Началом возникновения идеи здоровьесбережения следует считать V - II века до нашей эры, когда в Древнем Риме появились валеотугенарии, отвечающие за здоровье и работоспособность рабов. В тот же период греческие ученые обосновали значение закаливания, физических упражнений и здорового образа жизни.
Идея здоровьесбережения в педагогике впервые была выдвинута Платоном, последующие поколения ученых развили ее. Так, Аристотель высказал идею природосообразности, которую развил Я.А. Коменский. Его принцип природосообразности заключается в том, что человек, будучи частью природы, подчиняется как частица природы ее универсальным законам. Ж.Ж. Руссо рассматривает природосообразность как следование природе ребенка, как помощь его природе.
Во второй половине XIX - начале ХХ века возникла идея "педагогизации среды" (П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий), в которой ребенку предоставлялась бы возможность свободного физического и умственного развития.
Главной задачей обучения Л.С. Выготский считал обеспечение условий для развития внутренних сил и возможностей ребенка. Д.Н. Узнадзе особо подчеркивал значение личности педагога в обучении. В своей концепции о так называемой "трагедии воспитания" особое внимание он уделяет вопросу изучения отношений, устанавливаемых между педагогом и ребенком. Анализируя характер этих отношений, автор акцентирует внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения учебно-воспитательного процесса.
Одно из ключевых направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, педагогические и целый ряд других аспектов.
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как законы РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. Перечисленные документы призваны помогать достичь определенных результатов стабилизации в дошкольных учреждениях, качественного улучшения детского здоровья.
Основаниями тому служат высокая заболеваемость детей, возрастание количества детей, страдающих ожирением. В Концепции развития физической культуры и спорта в РФ отмечается, что 85 % этих детей потенциально больны сердечно-сосудистыми заболеваниями. Достаточно много детей, нуждающихся в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети дошкольного возраста уже страдают дефицитом движений и незакаленностью. «Актуальной задачей физического воспитания, говорится в Концепции, является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ и что ими считать - до сих пор остается загадкой для широкого круга профессионально-педагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике. Попробуем разобраться в понятиях.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ). Таблица 1.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!
Принципы здоровьесбережения.
- «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью.
- Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии.
- Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
- Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагога, психолога и врачей.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального "здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.
В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
Медико-профuлактические;
Физкультурно-оздоровительные;
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
Валеологического просвещения родителей.
Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
К ним относятся следующие технологии:
Организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
Организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;
Организация и контроль физического развития дошкольников, закаливания;
Организация профилактических мероприятий в детском саду;
Организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Пстроение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
(из опыта работы МБДОУ № 25)
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.
В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей не дело одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте качественной реализации здоровьесберегающих технологий для нас является:
· Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:
o исследований состояния здоровья детей,
o диагностика физической подготовленности дошкольников;
o анализ профессиональной компетенции воспитателей,
o тематическая проверка состояния физкультурно — оздоровительной работы,
o исследование среди родителей «Какое место занимает физкультура в вашей семье».
· Анализ созданных условий в детском саду.
· Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность МБДОУ по здоровьесбережению.
· Изучение и внедрение современных инноваций в области физического развития детей.
· Выработка алгоритма деятельности
· Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения
Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении №25 строится на основедиагностики, которую проводят педагогические работники с участием медицинских работников. Результаты заносятся в карту развития ребёнка, и используется специалистами при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в тетрадях здоровья, оформленных в каждой группе.
Медико-педагогический контроль над организацией физического воспитания в детском саду осуществляют заведующая ДОУ, медсестра, врач, закреплённый поликлиникой, зам. Заведующий по УВР. Данные оформляются в специальном журнале с указанием выводов и предложений.
В ходе мониторинга проведено анкетирование среди родителей: «Какое место занимает физкультура в вашей семье» с целью выявления и распространения лучшего опыта, нахождения существующих проблем и их причин. На основе этого выработана модель стратегии и тактики работы педагогов с родителями.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным являетсяорганизация двигательной развивающей среды
в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.
Оборудован физкультурный зал со спортивным комплексом, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется спортивная площадка: беговая дорожка, спортивно-игровое оборудование.
Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы физкультурные уголки, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для «подлезания» — дуги, а в младших группах изготовлены дорожки здоровья. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.
Основные компоненты здорового начала — покой и движение — должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным, на наш взгляд, было создание в группах уголков уединения. Здесь дети могут «позвонить» маме по телефону, посмотреть фотографии, просто полежать на мягких красивых подушках, ковриках. Ведь психическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Для решения этой проблемы в детском саду работает комната психологической разгрузки, где психолог проводит с детьми различные релаксационные, тренинговые занятия, помогая дошкольникам научиться управлять своими эмоциями.
Для формирования у детей основ безопасности в ситуациях дорожного движения функционирует игротека «Вежливого пешехода».
Для проведения профилактических мероприятий в нашем дошкольном учреждении имеется медицинский кабинет со специальным оборудованием: кварцевые лампы, бактерицидные лампы. и т.д.
Таким образом,
можно сказать, оздоровительная среда нашего ДОУ является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.
Основная цель
, которую ставит перед собой коллектив ДОУ — это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Педагогическим коллективом нашего детского сада были разработаныпринципы организации деятельности педагогов
. Это:
· принцип научности — подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
· принцип комплексности и интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса;
· принцип активности, сознательности — участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
· принцип адресованности и преемственности — поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья;
· принцип результативности и гарантированности — реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.
