Антропометрические показатели у детей врачи контролируют с определенной периодичностью не просто так, ведь сильное отставание в росте, серьезный недостаток или превышение веса являются сигналами либо о проблемах со здоровьем у ребенка, либо о формирующихся неправильных пищевых привычках.
Что такое «нормы роста и веса» и как к ним относиться
Для того чтобы делать выводы о недоборе или превышения веса, а также об отставании или о слишком быстром росте у каждого конкретного ребенка, врачам нужны ориентиры. Такими ориентирами являются нормы, определенные Всемирной Организацией Здравоохранения. Эти нормы создавались на основе длительных наблюдений за антропометрическим развитием детей и представляют собой некий «коридор» от самых низких границ роста и веса до самых высоких. Все дети, антропометрические данные которых попадают в этот «коридор», считаются нормально развивающимися.
Если показатели роста или веса незначительно отклоняются от самых низких или самых высоких значений «коридора», то врачи обращают на такого ребенка особое внимание, более тщательно наблюдают за его развитием и следят, не появятся ли какие-нибудь тревожные симптомы. Если же данные роста и веса отклоняются от границ «коридора» значительно, то такие дети дополнительно обследуются.
Родителям, которые тщательно следят за здоровьем и развитием своего ребенка, следует обращать внимание именно на то, попадают ли данные их чада в «коридор» нормальных показателей и соотносятся ли между собой показатели роста и веса.
Таблицы роста и веса мальчика по годам до 10 лет
Таблицы роста и веса девочки по годам до 10 лет
Как растет и развивается ребенок с рождения до полугода
Впервые малыша взвешивают и измеряют его рост сразу после рождения. Эти данные вносятся в индивидуальную медицинскую карту ребенка наряду с данными о дыхании, мышечном тонусе и наличии рефлексов. При рождении антропометрический «коридор» и для девочек и для мальчиков одинаковый: 49,8/3.000–52,3/3.700. Первое число в записи обозначает рост ребенка в сантиметрах, а второе число – вес в граммах, сочетание чисел до знака тире – это нижняя граница «коридора», а сочетание чисел после знака «тире» — это соотношение роста и веса по верхней границе.
К моменту выписки из роддома новорожденные могут потерять до 10% от своего веса, это связано с началом работы выделительной системы и считается естественной убылью. Бить тревогу следует лишь в том случае, когда через две недели после рождения кроха не прибавил ни в росте, ни в весе.
Следующее контрольное измерение антропометрических показателей у новорожденного проводит уже педиатр на контрольном осмотре в возрасте одного месяца. К этому моменту динамика развития у мальчиков и девочек уже будет различаться. Антропометрический «коридор» норм для месячной девочки: 51,7/3.600-55,6/4.800, а для месячного мальчика: 52,8/3.900-56,7/5.100.
Если месячные младенцы не добирают в росте и весе, то врач выясняет, как спит ребенок, часто ли срыгивает после кормления, как работает его выделительная система, правильно ли и как часто мама прикладывает кроху к груди. Если иных тревожных симптомов нет, то врач дает рекомендации по кормлению и режиму дня и будет смотреть на прибавку в весе и росте к двум-трем месяцам.
В два месяца по росту и весу девочки должны попасть в диапазон: 55/4.500-59,1/5.800, а мальчики: 56,4/4.900-60,4/6.300. Диапазон показателей для трехмесячных малышек: 57,7/5.200-61,9/6.600, а для мальчиков: 59,4/5.700-63,5/7.200. «Коридор» для четырехмесячных девочек: 59,9/5.700-64.3/7300, для мальчиков: 61,8/6.300-66/7.800.
Если ребенок не добирает в весе и росте, то первое, на что обращает внимание педиатр – это наследственный фактор, а также на другие показатели благополучия ребенка. Если родители малыша не отличаются богатырским телосложением и ростом, ребенок нормально спит и развивается в соответствии с возрастом, то никаких причин для беспокойства нет.
Если же чадо плохо набирает вес и при этом беспокоен, не выдерживает перерывы между кормлениями в 2-3 часа и с трудом засыпает, то, возможно, ему не хватает материнского молока. В этом случае врач может порекомендовать маме препараты для увеличения лактации, а если таким путем решить проблему все равно не удается – перевести грудничка на смешанное вскармливание.
