Енина Екатерина Ивановна
воспитатель средней группы
компенсирующей направленности
« Организация двигательной деятельности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи создания
благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром
Это суммарное количество двигательных действий, осуществляемых ребенком в течении дня.
Развитие нервной системы
Интеллекта
Физических качеств
Формирование личностных качеств
Здоровье
Психолого-эмоциональное состояние
Основные причины нервно-психических и соматических заболеваний детей
дошкольного возраста – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной
активности как по объему, так и по интенсивности.
К сожалению, болезнь нашей цивилизации- малоподвижный образ жизни. Недостаток двигательной деятельности опасен так же, как недостаток кислорода!
Работа по реализации данной задачи актуальна не только в нашем ДОУ, но должна быть актуальна в других дошкольных учреждениях района.
« двигательный режим »
Распределение всех видов физической деятельности детей в течение
дня подразумевает все виды организованной и самостоятельной деятельности.
Для реализации двигательной деятельности детей используется оборудование и инвентарь физкультурного зала, групповых помещений и спортивных площадок в соответствии с возрастом
В нашем детском саду определенная часть двигательного режима, в которую входят как физические упражнения и специально подобранные для формирования систем и функций организма, так и коррекционная работа, проходят через индивидуальные и организационные формы работы;
Каждому ребенку необходимо дать возможность двигаться самостоятельно.
Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой
прогулки (с 10 до 12 часов). Однако в те дни, когда проводятся физкультурные занятия,
для прогулки подбираются подвижные игры средней интенсивности.
Следует осторожно подходить к физическим нагрузкам после дневного сна. Лучше всего предоставить детям возможность двигаться самостоятельно, создав для этого условия.
Обязательна умеренная и целесообразная двигательная деятельность до завтрака и перед непосредственно-образовательной деятельностью, требующее от детей умственной нагрузки.
Федеральными государственными образовательными стандартами определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями,
может контролировать свои движения и управлять ими. Задача педагогов ДОУ - создание всех необходимых условий для того, чтобы дошкольники росли физически здоровыми и крепкими.
Как помочь дошкольникам укрепить здоровье, стать более сильными, ловкими, выносливыми?
Какие новые формы работы необходимо использовать в своей педагогической деятельности
Как сделать работу эффективной?
Над решением этих вопросов работает наш педагогический коллектив.
Учитывая индивидуальные особенности двигательной деятельности детей,
оптимизации двигательного режима свойственна гибкость, но и одновременно четкая структуризация, поэтому в ДОУ разработана модель двигательной активности детей, которая позволяет проследить всю работу не только в течение дня, но и в течение недели, месяца, всего учебного года.
Для каждого возрастного периода существует своя модель режима двигательной активности детей в ДОУ.
Сейчас мы попытаемся проследить, спланировать, выявить условия и особенности реализации двигательного режима поэтапно, в течении дня.
«1 половина дня»
Это самый короткий по времени этап, но самый насыщенный воспитательно-
оздоровительными мероприятиями. Планировать лучше игры малой или средней
подвижности «Найди, что спрятано», «пронеси мяч» и т.д. В этот период обязательно
проводятся индивидуальная работа, игры, упражнения оздоровительного характера.
1 . Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика - является важнейшим компонентом двигательного режима, ее организация направлена должна быть на решение оздоровительных задач, поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
Используются разные формы проведения гимнастики: - традиционная (ОРУ с
предметами и без предметов), игровая, сюжетная, оздоровительный бег, с
использованием полосы препятствий, ритмическая гимнастика.
Утренняя гимнастика включается в режим и проводится
ежедневно, до завтрака. В весенне- летнее время гимнастикой полезнее заниматься на открытом воздухе, на
площадке.
Необходимо так же позаботиться о музыкальном сопровождении.
2. по физической культуре
Назначение ООД по физкультуре состоит в том, чтобы:
Обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма;
Формировать двигательные умения и навыки, физические качества;
Создать условия для разностороннего развития детей.
Формы проведения ООД по физической культуре разнообразны. В работе
нашего ДОУ используются следующие формы проведения ООД(сюжетные, игровые, тематические, интегрированные, ритмическая гимнастика, ООД на воздухе)
Правильное чередование нагрузки и активного отдыха на ООД обеспечивает
сохранение оптимальной возбудимости внимание и эмоций ребенка, предупреждает естественно развивающееся утомление.
Интерес к ООД в любой возрастной группе обеспечивается новизной
упражнений и игр и постепенным усложнением задач, которые вызывают работу мысли, активизацию действий, положительные эмоции, желание достичь результата
Для того чтобы ООД физкультурой приносили еще большую пользу для
здоровья, ежедневно используются упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия, проводится работа по укреплению дыхательной системы.
В нашем ДОУ есть дети, страдающие общим нарушением речи. Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики.
3 . Физминутки
Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в процессе образовательной деятельности.
Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребѐнка путѐм двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики.
Она может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети
занимаются.
Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всѐ это выполняется в течение 1-3 минут
Она должна быть радостной, увлекательной
4 . Прогулка
Проводятся прогулки 2 раза в день: утром и вечером. Благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организация их самостоятельной деятельности.
Подвижные игры и спортивные упражнения на прогулке являются формой
оптимального двигательного режима.
На прогулке длительность игр и упражнений :
10-12 минут низкой интенсивности в конце прогулки, если в этот день планируется организованно образовательная деятельность по физическому развитию,
Не следует забывать об играх –эстафетах, хороводных играх.
Необходимо планировать к прогулке подвижные и спортивные игры: зимой-
хоккей; весной, летом, осенью- футбол, баскетбол, бадминтон, городки и спортивные упражнения: зимой- катание на санках, ходьба на
лыжах; весной, летом, осенью- катание на велосипедах, самокатах. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания.
Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность.
« 2 половина дня»
Гимнастика после сна – это комплекс гимнастических упражнений (как
традиционных и нетрадиционных), закаливающих и лечебно- профилактических
мероприятий проводимых с целью подготовки детей к активной деятельности, оздоровления и физического развития
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования к программам дошкольного образования в содержании двигательного режима предлагают обязательное включение гимнастики после дневного сна. Впервые эта форма работы по оздоровлению и физическому развитию детей предложена в программе Алямовской В.Г. «Здоровье».
Проведение оздоровительной гимнастики после дневного сна имеет примерно следующую схему:
1. Общеразвивающие и оздоровительные упражнения в постели (лежа и сидя), или стоя у кроватки, или сидя на стульчиках;
2. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки;
3. Закаливающие процедуры.