В процессе нашей деятельности мы стремимсярешить следующие задачи :
· обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
· формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
· реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
· формировать основы безопасности жизнедеятельности;
· оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Наиболее эффективнымиформами взаимодействия являются :
· утренняя гимнастика;
· гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;
· занятия, прогулки, походы;
· совместные досуги с родителями и дошкольниками;
· спортивные праздники и развлечения;
· кружок «Пионер бол».
На основе концептуальных положений программы «От рождения до школы» педагоги реализуют в своей работе следующие программы и технологии:
· Программа «Здоровье» Булдурчиди
· Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»,
· Методики по закаливанию детей.
На повышения двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего и среднего, старшего дошкольного возраста.
Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формирование всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребёнка.
Организованной формой в этом двигательном режиме являютсяфизкультурные занятия
. При проведении занятий инструктор по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты, на спортивных тренажёрах и др. Кроме этого, воспитатели применяеют на практике авторские разработки занятий, построенные на основе положений и принципов программы «Здоровье» , Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.
Педагоги включают в свою деятельность цикл занятий «Познай себя» и «Уроки здоровья для дошкольников». Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.
Мы понимаем, что здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования. Поэтому воспитатели огромное внимание уделяют внедрению технологии «Основы безопасности
жизнедеятельности детей дошкольного возраста». Наиболее проработанным направлением данной программы у нас являются вопросы обеспечения безопасности детей в ситуациях дорожного движения. Воспитатель Лобза Т.А. работает над обобщением опыта работы по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Поднимающие настроение и мышечный тонус утренняя гимнастика, физкультминутки, бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами стали естественными и необходимыми в нашем детском саду. Старшей медсестрой совместно с врачом разработан годовой план профилактической работы, план мероприятий по снижению острой заболеваемости в детском саду.
Нами разработанасистема оздоровительной работы
по следующим направлениям:
· психологическое сопровождение развития;
· разнообразные виды организации режима двигательной активности ребёнка;
· система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни;
· организация питания;
· оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение.
В целях оздоровления организма ребёнка во всех группах проводятся различные виды закаливания. В яслях это воздушные ванны и ходьба по корригирующим дорожкам. В младшей и средней группах добавляется дыхательная гимнастика. В старших группах — массаж стопы, гимнастика на постели, уход за полостью рта.
А сколько положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводится неделя здоровья, где дети принимают участие в «Весёлых стартах», и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят название «Семейные старты», «Папа, мама, я- спортивная семья».
Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы. В зимний период проводятся прогулки на территории ДОУ, катание на санках, игры в снежки и хоккей. С большим удовольствием в таких прогулках участвуют и родители, которые не прочь продемонстрировать свои умения. Для повышения выносливости проводится продолжительный бег в медленном темпе, бег трусцой.
Программа деятельности ДОУ по расширение двигательного статуса детей предусматриваетвзаимодействие с социумом.
Все эти формы взаимодействия с детьми позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.
В нашем детском саду продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей. Она направлена на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие воспитателей. Система методической работы детского сада включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных программ и технологий: проведение педагогических советов в нетрадиционных формах, семинары, семинары-практикумы, лектории, консультации, методические рекомендации, смотры-конкурсы и т.д.
Одним из видов деятельности мы рассматриваем проведение педагогических совещаний, на которых воспитатели и специалисты имеют возможность не только узнать о деятельности коллег, но и систематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе.
Знакомясь с опытом работы педагогов города, воспитатели посещают методические объединения. На базе детского сада проводились методические объединения для инструкторов по физкультуре, и педагогов.
В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.
В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы (поделок из бросового материала «Машины на улицах города»), анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка.
Воспитатели совместно с медсестрой организуют семинар-практикум для родителей детей по профилактике ОРЗ и ОРВИ. В мастер-классе для родителей детей подготовительной группы был организован просмотр сюжетного занятия «Морское царство», на котором они смогли увидеть успехи своих детей.
Удачно проходят спортивные досуги с родителями «Папа, мама, я — спортивная семья», «Семейные старты». Кроме того, для родителей организуем Дни открытых дверей, когда они могут посетить любое мероприятие.
Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Движение- основа здоровья», «Как выработать у детей правильную осанку», «Зимняя прогулка» и т.д.).
В нашем детском саду работают: консультативный пункт для родителей по предшкольному воспитанию детей, родительский клуб, медико-психолого-педагогическая служба. В них родители могут получить квалифицированную консультацию опытных специалистов.
Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Данные выводы подтверждают показатели состояния здоровья и физического развития детей за 3 предыдущих года.
Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело — все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.
Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей.
Одним из показателей результативности мы рассматриваем подготовку детей к обучению в школе. Анализ успеваемости выпускников детского сада (75% детей учатся на «4» и «5») и беседы с учителями подтверждают большой интерес детей к урокам физкультуры, сформированность двигательных умений и навыков.
Результативность работы по здоровьесбережению детей подтверждают полученные грамоты и дипломы.
Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей дошкольного учреждения.
статью подготовила зам.зав. Косачева Е.Д.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
«Здоровьесбережение в детском саду»
Выполнила воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»
Горбунова А.Г.
г. Покачи 2014 г.
Здоровьесбережение в детском саду
Актуальность.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Цель:
– сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Задачи:
– формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни;
– прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию;
– повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
– формирование навыков общения дети – родители – воспитатели.
Интеграция областей: здоровье, познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, безопасность.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте рекомендуются следующие группы средств:
1. Подвижные игры на прогулке, в спортивном зале.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.
Г.А. Сперанский писал: "День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья”. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов. С детьми необходимо как можно больше находиться на свежем воздухе.
