Календарно - тематическое планирование образовательного процесса по программе "От рождения до школы" с детьми 6-7 лет.
Тема недели: Одежда, обувь, головные уборы
Савчук Лариса Константиновна, воспитатель МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка», п.г.т. Излучинск, ХМАО – Югра, Нижневартовский район.
Назначение: данный материал будет полезен воспитателям ДОУ при планировании (организации) образовательного процесса с детьми 6-7 лет.
Описание: данное календарно - тематическое планирование образовательного процесса представляет собой часть (недельное планирование) рабочей программы воспитателя подготовительной к школе группы ДОУ. Разработано на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с требованиями ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
Календарно-тематическое планирование позволяет строить образовательный процесс:
- с учётом интеграции образовательных областей ("Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие");
- в единстве воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач;
- в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей;
- спецификой и возможностями образовательных областей.
Образовательный процесс, построенный на основе одной центральной темы (темы недели) позволяет избежать дробления деткой деятельности по образовательным областям, оптимально организовать информацию. Даёт многочисленные возможности для развития дошкольников в различных видах деятельности. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и уголках (центрах) развития.
Цель: Обогащение представлений детей о предметах рукотворного мира, необходимых для жизнедеятельности человека (одежда, головные уборы, обувь) .
Задачи: развивать умение группировать и классифицировать предметы по различным признакам; продолжать знакомить детей с материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей, которые их создают; воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира, уважение к людям труда.
Итоговое мероприятие: сюжетно - ролевая игра «Магазин одежды»
Совместная деятельность (НОД, область, вид деятельности, тема, цель, источник)
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ МИРОМТема: Классификация одежды: зимняя, летняя, демисезонная. Ткани.
Программное содержание: закрепить знания об обобщённом понятии «одежда»; познакомить с классификацией одежды по сезонам; закрепить знания о свойствах ткани; познакомить с названиями наиболее распространённых видов ткани и способах их получения.
Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социально действительностью», стр. 44.
В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе д/с. Познавательное развитие», стр.33
Тема: Предыдущее и последующее число, выражения до и после.
Программное содержание: Учить называть предыдущее и последующее число, понимать выражения до и после; закрепить представление о треугольнике и круге; упражнять в обведении моделей этих фигур и заштриховке полученных контурных рисунков; учить составлять из частей круга полный круг.
Метлина, ФЭМП в детском саду, стр. 173
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ФЭМП
Тема: Порядковый, прямой и обратный счёт. Пространственные отношения. Штриховка.
Программное содержание: Закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах 10; уточнить представление детей о треугольнике, упражнять в зарисовке треугольников на бумаге в клетку и заштриховке их наклонными линиями; закрепить навыки порядкового счета, умение определять пространственные отношения (за, перед, между); упражнять в воспроизведении количества движений по указанному числу.
Метлина, стр. 174
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Тема: Придумывание продолжения и завершения рассказа Л.Пеньевской «Как Миша варежку потерял»
Программное содержание: учить дошкольников развивать сюжет, начатый воспитателем, без повторения рассказов других детей; активировать употребление в речи детей сложноподчиненных предложений разных типов с использованием союзов и союзных слов; упражнять в правильном изменении слова варежки; формировать у детей умение различать звуки [ш], [ж]; упражнять в использовании вопросительной и повествовательной интонации.
О.С. Ушакова, Е.М. Струнина РР 6-7 лет стр.66: Г.Я. Затулина Конспекты комплексных занятий РР стр. 127
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Тема: Звуковой анализ слов
Программное содержание: Закрепить умение проводить звуковой анализ слов; различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Закрепить знание о словоразличительной роли звука. Учить называть слова с заданным звуком.
Обучение дошкольников грамоте. Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Тема: Чтение басни С. Михалкова «Ошибка». Анализ фразеологизмов, пословиц
Программное содержание: Учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне; продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок.
О.С.Ушакова, Е.М. Струнина РР детей 6-7 лет стр. 250
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИСКУССТВОМ
Тема: Красота женского головного убора
Программное содержание: Познакомить с головным убором русской женщины; определять цветовую гамму, строить равновесную композицию; воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа; развивать эстетический вкус, творческие способности.
Т.В. Королева. ИЗО в д/с стр.42.
Тема: Ателье мод
Программное содержание: познакомить детей с работой ателье мод; предложить создать свои модели, нарисовать модную одежду; развивать интерес к прекрасному, эмоционально-эстетическое чувство, вкус.
Волчкова. ИЗО стр. 87.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: РИСОВАНИЕ
Тема: Воздушные вологодские платки
Программное содержание: познакомить с элементами вологодского узора; учить рисовать гелевой ручкой; приобщать к истокам русской народной культуры
Королёва Т.В. ИЗО в д/с. стр. 55.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: АППЛИКАЦИЯ
Тема: Шляпы, короны и кокошники
Программное содержание: Вызвать интерес к оформлению головных уборов, вырезанных из бумаги (картона). Инициировать самостоятельный поиск способов украшения изделий (декоративная роспись и аппликация). Развивать чувство формы, цвета и композиции. Воспитывать у детей художественный вкус при создании элементов костюма и театрально игровых аксессуаров.
Лыкова, ИЗО в д/с. стр. .96
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: КОНСТРУИРОВАНИЕ
Тема: Город мастеров
Программное содержание: Закреплять навыки строительства одноэтажных и многоэтажных домов разной конструкции. Воспитывать навыки коллективной работы, учить детей объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом.
Н.Ф.Тарловская, Л.А. Топоркова.Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду стр. 26
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: МУЗЫКА
Тема. По плану музыкального руководителя
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: ФИЗКУЛЬТУРА
Тема. По плану физруководителя
Виды деятельности и культурные практики в соответствии с образовательными областями
Игровая:Сюжетно – ролевые игры: «Магазин одежды», «Ателье», «Салон моды»
Дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», «Лото», «Собери картинку» (разрезные картинки), «Отбери зимнюю одежду», «Найди клад по схеме»
Коммуникативная:
Беседы: «Зимняя одежда», «Кто нас одевает и обувает?»
Индивидуальные беседы: «Как я одеваюсь на зимнюю прогулку?»
Ситуативный разговор и речевая ситуация: «Оденемся на зимнюю прогулку»
Отгадывание загадок: о предметах одежды
Составление описательных рассказов: о предметах одежды
Дидактические игры: «Назови правильно», «Что пропало?», «Расскажи, какая?», «Скажи наоборот», «Третий лишний», «Что сначала, что потом?», «Назови одним словом»
Артикуляционная гимнастика: «Желобок», «Змейка»
Познавательно исследовательская:
Наблюдения: за прохожими (как одеты, почему?); за изменениями на участке детского сада, за состоянием погоды, за птицами на кормушке, за солнцем, за вечерним небом
Рассматривание: комплекта детской зимней одежды, выделение цвета, материала из которой она сделана, деталей; сюжетных и предметных картинок с изображением предметов одежды
Дидактические игры: «Назови три предмета», «Какой, какая, какие?», «Кто, что делает?»