Главное предназначение гимнастики после дневного сна – повысить
жизнедеятельность всего организма: мышечной, сердечнососудистой, дыхательной систем, активизировать деятельность нервной системы, создать условия для хорошей умственной работоспособности, для перехода к деятельному состоянию всего организма.
В основе подбора комплекса упражнений гимнастики после сна лежит имеющийся у детей двигательный опыт и характер предыдущей физкультурной деятельности.
Например, если в этот день поводилось физкультурная ООД тренирующего характера, то гимнастика после сна проводится с небольшой нагрузкой.
В соответствии с требованиями возрастной адекватности гимнастика должна
проводиться в виде игр и игровых упражнений во всех возрастных группах. Это может быть сюжетного или образного типа гимнастика, или гимнастика с элементами логоритмики.
Занимаясь самостоятельно, ребѐнок сосредотачивает внимание на
действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Добиваясь успешного еѐ осуществления, он изменяет способы действий, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные.
Для активизации самостоятельной двигательной активности значительную роль играет двигательная среда.
Вступивший в силу ФГОС ставит к развивающей предметно пространственной среде определенные требования: насыщенность, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность, трансформируемость.
Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарѐм, способствующим развитию игр:
Для стимулирования двигательной активности на участке можно создавать
полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания. (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.) Желательно организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Необходимо выносить игрушки
(вожжи, вертушки, каталки и др.) и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки и т.д.)
Существует проблема двигательной активности детей в условиях группы. Дети не очень умеют правильно организовать самостоятельную деятельность, где пространство ограничено. Как сделать, что бы детям был интересен и доступен данный вид деятельности? В нашем саду эта проблема решается только с помощью серии игр и новых атрибутов. И конечно организующая и мотивирующая работа педагога в группе.
Создание условий, как одно из требований ФГОС.
Здесь нам помогают физкультурные уголки, которые есть во всех группах,
наличие различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий: для ст. возраста - игра городки, ракетки и мячи, кегли, игра «Дартс» на липучках, кольцеброс, диски «Здоровье»,2-3 скакалки, султанчики, ленточки, 2-3 обруча, настольные спортивные игры. Оборудование должно быть составлено с учетом гендерности.
Большое место в самостоятельной деятельности детей должны занимать
подвижные игры с правилами: они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников и выполнение правил,
сближают детей. Всѐ указанное разнообразие самостоятельной двигательной
деятельности детей предусматривается в плане воспитателя
Таким образом, разнообразные подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.
Создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной
деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.
Физкультурно - оздоровительная деятельность
Физкультурные праздники проводятся 2 раза в год (летом и зимой) в спортивном зале или на свежем воздухе, начиная со старшего подготовительного возраста. Большое оживление вносят игры с элементами соревнования, эстафеты, ознакомление с элементами разных видов спортивных игр. В нашем ДОУ традиционно проводятся спартакиады - одна из форм физического развития и активного отдыха детей, способной обеспечить психофизическое благополучие.
Дни здоровья для младшего возраста планируются 1 раз в квартал, а начиная со среднего возраста 1 раз в месяц
Совместная физкультурно - оздоровительная работа ДОУ и семьи
Проблема воспитания здорового ребѐнка была и остаѐтся актуальной в нашем обществе. Данную проблему в нашем детском саду мы стараемся решать при взаимодействии педагогов и родителей. Ведь здоровье ребѐнка во многом зависит от обстановки, которая его окружает дома. И положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке родителей. Чтобы данная работа имела положительный эффект в ДОУ проводится просветительская работа
- "родительские уголки", на которых помещаются конкретные рекомендации и памятки.
Вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительные, массовые мероприятия
Популяризация семейного отдыха, как лучшего вида отдыха - прогулка с семьѐй на свежем воздухе, совместная игра с родителями.
Обучение родителей конкретным методикам и приемам по формированию здорового образа жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №4
Енина Екатерина Ивановна
Воспитатель средней группы
Компенсирующей направленности
«Организация двигательной деятельности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи создания
благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром
Что ж такое двигательная активность?
Это суммарное количество двигательных действий, осуществляемых ребенком в течении дня.
Сущность и значимость двигательной активности для детей?
Развитие нервной системы
Психики
Интеллекта
Физических качеств
Формирование личностных качеств
Здоровье
Психолого-эмоциональное состояние
Основные причины нервно-психических и соматических заболеваний детей
дошкольного возраста – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной
активности как по объему, так и по интенсивности.
К сожалению, болезнь нашей цивилизации- малоподвижный образ жизни. Недостаток двигательной деятельности опасен так же, как недостаток кислорода!
Работа по реализации данной задачи актуальна не только в нашем ДОУ, но должна быть актуальна в других дошкольных учреждениях района.
«двигательный режим»
Распределение всех видов физической деятельности детей в течение
дня подразумевает все виды организованной и самостоятельной деятельности.
Для реализации двигательной деятельности детей используется оборудование и инвентарь физкультурного зала, групповых помещений и спортивных площадок в соответствии с возрастом
В нашем детском саду определенная часть двигательного режима, в которую входят как физические упражнения и специально подобранные для формирования систем и функций организма, так и коррекционная работа, проходят через индивидуальные и организационные формы работы;
Каждому ребенку необходимо дать возможность двигаться самостоятельно.
Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой
прогулки (с 10 до 12 часов). Однако в те дни, когда проводятся физкультурные занятия,
для прогулки подбираются подвижные игры средней интенсивности.
Следует осторожно подходить к физическим нагрузкам после дневного сна. Лучше всего предоставить детям возможность двигаться самостоятельно, создав для этого условия.
Обязательна умеренная и целесообразная двигательная деятельность до завтрака и перед непосредственно-образовательной деятельностью, требующее от детей умственной нагрузки.
Федеральными государственными образовательными стандартами определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями,
может контролировать свои движения и управлять ими. Задача педагогов ДОУ - создание всех необходимых условий для того, чтобы дошкольники росли физически здоровыми и крепкими.
Как помочь дошкольникам укрепить здоровье, стать более сильными, ловкими, выносливыми?
Какие новые формы работы необходимо использовать в своей педагогической деятельности
Как сделать работу эффективной?
Над решением этих вопросов работает наш педагогический коллектив.
Учитывая индивидуальные особенности двигательной деятельности детей,
оптимизации двигательного режима свойственна гибкость, но и одновременно четкая структуризация, поэтому в ДОУ разработана модель двигательной активности детей, которая позволяет проследить всю работу не только в течение дня, но и в течение недели, месяца, всего учебного года.