2. Физкультминутки и динамические паузы.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
3. Пальчиковая гимнастика.
Гимнастика проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
4. Дыхательная гимнастика.
- «Найди и покажи носик»;
- «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым платком).
- «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос.
- «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением.
- «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочередно.
- «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба – бо – бу».
- «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.
5. Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Массаж глаз – проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза. Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуйтесь на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводите несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение. Зрительные ориентиры (пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.
«Солнышко»
«В небе солнце катится –
Словно жёлтый мячик.
То за тучку спрячется,
То по ёлкам скачет.
Погуляло, покружилось
И за тучку закатилось».
6. Закаливание.
Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:
закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.
7. Гимнастика после сна.
В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место. Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.
Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма.
Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма, которому после пробуждения предъявляются психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять.
Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после дневного сна. На скорость перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно в существенной мере повлиять. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. В свою очередь, процессы возбуждения в центральной нервной системе стимулируются разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему, как из окружающей среды, так и от различных органов организма. Чем больше этих сигналов и чем более они интенсивны, тем больше повышается активность нервной системы.
Процессы возбуждения в нервной системе стимулируют:
- звуковые сигналы (например, музыка)
- зрительные сигналы (например, яркий свет, особенно солнечный)
- импульсация от различных органов организма (скелетных мышц, кожи и других, например, при выполнении физических упражнений, при массаже или при воздействии на кожу холодом).
8. Самомассаж.
Наряду с традиционными формами работы проводите с детьми самомассаж от простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. Массаж делайте 1-2 раза в день.
9. Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
10.Релаксация.
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в работе используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Чаще используйте минутки покоя:
Посидим молча с закрытыми глазами; посидим и полюбуемся на горящую свечу; - ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы; - помечтаем под эту прекрасную музыку.
11. Аромотерапия.
Большой оздоровительный эффект имеет "Аромотерапия” - процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы – улучшает работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает бациллы. Букеты из веток берёзы, сосны, кедра, можжевельника для очищения помещения. (Букеты и в сухом виде очищают воздух).
Обоснованную тревогу в России вызывает состояние здоровья детей и подростков. Дети оказываются больными уже с момента рождения, до 80% хронических заболеваний у детей развивается в раннем возрасте, более 60% студентов нуждаются в стационарном лечении, 85% учителей имеют хронические заболевания.
Ухудшение состояния здоровья происходит на фоне низкой двигательной активности детей и взрослых. Гиподинамия среди детского и взрослого населения России достигла 80%. Увеличение распространенности среди школьников и молодежи курения, употребления алкоголя и наркотиков, низкая двигательная активность подрастающего поколения и взрослого населения свидетельствует о низком уровне культуры здоровья, гигиенических знаний, а также о неэффективности существующих форм и методов физического воспитания (В.И. Чимаров, 2000).
Таким образом, современное общество предъявляет социальный заказ образованию - заказ на поиск путей сохранения здоровья. И этот заказ не может быть обращен только в сторону медицинской науки, практического здравоохранения. По данным Всемирной Организации Здравоохранения здоровье человека обеспечивается усилиями медицины лишь на 8-10% и в большей степени (до 50-55%) зависит от того образа жизни, который ведет сам человек. В свою очередь, образ жизни формируется, главным образом, посредством культурологической направленности воспитания и образования. Поэтому социальный заказ на здоровьесбережение, здоровый образ жизни (ЗОЖ) адресован, в первую очередь работникам дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений, работникам физической культуры.
Практика показывает, что существующая система образования нередко приводит к ухудшению состояния здоровья детей. В научных публикациях о здоровом образе жизни школьников (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Змановский, Л.И. Лубышева и др.) часто отмечаются такие явления как неблагоприятная экологическая обстановка, интенсификация обучения, снижение двигательной активности, школьные стрессы и противопоставление их здоровью человека. При этом не учитывается тот факт, что большинство этих явлений создаются самими людьми. Отдельные наблюдения за здоровьем школьников (М.И. Степанова, Г.Г. Онищенко) при различных экспериментальных формах обучения также показывают неблагоприятное воздействие образовательного процесса на их здоровье.
Одной из причин, по нашему мнению, является отсутствие в большинстве учебных заведений должного внимания духовно-нравственной сфере, мотивационным установкам, общему оздоровлению всех участников образовательного процесса. И как следствие: снижение мотивации, уровня психического и физического здоровья на фоне появления трудностей в освоении программного материала и проблем с формированием навыков самоорганизации и самооздоровления.
Реальную картину состояния здоровья усугубляет также отсутствие у большинства руководителей и педагогов образовательных учреждений специальных знаний и умений диагностики состояния здоровья учащихся, организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими, различный уровень здоровья.
В сложившейся ситуации актуальной является проблема изучения безопасности внедрения новых образовательных технологий на здоровьесбережение учащихся, которое включает в себя аспекты создания социальной мотивации в комплексе с учетом взаимодействия и влияния образовательных технологий на здоровый образ жизни.
В образовательных технологиях постановка цели является главной проблемой. Цель должна ставиться так, чтобы ее было возможно
диагностировать и проверить. Применительно к здоровьесберегающей технологии это уровень здоровья учащихся и изменение его качественных характеристик в процессе использования традиционных и экспериментальных образовательно-воспитательных систем.
Известно, что понятие "здоровье" определяется ЮНЕСКО как отсутствие патологических отклонении в организме и состояние полного физического психического и социального благополучия, необходимо также добавить, что и духовного. В отношении здороовьесберегающей технологии в системе образования данное определение можно представить в следующей конкретизации: здоровье - это такое психофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно изменяющейся учебной, социальной и природной среде.