Недостаток веса может быть и сигналом о серьезных проблемах со здоровьем у ребенка, но родителям нужно помнить, что в этом случае к недостаточному весу присоединяются и другие симптомы, которые вы просто не сможете не заметить. Например, при гипотиреозе (недостатке гормона тироксина) малыш будет вялым, сонливым, кожа у него отечная, кричит он редко и грубо, у такого ребенка наблюдается заметная задержка в развитии.
Бывает, что дети к четырем месяцам имеют уже явный излишек массы тела. В этом случае ребенка, находящегося на искусственном вскармливании переводят на другой вид смеси, а детей, находящихся на грудном вскармливании рекомендуют не прикладывать к груди при первых же признаках беспокойства.
С четырехмесячного возраста интенсивность роста детей постепенно начинает снижаться. К пяти месяцам диапазон для девочек составляет: 61,8/6.100-66,3/7.800, а для мальчиков: 63,8/6.100-68/7.800. В шесть месяцев антропометрический «коридор» для девочек составляет: 63,5/6.500-68/8.300, а для мальчиков 65,5/7.100-69,8/8.900.
Питание и рост малыша от шести месяцев до года
В возрасте шести месяцев детям, которые находились до этого исключительно на грудном вскармливании, начинают добавлять первый прикорм. Прикорм начинают вводить с безмолочных каш, это может быть гречневая, рисовая или кукурузная каши. Детям, находящимся на искусственном вскармливании, в качестве прикорма сначала вводят однокомпонентные овощные пюре: кабачковое, из брокколи или из цветной капусты. Овощные пюре помогают справиться с запорами, которыми частенько страдают дети, находящиеся на вскармливании смесью. Нередко при запорах врачи рекомендуют начинать вводить овощные пюре детям на искусственном вскармливании даже с четырехмесячного возраста.
К семи месяцам девочки по росту и весу должны попадать в «коридор» от 65/6.800 до 69,6/8.600, а мальчики – от 67/7.400 до 71,3/9.300. Меню семимесячного ребенка состоит из грудного молока или смеси, безглютеновых каш, приготовленных на воде с добавлением смеси или грудного молока, однокомпонентных овощных пюре, воды или травяного чая.
В восемь месяцев по росту и весу девочки должны попадать в диапазон 66,4/7.000-71,1/9.000, а мальчики: 68,5/7.700-72,8/9.600. В возрасте восьми месяцев в рацион детей начинают вводить мясное пюре, яичный желток и картофельное пюре, приготовленное на воде.
К девяти месяцам антропологический «коридор» для девочек составляет 67,7/7.300-72.6/9.300, для мальчиков: 69,7/8.000-74,3/9.900. В этом возрасте малышей знакомят с творогом и кефиром.
Рост и вес десятимесячных девочек должен попадать в диапазон 69/7.500-74/9.600, а мальчиков – 71/8.200-76/10.200. В 10 месяцев в рацион детей добавляются фруктовые пюре: яблочное или грушевое, и пюре из чернослива.
К одиннадцати месяцам в меню ребенка можно добавить рыбу. Так как у детей в этом возрасте уже прорезалось 6-8 зубов, то их начинают учить жевать. Для этого мясо и рыбу ребенку предлагают не только в виде пюре, но и в виде небольших мягких фрикаделек. «Коридор» для одиннадцатимесячных девочек составляет 70,3/7.700-75,3/9.900, а для мальчиков: 72,2/8.400-76.8/10.500.
В рацион питания годовалых детей, не страдающих пищевыми аллергиями, входят каши, детские творожки и кефир, овощной суп, овощные и фруктовые пюре и запеканки, мясо и рыба, пшеничный хлеб, сливочное масло, яица и сок. Диапазон роста и веса для годовалых девочек: 71,4/7.900-76,6/10.100, мальчиков: 73,5/8.700-78/10.800.
Как растут дети от года до трех
По достижении годовалого возраста рост у малышей снова замедляется, измерять антропометрические показатели ежемесячно теперь нет необходимости, поэтому эти данные педиатры контролируют один раз в 3 месяца.
В 15 месяцев интервал показателей для девочек составляет 75/8.500-80/11.000, а для мальчиков: 76/9.000-82/11.500. Следующая контрольная точка – через 3 месяца. К этому времени интервал показателей у девочек становится: 78/9.000-84/11.500, а у мальчиков: 79/9.500-85/13.000.