Для каждого возрастного периода существует своя модель режима двигательной активности детей в ДОУ.
Сейчас мы попытаемся проследить, спланировать, выявить условия и особенности реализации двигательного режима поэтапно, в течении дня.
«1 половина дня»
Это самый короткий по времени этап, но самый насыщенный воспитательно-
оздоровительными мероприятиями. Планировать лучше игры малой или средней
подвижности «Найди, что спрятано», «пронеси мяч» и т.д. В этот период обязательно
проводятся индивидуальная работа, игры, упражнения оздоровительного характера.
1 . Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика - является важнейшим компонентом двигательного режима, ее организация направлена должна быть на решение оздоровительных задач, поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
Используются разные формы проведения гимнастики: - традиционная (ОРУ с
предметами и без предметов), игровая, сюжетная, оздоровительный бег, с
использованием полосы препятствий, ритмическая гимнастика.
Утренняя гимнастика включается в режим и проводится
ежедневно, до завтрака. В весенне- летнее время гимнастикой полезнее заниматься на открытом воздухе, на
площадке.
Необходимо так же позаботиться о музыкальном сопровождении.
2. Организованная образовательная деятельность по физической культуре
Назначение ООД по физкультуре состоит в том, чтобы:
Обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма;
Формировать двигательные умения и навыки, физические качества;
Создать условия для разностороннего развития детей.
Формы проведения ООД по физической культуре разнообразны. В работе
нашего ДОУ используются следующие формы проведения ООД(сюжетные, игровые, тематические, интегрированные, ритмическая гимнастика, ООД на воздухе)
Правильное чередование нагрузки и активного отдыха на ООД обеспечивает
сохранение оптимальной возбудимости внимание и эмоций ребенка, предупреждает естественно развивающееся утомление.
Интерес к ООД в любой возрастной группе обеспечивается новизной
упражнений и игр и постепенным усложнением задач, которые вызывают работу мысли, активизацию действий, положительные эмоции, желание достичь результата
Для того чтобы ООД физкультурой приносили еще большую пользу для
здоровья, ежедневно используются упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия, проводится работа по укреплению дыхательной системы.
В нашем ДОУ есть дети, страдающие общим нарушением речи. Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики.
3 . Физминутки
Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в процессе образовательной деятельности.
Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребѐнка путѐм двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики.
Она может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети
занимаются.
Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всѐ это выполняется в течение 1-3 минут
Она должна быть радостной, увлекательной
4 . Прогулка
Проводятся прогулки 2 раза в день: утром и вечером. Благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организация их самостоятельной деятельности.
Подвижные игры и спортивные упражнения на прогулке являются формой
оптимального двигательного режима.
На прогулке длительность игр и упражнений:
10-12 минут низкой интенсивности в конце прогулки, если в этот день планируется организованно образовательная деятельность по физическому развитию,
30-40 минут в остальные дни
Не следует забывать об играх –эстафетах, хороводных играх.
Необходимо планировать к прогулке подвижные и спортивные игры: зимой-
хоккей; весной, летом, осенью- футбол, баскетбол, бадминтон, городки и спортивные упражнения: зимой- катание на санках, ходьба на
лыжах; весной, летом, осенью- катание на велосипедах, самокатах. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания.
Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность.
« 2 половина дня»
Гимнастика после сна – это комплекс гимнастических упражнений (как
традиционных и нетрадиционных), закаливающих и лечебно- профилактических
мероприятий проводимых с целью подготовки детей к активной деятельности, оздоровления и физического развития
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования к программам дошкольного образования в содержании двигательного режима предлагают обязательное включение гимнастики после дневного сна. Впервые эта форма работы по оздоровлению и физическому развитию детей предложена в программе Алямовской В.Г. «Здоровье».
Проведение оздоровительной гимнастики после дневного сна имеет примерно следующую схему:
1. Общеразвивающие и оздоровительные упражнения в постели (лежа и сидя), или стоя у кроватки, или сидя на стульчиках;
2. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки;
3. Закаливающие процедуры.
Главное предназначение гимнастики после дневного сна – повысить
жизнедеятельность всего организма: мышечной, сердечнососудистой, дыхательной систем, активизировать деятельность нервной системы, создать условия для хорошей умственной работоспособности, для перехода к деятельному состоянию всего организма.
В основе подбора комплекса упражнений гимнастики после сна лежит имеющийся у детей двигательный опыт и характер предыдущей физкультурной деятельности.
Например, если в этот день поводилось физкультурная ООД тренирующего характера, то гимнастика после сна проводится с небольшой нагрузкой.
В соответствии с требованиями возрастной адекватности гимнастика должна
проводиться в виде игр и игровых упражнений во всех возрастных группах. Это может быть сюжетного или образного типа гимнастика, или гимнастика с элементами логоритмики.
Самостоятельная двигательная активность
самостоятельная двигательная деятельность в течение дня имеет не менее важное значение.
Занимаясь самостоятельно, ребѐнок сосредотачивает внимание на
действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Добиваясь успешного еѐ осуществления, он изменяет способы действий, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные.
Для активизации самостоятельной двигательной активности значительную роль играет двигательная среда.
Вступивший в силу ФГОС ставит к развивающей предметно пространственной среде определенные требования: насыщенность, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность, трансформируемость.
Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарѐм, способствующим развитию игр:
Для стимулирования двигательной активности на участке можно создавать
полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания. (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.) Желательно организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Необходимо выносить игрушки
(вожжи, вертушки, каталки и др.) и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки и т.д.)
Существует проблема двигательной активности детей в условиях группы. Дети не очень умеют правильно организовать самостоятельную деятельность, где пространство ограничено. Как сделать, что бы детям был интересен и доступен данный вид деятельности? В нашем саду эта проблема решается только с помощью серии игр и новых атрибутов. И конечно организующая и мотивирующая работа педагога в группе.
Создание условий, как одно из требований ФГОС.
Здесь нам помогают физкультурные уголки, которые есть во всех группах,
наличие различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий: для ст. возраста - игра городки, ракетки и мячи, кегли, игра «Дартс» на липучках, кольцеброс, диски «Здоровье»,2-3 скакалки, султанчики, ленточки, 2-3 обруча, настольные спортивные игры. Оборудование должно быть составлено с учетом гендерности.