Из этого следует, что целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.
Исходя из сказанного, качественными диагностируемыми и проверяемыми характеристиками здоровья учащихся определяются следующие показатели:
Интеллектуальная и физическая работоспособность;
Физическое развитие и общая физическая подготовленность;
Психологическая адекватность и уравновешенность;
Совокупность социально-духовных ценностей личности.
Перечисленные показатели качественных характеристик здоровья
субъектов образовательного процесса определяются подбором известных в науке признаков этих качеств и измеряются, исследуются апробированными методами (тесты, педагогические наблюдения, опросы, самооценка).
Цель здоровьесохраняющей технологии необходимо соотнести с целью физкультурного образования, которая заключается в формировании устойчивых качества самореализующейся творческой личности и ее готовности физической, психофизической и духовной к предстоящей самостоятельной жизни и постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.
Следовательно, к процессу здоровьесбережения необходим системный подход, который обеспечит целостное представление о состоянии здоровья учащихся, наполнит конкретным содержанием здоровьесберегающую технологию и поможет ответить на вопрос, в каких направлениях следует вести работу. К данным направлениям можно отнести:
1. Исследование влияния традиционной структуры и формы организации учебного процесса на здоровье занимающихся.
2. Создание психолого-педагогических и организационно - педагогических условий обеспечивающих психическое здоровье и комфорт учащихся посредством гуманизации и демократизации учебно - воспитательного процесса.
3. Создание максимально возможных санитарно-гигиенических условий и соответствующей им инструментальной составляющей здоровьесберегаюшей технологии.
4. Включение учащихся в осознанную деятельность по формированию культуры здорового образа жизни личности, оснащение этого процесса учебно-методическим обеспечением.
5. Осуществление структурного преобразования в плане создания здоровьесохраняюших технологий в образовании.
6. Формирование культуры здорового образа жизни личности учащихся как в учебной, так и во внеучебной образовательно-воспитательной среде.
1, Развертывание опытно-экспериментальной и научно - исследовательской работы по моделированию и апробации здоровьесберегающих образовательных технологий.
8. Осуществление психологического и медицинского сопровождения образования.
9. Создание информационно-компьютерного обеспечения оздоровительных систем.
10. Введение в учебный процесс (обязательного) гуманитарного курса "Основы здорового образа жизни".
11. Вовлечение в деятельность по укреплению здоровья школьников всего педагогического коллектива, самих детей и их родителей.
Системный подход, по нашему мнению, представляет собой совокупность организационно-функциональных и психолого-педгогических установок, определяющих многовариантный набор и компоновку действий форм, методов, приемов, процедур, обеспечивающих практико - ориентированное погружение учащихся в специально созданную среду. Применительно к физическому воспитанию, это система организованных форм и технологических единиц, сориентированных на конкретный педагогический результат и создающих принципиально новые возможности для приобщения детей к ценностям здорового образа жизни через осознанное, творческое использование средств физической культуры.
Интегративным показателем результата здоровьесберегающей и здоровьеохранной деятельности школьников является культура здоровья (Ю.В. Хмелевский, 2000), под которой мы понимаем ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, стремление не только сохранить природный потенциал, но и приумножить его за счет волевых качеств, направленных на созидание своего организма, гармонии с самим собой и окружающим миром. "Никакое фантастическое лечение не дает плодов, если у человека нет культуры здоровья. Чтобы победить болезни и недуги, вначале надо одолеть врага более сильного и коварного - самого себя, свою леность и стереотипное мышление, изменить в себе потребительское отношение: если я буду болеть, то общество пусть меня лечит. Молодым людям, вступающим в жизнь, нужно показать путь к здоровью, но бороться за него человек должен сам" (М.А. Зискина, 1996)
Современный человек, будучи погруженный в природно - экологическую, производственно-трудовую и социальную среду, не может рассчитывать только на помощь медицины. При всей вооруженности современным диагностическим оборудованием, методами лечения, профилактики, она оказалась не в состоянии гарантировать здоровье и благополучие нации. В связи с этим, перед физкультурным образованием возникла задача чрезвычайной важности: научить школьников, начиная с детского возраста, следовать основным принципам здорового образа жизни (беречь, укреплять, преумножать свое здоровье), обеспечивать культуру его здоровья, которая означает рациональное отношение ко всем аспектам своей жизни. Это понятие включает и рациональное питание, и регулярные занятия спортом, и ведение здорового образа жизни.
В понятие здорового образа жизни входит соблюдение физиологически оптимального режима труда и отдыха, рациональное питание, адекватный уровень физической активности, соблюдение правил личной и общественной гигиены, охрана окружающей среды, полезные для личности, семьи и общества формы досуга, отказ от вредных привычек, соблюдение правил психогигиены (Г.М. Соловьев, 1997). Нарушение хотя бы одного из этих важных и взаимосвязанных элементов негативно отражается на состоянии здоровья человека и может свести "на нет" все усилия по сохранению и укреплению здоровья, особенно среди детей, подростков и молодежи.
Культура здоровья - неотъемлемая часть общей культуры человечества. Многие это понимают, но не многим удается воплотить это понимание в действительности. Современные дети ведут малоподвижный, инвалидизирующий образ жизни. Движение подменяют многочасовым сидением у телевизора, компьютера. Многие педагоги и родители учеников не обращают внимания на эту серьезную проблему, не считая гиподинамию угрозой для здоровья. Гиподинамия - это не просто недостаток движения, это своеобразная болезнь, определение которой звучит так: "Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности".