До достижения детьми возраста полутора лет следует придерживаться тех же принципов организации рациона ребенка, которые рекомендованы для годовалых малышей. В ежедневное меню можно добавить твердый сыр, сметану (в виде заправки) и ягоды (в виде муссов, киселя или компота). Если у ребенка нет склонности к лишнему весу, то время от времени на полдник ему можно предлагать специальное детское печенье.
В 21 месяц диапазон антропометрических данных в норме для девочек составляет: 81/9.500-87/12.500, для мальчиков: 82/10.000-88/13.000. В 24 месяца «коридор» для девочек: 83/10.000-90/13.500, для мальчиков: 84/10.000-91/14.000.
Основой рациона двухлеток также остаются овощи и злаковые, мясо, рыба и кисломолочные продукты. Детям, не имеющим склонности к лишнему весу можно добавить в меню макароны и детское какао. А вот давать шоколад, майонез, кетчуп, копченые и соленые продукты малышам до трехлетнего возраста настоятельно не рекомендуется.
В 27 месяцев антропометрические данные девочек должны укладываться в интервал 83/10.500-92/14.000, а у мальчиков – 85/11.000-93/14.500. В 30 месяцев – 86/11.000-95/14.500 (девочки) и 88/11.500-96/15.500 (мальчики). В 33 месяца: 88/11.500-97/15.500 (девочки) и 90/12.000-98/16.000 (мальчики).
К трем годам девочки по антропометрическим данным должны в норме попадать в «коридор» от 90/12.000 до 100/16.000, а мальчики от 92/12.000 до 100/16.500.
Влияние пищевых привычек на развитие детей от 3 до 5 лет
К трем годам у детей уже формируются определенные пищевые предпочтения и пищевые привычки. Некоторые из них напрямую ведут к нарушению пищевого поведения и развитию ожирения. Например, перекусы между приемами пищи, привычка есть быстро, привычка к непременному лакомству за то, что «все скушал», привычка есть второе блюдо с хлебом и утолять жажду сладкими напитками, а также привычка получать сладкое лакомство за хорошее поведение. А ведь все эти неправильные привычки формируют у детей самые близкие взрослые – родители и бабушки с дедушками, и все они ведут к развитию ожирения.
По данным специалистов имеющийся лишний вес у детей 3-5 лет провоцирует нарушение метаболизма, что влечет за собой различные проблемы со здоровьем, а самое главное, нарушение обмена веществ, что впоследствии создает очень большие сложности для обретения нормального веса. Поэтому, если ребенок в 3-5 лет выходит за верхний предел антропометрического «коридора» по весу – анализируйте пищевые привычки семьи и меняйте образ жизни.
Для девочек трех с половиной лет антропометрический «коридор» ограничен показателями 94/12.000-103/16.000, для мальчиков – 95/13.000-104/17.500. Диапазон для четырехлеток: 98/14.000-107/18.500 (девочки) и 99/14.000-108/19.000 (мальчики).
Данные для 4,5 лет: 100/14.000-111/19.500 (девочки) и 102/15.000-111/20.000 (мальчики). Пятилетние девочки должны попадать в антропометрический интервал от 104/15.000 до 114/21.000, а мальчики – от 105/16.000 до 115/21.000.
Как растут девочки и мальчики с 5 до 10 лет
Начиная с пятилетнего возраста рамки «коридора» антропометрических норм постепенно расширяются. Кроме того, девочки по антропометрическим показателям начинают обгонять мальчиков.
В шестилетнем возрасте диапазон антропометрических данных для девочек определяется рамками от 110/17.500 до 120/23.500, а мальчиков – от 111/18.000 до 121/23.500.
Диапазон для семилеток: 115/19.000-126/26.000, и для мальчишек — 116/20.000-127/26.500. Рамки антропометрического «коридора» для восьмилетних детей: 120/21.000-132/30.000 (девочки) и 121/22.000-133/29.500 (мальчики).
А вот антропометрические нормы для девятилеток уже наглядно отражают отставание ребят от девочек – это отчетливо видно по нижнему пределу нормы. Так, «коридор» для девятилетних девочек составляет 132/27.000-139/34.000, а для мальчиков – 127/23.000-139/33.000. К 10 годам девочки достигают параметров 132/27.000-145/38.000, а мальчики – 131/26.500-144/37.000.