Опыт: Лёд - твёрдая вода
Восприятие художественной литературы и фольклора
Слушание и обсуждение: сказки «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.
рассказа К.Ушинского «Одежда», Н.Носова «Заплатка», стихотворений: В.Степанова «Удивительное платье»
Трудовая:
Самообслуживание: закреплять навыки быстрого самостоятельного одевания и помощи сверстникам
Культурно-гигиенические навыки: закреплять навыки быстрого и аккуратного приёма пищи;
Общественно-полезный труд: игровая ситуация «Убираем в игровом уголке вместе с Незнайкой»
Труд в природе: закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнат¬ные растения, рыхлить почву. Уборка снега с дорожек и веранды
Конструирование: «Рубашка для папы» (оригами)
Изобразительная:
Рисование: «Мой гардероб»
Аппликация: «Вырежи какую хочешь картинку с одеждой и наклей»
Музыкальная:
Игра на детских музыкальных инструментах «Оркестр»
Двигательная:
Подвижные игры: «Не оставайся на полу», «Мороз – Красный нос», «Хитрая лиса», «Ловишки – перебежки», «Успей выбежать», «Мышеловка», «Бегите ко мне», «Бездомный заяц», «»Снежинки и ветер», «Найди сою пару»
Игровое упражнение: «Кто дальше бросит», «По местам», катание на санках, «Найди свой цвет», «По дорожке» (скольжение), «Попади в цель»
Физкультурные минутки: «На дворе мороз и ветер», «На дворе у нас мороз»
Пальчиковая гимнастика: «Две подружки, две портняжки»
Поддержка индивидуальности ребёнка (форма работы, тема, ФИ ребёнка)
- Д/игра «Одежда» - закрепить представления об обобщённом понятии «одежда», упражнять в классификации одежды по сезонам
- И/упр. «Обведи фигуру и заштрихуй» - упражнять в обведении моделей геометр. фигур и их заштриховке
- Д/упр. «Сосчитай» - закрепить умения порядкового, прямого и обратного счёта
- Д/игра: «Рассмотри и расскажи» - упражнять в умении составлять небольшие описательные рассказы о предметах одежды
- Д/игра «Назови звук» - упражнять в умении различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки
- Д/игра «Объясни Незнайке» - учить осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок
- «Рассмотри и нарисуй» - закреплять представления о головных уборах русских женщин, умение рисовать их
- «Разные узоры» - упражнять в рисовании разнообразных узоров гелевой ручкой
- «Корона для принцессы» - упражнять в умении самостоятельно находить способы украшения изделия
- «Построй дом» - закреплять навыки строительства одноэтажных и многоэтажных домов разной конструкции
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов по образовательной области"Физическое развитие"
Утренняя гимнастика: Комплекс ОРУ с предметами №Гимнастика пробуждения: Комплекс №
Профилактические мероприятия: гимнастика для глаз. Комплекс №; проф.плоскостопия Комплекс №; проф. нарушения осанки Комплекс №.
Дыхательная гимнастика: «Маятник», «Регулировщик»
Закаливающие процедуры: контрастные воздушные ванны, полоскание горла
Организация предметно-пространственной развивающей среды ля поддержки детской инициативы (уголки самостоятельной активности)
Обеспечить необходимое оборудование для СХД: рисование цветными карандашами «Мы модельеры»; аппликация: «Вырежи какую хочешь картинку с одеждой и наклей»
- Создавать условия и помогать организовывать сюжетно ролевые игры: «Магазин одежды», «Ателье», «Салон моды»
- Создавать несложные знакомые детям конструкции, рисунки, для самостоятельного воспроизведения поделки «Рубашка для папы» в технике «оригами»
- Способствовать познавательному развитию детей, через расположение в группе н/п игр: «Оденем куклу на прогулку», «Лото», «Собери картинку» (разрезные картинки), «Отбери зимнюю одежду», «Найди клад по схеме»
- Поддерживать детей в стремлении проявлять интерес к литературе познавательного содержания
- Создать условия для развития творческой музыкальной деятельности: игра на детских музыкальных инструментах «Оркестр»
- Обогащать двигательный опыт детей, создавая в группе обстановку (ситуацию) для самостоятельных подвижных игр
- Создавать в группе игровую ситуацию для развития трудовой деятельности: «Убираем в игровом уголке вместе с Незнайкой»
Работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) требует доскональной организации каждого элемента учебно-воспитательного процесса. Для его структурирования методический коллектив детского сада составляет разные виды планирования. Одним из наиболее информативных с точки зрения подготовки и проведения конкретных видов работы является календарно-тематический план. На особенностях его создания для подготовительной группы детского сада (возраст детей 6–7 лет) остановимся подробнее.
Содержание понятия планирование учебно-воспитательного процесса в детском саду
Чтобы понять, что такое календарно-тематический план, необходимо сделать небольшой теоретический экскурс в суть понятия планирования. Итак, призвано создавать педагогическую модель взаимодействия с детьми в разных видах деятельности. Планирование может быть нескольких видов, отличающихся степенью детализации образовательного процесса, но опирающихся на образовательную программу, по которой работает детский сад.
Перечисленные виды плана представляют собой нечто вроде матрёшки, в которой перспективный план является самой крупной игрушкой, более общим, а ежедневный - самой мелкой, наиболее частным. При этом этот самый частный план, то есть педагогическое руководство к действию на каждый день, составляется на основе календарно-тематического, дающего представление и о тематике образовательного процесса, и о его структуре.
Это интересно. Календарно-тематический план является обязательным документом воспитателя, за составление и выполнение которого он несёт ответственность. Контроль составления планирования осуществляется руководством детского сада в начале года, мониторинг выполнения плана помесячно остаётся за старшим воспитателем.
Успешность образовательного процесса определяется в том числе и умением педагога грамотно планировать учебно-воспитательную деятельность
Цели и задачи составления календарно-тематического плана в подготовительной группе
Цели календарно-тематического планирования носят обобщённый характер для всех возрастных групп и включают:
- обеспечение реализации образовательной программы по всем направлениям учебно-воспитательного процесса для повышения уровня развития дошкольников, соответствующего программным требованиям;
- последовательное и систематическое воспитательное воздействие на детей, а также уровень педагогического мастерства педагога, способного проектировать варианты взаимодействия с детьми;
- практическое воплощение различных форм и методов работы с детьми;
- выбор технических средств обучения, подходящих по целям для конкретного вида деятельности.