Дети и дома, и в школе большую часть времени проводят в статическом положении, что увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Поэтому снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости, силы. Гиподинамия, вызывая развитие обменных нарушений, способствует заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства исследователей, 70% детей страдают от последствий гиподинамии, 30-40% - имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ, у 43% обнаружена близорукость, у 24% - повышение артериального давления и т.д. (В.И. Чимаров, А.Г. Щедрина и др.)
В то же время на развитие организма негативно влияют и чрезмерные физические нагрузки, особенно у ослабленных детей, что приводит к перенапряжению всех систем организма, понижению сопротивляемости инфекциям (Д.В. Колосов, В.С. Лиходед и др.). Следовательно, специалистам в области здравоохранения, физической культуры и спорта необходимо научиться определять индивидуальный двигательный режим школьника, способствующий повышению функционирования его организма как источника индивидуализации здорового образа жизни. Отсутствие индивидуального подхода к обучению учащихся на уроках физкультуры и во внеклассных формах спортивно-массовой работы, "втискивание" всех детей в рамки единых требований без учета предела их физических возможностей наносит колоссальный ущерб развитию личности школьника, дисгармонируют ее. У некоторых ребят на фоне неудач формируются защитные реакции протеста или избегания занятий физкультурой. Зайдите в спортивные залы, посмотрите, сколько детей сидят на лавочках, "случайно" забыв спортивную форму! Ребенок попадает в замкнутый круг: он не развивается гармонично физически, не накапливает собственное здоровье, часто подвергается насмешкам со стороны сверстников, что понижает его самооценку. Ребенок болезненно переживает коллективные формы соревнований (кроссы, "Веселые старты" и. т.д.), в которых из-за своих слабых физических возможностей подводит весь класс и видит крайне негативное к себе отношение одноклассников. Усугубляет страдания ребенка негативное отношение родителей к отсутствию у него спортивных достижений, особенно на фоне нереализованных собственных родительских амбиций или неоправданных ожиданий от своего ребенка. (Н. Голиков, 2000) Помочь такому школьнику обязаны, прежде всего, учителя физкультуры, родители, педагог-валеолог, психологи, классный руководитель. Их задача - научить ребенка помогать самому себе, найти ту социально-психологическую нишу, в которой он чувствовал бы себя комфортно и гармонично, не забывая при этом про культуру движения. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка "появился аппетит" заниматься физической культурой, спортом, чтобы он понимал полезность движения для своего здоровья.
К сожалению, мы не часто видим заинтересованность родителей в решении проблемы гиподинамии, развития физической культуры ребенка. Родители не используют своих резервов и воспитательных возможностей семьи, сами ведут нездоровый образ жизни: не занимаются спортом, имеют вредные привычки (табакокурение, употребление алкоголя и т.д.), не делают утренней зарядки и не требуют этого от своих детей, предпочитают сидеть дома, вместо того чтобы пробежаться или просто пойти на прогулку перед сном, выехать на природу, встать на лыжи.
Анализ теоретической литературы по проблеме здоровьесбережения школьников и массовой практики физического воспитания в образовательных учреждениях позволяют сделать вывод: физическое воспитание сводится лишь к развитию физических кондиционных способностей учащихся (ловкости, силы, гибкости и т.д.) и компенсации недостаточной двигательной активности.
В некоторых образовательных учреждениях вводится дополнительный урок физической культуры, открываются спортивные секции (к сожалению, в них занимаются в основном физически одаренные, способные дети). Однако это не создает предпосылок для формирования осознанного отношения учащихся к своему здоровью и ведению здорового образа жизни как нормы, так как школьник исключен из этого процесса как субъект деятельности. Мы убеждены, что человек является инициатором собственного поведения в отношении здоровья, а эти процессы носят глубоко субъективный характер, поэтому педагог-наставник и должен целенаправленно создавать такие условия обучения, в которых каждый ученик может стать субъектом своего развития, созидания своего здоровья.
Реферат на тему здоровьесбережение детей в дополнительном образовании.
Костырина Галина Владимировна,педагог дополнительного образования МБОУ ЦДТ п.Карагайлинский.Описание: Предлагаю на ваше рассмотрение реферат по проблеме здровьесберегающих технологий в дополнительном образовании, так как у дополнительного образования больше возможностей для воспитания здорового ребенка.
Цель: изучение внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс учреждений дополнительного образования.
Задачи:
раскрыть сущность здоровьесберегающих технологий и особенности их формирования;
выявить педагогические условия развития здоровьесберегающих технологий в учреждениях дополнительного образования;
провести анализ обобщенного в литературе опыта по обозначенной проблеме.
Пояснительная записка.
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Руссо
Здоровый ребёнок – главная задача ближайшего и отдалённого будущего. Поэтому весь потенциал, все перспективы социального и экономического развития должны быть направлены на сохранение здоровья детей как физического, так и интеллектуального. В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Проблемы здоровья молодежи в настоящее время находятся в сфере первостепенных интересов государства. Политика государства в этом направлении предполагает формирование физически здоровой, образованной, всесторонне развитой, социально активной личности, что нашло отражение в приоритетном национальном проекте "Здравоохранение".
Проблема оздоровления детей заключается в поиске эффективных технологий для реализации на занятиях в дополнительном образовании, с целью формирования здорового образа жизни детей. Здоровье ребенка – одно из важнейших условий успешности обучения и развития. Уровень и качество психологического здоровья характеризуются показателями социальной, социально-психологической и индивидуально-психической адаптации личности. Психология здоровья ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды.