Такое отставание мальчиков от девочек абсолютно нормально, а связано оно с тем, что у девочек раньше начинается процесс полового созревания. В возрасте с 10 до 14 лет девочки прибавляют в росте около 11-12 см, однако после четырнадцати процесс резко замедляется, а к 17 годам у большинства девушек рост останавливается. Мальчики же активно расти начинают только с 13-14 лет, зато рост у них может продолжаться вплоть до двадцатилетнего возраста.
Консультация врача нужна только тем детям, которые в подростковом возрасте значительно отстают от нижнего предела антропометрической нормы и это не обусловлено наследственными причинами. В этом случае подростка следует показать врачу-эндокринологу, так как самая распространенная причина низкорослости, не обусловленной генетическими причинами – это гипопитуитаризм (недостаточная выработка в организме гормона роста). Проблема решается с помощью гормональной терапии, благодаря которой дети вырастают до нормальных показателей.
Наверное, самая главная функция родителей – воспитание детей. Разные возрастные категории имеют свои особенности. Каким способом проводить воспитание 10 летнего мальчика, чтобы в дальнейшей жизни он достойно себя вел и стал настоящим мужчиной. Естественно в процесс воспитания следует вложить много сил и заботы, чтобы был эффективный результат.
Как воспитать мальчика 10 лет?
Воспитание начинается от рождения ребенка. Родители должны всегда помнить, что их ребенок – это личность. Формирование характера происходит с первых шагов, и не только характера, а и интересов, потребностей. Любая возрастная категория имеет свои потребности, которые требуют постоянного внимания.
Десятилетний возраст для ребенка становится сложным. В это время начинается созревание половых процессов, которые влияют на работу всего организма. Ребенок может нервничать, проявлять агрессию. Предотвращению агрессии способствует самоутверждение. Поэтому родители обязаны проявить максимум усилий для его развития.
Спорт. В этом возрасте у ребят очень повышена двигательная активность. Занятия спортом помогут удовлетворить ее. Мальчика нужно записать в спортивные секции, где он сможет проявить себя.
Папа. В десятилетнем возрасте мальчики больше обращаются к папам. Их интересует, что они делают и пытаются помогать. Не надо отталкивать сына, а наоборот его необходимо заинтересовать. Мальчик будет брать пример с отца. Потому при воспитании требуется придерживаться «золотой середины»: не принимать методов тирании и не быть слишком мягким.
Воспитывать 10 летнего мальчика надо по демонстративному принципу и не забывать вовлекать ребенка в этот процесс.
Эмоции. Ребенка следует приучать к сочувствию, уважению. Тут свои возможности могут показать мамы. Например, по дороге домой попросить ребенка помочь донести сумку. Иногда можно создать ситуации, в которых сын обязан проявить жалость.
Атмосфера в семье. Большое влияние на воспитание ребят оказывают отношения между родителями. Дети тихонько наблюдают, что происходит в семейном кругу. Вследствие этого у них формируются свои отношения к противоположному полу.
Похвала. Большим минусом есть то, что родители мальчиков намного меньше хвалят, нежели девочек. Считается, что он вырастет более мужественным. Но ведь похвала стимулирует ребенка к чему-то новому. Забывать об этом не нужно.
В некоторых ситуациях родителям полагается извиниться перед детьми. Необходимо обосновать свои действия перед ребенком, не ругать, а посоветовать, как нужно поступить в данной ситуации. Одобрение и поддержка – главные потребности данного возраста.
Как правильно воспитать мальчика 10 лет? Будет правильным, если в воспитании будут участвовать и папа, и мама. Воспитание детей 10 лет требует большой выдержки и терпения. Родители любыми способами не должны потерять взаимоотношений с ребенком, которые сложились до этого времени.
Десятилетний возраст ребенка затрагивает физиологический и психологический процесс. Психология воспитания мальчика 10 лет заключается в восприятии себя как индивидуальности. У многих ребят в этом возрасте низкая самооценка. Здесь необходима помощь родителей. Она заключается в ежедневном общении.
Ребята этого возраста стремятся быть похожими между собой. Это основное психологическое противоречие. Утверждение мальчиков выявляется в дружбе со старшими детьми.
Поведение ребенка 10 лет зависит от двух потребностей:
- общения. Общение должно приобретать неделового характера, скорее дружеского;
- самоутверждение. У мальчиков это больше занятия технического направления.
Каждый ребенок самоутверждается в соответствии с поведением, окружающей среды. Для этого периода главным есть успешная социализация.
Чтобы воспитание мальчика 10 лет было правильным, необходимо не только наблюдать, какие изменения происходят в поведении сына, но и всячески принимать активное участие во всех процессах.
Воспитание детей это ответственный и тяжелый процесс, как для родителей, так и для детей. Ребенок – это личность, которая постоянно меняется. Научитесь приспосабливаться к ребятам, соблюдать атмосферу доброты.
Десятилетние ребята стоят на пороге нового периода жизни – пубертата. Уже не малыши, они располагают ещё парой-тройкой лет до вступления во взрослую эпоху. Для того чтобы выстроить гармоничные взаимоотношения с будущим тинейджером и подготовить его к взрослению, родителям необходимо знать, что должен уметь ребёнок в 10 лет.
Из чего формируется окружение десятилетних ребят
В данный период развития человека социальный фактор является определяющим. Через его призму ребёнок видит себя самого. Окружение ученика формируется в школе и за её стенами, во дворе, в секциях и кружках. Теперь общественный вопрос вносит поправку во все направления развития ребёнка: физическое, умственное и творческое. Родительское участие очень важно в жизни будущего подростка: до наступления сложного периода ему необходимы их поддержка и одобрение.
Поведенческие вопросы
По достижении человеком определённого возраста его тип личности уже сформирован. Вопрос времени индивидуален, однако, часто это происходит у детей 10 лет – в этом заключается важная особенность их личностного развития. Так, дитя, сосредоточенное на внутреннем мире, спокойное и застенчивое, едва ли станет лидером компании и балагуром. Оно – интроверт, и последующие этапы его взросления связаны со становлением самооценки, воспитанием уверенности в себе и выстраиванием комфортных отношений с окружающим миром.
Экстраверты, наоборот, не перестанут быть активными в общении с окружающими. Если первые десять лет жизни ребенок пытается изучить и понять себя через многогранник коллектива (родители, детский сад и начальная школа), то тинейджер уже имеет понятие о своих социальных способностях и намерениях. Нервно-психическое развитие ребёнка 10 лет направлено на тренировку памяти, усидчивости и концентрации внимания – тех качеств, которые так нужны ученику в средней школе.
О подражании
В зависимости от типа темперамента, часто десятилетние ребята не являются асоциальными: они движутся с коллективом в учёбе, отдыхе, спорте и т.д. Важной особенностью этого периода является нежелание детей отличаться от сверстников. Родители могут заметить возникновение новых неожиданных привычек:
- кулинарные предпочтения;
- выбор одежды и обуви;
- речевые обороты и способ выражения мыслей;
- хобби, музыкальный вкус и пр.
Дело в том, что на протяжении всего пути формирования человека – от рождения и до достижения зрелого возраста, он познаёт мир, подражая ему. В младенческом возрасте примером для подражания служат родители и самые близкие, затем братья и сёстры, старшие по возрасту. В период перед пубертатом примером для ребёнка служит основное его окружение – сверстники. С родительской стороны волнения по поводу отсутствия индивидуального вкуса безосновательны: с переходом в новый статус у ребёнка появятся новые ориентиры, а однажды своим ориентиром станет он сам.
Кстати, пробуйте развить творческий интерес у ребёнка. В возрасте 10 лет креативность стимулирует становление личности. Поддерживайте стремление вашего чада к самовыражению.
Физические показатели
Развитие организма человека десяти лет, как и в другом возрасте, индивидуально. Специфика этого периода – скачок в развитии у девочек, при ещё кажущемся штиле у мальчиков. Так, одноклассники могут казаться очень различными со стороны: школьницы уже вступили в период взросления, а ребята ещё походят на детей. Развитие девочек 10 лет уже отличается от физического формирования ребёнка: гормональная перестройка подразумевает открытие новых горизонтов. Характерно, что в этом возрасте ребята ищут компанию среди представителей своего пола.
Физическое развитие ребёнка в 10 лет имеет и ряд особенностей, связанных с приготовлением к пубертату. Организм готовится к накоплению важных питательных веществ и элементов, которые понадобятся ему в обозримом будущем для усиленного роста. У многих ребят происходит изменение конституции тела: худенькие превращаются в пухленьких, весят значительно больше. Данная перемена нормальная, однако, может восприниматься ребятами болезненно с эмоциональной точки зрения. В редких случаях доходит и до депрессии. Ребёнок в 10 лет должен уметь заботиться о своём организме, чтобы воспитать в себе физическую и психическую стабильность. Какие полезные навыки стоит ему выработать?
- Соблюдение режима и культуры питания. Диета десятилетнего ученика подразумевает разнообразие и полезность. Физическая активность ребят предполагает наличие в их меню акцента на сложные углеводы. Добавьте в ежедневный рацион крупы и макаронные изделия из твёрдых сортов пшеницы. А из-за серьёзной умственной нагрузки на учеников, следует контролировать достаточное потребление ими питательных веществ, солей и минералов. Диетологи обращают внимание родителей и на белки животного происхождения: их недостаток чреват проблемами роста будущего тинейджера. А вот сладким можно пожадничать: излишние жиры ни к чему молодому организму.
- Построение индивидуального графика. Режим дня ученика подчинён школьному расписанию. Специалисты рекомендуют придерживаться той же идеи и для планирования свободного времени. Можно организовать тренировки в спортивной секции каждые вторник и четверг, а в среду и в пятницу взять в привычку выходить на семейную прогулку. Будильник и органайзер (даже на телефоне) придут в помощь ученику. Научите его пользоваться ими. В возрасте десяти лет школьник способен уже сам планировать своё время.
Ученик средней школы проводит большую часть своего дня на занятиях. Он уже имеет базовые знания по основным предметам. В ежедневном графике отведено время для чтения и самостоятельного выполнения домашней работы.
Образная память
Из-за возрастающей умственной нагрузки в школе, необходимо, чтобы в учебном процессе присутствовали упражнения для развития памяти. Ребёнок 10 лет обладает так называемой образной памятью: ему легче даётся описание деталей внешнего вида предмета, нежели его назначение. Так, объяснение сложных понятий должно быть всегда ориентировано на деление на части. Наглядность – козырь для быстрого запоминания предметов и понятий. При выполнении упражнений, игровых работ и тестов пробуйте оформлять их ярко, привлекая внимание к внешнему виду материала.
Внимательность и усидчивость
Не секрет, что десятилетний ребёнок не отличается усидчивостью. Поддержите его в стремлении к разнообразию. После уроков необходима физическая «разгрузка». Дома необходимо провести ряд упражнений для развития внимания. У ребёнка 10 лет картина мира ещё является целостной, разбивайте её на фрагменты вместе. Учите его концентрировать внимание на одном объекте и описывать максимально подробно. Во время такого занятия постарайтесь устранить все возможные раздражители: мобильный телефон, радио, открытое окно. Внимание ученика легко переключается на посторонние предметы, а разум затуманивается посторонними мыслями.
Интеллект и нервная система
Психологическое развитие ребёнка 10 лет идет очень активно. Формирование черепной кости уже завершено, теперь организм концентрируется на функциональном формировании нервной системы. По своим показателям деятельность мозга начинает приближаться к взрослой. Эффект от возбудителей сглаживается, мальчики и девочки всё больше контролируют свои эмоции. Речь ребят и их мышление идут рука об руку. Владея минимальным запасом слов в 4 тысячи единиц, ученики способны к свободному выражению «недетских» мыслей. Специалисты из области детской психологии отмечают, что интенсивное интеллектуальное развитие ребёнка до 10 лет может обусловить сдвиг этого перехода на более ранний срок. Все говорит о том, что ученик готов к новым переменам, интеллектуальным и физическим.
В 10-11 лет ваш отпрыск уже не маленький, но еще не подросток. Это очень непростой период, как в развитии человека, так и в отношениях между ребенком и родителями. В этом возрасте меняется не только детская психология, но и физиология.
Примечательно, что период перед половым созреванием, а именно 10-11 лет, протекает не у всех одинаково: кто-то справляется самостоятельно, причем неплохо, а кому-то необходима помощь психолога, который поможет пережить этот непростой период.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ У РЕБЕНКА 10-11 ЛЕТ
Каждый родитель должен знать, какие именно физиологические изменения затронут его отпрыска.Во-первых, в 10-11 лет происходит ускорение роста, нередко дети становятся "долговязыми" из-за резкого роста скелета и конечностей. Во-вторых, увеличивается масса мышц, которые, однако, еще не способны вынести длительного напряжения. Поэтому важно контролировать время физической нагрузки и отдыха.
В-третьих, становятся все более заметны внешние признаки половой принадлежности (округление таза у девочек, изменения во внешнем виде половых органов и т.д).
Очень многие дети начинают комплексовать в связи с изменениями, происходящими в их теле, отсюда появляется замкнутость, раздражительность и нежелание слушать взрослых.
ХАРАКТЕР РЕБЕНКА В 10-11 ЛЕТ
В характере ребенка также наблюдаются изменения, порой не в лучшую сторону: дети часто отвлекаются от учебного процесса, ведут себя вызывающе, остро реагируют на малейшее замечание. При этом, на выполнение домашних заданий школьнику теперь требуется больше времени, и причина этого кроется вовсе не в их объеме.Родители должны быть готовы к тому, что вот-вот ребенок начнет бунтовать против их контроля, да и вообще против всего, с чем раньше соглашался. Стоит где-то перегнуть палку или, наоборот, дать слабину, и потеря родительского авторитета не за горами.
Особенность возраста заключается в том, что мнение сверстников (да и чужих взрослых) для ребенка становится важнее родительского. И теперь девочка будет популярной кокетке из класса, а не маме. Поэтому, если вы начинаете открыто критиковать друга или подругу ребенка, будьте уверенны - ваш вчерашний малыш сделает все с точностью наоборот из чувства противоречия.
Поэтому, критиковать друзей ребенка необходимо очень деликатно без всяких запретов. Если вам не нравится кто-то из сверстников, достаточно обратить внимание отпрыска на отрицательные качества его друга, которые не совсем соответствуют возрасту или нормам поведения.
Не стоит пытаться силой привязать ребенка к себе, придется смириться с тем, что ваш "маленький медвежонок" теперь все больше будет отдаляться от вас. Но и пускать ситуацию на самотек тоже не стоит и лишать чадо даже маленькой доли контроля. Все проблемы необходимо решать с помощью переговоров, а не угрозами и агрессией. Научите ребенка сотрудничать со взрослыми, тактично высказывать свое мнение, не испытывая перед ними страх. Ведь, именно в этом возрасте закладывается основа будущих отношений между вами и ребенком и вряд ли вам лет через пять захочется столкнуться с еще большими проблемами.
10-11 лет - возраст, в котором очень легко попасть под влияние "дурных людей", поэтому обращайте внимание на малейшие изменения в поведении вашего ребенка. Ведь, лучше предотвратить беду, чем потом упрекать себя в бездействии.
Прежде чем решать что делать, если школьник жалуется на затруднения при походе в туалет, нужно узнать, что считается запором у детей в возрасте до 12-15 лет.
Школьник должен ходить не менее 4 раз за неделю в туалет по большому. Естественно, о нормальной дефекации свидетельствует и ежедневное опорожнение.
Помимо урежения кратности стула на запоры в 10-12 лет и старше указывают и другие проявления изменения моторной функции кишечника. Подросток может пожаловаться на:
- Чувство неполного опорожнения после акта дефекации.
- Тяжесть, распирание и боль внизу живота.
- Появление прожилок крови в каловых массах.
- Сильное газообразование.
- Выделение плотных каловых масс большого диаметра.
Эпизодическая констипация мало влияет на общее самочувствие ребенка. Но если затрудненная дефекация становится хронической проблемой, то нарушается работа практически всех органов пищеварения.
При запорах пища плохо усваивается, ухудшаются обменные реакции, повышается нагрузка на печень, почки. Скопление каловых масс становится источником токсинов, они выделяются в кровь и отравляют весь организм. Именно поэтому постоянные запоры приводят к:
- Повышенной утомляемости.
- Раздражительности.
- Головным болям.
- Появлению гнойничков на теле.
- Ухудшению качества сна.
- Отсутствию аппетита.
Запоры у детей 10 лет могут дать толчок к развитию авитаминозов, анемии, анорексии. Нарушения, характерные для хронической констипации, становятся причиной плохой успеваемости ребенка.
Что делать при возникновении частых проблем с опорожнением кишечника? В первую очередь ребенок должен быть обследован, так как затрудненная дефекация иногда является одним из симптомов патологий, требующих медикаментозного лечения.
Причины к запоров у подростков
Нередко бывает так, что родители впервые сталкиваются с запором у своего ребенка именно в 10-12 лет. К самым вероятным причинам возникших затруднений с выходом каловых масс из кишечника относят:
Неправильное питание
Детей в таком возрасте достаточно сложно контролировать, порой они весь день находятся одни дома, что и в какое время кушают родителям не известно.
Отсутствие полноценного обеда, постоянные перекусы, употребление чипсов и газировок – одна из основных причин, приводящих к возникновению запоров. На снижение перистальтики влияет и недостаточное количество клетчатки в рационе.
Ситуация усугубляется, если ребенок мало пьет воды.
Недостаточная двигательная активность
Дети школьного возраста мало проводят в настоящее время времени на улице. Подвижные игры им заменили развлечения в интернете и просмотр всевозможных передач.
Гиподинамия снижает моторную функцию органов пищеварения, в результате чего ухудшается и весь процесс переваривания пищи.
Психологические причины
В 10 лет большинство детей начинают постепенно взрослеть и именно поэтому часто стесняются сходить в школьный туалет.
Сдерживание позывов к дефекации приводит к тому, что каловые массы уплотняются и даже дома процесс опорожнения совершается с трудом.
Запоры у подростков часто возникают после стрессов и при нервном перенапряжении.
Заболевания
Помимо алиментарных факторов на состоянии кишечника у ребенка 10 лет отражаются и заболевания других органов.
Запоры нередко являются следствием:
- дискинезии желчевыводящих путей,
- нарушений в работе щитовидной железы,
- анемии,
- синдрома раздраженного кишечника,
- гастрита.
Спровоцировать затрудненную дефекацию может дисбактериоз, глистные инвазии и длительное лечение антибиотиками.
Девочка должна быть обследована и детским гинекологом, так как запоры могут быть следствием гинекологических патологий или наоборот вызвать их.
Чтобы правильно подобрать терапию для нормализации работы кишечника, необходимо в первую очередь провести обследование ребенка. Родители должны постараться наиболее точно установить все изменения в здоровье подростка и рассказать о них врачу, это поможет выставить верный диагноз в самые короткие сроки.
Что делать при появлении запоров
Если запор у ребенка в 10 лет и старше не сопровождается другими признаками, кроме затрудненной дефекации и болей внизу живота, то его можно попытаться устранить самостоятельно.
Медикаменты использовать не нужно – лечение запоров при помощи лекарств назначается, только если другие методы не помогли.
Для того чтобы нормализовать работу кишечника у детей в 10 лет необходимо:
Пересмотреть питание
Ребенок должен есть не менее 5 раз в день, обязательные блюда на столе – каши, супы, компот, овощные салаты или рагу.
Хорошо на работу кишечника действуют кисломолочные напитки, свежие фрукты и овощи, и их нужно есть не только в летний период года.
Уменьшить нужно употребление сладостей, газировок, различных полуфабрикатов.
Необходимо объяснить подростку, что для бесперебойной работы пищеварительной системы и всего организма требуется в день выпивать не менее литра чистой воды.
Дополнительно при запорах к питанию можно добавить растительное, льняное или оливковое масло. Его добавляют по две-три ложечки в салаты или выпивают в утренние часы.
Хорошо на перистальтику кишечника действует компот из чернослива, кураги и яблок.
Необходимо приучать ребенка к определенному режиму дня. Если запоры возникают в 10 лет, то в утренние часы перед завтраком нужно выпивать стакан воды. Постепенно будет формироваться привычка к дефекации в одно и то же время и значит, ребенку не придется ходить в туалет в школе, что положительно скажется на его психологическом самочувствии.
Усилить двигательную аткивность
Усилить его двигательную активность. Ребенок не должен большую часть дня проводить сидя на стуле или лежа на диване.
Хорошо если подросток занимается в спортивном кружке и не менее 2-хчасов в день гуляет на свежем воздухе.
Создать спокойную обстановку дома
Стрессы негативно сказываются на всем пищеварении и дети не должны их испытывать, особенно в семье.
Иногда для устранения психологических причин запоров у школьников привлекают детских психологов.
Медикаменты
Лечить медикаментами детей необходимо лишь в тех случаях, когда выявлено определенное заболевание или предпринятые меры не помогают. Слабительные и иные средства назначает только врач.