Задачами календарно-тематического планирования в подготовительной группе является:
- поиск оптимального варианта интеграции образовательных областей в рамках изучения конкретной темы (несмотря на то что для старших дошкольников игровая активность по-прежнему преобладает, акцентными становятся социально-коммуникативная и познавательная области, так как именно они во многом являются определяющими факторами готовности ребёнка к школе);
- подбор методических приёмов с учётом индивидуальных особенностей воспитанников (так, например, если в группе преобладают дети с высоким уровнем самостоятельности, то в группе словесных приёмов ведущим способом взаимодействия будет беседа, так как она позволяет малышам проявить инициативу);
- формирование условий для обеспечения разных видов взаимодействия всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей);
- возможность оценки результатов учебно-воспитательного процесса не только в рамках конкретного учебного года, но и всего периода прохождения данной ступени образования (педагог имеет возможность последить уровень усложнения материала и приёмов в работе на темах, имеющих сквозной характер, то есть изучаемых в разных аспектах в каждой возрастной группе, например, «Домашние и дикие животные», «Времена года» и др.).
Объекты календарно-тематического плана
В подготовительной группе календарно-тематический план составляется по таким направлениям работы:
Какие приёмы включаются в календарно-тематическое планирование
В календарно-тематическом плане педагог указывает те виды методических приёмов, которые он планирует использовать для достижения поставленных целей при рассмотрении той или иной темы. В подготовительной группе, когда ребята уже знакомы со всеми способами взаимодействия, очень важно максимально приближать воспитанников к работе по тому традиционному набору приёмов, которые приняты в начальной школе. Как правило, это комплекс из четырёх групп:
- словесных;
- наглядных;
- практических;
- игровых.
Рассмотрим их варианты в рамках каждой из групп.
Словесные приёмы
В подготовительной группе дети активно осваивают навыки составления логичных, выразительных диалогических и монологических высказываний. В этой связи педагогу очень важно как можно более полно использовать речь при взаимодействии с детьми в разных видах деятельности.
Объяснение
Безусловно, этот методический приём в работе с детьми 6–7 лет не несёт такого содержательного значения, как это было в предыдущие годы: дети быстрее «хватают» материал, им не нужно долго растолковывать. Но с точки зрения способа донесения информации, объяснение для подготовишек очень ценно, ведь с его помощью ребята расширяют свой словарный запас, осваивают речевые клише, отрабатывают грамматику построения предложений - то есть все те аспекты языка, которые так важны для создания собственного речевого образа.
Объяснение может носить не только групповой, но и индивидуальный характер
Беседа
В подготовительной группе этот приём можно назвать самым важным в группе словесных. С помощью беседы дети не только развивают свою речь, но и учатся выстраивать причинно-следственные отношения между явлениями, о которых говорят, а также аргументировано доказывать свою точку зрения, сопоставлять новую информацию с уже полученным опытом, критически мыслить.
Для реализации этого приёма в своей практике я руководствуюсь двумя правилами подготовки беседы:
- заранее готовлю 1–3 вопроса (один на проверку понимания сути материала, два проблемных, ответы на которые могут быть прямо противоположными);
- продумываю по 1–2 вопроса на раскрытие нюансов каждого из направлений, по которым может пойти разговор.
Например, при изучении темы «Этикет» набор вопросов может быть таким:
- «Что такое этикет?» (с этим понятием дети знакомы уже давно, вопрос актуализирует знания ребят);
- «Важно или неважно придерживаться этикета в повседневной жизни, например, дома?» (здесь дети в большинстве своём, конечно, сходятся на том, что важно, доказывают своё мнение, однако, можно предложить им пофантазировать на тему, что будет, если в обществе человек будет придерживаться правил, а дома нет);
- «Возможно ли дружить с невоспитанными людьми?» (здесь мы обсуждаем два варианта - когда друг невоспитан, и за него часто бывает стыдно перед окружающими, а также когда товарищ знаком с общепринятыми правилами поведения, – и после этого определяем, что нам ближе).
Загадки и стихотворения
Обычно эти словесные приёмы используются для актуализации опорных знаний. Но в подготовительной группе дети уже достаточно организованы, чтобы настраиваться на работу с помощью беседы или рассматривания иллюстраций (то есть наглядного приёма). И тем не менее загадки можно использовать для систематизации того или иного материала.
Например, когда со своими детьми я работаю над темой «Ягоды», подытожить материал, который мы осваивали на занятии по ознакомлению с природным окружением, я предлагаю загадками:
- Эту ягодку найдёте Не в саду, а на болоте. Круглая, как пуговка, Красненькая… (клюковка);
- Много тёмно-синих бус Кто-то уронил на куст. Их в лукошко собери-ка. Эти бусины -… (черника);
- На колючей тонкой ветке В полосатых майках детки. Куст с шипами - не шиповник, Как зовётся он? (крыжовник).
В процессе рассмотрения темы «Предметы быта» мы с ребятами обсуждаем важность техники, используя в качестве основы дискуссии стихотворение «Пылесос»:
- В углу притаился
Лихой пылесос.
Он пыли несёт т
На себе целый воз.
Сметает соринки
И, радуя глаз,
Наводит порядок
Он в доме у нас.
Рычит, зубоскалит,
Шипит и свистит.
Собаку за хвост
укусить норовит.
Отчистит вам пятна,
Помоет порог,
А если не нужен-
Уйдёт в уголок.
Стихотворения и загадки помогают организовать детей
Забавные сюжеты
Дети любят сказки - это аксиома. Поэтому со стороны педагога будет большим методическим просчётом неиспользование сказочных повествований в работе. При этом сказки обычно придумываются «на ходу», то есть в процессе подготовки занятия по конкретной теме.
К примеру, при изучении темы «Права ребёнка» своим воспитанникам я предлагаю сказку «Как Заяц свои права получил». «В одном лесу жил-был Заяц. Но только не ладилась у него жизнь: только найдёт себе еду - тут же прибегают белки и забирают всё себе, только обоснуется в домике - прибегает Лиса и выгоняет Зайца. И отпор дать Заяц не может: от обиды слов не хватает, а драться так он и вовсе не умеет. Тогда решил он сходить к мудрому Льву за советом. И Лев ему объяснил, что никто не может лишать другого пищи или дома, так как это прописано в законе, по которому все живут. И у Зайца есть право на еду и право на законно полученную территорию, то есть дом. А если обидчики снова будут безобразничать, то им стоит напомнить, что нарушение чужих прав грозит изгнанием из леса и заключением под стражу. Послушал Заяц Льва, вернулся к своему дому и прогнал Лису, пригрозив ей тюрьмой. А белкам и говорить ничего не пришлось: они, как увидели гордого, уверенного в себе Зайца, сразу поняли, что лучше подобру-поздорову уйти в свой дом и больше косого не трогать. Вот так знание своих прав придало уверенности и решило проблемы Зайца».