В этой связи особый интерес представляет любая попытка рассмотреть эту проблему с разных сторон и предлагаемая работа один из шагов в данном направлении.
Таким образом, сохранение здоровья ребёнка, его социальная адаптация является делом актуальным и сложным для дополнительного образования, куда ребенок приходит после школы. Необходимо широко использовать здоровьесберегающие технологии на занятиях для того, чтобы педагоги, дети и родители жили в состоянии эмоционального комфорта и высокого интереса к познанию, для того чтобы ребенок был здоров и социально адаптирован, сохранив любознательность и доверие для дальнейшего обучения. Забота о здоровье учащихся неотделима от заботы педагога о своем собственном здоровье так, как педагог подает пример своим образом жизни и своим здоровьем.
Для того, чтобы правильно реализовать здоровьесберегающие технологии в учреждениях дополнительного образования изучим литературу по общим понятиям здоровья и формирования здорового образа жизни ребенка.
Изучение проблемы здоровьесбережения.
Идея гармоничного и здорового развития подрастающего поколения существует с древних времен, еще Аристотель рекомендовал уделять большое внимание закаливанию, гигиене тела и физическим упражнениям. А большой знаток и любитель искусств Пифагор использовал музыку, танцы и поэзию для предупреждения душевных расстройств. Он утверждал, что под их влиянием "происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей".
Проблемы здоровья четко вырисовываются и в трудах Авиценны, медицинская идеология которого была выше современной. Он утверждал, что основной задачей медицины является сохранение здоровья, а лечение - лишь тогда, когда появится болезнь или травма.
Если обратиться к трудам наших современников, то можно отметить, что развитие здорового образа ребенка остается актуальным во все времена. Многие ученые рассматривали вопрос здоровьесбережения обучающихся с точки зрения дидактики, которая подразумевала принципы природосообразности, т.е. построения процесса воспитания и обучения в соответствии с особенностями человеческой природы, законами ее развития. Что по сути, отражает санитарно-гигиенические требования к образовательным учреждениям включавшие в себя обязанности поддержания чистоты и тепла, организации места для хранения наглядных материалов, режима работы, а также возраста обучения. Так, как ребенок выходя из школы занимает свободное время на кружках и внеурочных занятиях и поэтому учреждения дополнительного образования в большей степени должны заботится о реализации здоровьесберегающих технологий.
В обогащение педагогической теории и практики значительный вклад внес К.Д. Ушинский. Он сумел создать первую в России стройную педагогическую теорию, выдвинуть концепции, разработка которых осуществлялась в науке и практике XX. В работе "Человек как предмет воспитания" К.Д. Ушинский отмечал, что педагогическая наука не может развиваться изолированно от других антропологических наук. Особенно большое значение он придавал психологии и дополнительному развитию личности. На этой основе он сформулировал целый ряд дидактических принципов: природосообразность, сознательность и активность ("ясность", "самостоятельность учащихся"); наглядность; последовательность и систематичность ("постепенность"); доступность ("отсутствие чрезмерной напряженности или чрезмерной легкости"); прочность ("твердость усвоения").
Научная деятельность В.М. Бехтерева имела колоссальное значение для последующих исследований в области психологии и физиологии ребенка. В работе "Личность и условия развития ее здоровья" он доказал зависимость формирования здоровья от условий работы ребенка в школе. Интересен, на наш взгляд, и вывод, сделанный В.М. Бехтеревым, - рациональное воспитание должно развивать в ребенке "тот бодрый дух, который столь необходим с житейскими невзгодами". Этот вывод весьма актуален и сегодня, особенно при организации занятий с использованием здоровьесберегающих технологий в учреждениях дополнительного образования.
Проблему состояния здоровья учащихся и влиянии на него учебного процесса исследовал известный советский педагог В.А. Сухомлинский, который отмечал, что "примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя". Решение проблемы здоровьесбережения учащихся определялось в этот период на основе роли и профессионализма учителя, сочетающего в своей деятельности гигиенически правильно организованный педагогический процесс с индивидуальным подходом к обучающимся. Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью внедрения в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого - мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни.
Установка на здоровый образ жизни и здоровье не появляется сама по себе, она формируется в процессе семейного и педагогического воздействия. Как утверждает И.И. Брехман, сущность педагогического компонента в валеологическом обеспечении жизнедеятельности состоит в обучении здоровью с раннего возраста.
Таким образом, здоровьесберегающее образование можно рассматривать как процесс воспитания и обучения, результатом которого является достижение обучающимся уровня образованности без ущерба своему здоровью.
Здоровьесберегающие технологии в учреждения дополнительного образованиях.
Как мы видим ключевая роль в формировании здорового образа жизни ребенка принадлежит здоровьесберегающим технологиям и дополнительное образование имеет в этом плане большие возможности. Прежде всего дополнительное образование не должно идти по пути продолжения накопленных знаний, а использовать более перспективный путь - применение полученных знаний в любимом деле, для самореализации личности ребенка.
Следовательно в дополнительном образовании снимаются проблемы, связанные с необходимостью усваивать большое количество информации в ограниченное время. Что само по себе благоприятно сказывается на состоянии здоровья. Кроме того, у детей появляется реальная возможность сформулировать здоровьесбережение как цель. Для системы дополнительного образования эта задача трансформируется в императив использовать для достижения этой цели те технологии, которыми как раз и владеет педагог. Здоровый и духовно развитый ребенок счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, развивая себя всесторонне в дополнительном образовании.