Большое место в самостоятельной деятельности детей должны занимать
подвижные игры с правилами: они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников и выполнение правил,
сближают детей. Всѐ указанное разнообразие самостоятельной двигательной
деятельности детей предусматривается в плане воспитателя
Таким образом, разнообразные подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.
Создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной
деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.
Физкультурно - оздоровительная деятельность
Физкультурные праздники проводятся 2 раза в год (летом и зимой) в спортивном зале или на свежем воздухе, начиная со старшего подготовительного возраста. Большое оживление вносят игры с элементами соревнования, эстафеты, ознакомление с элементами разных видов спортивных игр. В нашем ДОУ традиционно проводятся спартакиады - одна из форм физического развития и активного отдыха детей, способной обеспечить психофизическое благополучие.
Дни здоровья для младшего возраста планируются 1 раз в квартал, а начиная со среднего возраста 1 раз в месяц
Совместная физкультурно- оздоровительная работа ДОУ и семьи
Проблема воспитания здорового ребѐнка была и остаѐтся актуальной в нашем обществе. Данную проблему в нашем детском саду мы стараемся решать при взаимодействии педагогов и родителей. Ведь здоровье ребѐнка во многом зависит от обстановки, которая его окружает дома. И положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке родителей. Чтобы данная работа имела положительный эффект в ДОУ проводится просветительская работа
- "родительские уголки", на которых помещаются конкретные рекомендации и памятки.
Вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительные, массовые мероприятия
Популяризация семейного отдыха, как лучшего вида отдыха - прогулка с семьѐй на свежем воздухе, совместная игра с родителями.
Обучение родителей конкретным методикам и приемам по формированию здорового образа жизни.
Сен 25
«Организация двигательной активности в режиме дня в условиях реализации ФГОС»
«Организация двигательной активности в режиме дня в условиях реализации ФГОС»
Настоящая консультация представлена в виде тренинга, предусматривающа я элементы обратной связи. Предназначена для заведующих, старших воспитателей и заместителей заведующих по воспитательной и методической работе ДОУ.
Наблюдающаяся в последнее время стандартизация образовательных систем во всем мире затронула и нашу страну. В Российской Федерации стандартизация системы образования проводится с целью повышения доступности и качества образования, а также с целью развития и поддержки талантливых детей. В настоящее время для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты.
Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования (Закон РФ «Об образовании», ст. 95).
Содержание общеобразователь ной Программы должно охватывать:
социально-коммун икативное развитие;
познавательно развитие;
речевое развитие;
художественно-эс тетическое развитие;
физическое развитие [ФГОС].
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из них является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой. В образовательной области «Физическое развитие» главной задачей является гармоничное развития у воспитанников физического и психического здоровья.
Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игро вая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста [Трубайчук Л.В.]. Только благодаря применению игровой деятельности и правильно сформированной системе физкультурно-озд оровительной работы, на взгляд разработчиков, можно добиться снижения уровня заболеваемости у детей.
Для ДОУ появляется новая проблема: важно не просто проводить занятия по здоровьесберегаю щим технологиям, а создать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, где гармонично переплетаются разные образовательные области. В конечном итоге каждый ребенок получит представления о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни [Журнал «Современное дошкольное образование].
Реализация процесса интеграции, невозможна без взаимодействия педагогического коллектива и родителей воспитанников. Поэтому во всех дошкольных образовательных учреждениях должны разрабатываться соответствующие виды планирования воспитательно – образовательного процесса, которые помогли бы решить задачи интеграции образовательных областей [Сомкова О. Н.]. Задачи образовательных областей должны решаться в разнообразных видах деятельности, при этом участники образовательного процесса должны взаимодействоват ь друг с другом.
В каждой из образовательных областей в разных видах деятельности педагог может обратить внимание детей на те или иные правила сохранения здоровья. В ходе непосредственно образовательной деятельности, наблюдения, исследовательско й деятельности, при чтении художественной литературы педагог может рассматривать проблемы культуры здоровья человека, правил безопасного поведения. Все это оказывает большое влияние на развитие представлений детей о здоровье.
В практику работы детских садов, должна внедряться проектная деятельность по здоровью и физическому здоровью детей, а также рассматриваться вопросы по организации свободной двигательной деятельности детей во время прогулки.
Задачи, образовательной области «Физическое развитие»:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства …;
обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их физических
Виды детской деятельности:
Игровая
Коммуникативная
Трудовая
Двигательная
Познавательно-ис следовательская
Музыкально-худож ественная
Воспроизведение художественной литературы
продуктивная
Виды деятельности – «Двигательная»:
развитие координации и гибкости
развитие равновесия, координации движения развитие крупной и мелкой моторики обеих рук
формирование опорно-двигатель ной системы организма
выполнение основных движений
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах страны. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий.
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и
работоспособност ь растущего организма, двигательная активность (ДА) –
это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является
важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.
Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребёнка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно – сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребёнка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем ДА.
Что такое двигательная активность?
Под двигательной активностью понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной деятельности.
В теории и методике физического воспитания выделяют:
регламентированн ую ДА
частично – регламентированн ую ДА
нерегламентирова нную ДА
Регламентированн ая двигательная активность - суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий (НООД)
Частично-регламе нтированная двигательная активность - это объём двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр).
Нерегламентирова нная двигательная активность - объём спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).
Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.
Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач. Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей, как в семье, так и в детском саду, т.к. увеличивается продолжительност ь образовательных занятий с преобладанием статических поз.
Как влияет двигательная активность на здоровье дошкольников?*
Двигательная активность способствует:
повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
росту физической работоспособност и;
нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит
физкультурно – оздоровительным занятиям:
утренняя гимнастика
гимнастика после дневного сна
подвижные игры и физические упражнения во время прогулок
физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей.
Какие формы двигательной активности дошкольников вы можете назвать?*
Формы двигательной активности
Учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Рекомендовано проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю первой половине дня (одно на воздухе). Продолжительност ь занятий в детском саду для детей 2-3 лет – 15мин., 3-4 лет – 15-20мин., 4-5 лет 20-25мин., 5-6 лет- 25-30мин., 6-7 лет – 30-35 мин. Основные типы физкультурных занятий:
традиционное
тренировочное
игровое
сюжетное
с использованием тренажеров простейшего и сложного устройства
по интересам
тематическое
комплексное
контрольно-прове рочное
Назовите структуру традиционного физкультурного занятия?
Организация, содержание и методика проведения традиционных занятий физкультурой подробно представлена в учебниках и пособиях (Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.). Традиционное классическое занятия состоит из трёх частей.