После прослушивания сказки мы с детьми обсуждаем историю, опираясь на следующие вопросы:
- «Почему Зайца все обижали?»
- «Как вы думаете, если бы Заяц просто подрался с обидчиками, это бы помогло? (да, но временно) Почему нет? (потому что лиса и белки, наверняка бы, попытались снова обижать Зайца, только вот теперь они точно не расслабятся, не дадут Зайцу победить их)»;
- «Почему важно знать свои права?».
Чтение
Бо́льшая часть 6–7-летних воспитанников детских садов уже умеет читать. Поэтому воспитателю это умение нужно эксплуатировать не только на занятиях по чтению или подготовке к школе, но и во время выполнения остальных элементов учебно-воспитательного процесса. К примеру, зачитывание коротких описаний основных черт продукции народных промыслов. Важно, чтобы текст был небольшим по объёму и сопровождался наглядностью, то есть картинками.
Скороговорки
Это словесный приём важен для коррекции у ребят нарушений звукопроизнесения. Обычно для старших дошкольников комплексы скороговорок общей направленности подготавливаются заранее с учётом конкретных проблем с речью в группе. Составляются блоки скороговорок либо логопедом, протестировавшим ребят, либо, если в детском саду штатной единицы логопеда нет, воспитателем.
- «Буква Ж широка и похожа на жука и при этом, точно жук, Издаёт жужжащий звук: жжж». (Отработка звука [Ж]);
- «В день рожденья брату Боре Нарисую краской море И кораблик с якорьком - Боря будет моряком». (Отработка звука [Р]).
Группа наглядных приёмов
Информация, воспринимаемая детьми через зрительный канал, запоминается значительно прочнее, чем полученная при помощи других органов чувств. Именно поэтому в календарно-тематическом плане при рассмотрении любой (!) темы представлена наглядность. Существует несколько вариантов её презентации:
Видео: пример использования приёма показа при изучении темы «Неживая природа»
Это интересно. В некоторых видеоподборках, например, обучающих презентациях, после информационного блока даются задания на проверку понимания материала.
Группа практических приёмов
Эти способы взаимодействия с детьми предполагают освоение нового материала через его реализацию на базе существующего опыта. Иными словами, познакомившись с новыми названиями предметов мебели (например, банкетка, бюро, этажерка и т.п.), дети на основе имеющихся у них представлений о лепке, делают эти объекты интерьера из пластилина.
К практическим приёмам, предполагающим творческое осмысление явлений, кроме лепки, также относятся:
- рисование;
- конструирование;
- аппликации;
- поделки.
Это интересно. Часто в форме таких творческих заданий дети получают задание выполнить совместный с родителями проект на ту или иную тему. Например, «Мой дом», «Деревья и кустарники нашего края» и пр.
Фотогалерея: примеры проектов «Дома на нашей улице»
Кроме того, что дети домики складывают, они ещё свои поделки раскрашивают Для выполнения задания можно использовать бросовый материал В качестве заготовок для домов могут выступать разные геометрические фигуры Проект может быть выполнен разными техниками
Наблюдения
К приёмам практического осмысления материала относятся также наблюдения или опыты, дающие ребятам более глубокие представления о природе вещей. Наблюдения могут планироваться для проведения в группе (например, за ходом проращивания семян фасоли) или на улице (к примеру, наблюдение за трудовой деятельностью людей, транспортом, сезонными и погодными изменениями в окружающем мире).
Таблица: примеры заданий для наблюдения в подготовительной группе
Игровые приёмы
Без игровых приёмов в работе с детьми не обойтись. Поэтому в календарно-тематический план включаются все виды игр. При этом в подготовительной группе, в отличие от предыдущих этапов образования, при изучении темы могут использоваться 1–2 вида игр, а не все.
Освоение окружающего мира у детей происходит через игру
Цели включения в план дидактических игр
Этот вариант игр применяется на разных этапах работы с материалом:
- для ознакомления с новой информацией;
- в качестве инструмента для закрепления и отработки полученных знаний, умений и навыков.
Таблица: примеры дидактических игр в календарно-тематическом плане для подготовительной группы
Вид обучающей игры | Название | Целевые ориентиры | Материал, содержание игровых действий |
Логическая | «Что это такое?» |
|
Педагог, а затем и дети, загадывают предмет, которой описывают. Остальные участники пытаются угадать, о чём речь. К примеру, прямоугольный, может быть разных цветов, сверху - стекло или пластик, продаётся в специальных магазинах, может быть с кнопками, по нему можно разговаривают - мобильный телефон. |
Словесная | «Назови растение с нужным звуком» |
|
Педагог называет звук, а дети - деревья и кустарники, которые на этот звук начинаются. |
Музыкальная | «Откуда звук» | Тренировать умение находить источник звука. | 3–4 ребёнка издают определённый вид шума (звон колокольчика, жужжание мотора машинки, стук деревянных ложек и пр.), остальные участники, стоя спинами к водящим, угадывают, что и откуда звучит. |
Сенсорная | «Найди такой же лист» | Учить классифицировать предметы на основании общих и различных признаков. | Дети рассматривают листья на дереве, а затем, разделившись на команды, ищут такие же на земле, сравнивая их по определяющим признакам. |
Настольно-печатная | Лото «Геометрические фигуры» |
|
Дети складывают геометрические фигуры из двух половинок, следя за тем, чтобы сошлась не только форма, но и цвет. Задание выполняется на скорость. |
Игры с предметами | К этому виду игр относятся задания, связанные с использованием природного материала или игрушек. Например, посчитать, сколько фишек-каштанов у каждого из персонажей-шишек. | ||
Интерактивная | Её проведение требует определённого технического оснащения - интерактивной доски. Суть игр заключается в следовании правил, оговоренных в методическом сопровождении приложения. Например, на занятии по подготовке к школе для работы над простыми арифметическими действиями можно использовать игру, созданную на базе любимого многими мультфильма «Маша и Медведь». |
Подвижные игры
Основное предназначение этих игр - возмещение у детей потребности в двигательной активности.
