13.Требования к проведению прогулок и экскурсий
К прогулкам, экскурсиям допускаются дети дошкольного возраста не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
При проведении прогулок, экскурсий необходимо соблюдать правила поведения, установленные режимы передвижения и отдыха.
Группу воспитанников должны сопровождать двое взрослых, обязательно иметь медаптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.
Участники прогулки, экскурсии должны надеть удобную одежду и обувь, нестесняющую движений и соответствующую сезону и погоде. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки.
Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя.
Общая продолжительность прогулки, экскурсии составляет 1-3 часа.
Во время привалов во избежание ожогов и лесных пожаров не разводить костры.
Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.
Не трогать руками ядовитых и опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, растений и грибов, а также колючих растений и кустарников.
При передвижении не снимать обувь и не ходить босиком.
Во избежание заражения желудочно-кишечными заболеваниями не пить воду из открытых непроверенных водоемов, использовать для этого питьевую воду, которую необходимо брать с собой, или кипяченую воду.Соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать руководителя прогулки, экскурсии об ухудшении состояния здоровья или травмах.
Уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.
по окончании прогулки, экскурсии необходимо проверить по списку наличие воспитанников в группе.
14.Понятие о рациональном питании. Основные ингредиенты пищи и их значение
Рациональное питание характеризуется 2-мя сторонами:
1.количественный состав пищи;
2. качественный состав пищи (соотнош-ие белков, жиров, углеводов).
Продукты питания в организме ребёнка выполняют как строительную (пластическую), так и энергетическую функцию.
Пища реб-ка по своему кол-ву и кач-ву должна отвечать особенностям пищеварительного тракта, удовлетворять его потребность в пластических веществах и энергии (содержать в достаточном кол-ве нужные реб-ку белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, воду и витамины).
Быстрый рост реб-ка требует сравнительно большого кол-ва белка. При недостатке белка в пище у реб-ка теряется аппетит, появляется слабость, а затем и заболевание (пищевая дистрофия). Правильный обмен белков возможен при надлежащем соотношении их с др. пищевыми веществами (жирами, углеводами, минеральными солями).
Жиры также участвуют в строении клеток организма, явл-ся источником энергии, а также носителями ряда витаминов.
Потребность в углеводах индивидуальна. У некоторых детей от избытка углеводов появляется сыпь.
Ежедневно в меню необходимо вводить определённое кол-во БЖУ. Завтрак 20-25% суточной калорийности; Обед 30-35%; полдник 15-20%; ужин 20-25%.
Основными элементами необходимыми для жизнед-ти чел-ка явл-ся кальций, магний, калий, фосфор – участвуют в строении клеток и тканей; железо входит в состав гемоглобина. Детям дошкольн- возраста необходимо получать 15микрограмм железа в сутки. Также реб-ку необходимы медь, бром, йод, цинк, фтор и др микроэлементы. Они служат составной частью многих ферментов, гормонов, витаминов и оказывают большое влияние на обмен веществ, рост и развитие организма.
Вода вместе с растворёнными в ней минеральными веществами составляет внутреннюю среду организма, являясь основной частью плазмы, лимфы, тканевой жидкости. 5 блюд в дневном рационе дошкольника должны быть жидкими.
Для нормального развития организма в пищу детей должны входить в достаточном кол-ве витамины. Витамины играют важную роль в поддержании иммунобиологических свойств организма и высокой устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды.
Утверждено
приказом по МБДОУ
№ 63 от 02.09.2013г.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 6
от 30.08.2013г
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации прогулок
1. Общие положения.
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии
¨ с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения.
¨ требованиями СанПин 2.4.1. 3049-13;
¨ Уставом ДОУ.;
¨ инструкцией по охране жизни и здоровья детей, режимом воспитания и обучения детей.
1.2. Настоящее положение регламентирует организацию прогулок в Учреждении.
1.3. Положение обсуждается и принимается на Педагогическом совете учреждения и утверждается приказом руководителя ДОУ. Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся Педагогическим советом ДОУ и утверждаются приказом руководителя.
2.Цели, задачи, виды прогулок.
2.1 . Прогулка - режимный момент жизнедеятельности детей в Учреждении.
2.2. Цель прогулки - укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
2.3.Задачи прогулки:
¨ оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
¨ способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
¨ оптимизировать двигательную активность детей;
¨ способствовать познавательно - речевому, художественно - эстетическому, социально - личностному развитию детей.