Вводная часть включает в себя упражнения, подготавливающие организм к физической нагрузке – различные виды ходьбы, бег, прыжки, упражнения на развитие равновесия, на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.
Основная часть, целью которой является обучение, закрепление и совершенствовани е навыков основных движений, развитие физических качеств.
В основную часть входят:
- Общеразвивающие упражнения (принципы подбора, чередования и методика подобно освещена в пособии Г.П. Лескова и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду).
- Основные движения (система работы над ними представлена в книге Е.Н. Вавилова.Учите бегать, прыгать, лазать, метать).
- Подвижная игра, способствующая закреплению двигательных навыков, дающая возможность повысить эмоциональный тонус детей.
Заключительная часть предполагает проведение упражнений, игр малой подвижности для приведения организма в спокойное состояние.
Значительное место (60%) отводится игровым занятиям, так как они являются естественной формой передачи детям необходимого объема знаний и двигательных умений и навыков. Занятие состоит из 3–5 подвижных игр разной интенсивности, посредством которых воспитанники усваивают одно новое движение и повторяют 2–3 хорошо им знакомых. При построении занятий данного типа следует учитывать принципы дидактического подбора игр.
Структура игрового занятия:
Вводная часть включает игры низкой и средней интенсивности, которые постепенно увеличивают физическую нагрузку на организм ребенка. В основной части предлагается одна общая игра для обеих подгрупп и 1–2 игры, поддерживающие объем нагрузки на оптимальном уровне. В заключительной части занятия проводится игра низкой интенсивности (как правило, на ориентировку в пространстве).
Основу таких занятий составляет целостная игровая ситуация, объединяющая действия единым игровым сюжетом, отражающим окружающий мир ребенка, например, «Магазин игрушек», «Ежиха и ежата», «Птички в гнездышках» и др.
Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:
Формы организации утренней гимнастики
- Традиционный комплекс утренней гимнастики
- Утренняя гимнастика в игровой форме
- С использованием полосы препятствий
- С включением оздоровительных пробежек
- С использованием простейших тренажеров.
Назовите структуру утренней гимнастики?*
Структура утренней гимнастики.
Вступительная часть:
- -построение;
- два - три вида ходьбы;
- один вид бега.
В заключение - обычная ходьба, построение для выполнения ОРУ.
Основная часть:
- - дыхательные упражнения и упражнения мышц рук и плечевого пояса;
- - мышц туловища;
- - брюшного пресса и ног.
- Заключительная часть:
- - ходьба, хороводы и т. д.
Гимнастика после дневного сна.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах 7-15 минут. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:
Варианты гимнастики после дневного сна
- разминка в постели и самомассаж;
- гимнастика игрового характера;
- с использованием тренажеров или спортивного комплекса;
- пробежки по массажным дорожкам.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:
- дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
- совершенствовани е, имеющихся у детей навыков с основных видах движений, путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
- развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости;
- воспитание самостоятельност и, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.
Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы. Утром до завтрака обязательно возникают игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов.
Методика проведения подвижных игр.
Сбор детей на игру |
Младший дошкольный возраст |
Средний дошкольный возраст |
Старший дошкольный возраст |
||
Сюрпризный момент; Атрибуты к игре; Художественное слово; Переход от совместной ролевой игры; |
Отгадывание загадок; Сбор по условному сигналу; Напоминание игры; Сбор по предварительной договоренности; |
Беседа; Поручить сбор кому то из детей; |
|||
Объяснение правил |
В ходе игры; При помощи образного рассказа; Слова заучивают в ходе игры; Прием подговаривания; |
Новая игра |
Знакомая игра |
Новая игра |
Знакомая игра |
Объяснение правил до начала игры; Вопросы на закрепление правил; Слова заучивают заранее; |
Напомнить правил игры вопросами; |
Объяснение правил до начала прогулки; Зрительная ориентация; Пробный ход, схемы; |
Дети рассказывают правила; Самостоятельно придумывают, новы ход игры; |
||
Выбор водящего |
По желанию детей; По выбору воспитателя в новой игре; Главную роль берет воспитатель; |
По желанию детей; По выбору воспитателя; По считалке; |
По желанию детей; По выбору воспитателя; По жребию; В качестве поощрения; |
||
На роль ведущего выбирают проигравшего |
|||||
Руководство ходом игры |
Сигнал к началу игры; Подсказывание правил в ходе игры; Показ движений; |
Совет, напоминание; Сигнал к началу игры; При нарушении правил, остановить игру и напомнить правила игры; |
Совет; Напоминание; Сигнал к началу игры; Подсказать, как выиграть; Помощь в решении конфликта; |
||
Итог игры |
Положительная оценка после каждого тура игры. |
Положительная оценка в конце игры и похвала по ходу; Выделить, кто играл лучше всего; |
Анализ игры по вопросам воспитателя; Объяснить, как можно поменять правила в следующий раз. |
На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 30-40 минут в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям необходимо отводить 10-15 минут. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствовани я детей, укрепления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. Поэтому чрезвычайно важны поиски новых форм и содержания ролевых игр («Запуск ракеты», «Пожарные на учении», «Спортивные состязания» и т.д.).
При правильной организации и содержании п./и у детей воспитывается внимание и наблюдательность. Дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а, следовательно, развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому важно подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию ребенка.
При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Очень важно пользоваться так называемыми сигнальными словами, диктующими то или иное действие. Их надо произносить четко, требовательно, несколько громче остальных и выделять предварительно паузой.
Физкультминутка.
Физкультминутки как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.
Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия.
Цель:
- повысить или удержать умственную работоспособност ь детей на занятия
- обеспечить кратковременный активный отдых детей во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища.
Особенно спины находятся в статическом состоянии, мышцы кисти работающей руки.
Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающе й эмоционально-пол ожительное состояние психики. Физкультминутка в процессе самого занятия может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всё это выполняется в течение 1-2 минут. Физкультминутка между двумя занятиями может проводиться в виде подвижной игры и упражнений. Обязательным условием при проведении физкультминутки является свежий воздух (открытые фрамуги, окна). По окончании упражнения, непродолжительно й ходьбы, воспитатель напоминает детям, чем они ещё будут заниматься, и предлагает спокойно занять свои места.
Педагог должен помнить, что на занятиях таких, как лепка, аппликация, рисование, физкультминутка может отвлечь детей от их творческих замыслов.