Для гармоничного развития ребёнку необходимо проявлять свою двигательную активность
Таблица: примеры подвижных игр в календарно-тематическом плане для подготовительной группы
Что отрабатывается | Название игры | Целевые ориентиры | Суть игры |
Бег в разных направлениях, прыжки | «Пятнашки» |
|
Водящий становится в круг с завязанными глазами. Дети его раскручивают, потом снимают повязку и разбегаются. Ловишка должен посалить нерасторопного участника. |
Пространственное ориентирование | «Салки на болоте» |
|
Дети различными предметами обозначают места, куда заходить нельзя. По условному знаку педагога все малыши разбегаются, а водящий старается догнать и осалить. |
Формирование ощущения равновесия | «Не оступись» |
|
Дети становятся в две колонны. По сигналу начинают движение с одной точки пространства до другой. При этом стоящий первым допрыгивает до цели, а остальные идут рядом. Если ребёнок оступился, он становится в конец колонны, а его роль выполняет следующий участник. Побеждает та команда, которая прошла до финиша дистанцию подлиннее. |
Развитие внимания | «Эстафета парами» |
|
Дети, взявшись за руки, становятся на одной из сторон площадки в две колонны. По условному знаку им нужно перебежать к противоположной колонне, не расцепив рук. |
Отработка навыка лазанья, ползанья | «Где мои бананы» |
|
Дети-«обезьянки» стоят около гимнастической лестницы. Педагог называет, сколько «ступенек нужно пойти за бананами», а дети залазят на это количество ступеней наверх. |
Тренировка ловкости | «Не наступи» |
|
Дети кладут перед собой палочки, становятся на небольшом расстоянии от палочки. По сигналу воспитателя пытаются перепрыгнуть через препятствие, сместившись влево или вправо. |
Игры театрализованной направленности
Этот вид игр помогает ребятам проявить свои творческие способности на этапах подготовки и проведения игр, так как дети вовлекаются не только в само выполнение игровых заданий, но и придумывание сценария, распределения ролей и пр.
Театрализованные игры дают ребятам возможность раскрыть свой творческий потенциал
Таблица: примеры театрализованных игр в календарно-тематическом плане для подготовительной группы
Вид театрализации | Суть игровых действий | Примеры |
Сюжетно-ролевые игры | Малыши, опираясь на свой опыт, разыгрывают ситуации, с которыми сталкиваются в быту. | «Дочки-матери», «На приёме у врача», «В библиотеке». |
Драматизации | Дети говорят и выполняют те действия, которые прописаны для их персонажа «режиссёром», то есть педагогом или самим ребёнком. | Утренники, постановки по мотивам прочитанных сказок и пр. |
Режиссёрские игры | Дети не только сами выполняют игровые действия, но и организуют содержание самой игры. | Малыши разыгрывают действия спасателей МЧС при пожаре, используя для этого фигурки фланелеграфа. |
Пальчиковые игры | Применяются в виде физкультпаузы на занятиях, тренируют речевые центры, а также готовят руку к письму. |
|
Требования к оформлению календарно-тематического плана
Этот вариант составления плана закреплён требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к оформлению документации в ДОУ и включает:
- титульный лист с указанием полного названия ДОУ, названия и возрастной категории группы, программы, по которой детский сад работает, ФИО воспитателей группы, даты начала и окончания работы по этому плану;
- алфавитный список детей в группе с указанием дат рождения;
- режимные моменты в группе (вид деятельности и время на него отведённое), в том числе зарядка, процедуры закаливания, если последние предусмотрены программой ДОУ;
- расписание непосредственной образовательной деятельности (НОД) на неделю;
- собственно план с указанием даты проведения вида работы, темы, форм деятельности детей, целей, оборудованием для каждой из форм, а также планируемых результатов (достижений в познавательной, эмоционально-волевой сферах и личностных успехов);
- незаполненный последний лист, который предназначен для замечаний и пожеланий старшего воспитателя.
Это интересно. Личностные достижения в графе результатов выполнения календарно-тематического плана стали включаться с момента начала работы ДОУ по ФГОС.
Если никаких кардинальных изменений в программе работы ДОУ не происходит, то календарно-тематические планы можно составлять на основе уже отработанных ранее
Таблица: образец составления календарно-тематического плана в подготовительной группе по разным образовательным областям (фрагменты)
Дата/ день недели |
Вид деятельности | Тема | Целевые ориентиры | Пути достижения цели | Оборудование, материалы |
|||||
15.09. четверг | Лепка | Лепка фигуры человека в движении |
|
|
|
|||||
29.09. четверг | Лепка | Корзина с грибами |
|
|
|
|||||
03.10. понедельник |
Познавательное развитие. ФЦКМ |
Овощи и фрукты |
|
|
|
|||||
10.10. понедельник |
Познавательное развитие. ФЦКМ |
Широка страна моя родная! |
|
|
|
|||||
17.10. понедельник | Познавательное развитие. ФЦКМ |
Планета Земля в опасности! | Дать детям представление о том, что планета Земля - это громадный шар. Бо́льшая часть земного шара покрыта водой - океанами и морями. Кроме воды, есть материки - твёрдая земля - суша, где живут люди. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Воспитывать любовь к природе, чувство долга охранять и защищать Землю, на которой мы живём. |
|
|
|||||
01.11. вторник | Познавательное развитие. Продуктивная (конструктивная) и познавательно-исследовательская деятельность. | Театр |
|
|
Строительный материал | |||||
02. 11. среда | Рисование | Кукла в национальном костюме |
|
|
|
|||||
07.11. понедельник |
Познавательное развитие. ФЦКМ |
Животные нашей планеты | Расширять знания о животных, живущих в разных уголках планеты. |
|
Картинки с изображением разных животных. | |||||
03. 04. понедельник | Развитие речи | Весна идёт, весне дорогу! | Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи. |
|
||||||
10.04. понедельник |
Познавательное развитие. ФЦКМ |
Космос |
|
|
|
|||||
17.05. среда | Рисование | Рисование с натуры «Комнатное растение» |
|
|
|
|||||
30.05. вторник | Познавательное развитие. Продуктивная (конструктивная) и познавательно-исследовательская деятельность | Мы учёные |
|
|
|
Календарно-тематический план, как и любой другой вид планирования в детском саду, носит характер элемента, организующего образовательный процесс, а также позволяет наглядно увидеть динамику реализации программы ДОУ. При составлении календарно-тематического плана педагогу нужно, следуя общим требованиям к содержанию и структуре этого вида документации, учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников. А при работе над планом для подготовительной группы ещё и брать во внимание преемственность структуры учебно-воспитательного процесса со следующей ступенью образования, то есть началом обучения в школе.
Прием: Поговорить о сезонных изменениях в жизни животного мира. Цель: обобщить и систематизировать знания детей по теме; уточнить понятие «млекопитающие животные».
Игра малой подвижности «Кого не стало».
Цель: развивать внимание, наблюдательность
Дидактическая игра с мячом «Съедобное -несъедобное».
