают картинку лягушки.)
Сама ползет,
На себе дом везет. (Улитка)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой – зимой,
И в рыжей шубке – летом (Белка)
Как бы мне пошла корона!
Важно гаркнула… (Ворона)
Кто по веткам ловко скачет,
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
Под полом таится,
Кошки боится (Мышь)
И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
Но все же называются
Они морские… (Свинки)
Открытие нового знания или умения.
Формируя у ребёнка умение сравнивать , предложите ему сравнить пары представителей животного мира. Например, лису и курицу . (Используя Приложение 1)
Лиса – это дикое животное, а курица – домашняя птица.
Тело лисы покрыто шерстью, а тело курицы – перьями.
У лисы четыре ноги, а у курицы две.
У лисы нет крыльев, а у курицы есть.
У лисы рождается детёныш, а курица несёт и высиживает яйца.
Воспроизведение нового в типовой ситуации (игра по новым правилам).
Развивая мышление ребёнка, его способность сравнивать и обобщать понятия, предложите рассмотреть детям картинки и объединить их в три группы (звери, птицы, рыбы) . Затем попросите ребёнка назвать каждую картинку. (Используя Приложение 1)
Дополнительное индивидуальное задание
Воспитатель раздает каждому ребенку картинку (приложение 2), ребятам необходимо с помощью карандашей выполнить задание «Найди маму малышу» и выполнить задание «Кто лишний на картинке?» Далее, ребята отвечают, почему они сделали такой выбор. Правильные ответы воспитатель показывает с помощью интерактивной доски.
Итог НОД Ребята с помощью цветных карандашей зарисовывают свое любимое животное. Из выполненных рисунков впоследствии формируется выставка.
Заключение
Именно возраст детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. Ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от воспитания и обучения. Учет индивидуальности именно в детском возрасте означает раскрытие возможности максимального развития каждого ребенка.
Необходимость индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения обуславливается тем обстоятельством, что по мере усложнения содержания и характера деятельности, индивидуальные различия детей, особенно в интеллектуальной и мотивационной сферах, проявляются сильнее.
Индивидуальный и дифференцированный подходы в настоящее время названы обязательными в процессе обучения и воспитания. Кроме того, в современном мире возрастает интерес к конкретным стратегиям работы с информацией, благодаря которым информация будет восприниматься не как перегружающая, а как обучающая и одной из важнейших задач является развитие умений ребенка воспринимать информацию, что возможно только в рамках индивидуального и дифференцированного подходов.
Назначение дифференцированных заданий в процессе непосредственно – образовательной деятельности состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия детей, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе обучения.
Список использованной литературы
Гордеева И.Н. Индивидуализация обучения: опыт, реалии, перспективы // Педагогика. – 2002. – №2.
Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких. М.: 1984 Дмитриев Ю.О. Проблема индивидуального подхода по материалам работ А.В.Запорожеца, А.Н.Леонтьева, А.А.Люблинской, Д.Б.Эльконина.
Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников по работам учёных Я.А. Коменского, Е Н Водовозовой,К.Д. Ушинского, А.С Макаренко – М.: Педагогика, 1975
Савельев А.М. //Индивидуальный подход в педагогическом процессе. Педагогика. – 2004.
Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. WWW.window.edu.ru/resource/897
Приложение 1
Приложение 2
Каждая личность по-своему уникальна, невозможно найти двух абсолютно одинаковых людей, даже похожие внешне как две капли воды близнецы обладают совершенно разными характерами и темпераментами. Воспитание и обучение должно строиться именно исходя из этого, поскольку любое воздействие на ребенка проходит сквозь призму его внутренних установок, сталкивается с особенностями его характера, темперамента. Без учета индивидуальных особенностей ребенка невозможно воспитать в нем всесторонне развитую личность, невозможно раскрыть весь его творческий потенциал.
Осуществить в рамках школьной программы индивидуальный подход к каждому ученику, казалось бы, практически невозможно, ведь школьники постоянно находятся в ученическом коллективе, а для индивидуальных занятий у педагогов недостаточно времени. Действительно, в вопросе обучения родителям необходимо позаботиться о дополнительных занятиях ребенка с репетитором, если они считают, что школьной программы недостаточно. Однако именно в коллективе наиболее ярко проявляются индивидуальные особенности личности, и при грамотном индивидуальном подходе именно через коллектив можно выявить эти особенности и построить учебный процесс исходя из этих особенностей.