2.4. Виды прогулки (по месту проведения):
· на участке Учреждения;
¨ пешеходные прогулки за пределы участка Учреждения (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров);
¨ в функциональных помещениях детского сада (в актированные дни).
2.5. Виды прогулок по содержанию:
· Традиционная;
· Тематическая;
· Целевая (проводится со второй младшей группы с выходом за пределы детского сада);
· Экскурсия (проводится систематически со средней группы не менее 1 раза в месяц);
· Поход, пеший переход (с детьми старшего дошкольного возраста).
3. Требования к оборудованию и санитарному состоянию участка детского сада для проведения прогулок.
3.1. Оборудование и санитарное состояние детского сада должно соответствовать требованиям СанПиН.
3.2. Зона игровой территории включает в себя площадку для игр с современным игровым оборудованием.
3.3 . Уборка территории участка проводится дворником ежедневно: утром за 1 час до прихода детей и по мере загрязнения территории.
3.4 . При сухой и жаркой погоде полив участка, песка производится не менее 2-х раз в день.
3.5 . У входа в здание следует иметь решетки, скребки, коврики, щетки.
4. Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада.
4.1. Перед выходом детей на прогулку дворник Учреждения осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.
4.2. Решение о проведении, отмене или сокращении времени прогулки на свежем воздухе принимает заведующий.
4.3. Перед выходом на прогулку работники Учреждения, занятые одеванием детей должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.
4.4. В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.
4.5. При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщать о случившемся руководителю ДОУ, который организует поиски ребенка, ставит в известность Управление образования, милицию, родителей в соответствии со схемой оповещения.
4.6. В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.
4.7. При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.
Запрещается:
· Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения;
· Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.
4.8. О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.
5. Требования к подготовке и возвращению с прогулки.
5.1. Подготовка и возвращение с прогулки.
5.2. Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.
5.3. Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:
¨ воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;
¨ помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;
¨ воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;
¨ в помощь при одевании каждой подгруппы раннего и младшего дошкольного возраста закрепляются сотрудники из числа рабочего и медицинского персонала детского сада согласно «Графика оказания помощи сотрудниками при одевании детей на прогулку»;
¨ детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.
5.4. Во избежание перегревания детей необходимо придерживаться следующего порядка одевания: вначале дети надевают колготки, гамаши, затем кофты, комбинезон, обувь и лишь в последнюю очередь шапки, верхнюю одежду и шарф.
5.5. Возвращение детей с прогулки также организуется по подгруппам. Помощник воспитателя уводит с участка первую подгруппу детей. Дети второй подгруппы продолжают гулять еще в течение 10-15 минут с воспитателем.
5.6. Помощник воспитателя помогает детям развязывать шарфы, расстегнуть и снять верхнюю одежду, сложить одежду в кабинку. Раздевшись, дети спокойно идут в группу и играют.
5.7. В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру - мытье ног.
6.Требования к одежде детей:
¨ в любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей;
6.1 .Порядок хранения одежды в шкафчике: на верхней полке кладется шапка и шарф. Кофта, гамаши, колготки, теплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок. Рукавички на резинке должны быть передернуты через рукава и вешалку верхней одежды. Обувь ставят на нижнюю полку, сверху кладут носки.
7.Требования к содержанию прогулок на участке Учреждения.
7.1. Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов:
¨ наблюдение;
¨ двигательная активность: подвижные, спортивные игры, спортивные упражнения;
¨ индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;
¨ трудовые поручения;
¨ самостоятельная деятельность детей.
7.2. Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем - наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.
7.3. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
7.4. Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.
8. Организация наблюдений:
8.1. Процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями.
8.2. При планировании наблюдений воспитатель придумывает:
¨ оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей;
¨ приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация);
¨ приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).
9. Организация детской активности:
9.1. В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать:
¨ подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке:
¨ в младшей группе - 6 - 10 минут;
¨ в средней группе - 10-15 минут;
¨ в старших и подготовительных - 20-25 минут.
9.2. На вечерней прогулке: в младших и средних группах - 10-15 минут, в старших и подготовительных - 12 -15 минут. Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями или в старшем дошкольном возрасте - спортивными играми, играми с элементами соревнований.