Цель: актуализировать представления детей о грибах, об опасности, которую могут грибы представлять.
Утренняя гимнастика
Прогулка: Наблюдение за ветром. Ветер – это движение воздуха, отметить, что чаще стали дуть холодные ветры. Выяснить, какие еще приметы осени знают дети. Систематизировать представления о последовательности сезонных изменений осени.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Цель: развивать умение детей распределять роли, соответствовать выбранной роли, развивать сюжет игры.
Ситуативный разговор «Игры во дворе». Цель: воспитывать навыки безопасного поведении я на улице.
Трудовое воспитание:на территории детского сада осмотреть деревья и кустарники, убрать высохшие ветки, стебли растений.
Подвижные игры:«Большой мяч». Цель: развивать ловкость движений, быстроту.
«Лягушки». Цель: учить сопоставлять движения со словами.
Вторая половина дня:
Оздоровительная гимнастика после сна
Игровая деятельность (самостоятельная) Конструирование из напольного и настольного строителя. Цель: упражнять в конструктивных умениях, воспитывать дружеские взаимоотношения через игру.
Поисково-исследовательская деятельность“Как получаются новые цвета?” Вспомнить с детьми смешение цветов для получения новых оттенков.
Заучивание стихотворения А. Толстого «Осень. Обсыпает весь наш бедный сад». Цель: Учить детей соотносить описываемые в стихотворении картины природы с наблюдаемыми осенними явлениями, понимать поэтические образы. Учить использовать различные средства выразительности речи в соответствии с содержанием стихотворения.
Прогулка: Наблюдениеза погодой. Цель: учить детей описывать явления природы. Дидактическая игра «Так бывает или нет».
Игровая деятельностьдидактическая игра «Бывает, не бывает». Цель: способствовать использованию в игре и углублению знаний детей о сезонных явлениях. Развивать внимание, связную речь.
Подвижная игра«Замри». Цель: учить понимать схематическое изображение позы человека.
День знаний в подготовительной группе ДОУ. Планирование
Тема: «День знаний»
Цель: способствовать эмоциональному отношению детей к переходу в подготовительную группу, воспитывать дружелюбные отношения между сверстниками.Итоговое мероприятие: Экскурсия «Пешеходный переход»
Понедельник
Утро
Утренняя гимнастика. Беседа на тему «Разные профессии» - уточнять представления о деятельности людей разных профессий
Дид игра « Что из чего сделано» - учить называть материал из чего сделан предмет.
Игра с мячом «Вежливый ребёнок» - продолжать учить вежливо здороваться с каждым сидящим Отметить состояние погоды в уголке природы.
Предложить детям настольные игры для самостоятельной деятельности детей
Дежурство
Прогулка
Наблюдение за погодой – продолжать знакомить детей с признаками погоды осенью Упражнять. в перебрасывании мяча друг другу П. игры «Перелёт птиц», «Воробушки и кот» - развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в умении размещаться в пространстве, не задевая друг друга
Труд на участке: предложить детям собрать листья на участке – вызвать у детей желание помогать взрослым.
Самостоятельные игры детей
Работа перед сном Речевое развитие
Чтение рассказа В.Драгунского «Сверху, вниз, наискосок»
Вечер
Приведение внешнего вида детей в порядок.
Чтение сказки «Какая погода лучше?» - продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки Индивидуальная работа с «Назови пропущенное число» Игра «Поможем Федоре» - учить понимать суть понятий «смешно», «жалко», «радоваться за другого», вызывать стремление быть аккуратным Сюжетно- ролевая игра «Скорая помощь» - продолжать развивать умение взаимодействовать в игре, развивать чувство милосердия, желание помочь и утешить.
Самостоятельные игры детей
Вторник
Утро
Утренняя гимнастика. Беседа с детьми об обязанностях воспитателя и няни – развивать связную речь, активизировать словарь детей Индивидуальная работа с –дид игра на развитие внимания «Найди отличия» Беседа с детьми «Правила поведения за столом» - продолжать формировать умение кушать аккуратно, правильно пользоваться ложкой Предложить для рассматривания фотографии, картинки на тему: «Из жизни детского сада»
Игра мал подвижности «Вершки – корешки» -закрепить знания детей, как растут овощи. Дежурство
Прогулка
Наблюдение за изменениями, происходящими в природе – расширять представление детей об осени, видеть красоту окр.мира
Индивидуальная работа с –упражнять в подбрасывании мяча вверх и ловле двумя руками Беседа- рассуждение: в какое время года происходит листопад? С чем его можно сравнить? Что люди делают с опавшей листвой?
Труд на участке: предложить детям собрать букетики из листьев. П.игра «Перелёт птиц» - развивать у детей выполнять движения по сигналу
Работа перед сном
Чтение сказок по желанию детей. Пальчиковые игры «Пальчики гуляют», «Замок».
Вечер
Проведение закаливающих процедур после сна. Приведение внешнего вида в порядок.
Игра – имитация состояния природы: кружатся листья, раскачиваются деревья
Индивидуальная работа по закреплению умения рисовать предметы квадратной формы
Повторить с детьми стихотворение Ю.Кушака «Оленёнок»: Слегла олениха, да так и не встала? У оленёнка мамы не стало. Я его глажу, с ладошки кормлю. Я его очень, очень люблю. И всюду за мною он скачет упрямо. Пусть думает он, что я его мама. Предложить навести порядок в книжном уголке – развивать желание выполнять простые трудовые поручения.
Самостоятельные игры детей
Среда
Утро
Утренняя гимнастика. Посещение младшей группы: рассказать чем группы похожи, чем отличаются. Дет. сад-большая семья, где старшие ребята заботятся о младших дид. игра на развитие логического мышления «Что перепутал художник?» Труд в уголке природы: предложить детям определить цветы, которые нуждаются в полив: воспитывать бережное отношение к растениям Предложить детям настольно- печатные игры, мозайку- для развития мелкой моторики рук.
Д..игра «Трамвай» - развивать умение распознавать цвета, упражнять в порядковом счёте.
Дежурство
Экскурсия в теплицу дет.сада – уточнить у детей какие овощи здесь растут Игровое упр-ние «Поймай комара». –упражнять в подпрыгивании на месте Беседа-рассуждение: Что было бы с растениями в теплице, на грядках, если бы за ними не ухаживали? Как нужно ухаживать? Труд: предложить детям собрать мусор на участке – приобщать детей к выполнению трудовых поручений.
П.игра «Воробышки и кот» -учить детей действовать по сигналу
Работа перед сном Речевое развитие
Чтение стихот-ния С.Михалкова «Хорошие приятели»- прививать интерес к худ. слову
Вечер
Проведение закаливающих процедур после сна.