Научные исследования психологов в отношении проявления индивидуальных особенностей личности в коллективе давно доказали эффективность педагогического воздействия на индивида в составе и посредством коллектива. Педагогические методики до недавнего времени были рассчитаны на среднестатистического ребенка без учета его индивидуальных особенностей. Между тем опытные педагоги применяли индивидуальный подход к каждому ученику и добивались при этом определенных результатов.
Педагогическая система, разработанная чешским педагогом Яном Амос Коменским, включала необходимость учета в процессе обучения и воспитания индивидуальных особенностей детей. Русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский разработал широкую методику приемов индивидуального подхода к детям, положил основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. Однако, в то же время он подчеркивал недопустимость шаблонного подхода к этому вопросу, настаивая на творческом характере сложного воспитательного процесса. Надежда Константиновна Крупская выделила необходимость развития индивидуальности личности как главную задачу советского воспитания и подчеркивала значение коллектива в решении этой задачи. Крупская отмечала возможность выявления индивидуальных особенностей личности путем систематического наблюдения за поведением и анализа продуктов творческой деятельности личности. При этом идеальным началом такого подхода она считала дошкольный возраст ребенка, когда он еще только начинает что-то делать своими руками. Антон Семенович Макаренко, отличившийся своей гениальной методикой перевоспитания трудных подростков, считал, что в комплекс воспитательных мер педагогу необходимо постоянно вносить коррективы в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. При этом педагогу необходимо опираться на положительные стороны в характере и поведении каждого ребенка и укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. Макаренко также подчеркивал творческий характер индивидуального подхода, отвергая какие бы то ни было определенные методы и шаблоны. Тем не менее, Крупская и Макаренко своими теоретическими выкладками положили основу для дальнейшего развития педагогики с учетом индивидуального подхода к воспитанию и обучению. Наиболее ярко индивидуальный подход к детям отражен в педагогическом учении Василия Александровича Сухомлинского. Он подчеркивал необходимость изучения индивидуальных особенностей ребенка для повышения эффективности воспитания. Начинать этот процесс он рекомендовал с семьи, подчеркивая необходимость педагогического просвещения родителей.
В педагогике с учетом индивидуального подхода к детям необходимо опираться на знания психологии. Психологические аспекты такого подхода заключаются в особенностях темперамента, характера и мировоззрения личности. Кроме того, в педагогике необходимо учитывать возрастные особенности личности, так как именно в детском и юношеском возрасте, благодаря быстрому росту мозга, процесс развития мыслительных способностей личности происходит наиболее интенсивно. Если упустить этот момент, не уделяя особого внимания этой особенности, то в будущем развить эти индивидуальные особенности личности будет достаточно сложной задачей. Этим вопросам уделяли большое внимание в своих учениях Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, а впоследствии К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и другие.
Занятия занимают небольшую часть времени в режиме дня в детском саду, но их воспитательное и развивающее значение очень большое.
На занятиях уточняются, расширяются и углубляются представления детей о предметах и явлениях окружающей жизни. Даже получают новые знания, приобретают элементарные навыки логического мышления, делая простейшие выводы и упражняясь в умении связно выражать свои мысли.
В процессе занятия у детей развивается восприятие, произвольное внимание, память, воображение, воспитывается воля, организованность, усидчивость, трудолюбие, чувство коллективизма.
Занятия способствуют не только умственному развитию, но и оказывают положительное влияние на формирование личности ребенка. Во время обучения ребенок проделывает определенную умственную или физическую работу индивидуально. Для той или иной работы тратятся индивидуальные усилия, поэтому на занятиях в процессе общей работы с коллективом необходим к детям индивидуальный подход, это дает возможность всем детям овладеть программным материалом.
Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по- разному использует свои знания.
Намечая в плане учебно-воспитательной работы тему занятия, надо запланировать и индивидуальную работу: например, наметить, кого из детей спросить, кому задать более простой вопрос, дать более легкое или более трудное задание. К определению очередности выступления детей также следует подходить строго индивидуально, от этого зависит активность детей на занятии и его результативность.
Как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе, молчаливые, застенчивые, замкнутые, робкие, нерешительные дети становятся активнее, общительнее. Таких детей воспитатель, прежде всего, должен расположить к
себе, ввести в коллектив. Таких ребят не следует вызывать первыми, а, вызвав, сначала надо задавать вопросы о том, что они уже хорошо усвоили, и постепенно переходить к новому, более трудному материалу. Хорошо использовать игровые приемы, они способствуют развитию активности, внимания, преодолению нерешительности и уверенности в своих возможностях.