Самостоятельная двигательная активность
Самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность. Физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря (мячи, обручи, мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка
Самостоятельная двигательная деятельность детей дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительност ь ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности
С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся:
Дополнительные виды занятий двигательного характера
- оздоровительный бег на воздухе;
- пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;
- двигательная разминка во время перерыва между занятиями;
- индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке;
- прогулки-походы в парк;
- корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим массажем тела;
- использование сауны с контрастным обливанием тела и сухим массажем, а также с последующими играми в бассейне.
Создание условий для организации двигательной активности дошкольников в ДОУ.
Требования к организации развивающей предметно-простр анственной среде по ФГОС
- Среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
- Развивающая предметно-простр анственная среда должна обеспечивать возможность двигательной активности детей.
- Развивающая предметно-простр анственная среда должна быть содержательно-на сыщенной, трансформируемой, полифункциональн ой, вариативной, доступной и безопасной.
Образовательное пространство должно быть оснащено игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием (в соответствии со спецификой основной образовательной программы ДОУ)
Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в дошкольном образовательном учреждении
Эффективность процесса физического воспитания в значительной мере зависит от правильно составленного рационального двигательного режима, подбора физических упражнений и закаливающих мероприятий. Между тем с учетом физиологических особенностей, возрастных возможностей детей дошкольного возраста не все упражнения допустимы к использованию в ДОУ. Запрещенными и ограниченными к применению в ДОУ являются следующие упражнения:
Упражнение |
Причины ограничения |
|
Круговые вращения головой |
Нестабильность шейного отдела позвоночника, плохо сформированные мышцы шеи, возможно смещение шейных позвонков |
Наклоны вперед, в стороны, повороты |
Наклоны головы назад |
Замена отсутствует |
|
Стойка на голове |
Выполнять упражнения с опусканием плеч назад-вниз |
|
Чрезмерное вытягивание шеи |
||
Тренировка верхнего отдела брюшного пресса: поднимать туловище из положения лежа на спине, руки согнуты под голову |
Чрезмерное напряжение мышц шеи, возможно чересчур сильное надавливание руками на шейный отдел позвоночника |
Изменить положение рук |
Тренировка нижнего отдела брюшного пресса: поднимать ноги вместе из положения лежа на спине |
Фаза натуживания оказывает влияние на сосуды шеи и головы, возможно увеличение поясничного лордоза |
Поднимать и опускать ноги попеременно |
Кувырок вперед |
Нестабильность шейного отдела позвоночника, плохо сформированные мышцы шеи |
Замена отсутствует |
Перекат на спине, удерживая руками колени |
Отсутствует фиксация шейного отдела позвоночника |
Выполнять упражнение только со страховкой педагога |
Прогиб в поясничном отделе из положения лежа на животе с упором на выпрямленные руки |
Возможно увеличение поясничного лордоза, защемление поясничных дисков |
Выполнять упражнение на согнутых руках, опираясь на локти |
Сидение на пятках |
Возможно перерастяжение сухожилий и связок коленного сустава |
Сидение по-турецки |
Выполнение дыхательных упражнений с одновременным поднятием рук вверх |
Уменьшение поступления кислорода за счет сокращения мышц верхнего плечевого пояса |
Изменить положение рук: в стороны или на поясе |
Висы более 5 сек |
Слабость и перерастяжение связочно-мышечно го аппарата |
Замена отсутствует |
Прыжки босиком по жесткому покрытию |
Слабый связочно-мышечны й аппарат стопы, несформированнос ть костей плюсны |
Прыжки только на гимнастических матах |
Бег босиком с опорой на переднюю часть стопы |
Несформированнос ть костей плюсны |
Бег в спортивной обуви |
Метание тяжелого набивного мяча из-за головы двумя руками |
Несоответствие массы тела ребенка и веса мяча |
Уменьшить вес мяча (с 5 лет по 0,5 кг) |
По выбранным в произвольной форме карточкам, рассказать по алгоритму о форме двигательной активности. *
- подвижная игра,
- прогулка (1 младшая, старшая группы)
- утренняя гимнастика,
- традиционное физкультурное занятие,
- г имнастика после сна.
Алгоритм задания:
- Вид двигательной активности
- Место в режиме дня
- Длительность
- Методика проведения
Литература
- Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1992;
- Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М.: Просвещение, 1983;
- Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика». 6 (38)/201
- Научно-практичес кие конференции ученых и студентов с дистанционным участием. Коллективные монографии. Веб-адрес: http://sibac.inf o/
- Никитина, С. В. «О разумной организации жизни и деятельности детей в детском саду в свете современных требований». М.,2013.
- Зимонина В.Н. Расту здоровым. М., 1997;
- Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: Просвещение, 1983; .
- Трубайчук Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса. М., 2013.
- Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. М.: Просвещение, 1986;
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Ссылка: http://standart. edu.ru/].
- Хухлаева В.Д. «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях» М. 1984.
У данного сообщения нет этикеток
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста.
Здоровье является базовой ценностью и необходимым условием для полноценного физического, психического и социального развития ребенка. Исследования отечественных и зарубежных ученых доказали, что период дошкольного детства- критический период в жизни ребенка (Борисова Н.Е.). Ведь именно в этом возрасте формируется фундамент здоровья человека.
Одним из многих факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность.
«Двигательная активность - естественная физическое и и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие».
По мнению Руновой М.А. понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности.
Все виды движения - одно из важнейших потребностей растущего организма. Двигательная деятельность тонизирует ЦНС детей, во время движения происходит активизация нервных клеток всех областей коры головного мозга, повышается обмен веществ, усиливается выделение гипофизом гормона роста. Следует отметить, что двигательная активность оказывает положительное влияние не только на здоровье детей, но и на их общее развитие. Под влиянием движений развивается эмоциональная, волевая, познавательная сфера ребенка.
Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности очень высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. Сегодня дети все больше времени проводят в статическом положении (за столом, экраном телевизора, компьютерными играми). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития координации движений, быстроты и т. д.
Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье напрямую зависит от двигательной активности. Так Ж. Тиссо говорил: «Движение составляет главный источник здоровья».
Двигательная активность должна занимать 50-60 % времени всего периода бодрствования ребенка. Однако, следует отметить, что потребность в движении у всех детей разная, что объясняется их индивидуальными особенностями. В связи с этим родителям и педагогам ДОУ важно создать все необходимые условия для реализации потребности детей в двигательной активности и её разнообразии.
Задачами развития двигательной активности у ребенка дошкольного возраста является:
- выявление интересов, способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему физкультурно- оздоровительной работы;
- формирование необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка;
- развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;
- формирование моральных качеств (силы воли, выносливости);
- профилактика простудных заболеваний;
- воспитание уважения к собственному здоровью и обязанности беречь его.
В системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ используются следующие организованные формы двигательной деятельности детей:
- физкультурные занятия;
- утренняя гимнастика;
- физкультминутки;
- подвижные игры и физические упражнения на улице;
- физкультурные досуги, праздники;
- дни здоровья;
- закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями;
- самостоятельная двигательная активность;
- работа с родителями.
Данные виды двигательной деятельности дополняют и обогащают друг друга и тем самым, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ.
Решающая же роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. Дети, как известно, продукт своей среды - она формирует их сознание, привычки. Природой предусмотрено, что дети изучают мир прежде всего через опыт и поведение своих родителей. Поэтому вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте ДОУ с семьей.
Детям необходимо объяснять не только значимость тех или иных действий и привычек, но и подавать собственный пример. Так, если взрослые регулярно занимаются физкультурой и спортом, соблюдают режим дня, правила гигиены, закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю гимнастику, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми.
Выдающийся польский педагог Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье... Нет. Детям совершенно также, как и взрослым хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».
Таким образом, правильная организация двигательной активности как в семье, так и в дошкольном учреждении является залогом успешного оздоровления детей. Содействует улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию, укреплению здоровья подрастающего поколения.
Литература:
- Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. - Москва, «Издательство НЦ ЭНАС», 2004. – 144 с.
- Полтавцева Н.В.,Стожарова М.Ю., Краснова Р.С. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. М.: ТЦ Сфера, 2012г.
- Оптимальная двигательная активность: Учебно-методическое пособие для вузов. Составители: Рубцова И.В., Кубышкина Т.В., Алаторцева Е.А., Готовцева Я.В. ВОРОНЕЖ, 2007г.
- Рунова М.А. Двигательная активность детей.- М.: Линко-пресс, 2003 г.
- Харченко Т.Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду. Спб: ООО Издательство «Детство- пресс», 2010 г.
1 из 17
Презентация на тему: Двигательная активность в ДОУ
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
Оптимизация двигательной деятельности детей дошкольного возраста. Двигательная активность является естественной потребностью организма человека. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
№ слайда 3
Описание слайда:
Создание системы двигательной активности в течение дня. Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей, мы выдвинули несколько задач: увеличить двигательную активность; создать оптимальные условия для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта; повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности; воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий.
№ слайда 4
Описание слайда:
№ слайда 5
Описание слайда:
Формы двигательной деятельности Существуют разнообразные формы двигательной деятельности: утренняя гимнастика (ежедневно); совместная физкультурная деятельность педагога с детьми; прогулка с включением подвижных игр; (ежедневно) пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов); зрительная, дыхательная гимнастика; физкультминутка эмоциональные разрядки, релаксация; ходьба по массажным дорожкам спортивные досуги, развлечения. Ожидаемый результат: решение поставленных задач по активизации двигательной деятельности детей и обеспечению здорового образа жизни воспитанников. Сформировать у детей знания и практические навыки здорового образа жизни.
№ слайда 6
Описание слайда:
Приоритеты форм двигательной активности в режиме дня Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, считаем необходимостью определить приоритеты в режиме дня. Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным мероприятиям. к ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика; подвижные игры и физические упражнения во время прогулок; физкультминутки в совместной деятельности с умственной нагрузкой и т.д. Второе место в двигательном режиме детей занимает совместная деятельность по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. В двигательный режим также входит совместная физкультурно – оздоровительная работа ДОУ и семьи (домашние задания, участие родителей в физкультурно – оздоровительных массовых мероприятиях детского сада). Все вышеописанные формы двигательной активности дополняют и обогащают друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ.
№ слайда 7
Описание слайда:
Роль утренней гимнастики в двигательной активности дошкольников Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима. Цель утренней гимнастики – создание у детей хорошего настроения, поднятие эмоционального и мышечного тонуса, активизация дальнейшей деятельности. Задачи утренней гимнастики – закрепить двигательные навыки и умения. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого, способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.
№ слайда 8
Описание слайда:
Подвижные игры и физические упражнения во время прогулки Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. В ходе прогулки решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки, повышается двигательная активность. Работу по развитию движений на прогулке планируем так, чтобы была обеспечена системность, последовательность подачи всего программного материала, способность закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются: дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями; совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путём применения их в изменяющихся игровых ситуациях; развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости; воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками и старших детей с малышами.
№ слайда 9
Описание слайда:
Физкультурные минутки Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. одной из таких форм являются физкультурные минутки. Физкультурные минутки – проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения. Длительность составляет 2-3 минуты. Физкультминутки проводим в форме упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног), подвижной игры, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка часто сопровождается текстовкой, связанной или не связанной с содержанием деятельности.
№ слайда 10
Описание слайда:
Совместная деятельность по физической культуре В дошкольных учреждениях основной формой развития двигательной активности детей является совместная деятельность по физической культуре. Данная деятельность выполняет ряд задач по физическому воспитанию: обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка; удовлетворять естественную потребность в движении; формировать двигательные умения и навыки, физические качества; давать каждому возможность демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них; создавать условия для разностороннего развития детей, использовать полученные навыки в жизни; вызывать и поддерживать интерес к двигательной деятельности.
№ слайда 11
Описание слайда:
Самостоятельная двигательная деятельность детей Двигательные навыки, полученные в совместной физкультурной деятельности, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. занимаясь самостоятельно, ребенок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Стимулом самостоятельной двигательной активности детей всех возрастов служит прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий.
№ слайда 12
Описание слайда:
Роль дневного сна в двигательном режиме дошкольника. Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребёнка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Необходимо провести после тихого часа бодрящую гимнастику. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшить настроение, поднимает мышечный тонус, обеспечивает необходимый уровень двигательной активности в течение второй половины дня. Гимнастика после дневного сна является важной составляющей двигательной активности.
№ слайда 13
Описание слайда:
Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи. Не так просто провести спортивное мероприятие в разновозрастной группе. И все же в ДОУ мы стараемся проводить физкультурные праздники 2 раза в год. Такие спортивные праздники дают детям радостные переживания, запоминаются ими надолго. К таким мероприятиям мы готовимся особенно тщательно, продумывая каждый момент. Праздничное настроение во время развлечения создается, если двигательный материал игр и упражнений усвоен детьми заранее, а цель действий необычна, но доступна и интересна. В разновозрастной группе для упражнений, аттракционов мы используем одни и те же пособия (мячи, шары и др.), изменяя сложность двигательных упражнений, количество повторов, темп выполнения. Во время проведения праздника стимулируем дальнейшую активность детей, желание продолжать двигательную деятельность, участвовать в играх, аттракционах.