К спортивным упражнениям относятся: катание на санках, лыжах, катание на велосипедах, самокатах. К спортивным играм относятся: городки, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей;
организация самостоятельной двигательной активности, характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей, развивающей среды;
индивидуальные задания (в соответствии с календарным планированием).
9.3. В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались и не перегревались. Организацию двигательной активности воспитатель продумывает перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия.
9.4. Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.
9.5. Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
9.6. Особенности организации двигательной активности в зимний период:
¨ в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;
¨ при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого - либо текста.
Организация индивидуальной работы:
¨ в соответствии с календарным планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по познавательно - речевому, социально - личностному, физическому или художественно - эстетическому развитию детей;
¨ с этой целью подготавливаются все необходимые на прогулке материалы и оборудование.
Трудовые поручения:
¨ воспитатель привлекает детей к сбору игрушек;
¨ оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки;
¨ уходу за растениями и т.д.
9.7. В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности, соответствующий санитарно - гигиеническим требованиям.
9.8. Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельность детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности детей на протяжении всей прогулки.
10. Требования к организации прогулок за пределами участка Учреждения.
10.1. Планирование прогулок за пределы участка планируются со второй младшей группы.
10.2. Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим.
10.3. При подготовке к прогулке воспитатель должен предварительно осмотреть место прогулки, маршрут исследования, согласовывать с руководителем детского сада. Маршрут движения группы должен предусматривать как можно меньшее пересечение проезжей части и, по возможности, использование только регулированных переходов.
10.4. Руководитель ДОУ проводит целевой инструктаж по организации прогулок и экскурсий за пределы участка детского сада со всеми работниками, сопровождающими детей, согласовывает общее количество детей, отправляющихся на прогулку. Руководитель Учреждения издает приказ об ответственности за охрану жизни и здоровья детей.
10.4. В случае дальней прогулки важно предусмотреть необходимое количество взрослых на 15 детей. Воспитатель должен предварительно осматривать маршрут следования и согласовывать его с руководителем Учреждения.
10.5. Если по каким - то причинам дети из группы остались в Учреждении, они по указанию руководителя Учреждения находятся под присмотром определенного работника, на которого возможно возложение ответственности за жизнь и здоровье детей.
10.6. Детей во время прогулок, экскурсий должны сопровождать не менее двух взрослых. Один из сопровождающих назначается старшим.
10.7. Дети строятся в колонну по два и берут друг друга за руки. Во время движения колонной в руках у детей не должно быть никаких предметов и игрушек.
10.8. Один из сопровождающих колонну находится впереди группы, второй - позади.
10.9. Каждый из сопровождающих должен иметь красный флажок. Группа должна быть обозначена красными флажками, которые несут первая и последняя пары детей.
10.10. Группа детей должна двигаться по тротуару или пешеходной дорожке, придерживаясь правой стороны. Если тротуар или пешеходная дорожка отсутствует, разрешается вести группу детей по левой стороне навстречу движению транспортных средств. Движение по обочине разрешается только в светлое время.
10.11. Перед пересечением проезжей части группу следует остановить на тротуаре, чтобы растянувшийся строй сгруппировался.
10.12. Пересекать проезжую часть разрешается только по обозначенным пешеходным переходам, а если их нет - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
10.13. На регулируемом переходе пересечение проезжей части разрешается только по разрешающим сигналам светофора или регулировщика. Начинать движение можно только одновременно с включением разрешающего сигнала. Во время движения группы через проезжую часть дороги оба сопровождающих должны стоять на проезжей части по обеим ее сторонам лицом навстречу движению транспортных средств с поднятыми красными флажками. В случае смены сигналов до окончания пересечения группой проезжей части сопровождающие остаются на ней до окончания движения группы и покидают проезжую часть после последней пары детей.
10.14. При пересечении проезжей части на нерегулируемых перекрестках и пешеходных переходах группу следует остановить на тротуаре. Перед началом перехода сопровождающие должны выйти на обе стороны проезжей части с поднятыми красными флажками, чтобы привлечь внимание водителей, и только убедившись, что их сигналы восприняты, старший сопровождающий разрешает переход. Сопровождающие покидают переход после последней пары детей.