Беседа « Правила дорожного движения» - закрепить знание детей о действиях пешехода, о правилах перехода через улицу
Индивидуальная работа с – дид.игра «Не ошибись» - активизировать в речи детей обобщающие слова Дид.ига « Ласковые слова» - учить называть слова с уменьшительно- ласкательным суффиксом С.р.игра «Мы идём на день рождения к другу» - развивать умение у детей реализовывать игровой замысел.
Самостоятельные игры по желанию детей.
Четверг
Утро
Утренняя гимнастика
Беседа о здании дет. сада: как можно догадаться, что это д.сад? Что есть на участках?- развивать связную речь детей Индивидуальная работа – упражнять в раскладывании 5 предметов по возрастающей Дид. игра « Время года, месяцы»- закрепить последовательность времён года, названия месяцев Предложить детям для рассматривания иллюстрации разных времён года – закрепить названия вр.года.
Дежурство
Прогулка
Наблюдение за берёзой – закрепить знание детей о берёзе. Подбирать различные определения(кудрявая, стройная), вос-ть бережное отношение к деревьям Упражнять в ходьбе с выполнением различных заданий Дид. игра «Угадай, что в руке» - развивать у детей умение узнать фрукт по описанию.
Труд: предложить детям подмести веранду – вызвать желание трудиться.
П.игра «Охотники и утки»- учить детей соблюдать правила игры
Работа перед сном
Чтение рассказа В.Драгунского «Что я люблю»
Вечер
Проведение закаливающих процедур после сна.
Приведение внешнего вида детей в порядок.
Игры –имитации для смены эмоционального состояния (кошка играет, засыпает, пробуждается, потягивается; лиса подкрадывается к мышке
Индивидуальная работа на сравнение предметов: Чего больше? Чего меньше? Что нужно сделать, чтобы их стало поровну? Приучать детей убирать игрушки, книги на свои места в беседе «Каждой вещи своё место» Самостоятельная игровая деятельность в физкультурном уголке
С.рол.игра «Салон красоты» - закрепить умение детей распределять роли, расширять знания о профессии косметолога
Пятница
Утро
Утренняя гимнастика
Беседа с детьми о дет.саде: как называется, на какой улице, сколько этажей, почему такие большие окна – развивать речь детей, умение рассуждать Индивидуальная работа –упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги Дид. игра «Да –нет» - упражнять детей в умении оценивать свои поступки. Предложить детям настольно - печатные игры: домино, лото, пазлы, мозайку – развивать логич.мышление, мелкую моторику рук
Игры мал под-ти «Съедобное – не съедобное», «Летает – не летает»
Дежурство
Прогулка
Наблюдение за дождём – закрепить знания детей об образовании дождя(в облаках водяные пары превращаются в капельки). Индивидуальная работа – упражнять в бросании мяча о землю и ловле его двумя руками Беседа- рассуждение: Что происходит с каплями дождя высоко в небе?(замерзают). Что происходит потом? (ледяные кристаллы падают вниз, тают при встрече с тёплым воздухом и превращ-ся в капли) Экскурсия «Пешеходный переход» - закреплять знания детей о правилах дорожного движения; уточнить у детей знания сигналов светофора; воспитывать стремление знать и соблюдать правила дорожного движения.
Работа перед сном
Чтение рассказа В.Драгунского «Заколдованная буква»
Вечер
Проведение закаливающих процедур после сна.
Игра - ситуация: «Осень- художница» -развивать у детей творческое воображение, приобщать к красоте Индивидуальная работа с - закрепить умение называть предметы, похожие на геометрические фигуры Дид. игра « Чудесный мешочек» - развивать умение детей угадывать фрукты и овощи на ощупь Предложить детям нарисовать и разукрасить осенние листочки
Самостоятельные игры детей по интересам в игровых уголках.
Изобразительная деятельность :
Лепка:
Лепка по замыслу
(Цель: у чить самостоятельно намечать содержание лепки; тщательно отделывать форму фигуры, детали, добиваясь выразительности задуманного, используя известные способы лепки. Учить доводить начатое до конца, правильно оценивать свою работу и работу товарища. Воспитывать самостоятельность, развивать творчество.)
Лепка "Девочка и мальчик пляшут"
(Цель: учить детей лепить фигуру в движении (по
скульптуре). Закреплять умение передавать в лепке фигуру человека, форму частей тела, пропорции. Формировать умение действовать, договариваясь о том, кто кого будет лепить.)
Лепка"Дымковские барышни"
(Цель: Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни), соблюдать пропорции фигуры. Развивать эстетическое восприятие, чувство формы, эстетический вкус, творчество. Совершенствовать умение правильно оценивать свою работу и работы товарищей.)
Лепка "Дед Мороз"
(Цель: учить детей передавать в лепке образ Деда Мороза. Закреплять умение лепить полые формы (шуба Деда Мороза), передавать детали, используя различные приемы лепки: прищипывание, оттягивание, сглаживание поверхности.)
Лепка «Елочные игрушки»,
(Цель: совершенствовать умение детей лепить пластическим способом предметы разной формы и величины. Учить действовать аккуратно, готовить и убирать рабочее место. Учить детей использовать дополнительные материалы и детали в создании композиции.
Рисование:
Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи.
(Цель: продолжать знакомство с городецкой росписью. Продолжать формировать интерес к народному декоративно-прикладному искусству, отмечать яркие, жизнерадостные узоры. Закреплять знания о характерных особенностях городецкой росписи: колорите, составных элементах, композиции. Развивать умение создавать более сложные узоры по мотивам городецкой росписи. Закреплять технические приемы
рисования гуашью, смешивания красок на палитре.)
Рисование "Волшебная птица"
(Цель: развивать умение создавать сказочные образы. Закреплять навыки рисования цветными карандашами и закрашивания изображений (используя разнообразные штрихи, разный нажим на карандаш для передачи оттенков цвета).
Развивать чувство композиции. Учить при анализе рисунков выбирать наиболее интересные, выразительные работы и объяснять свой выбор.)
Рисование "Как мы танцуем на музыкальном занятии"
(Цель: Учить детей передавать в рисунке различия в одежде девочек и мальчиков, движения фигур. Продолжать формировать умение рисовать контуры фигур простым карандашом и красиво закрашивать изображения.)
Рассматривание иллюстраций Н.Жукова к книге А.Кононова «Елка в Сокольниках»,
(Цель: познакомить детей с работами художника-иллюстратора. Обратить внимание на настроение ребят во время праздника, на праздничное убранство зала. Предложить рассмотреть украшения на елке, назвать наиболее красивые.)
Рассматривание репродукции картины Л.Мослер «Рождественское утро»,
(Цель: предложить детям
придумать, о чем разговаривают герои картины, рассматривая елку. Поддерживать интерес детей к работе художника, развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту предметов искусства. Развивать способность наблюдать, всматриваться в произведение.)
Рассматривание репродукции картины Д.Александрова «Зимняя сказка»,
(Цель: познакомить детей с картиной.
Обратить внимание на сказочный вид зимнего леса, предложить рассмотреть разнообразие лесных красавиц-елей в лесу. Учить отмечать средства выразительности, которые использовал художник в картине. Развивать чувство прекрасного, учить любоваться предметами искусства.)
Аппликация:
"Праздничный хоровод"
(Цель: учить детей составлять из деталей аппликации изображение человека, находить место своей работе среди других. Учить при наклеивании фигур на общий лист подбирать удачно сочетающиеся по цвету изображения. Развивать чувство композиции, цвета .)
Аппликация с использованием готовых открыток «Письмо Деду Морозу»,
(Цель: учить детей вырезать из открыток отдельные детали и создавать свою композицию,
дорисовывать задуманный образ. Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать изображение на листе с учетом его пропорций.)
Объемная аппликация «Подарки к Новому году»,
(Цель: учить детей создавать объемные картины при помощи жатой бумаги.
Предложить смять бумагу, затем немного распрямить ее и вырезать фигуру нужной формы. Продолжить учить создавать композиции, дорисовывать недостающие детали. Способствовать развитию детского творчества.)
Чтение художественной литературы
Разучивание стихотворения А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»
(Цель: знакомство и анализ стихотворения А.А. Фета “Мама! Глянь-ка из окошка”.
Задачи:
познакомить с творчеством А. Фета; расширять и пополнять словарный запас детей; познакомить с новым жанром стихотворения просьбы; добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту; развивать эмоции и чувства детей.)
Чтение стихотворения Э.Мошковской «Какие бывают подарки»
(Цель: воспитывать любовь к поэзии, учить внимательно слушать, отличать поэтическое произведение от прозы. Учить содержательно и эмоционально рассказывать о впечатлениях от произведения)
Чтение сказки В.И. Даля «Старик-годовик»
(Цель: предложить детям определить жанровую принадлежность произведения, выделить особенности сказки, ответить на вопросы по ее содержанию.)
Чтение сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»
(Цель:
предложить детям определить жанр произведения, охарактеризовать персонажей, их поступки, придумать свой вариант продолжения сказки.)
Разучивание стихотворений о новогодних праздниках.
(Цель: предложить детям выбрать стихотворение, учить декламировать понравившееся произведение, выбирать средства выразительности в соответствии с содержанием стихотворения и передаваемым им настроением.)
Заучивание стихотворения
И. Никитина «Встреча зимы»,
(Цель: учить детей понимать содержание произведения, отличать
стихотворения от других литературных жанров, выделять и понимать образные выражения. Учить выразительно декламировать
стихотворение, передавать его настроение.)
Чтение стихотворения
С. Маршака «Дети спать пораньше лягут…»,
(Цель: продолжать знакомить детей с
литературными произведениями о предстоящем празднике. Уточнять представления о календарном годе, о начале года и его окончании, предложить назвать зимние месяцы.)
Заучивание стихотворения О.Высотской «Новый год»,
(Цель: помочь детям запомнить стихотворение, учить выразительно
декламировать стихотворные строки. Обогащать словарный запас, развивать вербальное воображение, память.)
Музыкальная деятельность:
Игра-ситуация «Вечер фокусов»
(Цель:
Развивать у детей воображение на базе
активизации фантазии;
Воспитывать независимость в мышлении и поведении, соревновательность, чувство юмора уверенность в своих силах и способностях;
Развивать гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата;
Создавать во время мероприятия веселое, творческое настроение .)
Упражнение «Танец снежинок» (под муз. композицию А.Жилина «Вальс»)
(Цель: учить детей танцевать в соответствии с музыкой лёгкого, подвижного характера и передавать содержание песни. Учить детей заканчивать вовремя
движение и переходить к следующему движению.)
Исполнение хороводной песни «К нам приходит Новый год»
(Цель:
1.Познакомить дошкольников с историей празднования Нового года.
2.Воспитывать культуру своего народа.
3. Вспомнить новогодние песни и разучить песню «К нам приходит Новый год»)
Хоровод «Елка»,
муз М. Магиденко,
сл. К. Чуковского,
(Цель: учить детей чисто интонировать, правильно передавать мелодию, согласовывать движения хоровода с текстом песни, выполнять движения легко и ритмично. Расширять представления о праздновании Нового года. Создавать радостную атмосферу приближения праздника.)
Хоровод «К нам приходит Новый год», муз. В.Герчик, сл.З.Петровой,
(Цель: учить детей выполнять ритмические движения в соответствии
с текстом песни, двигаться в темпе музыки, совершенствовать выполнение детьми хороводного шага.
Развивать музыкально-ритмическое чувство, расширять музыкально-слуховые представления. Создавать радостное настроение в ожидании праздника.)
Оркестровка песни «К нам приходит новый год», муз.В.Герчик, сл.З.Петровой,
(Цель: учить детей играть на металлофоне мелодию знакомой песни, правильно передавать ритмический рисунок. Развивать музыкально-ритмическое чувство, эмоциональную отзывчивость на музыку, как основу музыкальности.)
Хоровод «Елочка-зеленая иголочка», муз. З.Компанейца, сл. И.Векшегоновой,
(Цель: способствовать повышению выразительности
движений, формировать у детей умение согласовывать свои
движения с музыкой. Развивать динамический слух, вызвать эмоционально-положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке.)
Мультдискотека: просмотр фрагмента мультфильма «Новогодняя сказка», слушание песни «Елочка»,
(Цель: продолжать знакомить детей с музыкой к мультфильмам, обогащать их музыкальные впечатления. Расширять представления о празднике, обогащать социальный и игровой опыт. Создавать радостное настроение в ожидании праздника.)
Театрализованная деятельность
Игра-драматизация по сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев»,
(Цель: предложить детям разыграть сценку встречи
героини сказки с братьями месяцами. Поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать умение выстраивать линию поведения в роли, используя разнообразные атрибуты, детали костюмов. Поощрять импровизацию, формировать умение свободно чувствовать себя в роли.)
Игра-инсценировка «Лесные звери поздравляют малышей с праздником»,
(Цель: поддерживать интерес детей к театрализованной игре
путем активного вовлечения детей в игровые действия. Вызывать желание попробовать себя в разных ролях, стремление участвовать в поздравлении младших дошкольников. Учить передавать в игре характерные образы зверей, придумывать поздравления.)