Описание слайда:
Заключение Если проанализировать работу по оптимизации двигательной активности в нашем детском саду можно отметить положительные изменения, но есть и недоработки. Возрос интерес детей к разным видам упражнений Повысилась двигательная активность детей, разнообразилась игровая деятельность. Детям старшего дошкольного возраста стала свойственна высокая потребность в движениях. Двигательная активность стала более целенаправленной. Малоподвижные дети стали более активными и самостоятельными, у них появился интерес к игровым упражнениям разной интенсивности, уверенность в своих действиях и желание участвовать в коллективных подвижных играх. Гиперактивные дети стали более уравновешенными, спокойными. У них появилось устойчивое внимание, позволяющее быстрее воспринимать двигательные задания и выполнять их более качественно. Дети стремятся к организации различных игр, к общению друг с другом. Они пытаются самостоятельно выполнять достаточно трудные двигательные задания, добиваясь хорошего результата. Недостаточная оснащенность предметно-развивающей среды специальным физкультурным оборудованием препятствует эффективному освоению многих основных движений.
В работе с детьми по их физическому развитию во взаимосвязи с семьей в детском саду за основу взяты рекомендации одного из ведущих детских физиологов Ю. Ф. Змановского по «рациональной организации двигательной деятельности»21. Основные положения этих рекомендаций:
- 1. Преобладание циклических, в первую очередь беговых(скорость1,0--1,2 м/с), упражнений и их комбинаций во всех видах двигательной активности детей для тренировки и совершенствования общей выносливости -- наиболее ценного оздоровительного качества.
- 2. Нецелесообразность частой смены упражнений, но многократная- до 8-12 раз - повторяемость одного упражнения. Возможна многовариантность.
Дело в том, что ребенку легче запомнить и качественно освоить «рисунок»
движения при редкой смене и частой повторяемости. Поэтому будет целесообразным использовать небольшое количество упражнений (набор) на весь год с набором различных пособий.
- 3. Необходимость добиваться осознанного отношения детей к выполнению упражнений. Это возможно и легко доступно детям при условии руководства взрослого с помощью гимнастических пособий.
- 4. Создание условий для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной деятельности. Чтобы упражнения не казались слишком скучными, можно ввести элемент соревнования.
- 5. Выполнение движений должно быть легким и красивым. Это возможно лишь при руководстве взрослого с помощью гимнастических пособий, а также при условии, что упражнения хорошо знакомы ребенку.
- 6. Занятия должны проводиться ежедневно подготовленными специалистами либо воспитателем.
- 7. Важный и основной раздел физкультурных занятий и прогулок - подвижные игры с циклическими упражнениями. Ребенку дошкольного возраста нравится играть, и он играет с большим увлечением.
Эмоциональную силу игры необходимо использовать для дальнейшего развития красивой походки, быстрого бега, смелых прыжков и скачков, ловкого лазанья и метания. При выборе игры надо основательно продумать, что вы хотите разучить с ребенком, какой вид двигательной деятельности хотите для него избрать. Почти каждое упражнение можно быстро превратить в игру, дав ему какое-нибудь оригинальное название (в соответствии с интересами ребенка) и определив, как проводить игру, с чего начать, и, конечно, установив простые правила. Для некоторых игр необходим коллектив по меньшей мере из трех детей. Если же у ребенка нет братьев и сестер, детский коллектив, как правило, заменяется родителями.
Единственный ребенок должен как можно больше общаться с детьми, чтобы научиться приспосабливаться к партнерам по соответствующей игре. В дошкольный период возрастает потребность в общении с детьми, формируются взаимоотношения, определяемые целями коллективной игры. По тому, как ребенок
играет, родители могут понять, какой он сейчас и каким станет, как будет относиться к труду.
- 8. Моторная плотность составляет 80%, для прогулок 60% Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемого ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах.
- 9. Занятия по физкультуре проводятся в зале и на открытом воздухе с музыкальным сопровождением, которое эффективно только при условии очень четкого выполнения движений. Это лишний раз подчеркивает нецелесообразность частой смены упражнений.
- 10. Очень эффективен точечный массаж рефлексогенных зон по Уманской, а также массаж ушных раковин и различных точек на кистях рук.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда в ДОУ «Тополек» насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем, способствующим развитию игры. Для стимулирования двигательной активности детей, в группе, на веранде и участке созданы «полосы препятствий», чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу-«мачту» и т.п.). В дверных проемах укреплены тренажеры «Попади в кольцо», на полу яркой изолентой сделаны разметки для игры в «Классики». Пространство организовано таким образом,
чтобы появилась возможность для многовариантных игр.
Кроме того, в группах имеется картотека разнообразных игр,движений, упражнений, состоящая из карточек, на которых схематически изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, элементы художественной гимнастики и акробатики, фрагменты эстафет и других подвижных игр.
Работа с карточками помогает детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит их организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам. Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на специальных карточках. Так, соединяя карточки, дети составляют вариант игры-эстафеты и проигрывают ее сначала мысленно, психологически готовя себя к предстоящему соревнованию.
На некоторых карточках, предназначенных старшим дошкольникам, обзначены нормативы физической подготовки, которые ребенку необходимо выполнить, чтобы получить поощрение - значок. Для детей старшего дошкольного возраста созданы карточки-нормативы, включающие возрастные показатели контрольных упражнений в беге, прыжках, метании. Кроме того, согласно нормативу ребенку необходимо освоить умение играть в «классики» (два-три вида), прыгать на скакалке разными способами (четыре-восемь способов), поймать мяч ловушкой и др.
Для усиления эффективности физического воспитания дошкольников, в ДОУ «Тополек» даются задания на дом. Эти задания можно разделить на две категории:
- 1) задания по тренировке упражнения, ранее разученного в группе (с использованием карточек-схем);
- 2) задания по изготовлению простейших тренажеров; эти задания выполняются родителями совместно с детьми (прил. 1).
Использование тренажеров повышает мышечный тонус, улучшает кровообращение, активизирует окислительно-восстановительные процессы в мышцах, суставах, тканях. Массажеры можно использовать в процессе выполнения общеразвивающих упражнений.