Классификация здоровьесберегающих технологий по характеру действий может разделятся на 4 группы:
Защитно-профилактические технологии направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий. К ним относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиН; поддержание чистоты и проведение прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня образовательной нагрузки, исключающего наступление состояния переутомления детей; использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах с целью профилактики травматизма и т. п. Большая часть того, что в образовании традиционно понимается под здоровьесберегающими технологиями, как раз и относится к этой группе.
Компенсаторно-нейтрализующие технологии направлены на восполнение того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или хотя бы частичную нейтрализацию негативных воздействий в случаях, когда полностью защитить человека от них не представляет возможным. Это, например, физкультминутки и физкультпаузы, в какой-то мере нейтрализующие неблагоприятное воздействие статичности занятий и недостаточность физической нагрузки, эмоциональные разрядки, или «минутки покоя», снижающие стрессогенные воздействия и психоэмоциональное напряжение.
Стимулирующие технологии активизирует собственные силы организма, помогают использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Типичные примеры - температурное закаливание, физические нагрузки.
Информационно-обучающие технологии обеспечивают всем участникам воспитательно-образовательного процесса уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье - своем и близких, способствуют формированию культуры здоровья. К ним относятся образовательные, просветительные и воспитательные программы, адресованные детям, их родителям и педагогам.
В соответствии с организационными особенностями здоровесберегающие приемы и методы, используемые в образовательных учреждениях, подразделяются на обеспечивающие и реконструирующие. Первые создают необходимые условия для проведения образовательного процесса и по большей части регламентированы в СанПин; вторые нацелены на привнесение новых элементов, условий, не предусмотренных нормативными документами (например, организация фито-бара, кабинета физиотерапии, проведения оздоровительно-психологических тренингов и т. д.).
Итак, для формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в учреждениях дополнительного образования, необходимо обязательное использование всеми педагогами здоровьесберегающих технологий. В этом случае получение учащимися образования происходит без ущерба для здоровья, отсюда вытекают следующие задачи: воспитание грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни. Поэтому педагоги при построении своих занятий должны учитывать такие требования:
1. Обстановка и гигиенические условия в кабинетах должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
2. Смена видов учебной деятельности на занятии не менее 4-х так, как однообразность способствует утомлению. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
5. На занятиях следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
6. На занятиях должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы. (Приложение №2)
7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут занятия по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. (Приложение №1)
8. Следует включать в занятия вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.
Для оценки динамики состояния здоровья детей можно использовать карты наблюдений, на основе которых составляются сводные таблицы. Отсюда уже думать, над чем работать дальше, чтобы сохранить здоровье наших детей.
Создание на занятиях моделей реальных условий жизни - это те мостики, которые позволяют учащемуся в дальнейшем использовать полученные знания, умения, навыки на практике, а не тяготиться ими как информационным балластом.
Таким образом, понимание здоровьесберегающих технологии в дополнительном образовании представляется нам как задача-оптимум, включающая решение задачи-минимум, а также формирование у молодежи физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни. Тогда, более правильным представляется определение здоровьесберегающих образовательных технологий, как совокупности всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.
Основными элементами профилактических программ по здоровьесбережению в учреждениях дополнительного образования, могут быть всевозможные виды деятельности: акции, интернет-конференции, театрализованные представления, тематические дискотеки, конкурсы, спортивные мероприятия; разработка и издание буклетов, журналов, другой печатной продукции, видеоматериалов, социальной рекламы, направленной на профилактику употребления психоактивных веществ.
Здоровьесбережение детей – комплексное понятие, охватывающее физические, психические и социальные стороны жизни человека.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место среди главных ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым духовно и физически.
Заключение.
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что направленность дополнительного образования на внедрение здоровьесберегающих технологий состоит в том, что:
здоровьесбережение ставится как цель дополнительного образования;
для успешности достижения этой цели воспитывается ценностное отношение к здоровью;
в самом процессе осуществляется здоровьесбережение, так как процесс является не только образовательным но и оздоровительным;
реализация оздоровительного процесса подкрепляется внешними условиями.
Исходя из цели поставленной при написании работы ожидаю, что коллеги заинтересуются проблемой внедрения здровьесберегающих технологий в своих учреждениях дополнительного образования.
Считаю, что предлагаемый материал может оказать определенную помощь педагогам в понимании того, как стать «учителем здоровья» и что такое здоровьесберегающие технологии. Так, как изученный материал позволяет увидеть, что комплекс оздоровительных мероприятий включенный в образовательный процесс дополнительного образования детей, обеспечит гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности учащихся, продление их творческой активности. Основные компоненты здорового образа жизни - плодотворная трудовая деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек и, конечно же, закаливание.
По своей природе данная проблема выходит за рамки медицинской науки. Здоровый образ жизни - это мера цивилизованности и человечности, характеризующая как отдельного человека, так и общество в целом. Он складывается из ориентации на здоровье как абсолютную жизненную ценность, на идеалы личности, семьи, нации и природы, из эффективных мер питания, образования, физкультуры и спорта, гигиены тела и духа.
Таким образом, единственный путь решения проблемы - создание системы воспитания здорового образа жизни учащихся в учреждениях дополнительного образования с активным участием семьи и других социальных институтов. Все меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди учащейся молодежи и пропаганду здорового образа жизни, должны представлять собой не единичные мероприятия, а являться составной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения.
Деятельность по организации здоровьесберегающих технологий в учреждениях дополнительного образования ориентирована на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни и организуется по нескольким направлениям. Для повышения эффективности работы необходимо привлечение к формированию здорового образа жизни ребенка в социуме родителей, школу и учреждение дополнительного образования.