Очень важен индивидуальный подход и детям, которые медленно соображают, нельзя их считать глупыми и ленивыми, так как у них есть много положительного. Они внимательны, аккуратны, послушны, добродушны. Хотя они медленно усваивают, но зато прочно сохраняют все в памяти. В индивидуальном подходе к медлительным детям следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность, поощрять их ответы.
Индивидуальный подход также необходим к легко возбудимым, невнимательным, несдержанным детям можно им предлагать повторить указания воспитателя, чтобы сосредоточить их внимание, перед пояснением нужно обратиться к ним персонально: «Илья, Амир, слушайте внимательно, потом повторите сказанное». Это очень простой и эффективный прием, так как способствует сосредоточенности внимания на указаниях педагога, способствует их к запоминанию, предупреждает непродуманный ответ.
Если ребенок пассивный его полезно чаще вызывать на занятиях. Про этом воспитатель должен заставлять их задуматься над своим ответом, приучать размышлять. Постоянное, доброжелательное отношение и поощрение за малейший успех, подбадривание - таким должен быть индивидуальный подход к пассивным и робким детям. Но внимание воспитателя должно быть ненавязчивым, так как некоторые дети смущаются.
Индивидуальный подход на занятиях необходим и активным детям, нужно поддерживать и развивать их способности, инициативу и интерес к занятиям. Учитывая уровень их умственного развития, надо давать им дополнительно усложненные задания, составлять специально для них более трудные вопросы. Можно предложить им исправлять ошибки товарищей.
Общие методические установки в осуществлении индивидуального подхода на занятиях остаются неизменными и для занятий продуктивного вида (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд).
Благодаря специфической форме их организации и методике проведения, возможности осуществления индивидуального подхода значительно расширяются: воспитатель в процессе занятия может подойти к каждому ребенку, посмотреть его работу, дать совет, направить развитие его творческого замысла и помочь в овладении техническими навыками.
Индивидуальными особенностями детей следует также руководствоваться и при рассаживании их на занятиях, при определении каждому места за столом. При этом нужно учитывать особенности их физического, психического развития и поведения. Если у ребенка понижен слух или зрение, то его обязательно надо посадить ближе, чтобы он мог хорошо видеть и слышать. Постоянного внимания требуют и очень подвижные дети, непоседы. Их тоже следует посадить поближе. Недалеко от воспитателя должны сидеть молчаливые и пассивные ребята. При рассаживании необходимо учитывать также дружеские взаимосвязи детей, но все-таки в первую очередь нужно руководствоваться педагогическими целями, подбирать соседей по столу, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга.
Имеет значение и правильная расстановка столов, воспитатель должен держать всех детей в поле зрения, можно расставить их в форме буквы «П», в шахматном порядке и. т. д.
Дифференцированный индивидуальный подход в процессе занятий является одновременно средством обучения и воспитания. При этом важно не опекать детей излишне, помогать лишь в необходимых случаях, чтобы не подавлять их самостоятельность и инициативу.
Творческая задача воспитателя - отобрать из общего арсенала средств то, что наиболее действенно в данной ситуации, исходя из учета индивидуальных особенностей, проявлений поведения ребенка.
Конечно, работа по осуществлению индивидуального подхода к детям - трудная, она требует от воспитателя и терпения, и бесконечных творческих поисков. Но если она является стержнем общего воспитательного процесса, эффективность его значительно повышается.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятия занимают небольшую часть времени в режиме дня в детском саду, но их воспитательное и развивающее значение очень большое.
На занятиях уточняются, расширяются и углубляются представления детей о предметах и явлениях окружающей жизни. Даже получают новые знания, приобретают элементарные навыки логического мышления, делая простейшие выводы и упражняясь в умении связно выражать свои мысли.
В процессе занятия у детей развивается восприятие, произвольное внимание, память, воображение, воспитывается воля, организованность, усидчивость, трудолюбие, чувство коллективизма.
Занятия способствуют не только умственному развитию, но и оказывают положительное влияние на формирование личности ребенка. Во время обучения ребенок проделывает определенную умственную или физическую работу индивидуально. Для той или иной работы тратятся индивидуальные усилия, поэтому на занятиях в процессе общей работы с коллективом необходим к детям индивидуальный подход, это дает возможность всем детям овладеть программным материалом.
Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по- разному использует свои знания.
Намечая в плане учебно-воспитательной работы тему занятия, надо запланировать и индивидуальную работу: например, наметить, кого из детей спросить, кому задать более простой вопрос, дать более легкое или более трудное задание. К определению очередности выступления детей также следует подходить строго индивидуально, от этого зависит активность детей на занятии и его результативность.
Как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе, молчаливые, застенчивые, замкнутые, робкие, нерешительные дети становятся активнее, общительнее. Таких детей воспитатель, прежде всего, должен расположить к
себе, ввести в коллектив. Таких ребят не следует вызывать первыми, а, вызвав, сначала надо задавать вопросы о том, что они уже хорошо усвоили, и постепенно переходить к новому, более трудному материалу. Хорошо использовать игровые приемы, они способствуют развитию активности, внимания, преодолению нерешительности и уверенности в своих возможностях.
Очень важен индивидуальный подход и детям, которые медленно соображают, нельзя их считать глупыми и ленивыми, так как у них есть много положительного. Они внимательны, аккуратны, послушны, добродушны. Хотя они медленно усваивают, но зато прочно сохраняют все в памяти. В индивидуальном подходе к медлительным детям следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность, поощрять их ответы.
Индивидуальный подход также необходим к легко возбудимым, невнимательным, несдержанным детям можно им предлагать повторить указания воспитателя, чтобы сосредоточить их внимание, перед пояснением нужно обратиться к ним персонально: «Илья, Амир, слушайте внимательно, потом повторите сказанное». Это очень простой и эффективный прием, так как способствует сосредоточенности внимания на указаниях педагога, способствует их к запоминанию, предупреждает непродуманный ответ.
Если ребенок пассивный его полезно чаще вызывать на занятиях. Про этом воспитатель должен заставлять их задуматься над своим ответом, приучать размышлять. Постоянное, доброжелательное отношение и поощрение за малейший успех, подбадривание - таким должен быть индивидуальный подход к пассивным и робким детям. Но внимание воспитателя должно быть ненавязчивым, так как некоторые дети смущаются.
Индивидуальный подход на занятиях необходим и активным детям, нужно поддерживать и развивать их способности, инициативу и интерес к занятиям. Учитывая уровень их умственного развития, надо давать им дополнительно усложненные задания, составлять специально для них более трудные вопросы. Можно предложить им исправлять ошибки товарищей.
Общие методические установки в осуществлении индивидуального подхода на занятиях остаются неизменными и для занятий продуктивного вида (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд).
Благодаря специфической форме их организации и методике проведения, возможности осуществления индивидуального подхода значительно расширяются: воспитатель в процессе занятия может подойти к каждому ребенку, посмотреть его работу, дать совет, направить развитие его творческого замысла и помочь в овладении техническими навыками.
Индивидуальными особенностями детей следует также руководствоваться и при рассаживании их на занятиях, при определении каждому места за столом. При этом нужно учитывать особенности их физического, психического развития и поведения. Если у ребенка понижен слух или зрение, то его обязательно надо посадить ближе, чтобы он мог хорошо видеть и слышать. Постоянного внимания требуют и очень подвижные дети, непоседы. Их тоже следует посадить поближе. Недалеко от воспитателя должны сидеть молчаливые и пассивные ребята. При рассаживании необходимо учитывать также дружеские взаимосвязи детей, но все-таки в первую очередь нужно руководствоваться педагогическими целями, подбирать соседей по столу, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга.
Имеет значение и правильная расстановка столов, воспитатель должен держать всех детей в поле зрения, можно расставить их в форме буквы «П», в шахматном порядке и. т. д.
Дифференцированный индивидуальный подход в процессе занятий является одновременно средством обучения и воспитания. При этом важно не опекать детей излишне, помогать лишь в необходимых случаях, чтобы не подавлять их самостоятельность и инициативу.
Творческая задача воспитателя - отобрать из общего арсенала средств то, что наиболее действенно в данной ситуации, исходя из учета индивидуальных особенностей, проявлений поведения ребенка.
Конечно, работа по осуществлению индивидуального подхода к детям - трудная, она требует от воспитателя и терпения, и бесконечных творческих поисков. Но если она является стержнем общего воспитательного процесса, эффективность его значительно повышается.