10.15. Пересечение проезжей части вне обозначенных пешеходных переходов или перекрестков разрешается только как исключение, в одном случае: вне населенных пунктов при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка. Пересекать проезжую часть разрешается под прямым углом к краю проезжей части и только на участках без разделительной полосы и ограждений, там,где она хорошо просматривается в обе стороны. Перед началом пересечения группой проезжей части сопровождающие выходят на нее, становятся с поднятыми красными флажками лицом навстречу движению транспортных средств. Убедившись в безопасности перехода, старший сопровождающий подает команду, разрешающую начало перехода.
10.16. Необходимо избегать прогулок по улицам с большим движением.
10.17. По окончании прогулки, экскурсии, проверить количество воспитанников, сообщить руководителю о возвращении.
11. Требования к организации прогулки в помещениях Учреждения в актированные дни или при неблагоприятных погодных условиях.
11.1. В зимний период, в соответствии с графиком определения погодных условий, для установления возможности отмены прогулок на улице с воспитанниками ДОУ, утвержденным приказом заведующей ДОУ исключается или сокращается время пребывания детей на свежем воздухе. В дни сокращения времени или отмены прогулок на свежем воздухе необходимо компенсировать недостаток двигательной активности детей хорошо продуманной организацией динамической (двигательной) прогулки в помещениях учреждения, в соответствии с графиком прогулок в актированные дни.
11.2. В содержание прогулки в групповых и функциональных помещениях должны быть включены все структурные элементы (см. п. 6) с учетом имеющихся условий.
11.3. Организация прогулки при сниженной температуре в прогулочной зоне Учреждения с детьми раннего возраста:
¨ для наблюдения за изменением температуры необходимо наличие термометра: на высоте 80 см от пола;
¨ на прогулку и с прогулки детей сопровождает помощник воспитателя;
11.4. в начале прогулки воспитатель организует подвижные игры с большей двигательной активностью для поддержания положительно - эмоционального тонуса, в которых все дети участвуют одновременно или подгруппами, далее - игра средней подвижности;
11.5. в заключении прогулки воспитатель организует спокойные игры или самостоятельную деятельность детей.
12. Требования к продолжительности прогулки. Режим длительности проведения прогулок на улице.
12.1. В течение года прогулки проводятся ежедневно. Общая продолжительность прогулки составляет 4 - 4,5 часа.
12.2. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.
12.3. Проведение прогулок в зимний период регламентируется графиком определения погодных условий для установления возможности отмены прогулок на улице с воспитанниками ДОУ, утвержденный приказом заведующей ДОУ. Длительность прогулки сокращается при температуре воздуха ниже и скорости ветра более установленных в графике показателей, соответствующих возрасту детей.
Группа |
Температура воздуха |
Сила ветра |
1 младшая |
До - 15 От - 12 |
Тихо До 5 м/с |
2 младшая |
До - 20 От - 18 |
Тихо До 5 м/с |
Средняя |
До - 25 От - 20 |
Тихо До 7 м/с |
Старшая и подготовительная |
До - 24 До - 30 От - 25 До - 29 |
До 2 м/с Тихо До 10 м/с До 3 м/с |
Примечание: Запретом для проведения прогулок является сила ветра более 12 м/с и актированные дни. |
12.4. График определения погодных условий для установления возможности отмены прогулок на улице с воспитанниками ДОУ размещается на информационном стенде Учреждения и доводится до сведения родителей на родительских собраниях.
12.5. В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда, во вторую половину дня - перед уходом детей домой. В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду, рекомендуется отправлять детей в помещение, отапливаемый тамбур на обогрев, не более чем на 5-7 минут.
12.6. В период полярной ночи прогулки с детьми раннего возраста, 2 младших и средних групп не проводятся.
12.7. Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра более 12 м/с.
Багаутдинова Айгуль Минниаксановна
«Требования СанПин к организации прогулки». Педагогам
Требования к оборудованию и санитарному содержанию участков ДОУ для проведения прогулок
1. Оборудование и санитарное содержание участков должно соответствовать разделу III. Требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций СанПиН 2 .4.1.3049-13.
2. На территории ДОУ выделена игровая и хозяйственная зоны. Зона игровой территории включает в себя групповые площадки – индивидуальные для каждой группы и асфальтированную площадку.
3. Уборка участков проводится ежедневно : утром за 1–2 часа до прихода детей или вечером после ухода детей, а также по мере загрязнения территории.
4. В теплый период года мытье веранд проводится 2 раза в день перед дневной прогулкой с 8 .30 до 9.00 и в тихий час с 13.30 до 14.30.
5. Игровое оборудование в дошкольных группах моется воспитателем вечером по окончании рабочего дня с 18.00 до 18.25. 6. Полив песочниц осуществляется 2 раза в день до приема детей с 6.30 до 6.45 и в тихий час с 13.30 до 13.45.
7. При сухой и жаркой погоде полив участков проводится не менее 2 раз в день до приема детей с 6.00 до 7.00 и в тихий час с 13.30 до 14.30.
8. В жаркое время года на групповых площадках используются прогулочные веранды , устанавливаются сборно-разборные палатки для защиты детей от солнца.
9. Для хранения игрушек, используемых на территории ДОУ, имеется склад на прогулочном участке каждой группы.
10. Полная смена песка на групповых площадках проводится ежегодно, в весенний период (май месяц) .
Требования безопасности при организации прогулок на участках ДОУ .
1. Ежедневно 2 раза в день перед приходом детей в 6.30 и в 14.30 воспитателями проводится осмотр территории участков на предмет соответствия требованиям безопасности . Отметку об осмотре территории воспитатели оставляют в «Журнале осмотра территории МБДОУ»
2. Перед выходом на прогулку работники ДОУ , занятые одеванием детей, следят, чтобы воспитанники не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева, а также за исправностью и соответствием одежды и обуви детей погодным условиям.
3. При проведении прогулки воспитатель следит , чтобы дети не уходили за пределы территории ДОУ.
4. В процессе прогулки воспитатель обучает детей навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.
5. При выборе игр воспитатель учитывает психофизиологические особенности детей данного возраста, площадь прогулочного участка , погодные условия.
6. Педагогам запрещается оставлять детей без присмотра, использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.
7. В случае самовольного ухода ребенка воспитатель немедленно сообщает о случившемся заведующему ДОУ или лицу его замещающему.
8. О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель немедленно извещает медицинского работника, заведующего ДОУ или лицо его замещающее.
Требования к содержанию прогулок
1. Прогулка с обучающимися состоит из следующих структурных элементов : наблюдение; двигательная активность : подвижные, спортивные игры, спортивные упражнения и т. д. ; индивидуальная работа; трудовые поручения; самостоятельная деятельность детей. 2. Последовательность структурных компонентов прогулки варьируется в зависимости от вида предыдущей организованной образовательной деятельности.
3. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале проводятся подвижные игры, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.
5. В зависимости от содержания предстоящей прогулки воспитатель заранее готовит необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям .
6. В зависимости от погодных условий, организуемая двигательная деятельность детей на прогулке различна по интенсивности, чтобы они не переохлаждались или не перегревались.
7. Не допускается длительное пребывание детей на прогулке без движений . Особое внимание уделяется воспитанникам со сниженной подвижностью, малоинициативным, которых следует вовлекать в подвижные игры.
8. В холодный период года при низких температурах воздуха не организуются игры большой подвижности.
9. На протяжении всей прогулки воспитатель осуществляет постоянный контроль за деятельностью детей.
Требования к продолжительности прогулки .
1. Прогулки организуются 2 раза в день : в первую половину дня и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. В теплый период – 3 раза.
2. Время выхода детей на прогулку определяется режимом дня каждой возрастной группы, утвержденным приказом заведующего ДОУ.
3. Общая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3–4 часа .
4. Продолжительность прогулки определяется ДОУ в зависимости от климатических условий и погодных условий.
5. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается .
6. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.
7. В случае отмены прогулок на участках ДОУ из-за погодных условий с детьми организуются формы работы с детьми, компенсирующие недостаток двигательной активности, в помещениях ДОУ.
Публикации по теме:
Конспект организации и проведения открытой прогулки в старшей группе Время проведения: дневная прогулка (11.00 - 12.10). Место проведения: групповой участок. Длительность: 1 час 10 минут. Материал и оборудование:.
Прогулка на свежем воздухе играет ведущую роль для укрепления здоровья и профилактики утомления каждого человека и конечно же маленьких.
Консультация для воспитателей «Виртуальные прогулки при организации образовательной деятельности с детьми» 1 слайдМуниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 комбинированного вида» Консультация для воспитателей.
Педагоги предложили родителям оказать помощь в оформлении участков детского сада для организации прогулки в зимнее время. Снегу на участке.
Особенности организации прогулки для детей с ОВЗ Уважаемые коллеги! Я работаю воспитателем в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Весёлые ребята» МБДОУ «Детский сад комбинированного.
Польза от прогулки во многом зависит от ее организации, оснащения и эмоционального настроя. Дети получают много впечатлений от окружающей природы и, главное, возможность активно двигаться. В зависимости от возраста детей, климата, погоды и условий функционирования детского учреждения во время прогулки организуются различные игры (игры с правилами, творческие, строительные игры), спортивные развлечения и физические упражнения. Прогулки па свежем воздухе можно проводить и за пределами детского учреждения. Во время экскурсий дети знакомятся с природой, учатся преодолевать препятствия, приобретают способность хорошо ориентироваться в окружающей обстановке. Прогулки тренируют сердечно-сосудистую систему и двигательный аппарат, оказывают благоприятное воздействие на нервную систему: улучшают аппетит, сон, настроение. Прогулка, достаточно длительная, проводимая ежедневно, – важнейшее средство оздоровления ребенка, его полноценного и физического развития.
В летнее время большую часть времени дети должны находиться на воздухе. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4–4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину – после дневного сна или перед уходом детей домой. Продолжительность прогулки сокращается при температуре воздуха ниже – 15°С и скорости ветра более 7 м/с. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже – 15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет при температуре воздуха ниже – 20°С и скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы).
В холодное время года ребенок должен гулять не менее 3–4 часов в день. Если погода неблагоприятная, то прогулку можно сократить. Подвижность детей иногда ограничивают тем, что неправильно одевают их, слишком кутают. Ребенок, которому громоздкая одежда мешает играть со сверстниками, начинает существенно отставать в физическом развитии. У таких детей снижается приспособляемость организма к холоду, к жаре, сопротивляемость к воздействию вредных микроорганизмов. Они зачастую либо слишком худенькие, либо излишне полные. Негармоничное физическое развитие приводит к задержке в совершенствовании двигательных навыков. Комплексное воздействие прохладного воздуха и физических упражнений является эффективным методом закаливания, тренировки важнейших функций организма.
Весной также очень важно следить, чтобы ребенок был одет по погоде, которая нередко резко колеблется не только от одного дня к другому, но и на протяжении дня. Если родители не спешат облегчить одежду ребенка, то в зимней он перегревается. Ему тяжело, он расстегивает, а иногда и снимает пальто – а вот это уже может привести к заболеванию. Одежду надо облегчать постепенно.
Летом, когда у детей создается привычка ходить легко одетыми, можно и в прохладные дни оставлять их в более легкой одежде, так как закаленная кожа уже не нуждается в такой «защите». Вообще надо стремиться, чтобы у ребенка как можно больше были открыты шея, руки, ноги – это один из способов закаливания.
С раннего детства (первая младшая группа) детей приучают самостоятельно одеваться и раздеваться. На первых порах воспитатель показывает, как это надо делать, и помогает ребенку одеться. Старшие дети помогают одеваться малышам. Во избежание перегрева одетых детей немедленно выводят на участок.
Прогулка должна сопровождаться играми. В зимнее время следует использовать санки, лыжи, коньки; летом – игры с песком, стройматериалами и различные подвижные игры с мячом, кеглями и др. Дети любят, если их игра приобретает характер труда: подметают дорожки, поливают цветы, убирают снег.
В летнее время с детьми дошкольного возраста проводят экскурсии (или ранним утром, после завтрака, или после полдника, т. е. не во время прямого солнцестояния). Детей ослабленных и имеющих плоскостопие на экскурсию брать не следует. Одежда детей должна соответствовать погоде и температуре воздуха. В теплый, солнечный день она должна быть легкой, светлой: на голове – панама или соломенная шляпа, на ногах – носки и легкие закрытые туфли на кожаной подошве с каблучком – 8.0 мм–1 см. Обувь, в которой ребенок идет на экскурсию, должна быть свободной, так как тесная обувь затрудняет кровообращение в нижних конечностях, способствует быстрому утомлению ребенка. Сандалии и босоножки надевать на экскурсию не следует, так как в пути через отверстия будут набиваться песок, мелкие камешки, которые могут вызвать потертость и другие травмы кожи. Не следует также надевать туфли на голую ногу: носки впитывают влагу, защищают ноги от пыли, песка, предупреждают потертость.
Детей 3–4 лет выводят за пределы участка сначала на 5–10, а затем на 20 мин. Уже в 4–5 лет дети при правильной организации экскурсии в хороший летний день могут совершать прогулки на расстояние 2–3 км, 5–7 лет – на 4–5 км (туда и обратно). Через каждые 20 мин ходьбы дети должны иметь кратковременный (3–5 мин) отдых, а в середине экскурсии в сухом тенистом месте – привал на 20–30 мин.
Детский туризм и экскурсии, являясь значительным воспитательно-образовательным фактором, при правильной их постановке могут быть одновременно и одним из весьма эффективных средств укрепления здоровья детей и подростков.
При проведении экскурсий необходимо иметь с собою небольшую походную аптечку, в которой должны находиться перевязочные средства, жгут, йодная настойка, нашатырный спирт и т. д.
Особое внимание во время подготовки к экскурсии должно быть уделено гигиене обуви и одежды. Обувь должна быть свободной, легко надеваться и сниматься, так как тесная обувь затрудняет кровообращение. Однако обувь должна быть свободной в меру с тем, чтобы она облегала стопу и не тёрла ногу. В летнее время наиболее гигиенической обувью во время экскурсии являются сандалии.
В равной мере должна быть свободной и лёгкой одежда. Наиболее гигиенической одеждой во время экскурсий в летнее время следует признать качественные спортивные костюмы.
С целью предупреждения пропитывания рубашки потом целесообразно надевать на тело тонкую сетку. Головной убор во время экскурсии должен быть с полями, которые необходимы для защиты глаз от резкого влияния солнечных лучей. Головной убор должен быть лёгким и проницаемым для воздуха. Тюбетейки, не имеющие полей, непригодны, тем более, что они большей частью непроницаемы для воздуха.
Особенно большое гигиеническое значение имеют прогулки детей и подростков, связанные с полезными и интересными для них занятиями, например, собиранием ягод и грибов, различных растений и насекомых, изучением местности и проведением военизированных игр и пр. Нельзя проводить экскурсии и прогулки в том случае, если дети ещё не позавтракали. В равной мере не следует отправляться на экскурсию сразу же после сытного обеда.
Ходить во время экскурсии следует не спеша, медленным темпом, сберегая тем самым силы детей и подростков. Необходимо учитывать, что при ходьбе работает почти вся скелетная мускулатура тела. Слишком быстрая ходьба утомляет и может неблагоприятно отразиться на сердечной деятельности.
Пешеходная экскурсия обязательно должна иметь перерывы для отдыха - привалы. После каждых 30-45 минут передвижения следует обязательно установить привал. Место для привала надо выбирать несколько вдали от дороги, в затенённой, но обязательно сухой местности. Во время привала дети могут полежать, а при сравнительно дальних экскурсиях во время большого привала, продолжительность которого должна быть не менее 30-45 минут, обязателен приём пищи.
Во время экскурсии необходимо следить за тем, чтобы дети и подростки не шли гурьбой один близко от другого. Такое хождение способствует поднятию пыли, раздражающей глаза, дыхательные пути и кожу.
С целью предупреждения вредного влияния пыли лучше всего проводить экскурсии рано утром, когда не так горячи солнечные лучи и не нагрелась сильно земля. Если же экскурсия проводится днём, то надо ходить по краям дороги, по траве, избегая середины дороги, как наиболее пыльной.
Для утоления жажды во время экскурсии можно пить лишь хорошо прокипячённую воду, в связи с чем каждый экскурсант должен иметь при себе флягу или, если её нет, бутылку. Пить воду следует только во время привала и небольшими глотками. Фляга должна быть индивидуальной, и пользоваться ею может лишь тот, кому она принадлежит. Пить холодную воду в разгорячённом состоянии нельзя, так как это может вызвать заболевания. Пользоваться местными водными источниками, как, например, речной водой, водой из неисследованного колодца, не разрешается, так как такая вода может содержать патогенные микроорганизмы (возбудители брюшного тифа, дизентерии и пр.).
Изложенные выше гигиенические требования относятся не только к внешкольным экскурсиям, но и к экскурсиям учебного характера.
Подробнее об организации туристических походов в разделе