Список литературы
:
1. Абдуллина, С.В., Здоровьесбережение в школе: опыт совершенствования учебно-воспитательного процесса/С.В. Абдуллина, А.Т. Тутатчиков [Текст] / Вестн. Ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения при Челяб. гос. пед. ун-те. - 2003. - № 16. - С.123 -127.
2. Анализ проведения урока с позиции здоровьесбережения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// www.rostobr.ru (дата обращения: 11.10.2014 - 5.11.2014). Источник:
3. Баль, Л.В., Педагогу о здоровом образе жизни детей: кн. для учителя/Л.В. Баль, С.В. Барканов, С.А. Горбатенко [Текст] / Л.В. Баль. - М. : Просвещение, 2005. - 192с.
4. Казакова, Т.Н., Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении [Текст]: методическое пособие / Т.Н.Казакова [Текст] / Т.Н. Казакова. - М. : Чистые пруды, 2007. - 32с.
5. Степанова М.И., Семь советов врача о том, что надо и чего не надо делать в каникулы [Текст] / М.И. Степанова // Образование. -2004.-№7.-С.21-24
6. Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и духовную безопасность личности [Текст]. – М.: ООО «Новое образование», 2012. – 116 с.
Приложение №1
Физкультминутки.
Считалочка
Раз – подняться на носки и улыбнуться.
Два – руки вверх и потянуться.
Три – согнуться, разогнуться.
Четыре – снова все начать.
Пять – поглубже всем вздохнуть.
Шесть – на пояс руки ставим.
Семь – повороты туловища начинаем.
Восемь – столько раз присядем.
Девять – и занятие продолжаем.
Кузнечики
Подымайте плечики. Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок! Стоп! Сели!
Травушку покушали. Тишину послушали.
Выше, выше, высоко. Прыгай на ногах легко!
Мой конь
Конь меня в дорогу ждет, (стоим ровно)
Бьет копытом у ворот, (взмахи ногой, поочередно)
На ветру играет гривой:
Пышной, сказочно красивой. (киваем головой)
Быстро на седло вскачу, (подпрыгнуть, ноги в стороны)
Не поеду – полечу. Цок (18). (вприпрыжку по кругу)
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой. (помахать рукой).
Лес
(Руки подняли и покачали) Это деревья в лесу.
(руки нагнули, кисти встряхнули) Ветер сбивает росу.
(в стороны руки, плавно помашем) Это к нам птицы летят.
(присели на корточки, руки сложили) Крылья сложили назад.
Солнечный зайчик
Дети встают и принимают положение правильной осанки, руки на пояс (руки за голову, локти в стороны), спина прямая. Все вместе произносятся слова:
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
Одновременно выполняют хлопки в ладоши над головой. Затем педагог зеркальцем пускает “зайчика” и говорит:
Скачут побегайчики,
Солнечные зайчики.
Мы зовем их – не идут,
Были тут, и нет их тут.
Дети следят глазами за лучиком и на вопрос "Где зайка?" говорят и показывают рукой.
Гимнастика для глаз
(По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.)
1. Сидя за столом расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
2. Медленно переводить взгляд вверх–вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
3. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и наметить на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
4. Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, как описано выше.
Гимнастика для рук
(Руки на столе перед грудью согнуты в локтях)
- Наши пальчики проснулись. (Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены)
-С добрым утром! (Пальцы рук переплести -"рукопожатие")
-Потянулись, потянулись, потянулись. (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться)
-Стали дружно умываться. (Ладошки трут друг друга, имитируя намыливание)
-Полотенцем вытираться.
(Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев)
- Каждый пальчик вытираем, не один не забываем.
(Каждый пальчик массируется (имитируется процесс вытирания рук)
- Дружно делаем зарядку!
(Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед и назад. Пальцы расслаблены, взмахи кистями).
-И уселись за тетрадку. (Руки на парте согнуты в локтях).
Вежливые слова и здоровье.
Учитель предлагает детям правильно списать с доски написание там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами продолжат список.
- Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу “спасибо”. Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желание рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:
- я хочу быть здоровым;
- я могу быть здоровым;
- я буду здоровым.
Математический разбор пословицы (сложение и вычитание).
Вставай в 5, завтракай в 5, обедай в 5, ложись в 9 – проживешь 99.
1. Через сколько часов после подъема рекомендуется завтракать? 9 – 5 = 4 ч.
2. За сколько часов до сна пословица рекомендует ужинать? 9 – 5 = 4 ч.
3. Сколько часов составляет нормальная продолжительность сна?
9 ч. вечера = 21 ч.; 24 – 21 = 5 ч.; 3 + 5 = 8 ч.
- Продолжительность сна в возрасте до 10 лет должна быть 10 часов, т.е. нужно ложиться в 9 ч., а вставать с 5 до 7 ч. Если выспался, не надо залеживаться в постели – “с курами ложись – с петухами вставай”.
Приложение №2
Правильная поза учащегося во время занятий
1. За столом (партой):
Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ребенка необходимо выдерживать расстояние, равное ширине кисти ребенка.
2. При письме:
Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. Позво¬ночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверх¬ности стола симметрично и свободно. Надплечья находятся на од¬ном уровне. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30°. Левая рука (правая рука у левшей) учащегося поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.
3. При чтении:
Поза при чтении в основном совпадает с позой при письме. Предплечья симметрично, без напряжения лежат на поверхности стола (парты), кисти поддерживают книгу с наклоном по отно¬шению к глазам под углом 15°.
4. Стоя:
Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагруз¬кой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток.